Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Корчагина Е. В.
доцент кафедры менеджмента Санкт-Петербургского филиала Государственного университета — Высшая школа экономики,
кандидат экономических наук


Социально-экономическая устойчивость и конкурентоспособность организаций

Для успешной реализации `Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию` необходима разработка программ устойчивого развития для каждого региона, города, района, поскольку устойчивое социально-экономическое развитие страны достижимо только при устойчивости территорий, отраслей, предприятий и организаций. Социально-экономическая устойчивость отдельных предприятий и организаций позволит всей хозяйственной системе страны сохранять и увеличивать ее конкурентный потенциал, обеспечивая одновременное достижение долгосрочной социальной и экологической стабильности.
На наш взгляд, социально-экономическая устойчивость - это способность в данном случае предприятий, организаций сохранять определенный (заранее заданный) уровень достижения экономических целей в условиях динамической трансформации бизнес - среды (при неизменности основных социальных, культурных и экологических параметров окружающей среды). Отдельное предприятие или организация при этом рассматривается не только как участник рыночных отношений, но и как элемент социальной, экономической и природной среды. Управление устойчивым социально-экономическим развитием предусматривает: формирование целей организации и их достижение в области социально-экономического развития в незагрязненной окружающей среде; ориентацию на совокупность принципов, методов, средств и форм управления организацией, обеспечивающих достижение экономической выгоды, социальной пользы и экологической безопасности; сочетание мер по обеспечению эффективности производства и сбалансированного использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и удовлетворения социальных потребностей человека.
Внешние факторы, влияющие на уровень социально-экономической устойчивости, делятся на две группы: факторы прямого и косвенного воздействия. К первым относятся взаимоотношения с хозяйствующими партнерами (поставщиками и потребителями); конкуренция предпринимателей; взаимодействие организации с контактными аудиториями (государственными учреждениями надзора и регулирования предпринимательской деятельности, средствами массовой информации и т. д.). Факторы косвенного воздействия - это политическая и экономическая ситуация в стране, международные события, экономическое положение отдельных отраслей, стихийные бедствия и т. д.
Важнейшими внутренними факторами социально-экономической устойчивости предприятий (организаций) являются: наличие инвестиций; инновационная активность, непосредственно определяющая конкурентоспособность продукции и производственной технологии; новая технология и техника; интеллектуальные ресурсы, резервные мощности; новые формы организации труда и производства; ликвидность капитала; платежеспособность; рентабельность; производительность; пропорциональность внутреннего инвестиционного комплекса. Вместе с тем, большое значение для устойчивого развития имеет фактор организационной культуры субъекта предпринимательства, характеризующий философию фирмы, основные принципы взаимоотношений с поставщиками, потребителями и конкурентами, стиль управления, отношение к сотрудникам и т. д.
Велико влияние на уровень социально-экономической устойчивости таких факторов, как: отсутствие профессионального опыта; слабость общеэкономических и маркетинговых знаний; финансовые просчеты; плохая организация труда; утечка конфиденциальной информации; плохая приспосабливаемость к переменам в рыночной, социальной и экологической средах.
Стратегическое управление устойчивым развитием концентрирует внимание на поиске новых возможностей в конкурентной борьбе, охране природы, удовлетворении социальных потребностей общества. К критериям его эффективности можно отнести своевременность и точность реакции организации на новые запросы рынка, общества и экосистемы.
Постепенное повышение требований к социально-ориентированной деятельности организаций имеет место во всех промышленно развитых государствах. Этот процесс сопровождается одновременным внедрением систем стимулирования традиционной финансовой отчетности корпораций и расширением ее за счет включения в нее информации нефинансового характера. В некоторых случаях такие меры продиктованы экологической и социальной политикой государства, в других - давлением со стороны инвесторов, желающих в процессе регулирования рынка получать более четкое представление о показателях деятельности организаций. В течение ближайших лет правительственные инициативы, связанные с расширением показателей корпоративной отчетности, неизбежно будут распространяться в новых странах и регионах.
А поскольку устойчивое развитие становится общепризнанной основой публичной политики и корпоративной стратегии, все большее число организаций берется за практическую реализацию данной концепции. Соответственно, разработка единой системы показателей устойчивого развития становится все более актуальной, особенно в условиях глобализации экономики.
Глобализация уже привела к пересмотру существующих систем отчетности и управления в промышленно развитых и многих развивающихся странах. Глобальные сети снабжения и товарораспределения постепенно распространяют на все звенья снабженческой производственной сбытовой цепи общую управленческую практику и все более высокие требования к отчетности. Понятие корпоративной отчетности уже не ассоциируется лишь с деятельностью многонациональных (транснациональных) корпораций, а охватывает широкий спектр как крупных, так и малых организаций во всем мире.
Глобальная экономика требует создания глобальных контролирующих структур, которые бы направляли деятельность организаций на достижение высоких результатов не только в экономическом, но в социальном и экологическом плане. Поиск новых форм глобального управления и контроля происходит в первую очередь в сфере деятельности организаций, от которых в наибольшей степени зависит увеличение выбросов парниковых газов, истощение озонового слоя, лесных и морских ресурсов и т. п.
Организации (предприятия) все чаще сталкиваются с требованием установления внутреннего контроля и поддержания его на высоком уровне. По мере осознания растущего влияния корпораций на экономические, экологические и социальные изменения в жизни общества системы корпоративного управления должны выходить за рамки традиционных подходов, при которых отчетность ориентирована главным образом на инвесторов. Независимость членов правления, участие руководителей во внешних партнерствах, программы компенсаций и стимулирования, развитие аудита приобретают все большее значение. Эффективное корпоративное управление невозможно и без актуальной, качественной информации, позволяющей следить за показателями деятельности организаций и открывающей новые возможности для участия в них всех заинтересованных сторон.
Финансовая отрасль постепенно принимает отчетность по устойчивому развитию как часть своего аналитического инструментария. Растущая популярность социального и этического инвестирования среди институциональных и индивидуальных инвесторов ведет к разработке новых коэффициентов социальной ответственности. Одновременно ведутся исследования по определению характера зависимости между показателями деятельности организации в области устойчивого развития и стоимостью ее акций, брендом, репутацией, будущей стоимостью активов. Оценка таких нематериальных активов, как кадровый и экологический капитал, бренд и репутация, альянсы и партнерства, дополняет собой оценку традиционных материальных активов предприятий и организаций, стимулирует развитие международной конкуренции. Не случайно средства массовой информации все чаще уделяют внимание проблемам устойчивого развития и предоставляют потребителям информацию о деятельности организаций в этой сфере. Недостаток внимания к проблемам устойчивого развития может подвергнуть риску репутацию компании.
В России проблемы обеспечения социально-экономической устойчивости и конкурентоспособности отечественных предприятий в современных условиях особенно актуальны, поскольку рыночная среда характеризуется высокой степенью неопределенности и нестабильности социально-экономических процессов, несовершенно законодательство, неразвита рыночная и информационная инфраструктура, научное обеспечение отстает от потребностей в технологическом преобразовании экономики. Ускоряется процесс потери уникальной научно-исследовательской и экспериментально-лабораторной базы. Продолжается отток за рубеж талантливых молодых ученых. Не создана национальная инновационная система, практически отсутствует национальная система венчурного инвестирования, не создана единая информационная среда.
Самообеспеченность российской экономики высокотехнологичной продукцией остается чрезвычайно низкой, о чем свидетельствует сопоставление объемов ее импорта, производства, экспорта и потребления. Развитые страны стремятся удовлетворять внутренние потребности в высокотехнологичной продукции прежде всего за счет собственного производства. В середине 90-х гг. у пяти таких стран (США, Япония, Германия, Англия, Франция) уровень самообеспеченности продукцией высокотехнологичного комплекса составлял примерно 80%. В России данный показатель даже не обозначен, несмотря на важную роль его как одного из индикаторов технологической безопасности. Вместе с тем Россия сохраняет высокий научно-технологический потенциал, являющийся одним из важных стратегических резервов в ряде областей - авиации, вооружении, космических, химических и биохимических технологий, плазменной электроники, системах защиты опасных химических производств и др.
Конкурентоспособность организации и ее социально-экономическая устойчивость - взаимосвязанные категории. С одной стороны, повышение конкурентоспособности организаций является необходимым и обязательным условием поддержания на должном уровне их социально-экономической устойчивости, с другой - неустойчивое социально-экономическое состояние организации не позволяет успешно решать задачи повышения конкурентоспособности.
Для построения системы показателей социально-экономической устойчивости организации предлагается использовать метод упорядочения динамических характеристик хозяйственных систем.
Любая проблемная ситуация - это всегда расхождение между желаемым и фактическим состоянием объекта или предмета исследования. Следовательно, для правильной диагностики проблемы необходимо описать желаемое состояние и определить фактическое состояние хозяйственного объекта, а затем оценить степень расхождения между ними. Для проектирования желаемого (нормативного) состояния хозяйственной системы обычно используется метод построения дерева целей, имеющего структуру связного незамкнутого графа, без циклов. При этом необходимы: конкретность в формулировке цели; сопоставимость целей каждого уровня по масштабу и значению; измеримость (формулировка цели должна обеспечить возможность количественной или порядковой оценки степени ее достижения); конъюнктивность - каждая цель верхнего уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня таким образом, чтобы объединение понятий подцелей полностью определяло понятие исходной цели; непрерывность, последовательность, полнота изложения целей (при построении дерева целей необходимо, чтобы между понятиями цели и ее подцелей нельзя было бы включить промежуточные понятия, и исключение хотя бы одной подцели меняло бы само понятие исходной цели).
Уровень достижения каждой конкретной цели определяется с помощью количественных показателей. В связи с этим возникает проблема сведения разнородных оценок по каждой отдельной цели для отражения уровня достижения всей совокупности целей (генеральной цели). Существуют три формы использования показателей для оценки уровня достижения конкретной цели: абсолютные показатели (объем реализованной продукции, среднесписочная численность работающих и т. д.), темпы изменения уровня показателей и порядок движения показателей. Поскольку по абсолютному значению, многие показатели не сопоставимы, для комплексной оценки социально-экономической деятельности организации наиболее перспективен порядок движения показателей. При этом система слежения за результативностью хозяйственной деятельности становится более информативной. В то же время индексный метод анализа структурной динамики страдает в определенной степени фрагментарностью, несистемностью представления общей ситуации. Лишен этого недостатка метод построения и анализа складывающегося режима функционирования организации по системе нормативного упорядочения показателей, предусматривающий: установление функции хозяйственной системы; выбор системы показателей, характеризующих уровень реализации функции хозяйственной системы; наконец, построение системы эталонного упорядочения показателей, исходя из приоритетности их роста для реализации функции хозяйственной системы.
Существует несколько способов ранжирования показателей:
- качественный анализ показателей и их порядков (обычно используется набор от 3 до 6 показателей);
- упорядочение показателей с помощью `творческого профиля`;
- попарное сравнение показателей и построение матрицы доминирования.
В качестве матрицы доминирования используется квадратная матрица E = n*n, где n - число анализируемых показателей. Элементы матрицы eij представляют собой результат попарного сравнения показателей и имеют вид:
еij = 1, если показатель i должен расти быстрее j;
еij = 0, в противном случае.
Достоинством матрицы доминирования Eij является, в частности, ее большая наглядность.
Построение эталонной матрицы доминирования целесообразно начинать с формирования системы целей, реализация которых приводит к функционированию рассматриваемой хозяйственной системы (в данном случае, конкретного предпринимательского субъекта) в эталонном режиме. Выделение целей, определяющих соотношение показателей, позволяет лучше разобраться в расстановке приоритетов, а затем и в нарушениях нормативного порядка. Реальный порядок формируется по фактическим темпам (индексам) роста (прироста) показателей деятельности предприятия.
При построении системы показателей, обеспечивающих измеримые характеристики устойчивого развития организации, целесообразно исходить из того, что генеральная цель `обеспечение социально-экономической устойчивости организации` должна быть декомпозирована на ряд более частных целей. В соответствии с факторами, влияющими на социально-экономическую устойчивость организации, на первом уровне такой декомпозиции выделяется шесть групп целей, относящихся к коммерческой, производственно-технической, финансово-экономической, организационно-управленческой деятельности, а также к инновационной, социальной и экологической политике.
К обеспечению коммерческой устойчивости относятся следующие цели: расширение организации; уровень ее конкурентных позиций; деловая активность, степень привлекательности продукции (работ, услуг) организации для потребителей. Обеспечение производственно-технической устойчивости характеризуют: повышение эффективности использования ресурсов и эффективности производственной деятельности организации. Обеспечение финансово-экономической устойчивости - повышение прибыльности финансово-хозяйственной деятельности и платежеспособности организации, повышение ее финансовой устойчивости. Обеспечение организационно-управленческой устойчивости определяют: повышение эффективности управления и рост инвестиционной привлекательности организации. Обеспечение инновационного процесса включает два направления: внедрение новых технологий и способов организации производства и выпуск новых видов продукции.
К социально-экологическим целям относятся:
1. содействие росту благосостояния общества;
2. соблюдение норм и стандартов, ограничивающих загрязнение окружающей среды;
3. экономное использование водных, энергетических и других видов природных ресурсов;
4. содействие сохранению биоразнообразия в наземных, пресноводных и морских средах обитания;
5. охрана здоровья сотрудников и соблюдение безопасности труда;
6. обучение и профессиональная подготовка сотрудников;
7. создание эффективной системы мотивации персонала.
Декомпозиция целей должна проводиться таким образом, чтобы выполнялось требование измеримости целей низшего уровня. Реализация основных параметров, задаваемых выбранной моделью устойчивого развития организации, требует создания специфических механизмов управления этим развитием, а содержанием задач управления экономической устойчивостью является адекватная оценка тенденций последствий изменений во внешней и внутренней средах и обоснование целесообразности принятия соответствующих мер.
Для решения задачи управления экономической устойчивостью необходимо разработать соответствующую информационную модель управления экономической устойчивостью, позволяющую оценить степень устойчивости организации с помощью системы целевых установок и показателей, которые в совокупности описывают различные аспекты ее деятельности.
Система комплексного анализа и оценки социально-экономической устойчивости позволяет повысить конкурентоспособность организации в условиях глобальной экономики с помощью:
- разработки эффективной системы стратегического и тактического управления организацией, с учетом не только экономических, но и социальных и экологических последствий ее деятельности;
- согласования отдельных корпоративных функций - финансового планирования, маркетинга, организации производства, сбыта, исследований и разработок - в единое стратегическое целое;
- оценки вклада организации в природный, кадровый и социальный капитал, дающей более полную картину долгосрочных перспектив и помогающей определить социальный и экологический вклад организации в устойчивое развитие региона, ценность ее продукции и услуг с точки зрения устойчивого развития;
- анализа основных проблем и потенциальных возможностей организации в экономической, экологической и социальной сферах;
- прогнозирования возможных позитивных и негативных изменений во внешней среде и их влияния на деятельность организации;
- создания и развития системы конструктивных коммуникаций со всеми заинтересованными участниками бизнеса: инвесторами, клиентами, поставщиками, посредниками, государственными и общественными организациями, средствами массовой информации и собственными сотрудниками. Прозрачность и открытый диалог организации с целевыми аудиториями о достигнутых показателях, приоритетах и планах устойчивого развития помогают создать партнерские отношения и обеспечить взаимное доверие;
- повышения рыночной стоимости акций компании и ее финансовой стабильности.


Литература:

1. Бодров О.Г., Мальгин В.А., Тимирясов В.Т. Экономическая свобода и устойчивость предприятия. Казань: Изд-во `Таглимат`, 2000. 208 с.
2. Корниенко В.И. Основы менеджмента устойчивого развития. М: Ступени, 2002. 256 с.
3. Корчагина Е.В. Анализ и оценка экономической устойчивости в структурах предпринимательства. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2002. 145 с.
4. Крутик А.Б., Горенбургов М.А. Малое предпринимательство и бизнес-коммуникации. СПб., Изд. Дом `Бизнес-пресса`, 1998. 296 с.
5. Крутик А.Б., Пименова А.Л. Введение в предпринимательство. СПб.: Изд. `Политехника`, 1995. 584 с.
6. Погостинская Н.Н., Погостинский Ю.А., Жамбекова Р.Л., Ацканов Р.Р. Информационно-аналитическое обеспечение предпринимательской деятельности. Нальчик: Эльбрус, 1997. 175 с.
7. Соколов Д.В. Основы организационного проектирования: предпринимательский подход. В 3-х ч. СПб.: Изд. СпбУЭФ, 1997.
8. Стратегическое управление организационно-экономической устойчивостью фирмы: Логистикоориентированное проектирование бизнеса / А.Д. Канчавели, А.А. Колобов, И.Н. Омельченко и др. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001. 600 с.
9. Фоломьев А. Обоснование инновационного типа воспроизводства //Экономист. 2005. N 8. C. 40-45

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия