Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Дорина Е. Б.
доцент Белорусского государственного экономического университета (г. Минск),
кандидат экономических наук


Стратегия государственного регулирования и прогнозирования институциональных преобразований в республике Беларусь

Формирование институциональной структуры позволяет смягчить социальные последствия либерализации экономики, упорядочить рыночные отношения. Выработка формальных и неформальных норм хозяйственных взаимоотношений, правил поведения на рынке, создание новых институтов и постепенное их встраивание в рыночное пространство, принятие соответствующих законов и становление рыночной инфраструктуры потребовало, однако, большего времени, чем ожидалось.
Решающий фактор экономической политики в переходный период - не скорость реформ, а эффективность институтов. При этом приходится учитывать, что изменение условий общественного производства, с одной стороны, приводит к кризису системы институтов старой формации, с другой - вакуум самой институциональной среды порождает противоречия и создает объективную необходимость в системных изменениях в экономике. Разработка стратегии формирования институциональной структуры в условиях трансформации экономики представляется весьма актуальной задачей, поскольку важнейшей функцией государственного управления является стратегическое целеполагание. Стратегия формирования институциональной структуры позволит расширить систему целевых установок, стимулировать повышение качественных характеристик экономических институтов рыночного типа и должна способствовать повышению конкурентоспособности реального сектора экономики. Институциональные преобразования, занимая центральное место в процессах экономического реформирования, обеспечивают защиту рыночных реформ и конкуренции, открытость, прозрачность преобразований отношений собственности, развитие предпринимательства.
Институциональные реформы - это решения, по меньшей мере, среднесрочного характера, так как необходимо время для всестороннего обоснования того или иного институционального нововведения, внедрения его в хозяйственную практику, осуществления мониторинга результатов такого внедрения, выявления недостатков, корректировки решений и создания модернизированных регламентов, законов, норм, организационных форм и механизмов институтов рынка.
На современном этапе социально-экономической трансформации в Беларуси перед обществом, естественно, встают вопросы целей и результативности институциональных реформ. Ключевая цель институциональных преобразований состоит в создании системной совокупности институтов, необходимых для устойчивого функционирования экономики рыночного типа. Для этого в среднесрочном периоде требуется создать условия для максимально возможной интеграции экономике и социальной сферы. Только на этой основе можно добиться согласованности и координации стратегий различных экономических субъектов, решать задачи повышения уровня жизни людей, модернизации производства, сохранения воспроизводственного потенциала природного комплекса республики, обеспечения ее целостности и безопасности, упорядочения рыночной среды, всестороннего обустройства рыночного пространства.
В период до 2010 года предполагается завершить создание законодательно-правовой базы для развития эффективной социально ориентированной экономики. Комплекс институциональных мер предусматривает: ликвидацию разбалансированности отдельных элементов системы законодательства, обновление устаревших правовых актов и их согласование с международными нормами в социально-экономической и экологической сфере; формирование институционально-правового пространства для развития рыночных отношений, конкурентной среды, поддержки предпринимательства, усиления антимонопольной политики и т. д. Соответственно необходимо обновить бюджетный, налоговый, инвестиционный и трудовой кодексы, подготовить и принять Кодекс о страховании, Аграрный кодекс, Экологический кодекс и ряд других, сформировать Свод законов Республики Беларусь, отвечающий требованиям построения социально ориентированной рыночной экономики, принципам полного взаимодействия национального и международного права.
Институциональное строительство должно вестись в направлении: реализации прав собственности и контрактных обязательств; защиты инвесторов; формирования крупных интегрированных структур, способных производить высококачественную продукцию с наименьшими издержками и содействующих мобилизации внутренних ресурсов, расширяющих возможности привлечения внешних инвестиций и выхода на мировой рынок; реструктуризации на мезоуровне экономики на основе отделения властных полномочий государства от предпринимательской деятельности; осуществления процедуры несостоятельности (банкротства). Не менее важны при этом: повышение эффективности законодательства, в том числе путем реформирования судебной и правоохранительных систем, государственного управления в целом, создания и совершенствования в этой связи компетентной и надежной системы судопроизводства; создание специализированных органов, занимающихся ценными бумагами и антимонопольной деятельностью; повышение правовых знаний населения, правовое его воспитание, в том числе наиболее активной предпринимательской части населения, путем создания всеохватывающей республиканской компьютерной системы правовой информации.
По мере формирования правового сознания и неформальных институтов рыночного типа необходимо постепенно сокращать нормы административного регулирования в экономике и расширять, там где это целесообразно, либерально-рыночные основы ее саморегулирования.
 Одновременно предстоит: уточнить сами понятия `институциональная структура`, `формальные` и `неформальные` институты, определить соотношение государственных институтов и институтов рынка, трансакционные издержки и т.д.; обосновать организационные принципы и функции государственного регулирования институциональных реформ при переходе к рыночной экономике социально ориентированного типа; разработать предложения по совершенствованию экономических и организационно-правовых условий проведения рыночных реформ, в том числе для преобразования государственных предприятий в открытые акционерные общества; выявить все причины низкой инвестиционной активности хозяйствующих субъектов в процессах разгосударствления и приватизации; осуществить мероприятия, необходимые для формирования устойчивой финансовой базы развития предпринимательства, внедрения залоговых и других нетрадиционных форм привлечения инвестиций; устранить причины, обусловливающие отток предпринимателей и научно-технического персонала, а также финансового капитала в зарубежные страны; создать условия для реинвестирования этого потенциала в отечественную экономику; внедрить новые формы управления на основе корпоративного менеджмента и усиления государственного контроля со стороны собственников, в том числе и государства, и обеспечить постепенный переход к корпоративной системе управления.
Должен быть создан хозяйственный механизм, который обеспечил бы перераспределение ресурсов из бесперспективных производств в производственно-технологические системы современного типа, концентрацию ресурсов в точках экономического роста, модернизацию экономики в целом - повышение ее эффективности и конкурентоспособности на основе распространения новых технологий. Решению этой задачи должны быть подчинены и меры в области приватизации госпредприятий, регулирования внешней торговли, финансовая и кредитная политика.
Государственное регулирование институциональных преобразований в Беларуси начало осуществляться после принятия в 1998 г. Закона `О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь`. Уже создана адаптированная к рыночным условиям и специфике национальной экономики система государственного программирования и прогнозирования, предусматривающая разработку краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов и программ, усиливающих и мобилизующих функции государства в экономическом развитии. Прогнозирование осуществляется на основе комплексного анализа реального состояния организационно-правового обеспечения процесса рыночного реформирования, внутренних и внешних факторов социально-экономического развития.
Разработка прогнозных и программных документов в области институциональных преобразований экономики требует использования двух способов научного исследования: анализа предполагаемых мероприятий с точки зрения соответствия их национальным целям, политическому выбору страны, конкретной ситуации в экономике и изучения практической вероятности реализации этих мероприятий с акцентом на внутренних проблемах и с их учетом. Практическая значимость рекомендаций может быть обеспечена за счет разукрупнения объекта исследования по отдельным сферам, отраслям и институтам, за счет детализации анализа.
Усиление системности институциональных реформ возможно, на наш взгляд, только на основе изучения практической вероятности реализации намечаемых мероприятий и тщательной проверки ожидаемых или уже полученных результатов. Вместе с тем, необходимо учитывать, что до сих пор в экономической науке отсутствует однозначное понимание сути институциональных реформ, не разработан в полной мере соответствующий понятийный аппарат. Существует и упрощенное толкование институциональных преобразований.
Принципиально неверно рассматривать институциональные преобразования в качестве цели. Институциональные реформы являются условием и средством достижения целей социально-экономического развития.
В то же время при проведении институциональных реформ нужно четко представлять: основные параметры реформируемого объекта и какие параметры должны быть изменены; субъективные и объективные факторы, влияющие на изменение этих параметров; степень вмешательства государства в процесс реформирования - какие действия должны предпринять (или не предпринять) государственные органы; какими ресурсами располагает субъект экономической деятельности и каким образом должны использоваться ресурсы для достижения поставленных целей.
При формировании системы государственного регулирования институциональных преобразований Беларусь столкнулась с рядом объективных трудностей, обусловленных и тем, что многие вопросы государственного регулирования ранее решались на общесоюзном уровне, практического опыта и квалифицированных кадров в этой области наша страна не имела. Поэтому в настоящее время существует значительный `перекос` в пользу государственного предпринимательства, что связано, в первую очередь, с доминирующим положением государственной собственности в национальной экономике.
Очевидно, что с развитием институциональных преобразований, активизацией процессов разгосударствления и приватизации будет возрастать роль государственного косвенного регулирования, а государственное предпринимательство трансформироваться в направлении развития долевого участия государства в смешанных предприятиях с частным капиталом (отечественным и зарубежным). Система косвенного регулирования при этом должна содействовать развитию реального сектора экономики, стимулировать производственно-инвестиционную активность, обеспечивать более всесторонний учет возможных направлений преобразования форм собственности, учет уровня монополизации экономики, проблем в области синхронизации и гармонизации экономической политики стран СНГ, Таможенного союза, Союзного государства Беларуси и России.
В целом государственное регулирование институциональных преобразований должно быть направлено: на становление новых принципов взаимоотношений государства и предприятий; на структурную перестройку и повышение эффективности производства; на реформирование отношений собственности; на использование производственного потенциала для обеспечения расширенного воспроизводства; на активизацию инвестиционного и инновационного процессов и повышение на этой основе благосостояния народа, на его социальную защиту. Для этого необходимо, прежде всего, определить роль государственных институтов в решении проблем, основные ориентиры для такого вмешательства государства. К этим ориентирам относятся: создание правового поля для свободного развития субъектов хозяйствования и для контроля за соблюдением ими законодательных норм; обеспечение условий для здоровой конкуренции и регулирования цен на определенные виды общественного продукта; организация получения рынком необходимого набора товаров и услуг, в том числе за счет заполнения экономических ниш в производствах, являющихся неприбыльными, а потому и непривлекательными для частного сектора; введение нормативов и ограничений для субъектов предпринимательской деятельности с целью охраны окружающей среды; обеспечение занятости, справедливого распределения ресурсов и доходов, социальных гарантий; предоставление обществу через государственные институты полной и надежной информации; оказание помощи хозяйствующим субъектам для адаптации к изменениям рыночной конъюнктуры и активизации их производственной деятельности.
Процесс реформирования белорусской экономики показал, что решающим его фактором являются сильные государственные институты, обеспечивающие нормальную работу рыночных механизмов, что это важнее высоких темпов либерализации, скорости преобразований. Сильные институты позволяют устранить наиболее серьезные аномалии в доходности производственной, финансовой и торгово-посреднической деятельности; налоговом давлении на предприятия; снизить дороговизну кредита. Политика преобразований в Беларуси придает реконструкции экономики управляемый характер, позволяет соизмерять темпы свертывания нежизнеспособных производств и темпы институциональных преобразований с возможностями привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест и обеспечения социально-политической стабильности. В основе трансформации сложившейся структуры нашей экономики - ориентация на рост благосостояния и наиболее полное удовлетворение социальных нужд и потребностей за счет собственного производства и участия в мировой торговле и международном разделении труда.
Важнейшими направлениями институциональных реформ, требующих незамедлительных и решительных мер государственного регулирования, вместе с тем, являются: укрепление корпоративного управления; поддержка малого бизнеса; усиление дисциплины при исполнении контрактов; повышение прозрачности банковской системы, недопущение деятельности коммерческих банков после отзыва лицензии, совершенствование системы банковского надзора, предупреждение банкротств банков, развитие и совершенствование всех институтов финансового рынка; совершенствование институциональных основ системы государственного управления и повышение его эффективности.
В ближайшие годы необходимо обратить внимание на качественное улучшение рыночных институтов и инструментов, правового и информационного обеспечения рынков, особенно рынков коммерческих кредитов и коммерческих долговых обязательств. Государство должно способствовать развитию коммерческой оценки долгов, финансовой экспертизы экономических проектов, инструментов, которые значительно облегчили бы развитие соответствующих рынков. Целесообразно расширить и участие белорусских предприятий в ТНК и ФПГ, базирующихся за границей, прежде всего в странах СНГ, создав эффективную систему участия в таких международных объединениях на основе государственной поддержки.


Литература

1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Национальная комиссия по устойчивому развитию Респ. Беларусь. Мн.: Юнипак., 2004.
2. Абалкин Л. Другая игра // Экон. стратегии. 2003. N 4.
3. Бальцерович Л. Социализм, капитализм, трансформация: Очерки на рубеже эпох / Пер. с польск. М.: Наука, Изд-во УРАО, 1999.
4. Городецкий А. Об основах институциональной трансформации (теоретический аспект) // Вопр. экономики. 2000. N 10.
5. Дорина Е.Б. Прогнозирование институциональных преобразований и предпринимательской деятельности // Прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь: вопросы теории и методики / Под общ. ред. В.Н. Шимова, Я.М. Александровича, А.В. Богдановича, С.П. Ткачева. Минск: НИЭИ Мин-ва экономики Республики Беларусь, 2001.
6. Дорина Е.Б. Формирование институциональной структуры белорусской экономики в условиях трансформации: Монография / Е.Б. Дорина. Мн.: БГЭУ, 2005.
7. Шимов В.Н. Государство и рынок: проблемы взаимодействия и перспективы развития // Бел. думка. 2002. N 6.
8. Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. Минск: БГЭУ, 2003.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия