Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Смольский А. П.
доцент кафедры коммерческой деятельности Витебского государственного технологического университета,
кандидат экономических наук


Экономический рост и его цена: некоторые тенденции трансформации белорусской экономики

Беларусь по праву гордится высокими темпами экономического роста, низким уров-нем безработицы и многими другими достижениями. Однако у любого успеха имеется своя цена.
До распада Советского Союза Беларусь была одной из самых развитых республик, на ее территории располагалась преимущественно обрабатывающая промышленность. Имея 3,6% от общей численности населения СССР, 3,4% от стоимости основных произ-водственных фондов, она производила 4% ВНП, 4,5% продукции промышленности и 5,6% продукции сельского хозяйства Союза [1]. 30,7% всех химических волокон и нитей, 20,3% тракторов, 9,8% металлорежущих станков, 12,3% телевизоров - 14,4%, велосипедов и т.д. Уровень ВНП на душу населения в 1990 г. на 13,8% превысил средний уровень по СССР в целом [2].
После распада СССР в 1991 г. ситуация изменилась.
Только с 1996 г. в результате предпринятых руководством Беларуси мер по восста-новлению системы управления экономикой после продолжительного спада производства был обеспечен существенный его рост. Объем производства продукции промышленности в сопоставимых ценах в 2003 г. по сравнению с 1990 г. составил 119%. Однако во многих отраслях экономики произошло падение объемов производства в натуральном выражении. Из отслеживаемых статистикой показателей производства 118 основных видов продукции в натуральном выражении увеличение производства имело место только по 22 позициям [3]. Уровень использования среднегодовой производственной мощности по отдельным видам промышленной продукции (кузнечно-прессовые машины, подшипники качения, сборные железобетонные изделия и конструкции, телевизоры, мотоциклы, шерстяные готовые и хлопчатобумажные суровые ткани, обувь, трикотажные изделия, мясо) упал до 24-48%3. Это приводит к увеличению условно-постоянных затрат предприятий и снижению цено-вой конкурентоспособности продукции.
Одной из характеристик экономической ситуации в Беларуси в последние 14 лет стал высокий уровень инфляции. Первоначально он был обусловлен в основном процес-сами выравнивания внутренних и мировых цен, но ко второй половине 90-х гг. и экспан-сионистской денежно-кредитной политикой государства, в том числе чрезмерным эмис-сионным кредитованием, прежде всего, жилищного строительства и агропромышленного комплекса. Вместе с тем, с 1996 г. усиливается государственное административное регу-лирование цен, которые доводятся до `справедливого` с точки зрения государственных органов уровня по критериям социальной значимости продукции и доходности предпри-ятий. Несмотря на это, инфляция остается одной из самых высоких среди бывших социа-листических стран и республик СССР.
Повышение степени управляемости экономикой со стороны государства, конечно, можно считать ресурсом роста, но его эффективность относительно ограничена по силе и продолжительности воздействия. Соответственно встает вопрос о цене роста и его по-следствиях для отдельных хозяйствующих субъектов.
В результате происходящих в экономике Беларуси процессов, в частности, в связи с административными требованиями об обеспечении ежегодного прироста объемов произ-водства вне зависимости от объективных возможностей реализации продукции, финансо-вое состояние значительной части предприятий является сложным (см. табл. 1.).
Таблица 1
Изменение отдельных экономических показателей финансовой деятельности организаций Беларуси в 1990-2004 гг., %
Источники: Краткий статистический ежегодник `Республика Беларусь в цифрах, 2005` (Ст. сб.). Мн.: Мин-во статистики и анализа Респ. Беларусь, 2005. С. 33, 41, 309, 313; Народное хозяйство Республики Беларусь. 1995. / Стат. ежегодник. - Мн.: Минист. стат. и анализа Респ. Беларусь, 1995. С. 250, 252; Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе 2005 г. Мн.: Минстат Респ. Беларусь, 2005. С. 114; Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2003. Мн.: Минстат Респ. Беларусь, 2003. С. 34-35, 38-39, 510, 527; Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2004 [Электрон. ресурс]. Мн.: Минстат Респуб-лики Беларусь. 2004. 1 СD-ROM.
Доля прибыли организаций (предприятий) в ВВП с 1995 г. начала падать и к 2005 г. составила около 1/3 этого показателя в начале 90-х гг. Наблюдается тенденция к значительному росту доли убыточных предприятий, которая, например, в I кв. 2003 г. превысила 50%. Значительное снижение этого показателя в последнее время вызывает сомнение в связи с методами, с помощью которых достигается такой результат: Министерством финансов было разрешено всем предприятиям использовать средства фонда переоценки на погашение убытков по состоянию на 1 января 2004 г. с отражением результатов в балансе за 2003 г.
Стабильно низкий уровень рентабельности реализованной продукции - около 10% по экономике в целом, в промышленности и строительстве до 2004 г., а в сельском, жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании на уровне всего нескольких процентов или отрицательный в условиях инфляции свидетельствует об отсутствии возможностей использовать на развитие даже номинальную прибыль. Реальная рентабельность, скорректированная на индекс потребительских цен и длительность оборачиваемости оборотных средств, до недавнего времени имела отрицательные значения во всех отраслях экономики [4].
Темпы роста кредиторской и дебиторской задолженности до 2002 г. опережали темпы роста выручки и прибыли. Накопление задолженности, уменьшение возможностей ее взыскания обостряло (и обостряет) проблему неплатежей. Данные табл. 2 свидетельствуют о значительной просроченной кредиторской и дебиторской задолженности, постоянном превышении кредиторской задолженности над дебиторской (в 1,2-1,5 раза).
Таблица 2
Кредиторская и дебиторская задолженность организаций (предприятий) Беларуси в 1991-2004гг. (в %)
Источники: Краткий статистический ежегодник `Республика Беларусь в цифрах, 2005` (Ст. сб.). Мн.: Мин-во статистики и анализа Респ. Беларусь, 2005. С. 117, 123; Народное хозяйство Республики Беларусь. 1995. / Стат. ежегодник. Мн.: Минист. стат. и анализа Респ. Беларусь, 1995. С. 253-254; Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2003. Мн.: Минстат Респ. Беларусь, 2003. С. 529, 531, 535; Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2004 [Электрон. ресурс]. Мн.: Минстат Республики Беларусь. 2004. 1 СD-ROM.
Обеспеченность организаций ряда отраслей оборотными средствами в последние шесть лет была ниже нормативной (несмотря на корректировку норматива в сторону сни-жения в 2000 г.). С 1998 до 2004 г. в экономике Беларуси произошло снижение значения уровня текущей ликвидности на 9,2 пункта, а коэффициента обеспеченности собственны-ми оборотными средствами - в 3,5 раза3. Это вынуждает предприятия использовать для пополнения оборотных средств не только прибыль, займы, но и отвлекать часть средств, предназначенных для осуществления простого и расширенного воспроизводства. Так, по данным опроса 176 предприятий промышленности Беларуси, проведенного в 2003 г., око-ло 46% предприятий используют на капитальные вложения менее 10% амортизационных отчислений, около 16% - от 10 до 30% и только 22% - более 80% сумм амортизации. При этом в сельском хозяйстве практически не используют амортизацию для осуществления капитальных вложений 100% опрошенных предприятий, в легкой промышленности - 56%, в топливной, химической и нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, машиностроении и металлообработке - около 50% [5].
В результате постоянно растет износ основных фондов. Степень износа основных средств в экономике страны увеличилась с 33,3% в 1991 г. до 50,5% в 2003 г. В промыш-ленности степень износа основных производственных фондов увеличилась в период с 1990 до 2004 г. с 46,9 до 63,4%, а коэффициент их обновления снизился с 6,5 до 3,1%3. Определенная деградация промышленного потенциала характеризуется износом активной части основных производственных фондов, который составляет более 80% и увеличивает-ся ежегодно в среднем на 3-5%. Более 50% используемых технологий имеют возраст свыше 15 лет, 80% из них относятся к `традиционным` и только 10% - к высоким [6].
О снижении уровня эффективности экономики в целом можно судить по росту удельного веса промежуточного потребления в общей стоимости товаров и услуг, кото-рый с 1990 до 2004 г. увеличился на 5 процентных пунктов и составил 58,1%3, [7].
Ресурсная база 32 белорусских коммерческих банков на начало 2005 г. составляла около 9,8 млрд долл. США. Банковская система слаба и практически полностью находит-ся под контролем государства (в большинстве крупнейших банков доля государства в ус-тавном капитале составляет около 88%). Банки практически не предлагают значительных ресурсов на длительные сроки. Потенциал банковской системы не адекватен промышлен-ному: банки по международным меркам можно отнести в лучшем случае к средним, а многие предприятия - к крупным. Ресурсы крупнейшего банка страны составляют немно-гим более 2 млрд долл., а следующей пятерки банков - от 0,3 до 1 млрд долл. Собствен-ный капитал всей банковской системы - около 1,4 млрд долл. [8]
Анализ наукоемкости экспортируемой и импортируемой продукции [9] говорит об ус-тойчивом снижении конкурентоспособности продукции белорусских предприятий на ми-ровом рынке и по данному показателю лишь об относительной стабильности их конку-рентных позиций на рынках стран СНГ (в основном, России, на долю которой приходится около 90% торговли Беларуси со странами СНГ). В импорте из стран, не являющихся уча-стницами СНГ, также наблюдается снижение доли наукоемкой продукции. Беларусь фак-тически осталась единственной республикой бывшего СССР, основные экспортные и им-портные рынки которой ограничены рамками СНГ и, прежде всего, России, что означает безальтернативную привязку ее экономики к экономике России и невозможность обеспе-чивать ее развитие за счет инвестиционного импорта из других стран, а также экспорта своей продукции за пределы РФ и других стран СНГ.
Накопленный иностранный капитал в экономике Беларуси составляет всего 1,6 млрд долл. (около 160 долл. на душу населения, что почти в 7 раз меньше, чем в среднем в ми-ровой экономике). Доля Беларуси в мировом объеме прямых иностранных инвестиций - чуть выше 0,03%. По индексу эффективности использования прямых иностранных инве-стиций, рассчитываемому UNCTAD, Беларусь занимает 87-е место, а по индексу потен-циала для их привлечения - 63-е место в мире (в начале 90-х гг. - 28-е место) [10]. По дан-ным опроса работающих в Беларуси иностранных инвесторов, около 80% из них не уст-раивает существующий в стране инвестиционный климат, причем 20% инвесторов счита-ет его очень плохим. В качестве основных проблем указывается на нестабильность и сложность законодательства; отсутствие гарантий прав собственности; чрезмерно слож-ную систему налогообложения и таможенного оформления; частые проверки; проблемы республики во взаимоотношениях с международными организациями; негативное отношение государства к частному бизнесу [11].
После 14 лет экономических реформ от 65% (по официальным данным)3 до 80% [12] всех активов в экономике продолжают оставаться государственными. Недра, воды, леса, земли сельскохозяйственного назначения и другие природные ресурсы являются собст-венностью государства. Доля преобразованных предприятий составляет 46,4% от общего количества подлежавших приватизации государственных предприятий, и если процесс разгосударствления - преобразования предприятий в открытые акционерные общества еще идет, то процесс приватизации с 1997 г. постепенно сворачивается, а в настоящее время практически приостановлен. С 1991 до 2005 г. преобразовано 4054 государственных предприятий, из них 47,8% - в акционерные общества, 17,8% - выкуплены работниками и 34,4% проданы по конкурсу или на аукционе [13]. Во многих акционерных обществах госу-дарство остается собственником контрольных пакетов акций, а ситуация в области госу-дарственного регулирования экономической деятельности приводит к исчезновению в го-сударственных организациях мотиваций к проведению акционирования и последующей приватизации.
С процессами приватизации, которая осуществлялась преимущественно в отноше-нии небольших государственных предприятий, тесно связано развитие малого и среднего бизнеса (МСБ). Этот процесс можно охарактеризовать как неразвитый. Количество малых и средних предприятий - 2,8 на 1000 чел. населения, их доля в общей численности заня-тых 9%, а доля в ВВП - около 6%. В России, не говоря уже о странах с развитой рыночной экономикой, соответствующие показатели - 5,7, 15% и 10% [14]. Предприятия МСБ уходят из капиталоемких отраслей с длительным производственным циклом: в торговле и общественном питании работает свыше 42% предприятий (в 1992 г. - 23%), в промышленности - 22% (1992 - 25%), в строительстве - 12% (1992 - 22%), в науке - 1% (1992 - 8%). К основным причинам слабости этого сектора экономики можно отнести нестабильность законодательства, государственное вмешательство в деятельность предприятий, административные барьеры, трудности с кредитованием, сложность и нестабильность налоговой системы, слабость судебной защиты3, [15] .
Промышленность Беларуси характеризуется высокой степенью концентрации: 90% ВВП создается 350 предприятиями. Уровень концентрации производства за годы реформ возрос в электроэнергетике, топливной промышленности, машиностроении и металлооб-работке, промышленности строительных материалов, стекольной и фаянсовой, легкой и даже пищевой промышленности и очень незначительно снизился в черной и цветной ме-таллургии, химической и нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлоз-но-бумажной промышленности3. Но поскольку ставка продолжает делаться на внутренние источники средств, снижается размер инвестиций и в их основной капитал. На долю ино-странных инвесторов приходится лишь 2,5-5,5% инвестиций3.
Таблица 3
Показатели инвестирования в основной капитал предприятий Беларуси в 1990-2004 гг. (в %)
Источники: Краткий статистический ежегодник `Республика Беларусь в цифрах, 2005` (Ст. сб.). Мн.: Мин-во статистики и анализа Респ. Беларусь, 2005. С. 37; Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2004 [Электрон. ресурс]. Мн.: Минстат Республики Беларусь. 2004. 1 СD-ROM.
Увеличение стоимостных показателей производства достигается во многом за счет административного давления государства на предприятия и вступает в принципиальное противоречие с рыночными подходами к планированию и организации их деятельности. При этом прогнозирование социально-экономического развития на практике трансформи-руется в адресное, директивное планирование деятельности субъектов хозяйствования вне зависимости от востребованности их продукции, работ и услуг рынком, необходимости и возможности наращивания ими объемов производства. Прогнозные показатели социаль-но-экономического развития страны, ежегодно утверждаемые указами Президента Рес-публики Беларусь, детализируются в разрезе отраслей, министерств и ведомств, областей, определяются по ряду позиций в натуральном выражении в постановлениях Совета Ми-нистров, еще больше конкретизируются и доводятся до конкретных субъектов предпри-нимательской деятельности решениями местных органов власти.
О масштабах влияния государства на экономику можно судить по удельному весу расходов государственных учреждений на конечное потребление в ВВП, который с 1990 до 2005 г. снизился незначительно, с 23,8 до 20,4%, а также по доле чистых налогов на то-вары и услуги в ВВП, которая за этот период увеличилась с 2,6 до 18,8%. Наибольшая часть налоговых поступлений приходится на косвенные налоги, доля которых в доходах бюджета увеличилась с 41,7% в 1993 г. до 56,0% в 2004 г.; доля прямых налогов за этот период уменьшилась с 38,9% до 25,7%13, [16].
Уровень официально зарегистрированной безработицы в процентах от экономиче-ского активного населения возрос с 0,05% в 1991 г. до 3,1% в 2003 г. Правда, по итогам 2004 г. он снизился до 1,9%. В то же время относительно низкий уровень безработицы достигается за счет консервации неэффективной занятости, накопления скрытой безрабо-тицы, которая составила в 2004 г. 7% от среднемесячной численности и выражается в пе-реводе работников на неполный рабочий день (неделю) и предоставлении отпусков по инициативе администрации3, 7, [17]. Избыточная занятость в промышленности достигает 25-30%, а на отдельных предприятиях - 50% [18]. Кроме того, более 1,7 млн человек, или 28% от общей численности трудовых ресурсов, в настоящее время официально не считаются занятыми экономической деятельностью или безработными, причем их доля постоянно растет. Это свидетельствует о широком развитии теневой экономики и трудовой миграции населения за пределы страны.
Таблица 4
Динамика использования трудовых ресурсов в экономике Беларуси в 1990-2004 гг.
Источники: Краткий статистический ежегодник `Республика Беларусь в цифрах, 2005` (Ст. сб.). Мн.: Мин-во статистики и анализа Респ. Беларусь, 2005. С. 75; Народное хозяйство Республики Беларусь. 1995. / Стат. ежегодник. Мн.: Минист. стат. и анализа Респ. Беларусь, 1995. С. 56; Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2003. Мн.: Минстат Респ. Беларусь, 2003. С. 108; Статистический ежегодник Республики Бела-русь, 2004 [Электрон. ресурс]. Мн.: Минстат Республики Беларусь. 2004. 1 СD-ROM.
Как видно из данных табл. 4, доля экономически неактивного населения увеличилась более чем в 3 раза.
Вместе с тем, сохранению патерналистских ожиданий населения способствует большая доля социальных трансфертов в общей величине денежных доходов, составив-шая в 2004 г. 18,1% (в 1990 г. - 16,2%). Уменьшилась доля доходов от собственности (1,4% в 2004 г. против 2,4% в 1990 г.), оставшись на уровне 1985 г. Значительно выросла доля доходов от предпринимательской деятельности и других доходов. Однако этот рост произошел в начале 90-х гг., а с 1997 г. удельный вес таких доходов стабильно держится на уровне 28-34%7, [19].
Практикой хозяйствования в рыночной экономике выработан ряд механизмов внут-реннего и внешнего контроля за функционированием системы корпоративного управле-ния. Однако в Беларуси эти механизмы практически не нашли применения в связи с от-сутствием самих корпораций, сохранением за государством подавляющей части собствен-ности, политикой обеспечения социального равенства. Государство принимает на себя функции контроля за деятельностью руководителей предприятий, фактически исключая из практики контроль со стороны других крупных собственников, поощрение высшего менеджмента участием в капитале, значительное денежное вознаграждение за достижение определенных результатов, ставя их в положение наемных работников на службе у госу-дарства. Порядок и условия оплаты труда руководителей государственных предприятий и предприятий с долей государственной собственности (т. е. большинства предприятий страны) определяется и контролируется государством, их заработок не может превышать, как правило, более чем в 3,5 раза среднюю величину оплаты труда на предприятии.
Сфера интересов многих руководителей смещается к минимизации своих усилий по управлению предприятием или к извлечению нелегальных доходов (что подтверждается множеством громких уголовных дел, например, в отношении руководителей предприятий и структурных подразделений концерна `Белгоспищепром`, республиканских унитарных предприятий `Кристалл`, `Минский тракторный завод` и других).
Основу экономики Беларуси и по этой причине продолжают составлять неэффектив-ные предприятия
С середины 90-х гг. в Беларуси были установлены приоритеты, предусматривающие плавный переход к некоторой идеальной модели социально ориентированной рыночной экономики, напоминающей социалистическую систему и характеризуемой: доминирова-нием государственного сектора в экономике; жестким государственным регулированием экономической деятельности предприятий с административными требованиями к обеспе-чению ежегодного прироста объемов производства; сохранением большинства существо-вавших до 90-х гг. предприятий; неразвитостью рыночной инфраструктуры; высоким уровнем инфляции; низкой рентабельностью и убыточностью значительной части пред-приятий; ограниченностью внутренних источников накопления и неблагоприятными ус-ловиями для привлечения внешних инвестиций в экономику; деградацией технического и технологического потенциала, снижением эффективности и конкурентоспособности эко-номики; высоким уровнем скрытой безработицы и неофициальной занятости; сохранени-ем патерналистских ожиданий населения и попытками принудительного поддержания со-циального равенства.
На наш взгляд, цена достигнутых в Беларуси темпов экономического роста поэтому чрезмерно высока. Они обеспечиваются за счет использования накопленного ранее капи-тала и консервации структуры общества советских времен. Решение же нарастающих проблем фактически перекладывается на плечи будущих поколений.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия