Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Аношкина Е. Л.
профессор кафедры экономической теории Пермского государственного технического университета,
директор Центра регионального развития, инноваций и управления
Пермского государственного технического университета,
доктор экономических наук


Регионосозидание как форма территориального развития России в глобальном мире
Статья подготовлена при поддержке РГНФ (грант N 06-02-82205 а/У)

Общепризнанный подход к определению региональной экономической политики рассматривает ее как систему намерений и действий, реализующую интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами, учитывающими природу современных региональных процессов и осуществляющую все это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей.
Проблемы и тенденции развития федеративных и региональных процессов в России следует рассматривать в контексте глобализации. Это обусловлено как глубокими институциональными и социально-экономическими преобразованиями, происходящими в самой России, так и особенностями, отличающими глобализацию от интеграции, которая была присуща мировой экономической системе в прошлом. К таким особенностям следует отнести, во-первых, изменение природы межгосударственных связей вследствие увеличения их разнообразия, доминирования транснациональных корпораций и существования глобальных рынков финансов, товаров и труда. Во-вторых, беспрецедентное увеличение потоков информации, происходящее на основе изменений в технологии, относительное сокращение торговли товарами в пользу торговли идеями. В-третьих, масштабное движение портфельных инвестиций в развивающиеся страны не только с целью развития сырьевых отраслей, но и для развития торговли, основанной на сложной системе международного производства. В-четвертых, интеграция как потребительского рынка, так и производства на глобальном уровне на основе стандартных продуктов и услуг. Стандарты потребления при этом формируются не только в результате увеличивающегося потока информации, но и вследствие международного влияния на предпочтения потребителей.
Происходящие процессы по-разному влияют на разные типы государств. В менее выгодной ситуации перед лицом глобализации оказываются развивающиеся страны, а также страны с переходной экономикой. Именно их правительствам приходится сталкиваться с наиболее существенным сокращением возможностей для осуществления макроэкономического регулирования в условиях большей либерализации и открытости экономик, свойственных современным условиям. А. Неклесса определяет коренное изменение экономического порядка так: `Раньше мировая экономика была полем, на котором действовали суверенные государства, теперь же она превращается в самостоятельный субъект, действующий на поле национальных государств` [1].
Глобализация подразумевает снижение роли национальных границ в экономических процессах, унификацию этих процессов, потребительских вкусов и предпочтений. Регионализация же - это компенсирующий механизм, направленный на проявление специфики региональных интересов и их защиту. Регионализация проявляется как формирование региональных интеграционных группировок, объединяющих соседние страны или отдельные регионы стран на основе взаимодействия их производственных структур на разных уровнях и в разных формах, где барьерную функцию выполняют границы этих экономических межгосударственных объединений, а внутри региональных группировок государственные границы обеспечивают, напротив, контактность. Особенно далеко продвинулись в этом направлении регионы развитых стран (Западная Европа, Северная Америка).
Как показал анализ результатов исследований по вопросам моделирования макроэкономических и региональных процессов, для современной России характерны противоположные закономерности - относительная изолированность производственных секторов экономики, существенные ограничения перетока ресурсов как между секторами экономики, так и между регионами, снижение кооперации и взаимодействия на региональном и межрегиональном уровне вследствие действия разнонаправленных тенденций отраслевого развития [2].
Таким образом, в России регионализация проявляется в форме разрыва и изменения структуры хозяйственных связей внутри страны, дезинтеграции региональных рынков, неравномерного развития геополитических процессов из-за различия регионов и их возможностей. Причем, разрыв экономической общности характерен не только для пространства страны в целом, но для внутрирегиональных хозяйственных связей. Результаты исследований показывают, что при отмене сохраняющихся в настоящее время экономических барьеров внешнеэкономической деятельности произойдет существенное уменьшение межрегиональной и внутрирегиональной торговли [3]. Умеренное тарифное регулирование внешней торговли оказывает положительное влияние на интенсивность межрегиональных связей и структуру производства. Вместе с тем, вступление России в ВТО сократит возможности использования данного инструмента, что, в свою очередь, усилит неоднородность в развитии регионов.
Огромное влияние на пространственную дезинтеграцию в России оказывают такие факторы, как: значительное сокращение межрегиональных торгово-экономических связей; неудовлетворительное функционирование денежно-финансовой системы; ослабление общероссийской производственной инфраструктуры; сокращение межрегиональных гуманитарных контактов.
Хотя для процессов интеграции неоднородность регионального экономического пространства не является непреодолимым препятствием, она значительно ограничивает возможности рыночного саморегулирования, т.к. отвлекает ресурсы на поддержание слабых регионов. Здоровая рыночная интеграция предполагает однородность экономического пространства.
Как отмечают В.Н.Лексин и А.Н.Швецов, одной из важнейших причин, способствующих формированию негативных тенденций территориального развития страны являются: разделительная, а не объединительная ориентация при создании федерации; законодательно закрепленная и усиливаемая на местах асимметрия различных групп субъектов федерации; доминирование субъективных коммерческих экономических интересов[4].
Нарастающая нестабильность мировой экономики требует выверенного концептуального и методологического обеспечения региональной экономической политики, которая позволит решить многие противоречия, проявившиеся в ходе общегосударственного и территориального развития страны.
Практика государственного управления до сих пор рассматривает регион в территориально-географическом контексте, что отражено в `Основных положениях региональной политики Российской Федерации`, где регион определен как `часть территории РФ, обладающей общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий`. Продолжение советской традиции восприятия региона в качестве объекта регулятивных воздействий, не используя при этом созидательный потенциал региональной экономической политики, противоречит изменившимся объективным внешним условиям и мировым тенденциям развития государственности.
В качестве важного аспекта поставленной проблемы необходимо учитывать требование развития и укрепления российской государственности на основе формирования регионов - субъектов федерации - понимаемых в институциональном значении, а не в качестве административно-территориальных единиц. Парадокс глобализации состоит в том, что чем богаче и крепче внутренние связи определенного сообщества, тем выше степень его экономической и социальной консолидации, и чем полнее реализуются его внутренние ресурсы, тем успешнее оно способно использовать преимущества интеграционных связей и адаптироваться к условиям глобального рынка.
Должны быть механизмы, обеспечивающие укрепление социально-экономических связей между субъектами федерации без посредничества центра. Они должны способствовать развитию подлинно демократических, федеративных отношений и институтов. Обязательным условием действия подобных механизмов является существование регионов в новом качестве - в качестве экономических субъектов, равных (но не одинаковых) по потенциалу, самостоятельных (но не самодостаточных), осознающих собственные интересы и имеющих арсенал средств, позволяющих эти интересы реализовать.
Задача создания концептуальной и методологической основ региональной экономической политики направлена, с одной стороны, на решение прикладных задач регионального развития, таких как: защита региональными элитами региональных интересов и самобытности; выявление внутренних возможностей адаптации региона в интенсивно изменяющихся внешних условиях через доступные экономические, социальные, политические, культурные механизмы; осуществление структурной, инвестиционной, социальной и др. политики с учетом территориальной специфики; перенос на региональный уровень таких направлений реформ, как малое предпринимательство, охрана окружающей среды, социальное развитие; активизация экономической деятельности на местах путем создания благоприятного предпринимательского климата; разработка специальных программ для территорий с особыми условиями.
С другой стороны, необходимо преодолеть `разделяющий` характер российского федерализма, который способствует дезинтеграции, и в совокупности с преобладанием субъективистских начал в регионах, предельно осложняет выработку и реализацию политики государственного регулирования территориального развития.
Должен произойти концептуальный сдвиг в научно-методической и исследовательской деятельности, а также в практике государственного управления, направленный на осознание активной созидательной роли регионов в социально-экономическом конструировании пространственных характеристик. Этот процесс мы называем регионосозиданием.
Активным участником регионосозидания в системе федеративных отношений должны стать местные органы самоуправления. Совершенствование системы институтов местного самоуправления должно быть направлено на укрепление и модернизацию социально-экономических отношений и повышение эффективности управления конкретным регионом в соответствии с выбранными критериями. Регионосозидание предполагает возможность формирования и использования в регионах России многообразия форм организации местного самоуправления (и территориального управления в целом), накопление на местах уникального опыта деятельности этих систем и их экономической базы.
Регионосозидание направлено на преодоление традиционных взглядов, связанных с кажущейся неисчерпаемостью естественных ресурсов, а, в связи с этим, расточительностью, экологической безответственностью, неэффективностью хозяйствования и внедрения инноваций.
Сам процесс регионосозидания включает в себя формирование соответствующих институтов: `воспитание` региональных элит, обладающих достаточным уровнем квалификации и социальной ответственности; создание различных общественных и административных объединений и организаций, позволяющих согласовывать различные вопросы преобразований в регионе и пр. В настоящей работе мы рассмотрим экономические аспекты регионосозидания, так как именно экономическое обоснование критериев, механизмов, форм, методов и инструментов регионосозидания создает методологическую основу для административных, институциональных, правовых и иных преобразований.
Концепция регионосозидания направлена на решение, с одной стороны - обеспечения естественного синтеза разнообразных подходов, которые предлагает современная экономическая наука для обоснования региональной экономической политики, избегая при этом однобокости и конъюнктурности, с другой - обоснование необходимости укрупнения регионов с позиций конечной цели, а не с позиций характера процесса, в сочетании с принципами эффективного отраслевого и территориального управления. Достижение конкретного измеримого экономического или социального эффекта в процессе регионосозидания, безусловно, позволит найти целесообразную траекторию совершенствования федеративных отношений. Концептуальные и методологические основы регионосозидания, разрабатываемые автором, изложены в монографии [2] и ряде других публикаций. В данной статье мы знакомим читателя с некоторыми выводами, подходами и предложениями по теме исследования.
Сравнительный анализ современных концепций регионального развития (конкурентоспособности и устойчивого развития региона в аспекте методологических, прикладных, информационных возможностей) показал, что концепция региона как квазикорпорации в аспекте межрегиональной конкуренции не в полной мере соответствует и решает задачи выдвинутых требований. Приведем только несколько аргументов, подтверждающих этот тезис.
Следует признать, что существующие административные, правовые и экономические барьеры накладывают ограничения на развитие конкурентных отношений, во всяком случае, в их легитимных формах.
Концепция конкурентоспособности не дает рекомендаций по выявлению факторов, которые привели или могут привести регион к кризисной ситуации (усилению диспропорций регионального и территориального развития). Разработчики концепции конкурентоспособности региона не рассматривают применение `кризисного анализа` в научно-методическом обосновании региональной экономической политики. Между тем, выявление причин возникновения кризисных ситуаций на территориях различного типа, определение факторов, влияющих на развитие кризисной ситуации, возможность дестабилизации на более высоком уровне иерархии является необходимым условием обоснования региональной экономической политики.
Относительно межрегиональной конкуренции при взаимоотношениях с центром следует отметить, что преимущества имеют зачастую совсем не те регионы, которые вносят наибольший вклад в экономическое развитие. Кроме того, роль региональной власти в создании конкурентных преимуществ кажется преувеличенной, так как зависит порой только от дипломатических усилий, мирового признания и личного авторитета. К таким можно отнести ограниченный ряд регионов, который ассоциируется в восприятии мирового сообщества в качестве признанных культурно-исторических центров, обладающих значительным потенциалом внутриполитического влияния.
Если быть последовательным в применении подхода, основанного на конкурентных преимуществах, то можно прийти к следующим выводам. Сами кризисные и слаборазвитые территории в распределении ресурсов не участвуют, но свои ресурсы предлагают, и, как правило, по демпинговым ценам, что еще больше усугубляет неблагополучную социальную и экологическую тенденции.
В исследовательской программе в рамках концепции конкурентоспособности региона совершенно не рассматривается такой важнейший аспект регионального развития, как экология. Это не способствует решению накопившихся в этой области проблем (особенно с учетом неравномерного характера пространственного развития страны), современному пониманию важности этих вопросов при формировании программ по обеспечению достойных условий жизнедеятельности населения, а также необходимости учета данного аспекта при анализе положительных и отрицательных результатов экстерналий экономической политики.
Кроме того, концепция конкурентоспособности не дает возможности учитывать ограничения (ресурсные, экологические, инфраструктурные) в территориальном разрезе, что необходимо при принятии конкретных решений по пространственному размещению производительных сил и развитию инфрастуктуры.
В то же время, актуальность задач повышения конкурентоспособности экономики России, использования методов стратегического планирования на основе разработки вопросов качества продукции, расширения рынков сбыта, обоснования эффективности проектов и источников их финансирования, использования человеческих ресурсов - очевидна. Региональная структурная политика также должна проводиться в контексте повышения конкурентоспособности экономики региона.
Процесс регионосозидания проходит в условиях глобализации с присущими этому процессу явлениями, которые, в конечном счете, усиливают цикличность развития мировой экономики. Очевидно, что практика государственного управления и современная отечественная регионалистика еще не в полной мере учитывает такой фактор региональной дестабилизации, как цикличность и нестабильность мировой экономической системы. Между тем, в западной регионалистике приведение регионального развития к устойчивому характеру по отношению к скачкообразным тенденциям развития мировых рынков имеет особую актуальность. Обеспечение устойчивого развития достигается на основе `управления капиталом`, при этом существуют несколько подходов на основе ключевого индикатора устойчивости.
В этом аспекте наиболее перспективным является перенос центра внимания на концепцию устойчивости регионального развития. Эволюционное преобразование воспроизводственного процесса на территории региона должно быть направлено на повышение устойчивости регионального развития с учетом реальных условий, возможностей и ограничений экономической системы в территориальном и отраслевом аспектах. В то же время, концепция регионосозидания на основе устойчивого развития учитывает иерархический характер региона, соответствующей информационной базы, управляющих воздействий, а также направлена на прогнозирование результатов регионального развития на каждом уровне иерархии.
Таким образом, в рамках концепции регионосозидания на основе парадигмы устойчивого развития выдвигаются следующие положения.
1. В центре анализа находятся вопросы устойчивости территориального развития региона в условиях открытости региональной экономической системы и глобализации мировой экономики. Причем, рассмотрению подлежат взаимосвязи различных уровней иерархии экономической системы, то есть выявление как внутренних факторов дестабилизации социально-экономического развития на каждом уровне, так и возможности трансляции дестабилизирующего влияния на смежные уровни иерархии.
2. Исследуются такие источники саморазвития территориальных структур, составляющих регион, а также региона в целом, как экономический, в том числе ресурсный и производственный потенциал и ограничения, наличие абсолютных и относительных преимуществ.
3. Исследуется способность территориальных структур и отраслей экономики региона к адаптации в условиях колебаний мировой конъюнктуры. Методологической основой такого исследования является теория региональных рынков.
4. Кризисный анализ как обязательный элемент системного анализа региональной системы строится на типологии территориальных структур на основе проведенного анализа устойчивости развития, наличия источников саморазвития, адаптационных способностей с учетом цикличности экономического развития. Кризисный анализ направлен на выявление источников, в том числе потенциальных, возникновения кризисных ситуаций.
5. Обязательным требованием является эколого-экономическая интерпретация различных аспектов территориального анализа экономической системы региона. Эколого-экономическая интерпретация должна проводится с учетом методических положений ресурсной и биосферной концепций.
Единой методологической основой, позволяющей реализовать эти требования, является разрабатываемая в рамках концептуальных подходов регионосозидания методология территориального анализа экономической системы региона. Выбор иерархической структуры региона определяется исследовательской задачей, направленной на обоснование региональной экономической политики с целью регионосозидания. Территориальный анализ экономического развития региона предлагается проводить как иерархический анализ закономерностей функционирования многоуровневой системы единого рыночного пространства, характеризуемого определенными внешними воздействиями, микроэлементами которого являются отрасли (подотрасли) экономики, исследуемые в аспекте пространственно распределенных условий экономического развития.
Микроэлементы - отрасли региональной экономики - рассматриваются в соответствии с их ролью в воспроизводственном процессе на основе теории региональных рынков. Региональная внешняя среда в соответствии с современными теориями и концепциями региональных рынков описывается в форме пространственно распределенных экономических условий и управляющих воздействий регионального уровня государственной власти. Экономические условия включают комплекс факторов, оказывающих влияние на размещение производительных сил, на уровень издержек производителя, на наличие эффектов, обеспечивающих экономию ресурсов и др. Формализованное описание экономических условий должно позволять адекватно отражать управляющие воздействия на результаты деятельности отдельных отраслей (подотраслей) экономики. Макроэкономические, отчасти, институциональные условия описываются в форме зависимостей, отражающих качественное и количественное влияние изменения макроэкономических характеристик на изменение тех или иных пропорций микросистем.
Алгоритм анализа на основе предлагаемой к разработке методологии направлен на обоснование приоритетов региональной экономической политики с целью регионосозидания. Алгоритм территориального анализа экономики региона предполагает следующие этапы. На первом этапе проводится анализ совмещенного функционирования макро- и микроэкономических процессов в пространственно-временных координатах. На этой основе выявляются макроэкономические факторы, определяющие закономерности и условия устойчивости территориального развития. На втором этапе выявляются инфраструктурные и ресурсные ограничения, абсолютные и относительные преимущества территорий различного типа, находящихся в составе региона.
Подходы к формализации предлагаемой методологии территориального анализа экономической системы региона определяются на основе анализа методов и инструментов обоснования региональной экономической политики. Рассмотрены прикладные и методологические аспекты, информационная обеспеченность таких методов, как межотраслевой баланс, эконометрическое моделирование, моделирование общего равновесия. При разработке моделей территориального анализа экономики региона предлагается применить матричный подход, позволяющий использовать различные методы моделирования, включая эконометрическое моделирование, теоретико-аналитическое моделирование, экспертную оценку, что обеспечивает получение как качественных, так и количественных оценок по вопросам исследования. Матричная структура моделей обеспечивает возможность развития используемого математического аппарата с целью наращивания прикладных возможностей разрабатываемого комплекса моделей.
На следующем этапе разработки концептуальных и методологических основ регионосозидания предполагается формирование исследовательской программы региона и проведение прикладных исследований, направленных на методическое и инструментальное обеспечение региональной экономической политики.
Концепция регионосозидания на основе устойчивого развития направлена на:
 снижение диспропорций территориального развития региона;
 обоснование приоритетных направлений социально-экономического развития региона с учетом ограничений в территориальном аспекте;
 выявление и минимизацию влияния внутренних и внешних факторов на развитие кризисных ситуаций в регионе;
 повышение устойчивости и адаптационных способностей экономики на основе преобразования ее структуры;
 повышение интеграции мер региональной экономической политики с общегосударственным и макроэкономическим регулирующим воздействием.
Это позволит, во-первых, привести региональное развитие к устойчивому характеру (особую актуальность данная задача приобретает в связи с тенденцией переноса многих функций по жизнеобеспечению населения с общенационального уровня на региональный). Во-вторых, реализовать современную парадигму регионального развития - саморазвития региона в глобальной среде на основе определения источников и ограничений территориального развития экономической системы региона. Создание концепции и методологии регионосозидания должно стать источником и базой укрепления российского федерализма и разработки регламентированных механизмов и процедур государственного регулирования территориального развития.
В заключение отметим, что в настоящее время изменяющиеся глобальная экономическая система и практика хозяйственной деятельности требуют выработки парадигмальных основ мирового развития и формирования стратегий отдельных стран и регионов. Те субъекты экономической и общественной деятельности, которые на данном этапе не смогут сформулировать идеи и стратегические проекты собственного развития в глобальной среде, окажутся поставщиками ресурсов для осуществления чужих проектов.
В центре внимания современной регионалистики должны быть концепция, методология, экономическое обоснование институтов, организационных механизмов и инструментов реализации высокой миссии - создания регионов России, способных устойчиво развиваться, не концентрируя и не умножая потенциала противоречий, рождаемых монополизированным глобальным рынком.


Литература

1. Неклесса А.И. Системные проблемы России. Путь в XXI век. / Под ред. Д.С.Львова. Экономика, 1999. С. 193.
2. Аношкина Е.Л. Методы и инструменты обоснования региональной экономической политики: Монография. Пермь: Изд-во ПГТУ, 2005. С. 276.
3. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. 3-е изд. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 495 с.
4. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Эдиториал УРСС, 2003. 368 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия