Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Лапочкина Л. В.
доцент кафедры экономики и менеджмента Северодвинского филиала Санкт-Петербургского морского технического университета
Никулина Н. В.
доцент Севмашвтуза – филиала Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (г. Северодвинск),
кандидат экономических наук


Судостроительный комплекс Северодвинска: новый вектор развития

В условиях переходной экономики судостроительная отрасль страны столкнулась с очень серьезными проблемами, от успешного преодоления которых зависит ее дальнейшая судьба. Следует признать, что наряду с объективными негативными факторами - снижением величины государственного оборонного заказа, разрушения сложившихся производственно-кооперационных связей, высоким уровнем инфляции, изменением приоритетов в макроэкономической политике государства - имели место и субъективные факторы. К ним, в первую очередь, следует отнести высокую инерционность системы управления; недостаточную подготовленность руководителей к работе в динамичных рыночных условиях, что проявилось в многократных маркетинговых, коммерческих и финансовых ошибках, допущенных в период 1991-1998 гг.
Тем не менее, к настоящему времени ситуация, в целом, стабилизировалась, большая часть предприятий отрасли, независимо от формы собственности, сумела адаптироваться к новым условиям. Сегодня, когда проблема `выживания` решена, основное внимание специалистов сфокусировано на перспективах развития отрасли. Какие направления деятельности являются наиболее предпочтительными? Как продолжающая модернизироваться отрасль сумеет встроиться в хозяйственную систему страны? Что должно делать государство (и должно ли) для поддержки отечественного судостроения?
Оценивая возможности и ограничения развития, необходимо понимать, что судостроение - специфическая область производственной сферы. Ее характерными особенностями являются высокая науко- и капиталоемкость продукции, длительность циклов разработки и постройки. Аккумулируя в ней достижения большого числа смежных отраслей промышленности (металлургии, машиностроения, электроники и т.п.), судостроение одновременно стимулирует развитие этих отраслей, достижение ими высокого научно-технического уровня. Как справедливо отмечает академик В. Пашин, с одной стороны - судостроение является индикатором уровня развития экономики государства, с другой стороны - стимулирующим звеном экономического развития. Создание одного рабочего места в судостроении влечет за собой появление 4-5 рабочих мест в смежных отраслях. [1] Понимание этого лежит в основе отношения к национальному судостроению в ведущих морских странах мира.
Пассивная государственная политика по отношению к судостроению и общие негативные тенденции трансформируемой национальной экономики привели отрасль во второй половине 90-х годов к глубочайшему кризису. В результате, к началу XXI века Россия потеряла статус ведущей морской державы. Сегодня объемы строительства гражданских судов в России не обеспечивают восполнение естественного старения отечественного флота.
Одним из путей, способных решить проблему возрождения гражданского флота России, производства новейших видов океанотехники, обеспечивающим конкурентоспособность продукции российского судостроения на мировом рынке, является субсидирование государством части процентных ставок по кредитам банков и предоставление государственных гарантий под кредиты на строительство судов и другой морской техники на российских верфях. Это позволит обеспечить приток инвестиций в судостроение, увеличить объемы строительства судов, создать предпосылки развития не только судостроения, но и судоходства, промышленного рыболовства, добычи нефти и газа на морском шельфе, таких отраслей промышленности, как машиностроительная, электротехническая, металлургическая и ряд других отраслей, повысит обороноспособность страны.
Но основным условием успеха модернизации и роста судостроительного производства в современной России становится правильный стратегический выбор самих предприятий. Для этого требуется объективно оценить свой потенциал, определить тенденции развития рынка производимой продукции, разработать концепцию собственного развития в новых условиях.
Судостроительный комплекс г. Северодвинска Архангельской области образуют четыре крупных, технологически взаимосвязанных предприятия (ФГУП): ПО `Севмаш` (судостроение и машиностроение), МП `Звездочка` (судоремонт, судостроение и машиностроение), СПО `Арктика` (монтаж и наладка электрооборудования), завод `Полярная звезда` (приборостроение) и относительно небольшое предприятие `Северный рейд` (утилизация кораблей). В начале 1990-х годов на их основе был образован Государственный российский центр атомного судостроения - ГРЦАС.
Базовым предприятием судостроительного комплекса Северодвинска, определяющим общее направление его развития, является ФГУП `Севмаш`. За свою 65-летнюю историю завод накопил колоссальный научно-технический и производственный потенциал, который, к сожалению, в последние 15 лет используется нерационально. Наряду со строительством новейших атомных подводных лодок (АПЛ) четвертого поколения, сегодня `Севмаш` занимается судо- и машиностроением, а также ремонтом, модернизацией и утилизацией кораблей и судов любого класса. В цехах и эллингах предприятия идет строительство морских платформ и техники для освоения нефтяных и газовых месторождений арктического шельфа. Освоено производство высокотехнологичного и наукоемкого оборудования для металлургической и других отраслей промышленности.
Основные направления деятельности предприятия можно сгруппировать следующим образом:
 Постройка, ремонт и модернизация подводных и надводных кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, а также кораблей, судов, понтонов и других плавучих сооружений с традиционными энергетическими установками.
 Международное военно-техническое сотрудничество.
 Утилизация атомных подводных лодок и других плавучих сооружений.
 Строительство морских ледостойких стационарных и самоподъемных платформ для добычи нефти и газа на континентальном шельфе, в том числе в районах Арктики.
 Проектирование и изготовление изделий судового машиностроения, оборудования для добычи, транспортировки и переработки нефти и газа.
 Проектирование, изготовление и монтаж технологических и жилых модулей для обустройства наземных месторождений и модулей верхних строений для морских платформ.
 Изготовление сварных металлоконструкций для нефтяной, газовой и химической промышленности, в том числе из титановых сплавов.
Экономические результаты хозяйственной деятельности ФГУП `Севмаш` в последние пять лет не отличаются стабильностью. Объем реализации продукции колеблется в пределах от 723 (2000 г.) до 3521 (2002 г.) млн. руб. Но следует заметить, что такие же сильные колебания финансовых показателей наблюдаются практически у всех предприятий отрасли. Динамика объема реализации по `Севмашу` и ближайшим его конкурентам в области оборонного заказа - ОАО `Балтийский завод` и `Северная верфь`, приведена на рис.1.
Величина прибыли (см. табл.) на рассматриваемых предприятиях очень слабо зависит от объема реализации. Этот факт объясняется спецификой судостроительного производства в новых рыночных условиях, когда процесс производства и график поставки продукции плохо синхронизирован с графиком платежей заказчиков. К этому же добавляется неравномерность загрузки производственных мощностей, которые задействуются далеко не в полной мере. До окончательной нормализации работы отрасли пока еще далеко.
Сокращение государственного оборонного заказа заставило ведущее предприятие ГРЦАС искать новые пути загрузки производства. Был осуществлен комплекс мероприятий для возможности двойного применения высоких технологий. Это позволило выйти на внешний и внутренний рынки с конкурентоспособными предложениями.
Рис.1. Динамика объема реализации.
Источник: по материалам журнала `Эксперт Северо-Запад`.
Источник: по материалам журнала `Эксперт Северо-Запад`.
Совместно с российскими и зарубежными компаниями `Севмаш` ведет работы по освоению нефтяных и газовых месторождений, строит и модернизирует суда, корабли различных классов, а также выполняет сложные проекты по созданию оборудования для различных отраслей отечественной промышленности. Проектирование и строительство выполняются с учетом требований стандартов РФ, API, ASME, Морского Регистра Судоходства РФ и классификационных обществ других стран. Система управления качеством продукции сертифицирована на соответствие стандарту ISO 9001.
Партнерами `Севмаша` являются крупнейшие отечественные промышленные и нефтегазодобывающие компании, а также ведущие мировые судостроительные и инжиниринговые фирмы, с которыми у предприятия сложились прочные деловые отношения.
Так, совместно с компаниями `Хедрон Лимитед` (Hedron Limited) и `Халлибуртон` (Halliburton) `Севмаш` разрабатывает проект по строительству первой для шельфа российской Арктики нефтедобывающей морской платформы. По договору с `Халлибуртон` (Halliburton) изготавливается оборудование для компании `Полярное сияние` (Россия-США), осваивающей Ошкотынское нефтяное месторождение, а на Харьягинском месторождении уже смонтированы технологические модули станции ранней добычи нефти для французской компании `Тоталь` (Total).
Давними партнерами `Севмаша` являются британская `Браун энд Рут` (Brown&Root) и фирма `Маммут` (Mammoet) из Нидерландов, с которыми предприятие сотрудничает в области судостроения. Предприятием налажены деловые контакты с ОАО `Газпром`.
Изменение российских экономических и политических условий последних 15 лет, структурные сдвиги в народном хозяйстве страны, смена приоритетов в оборонной доктрине делают неизбежным выход судостроительного комплекса Северодвинска на новый вектор развития. Прежняя стратегическая линия, опирающаяся на крупномасштабное военное кораблестроение, уже не отвечает требованиям дня.
Наряду с продолжением выполнения работ по сокращенному оборонному заказу, представляется перспективной частичная переориентация предприятий города на спрос потребителей промышленной продукции Европейского Севера России. Учитывая потенциальные возможности ГРЦАС, можно с уверенностью заключить, что его предприятия являются потенциальными подрядчиками по большинству работ машиностроительного направления для регионов Северо-запада. Приоритетным же направлением в производстве гражданской продукции становится проектирование, строительство и монтаж морских платформ и других элементов инженерной инфраструктуры крупных проектов в областях добычи и переработки нефтегазовых ресурсов Арктического шельфа.
Наиболее подготовленными к разработке месторождениями в российском секторе Западной Арктики являются: Приразломное нефтяное и Штокмановское газоконденсатное (см. рис.2). Их предполагается разрабатывать на условиях соглашений о разделе продукции (СРП).
Приразломное нефтяное месторождение расположено на шельфе Печорского моря в 60 км от поселка Варандей, на глубине 19-20 м. В соответствии с ТЭО разработки данного месторождения, подготовленным ЗАО `Севморнефтегаз`, за 22 года его эксплуатации накопленная добыча нефти должна составить 74,6 млн. тонн. Общий объем инвестиций в освоение месторождения оценивается в 1,116 млрд. долл. США, окупаемость капитальных вложений - 10,5 лет [2].
Штокмановское газоконденсатное месторождение расположено в центральной части Баренцева моря на глубине 280-360 м, на расстоянии 550 км к северо-востоку от Кольского полуострова. Утвержденные извлекаемые запасы газа более 3 трлн. куб. м. Стоимость проекта освоения месторождения оценивается в сумму до 30 млрд. долл. США. В частности компания `Норшк Гидро` (Norsk Hydro) оценивает стоимость первой фазы освоения Штокмановского месторождения с выходом на ежегодный уровень добычи в 22 млрд. куб. м в 10 млрд. долл. Второй и третий этапы предусматривают увеличение добычи газа соответственно до 45 млрд. куб. м и 67 млрд. куб. м в год [3].
Рис.2. Месторождения углеводородов Баренцева моря.

Источник: The Norwegian Petroleum Sector. Facts 2005. // Ministry of Petroleum and Energy of Norway, 2005.
Высокая стоимость второго проекта объясняется его технической сложностью: большой удаленностью от материка; значительными глубинами моря; большими приливами; частыми штормами; дрейфующими льдами. Затрудняют освоение месторождения и различные инженерно-геологические факторы. Все это требует создания новых технических средств и технологий, во многом уникальных и не имеющих аналогов в мире.
В середине 1990-х гг. предприятия судостроительного комплекса Северодвинска - `Севмаш` и `Звездочка` - активно включились в процесс подготовки к освоению углеводородных месторождений Западной Арктики. В декабре 1995 г. здесь были заложены нефтедобывающая платформа `Приразломная` и буровая самоподъемная установка `Арктическая`. Но из-за нестабильного финансирования их строительство идет тяжело. Технология изготовления относится к разряду сложных и требует параллельного проведения большого объема работ, а это предполагает интенсивное вложение значительных финансовых средств и хорошую межотраслевую координацию работ.
Конечно, многие виды необходимого нефтегазового оборудования отечественным оборонным предприятиям в короткие сроки освоить не удастся. Поэтому значительная доля оборудования импортируется. Не удается пока снизить и высокую затратность производства. Эти обстоятельства в определенной мере (и по понятным причинам) сдерживают российские нефтедобывающие компании в размещении на них своих заказов. Но представляется не совсем правильной, в этом случае, позиция руководителя ГУП `Арктикморнефтегазразведка` - обеспечивать техническое оснащение добычи, в основном, за счет участия иностранного капитала, обходясь без привлечения отечественных предприятий оборонно-промышленного комплекса. [4]
Безусловно, проблема существует и нельзя на это закрывать глаза, продолжая поддерживать миф об универсальных возможностях оборонных гигантов. Ее решение состоит в реорганизации данных предприятий - реальном, а не декоративном. Но нужно понимать и то, что процесс реорганизации возможен только при достаточном его финансировании, что подтвердилось в последние два года, когда финансирование работ по строительству платформ `Газпромом` стабилизировалось.
Негативно сказывается на работе предприятий Северодвинска, да и не только, противоречивая позиция Правительства России относительно производства нефтегазового оборудования и океанотехники на отечественных предприятиях. Чрезмерное увлечение чиновников либерализацией экономики привело к тому, что с 2005 г. прекращено финансирование Подпрограммы `Создание высокотехнологичных установок, машин и оборудования для морской добычи нефти, газа и освоения углеводородных месторождений на континентальном шельфе Арктики на 2003-2012 годы` Федеральной целевой программы `Мировой океан`.
Специалисты отрасли, а также Союз производителей нефтегазового оборудования считают, что в условиях предстоящих масштабных проектов в Баренцевом море, прекращение финансирования программы создания российского оборудования для работ на шельфе Арктики, является серьезной ошибкой. Данный шаг, предпринятый МЭРТ России, может привести к тому, что российская промышленность будет отстранена от работ по освоению месторождений на морском шельфе. Президент Союза А. Романихин сделал в связи с этим заявление о необходимости сделать все, чтобы при освоении Штокмановского и других месторождений не повторилась история с проектами по СРП на Сахалине, где практически не участвуют российские заводы. Он выразил недоумение по поводу решения Правительства РФ отказать ФГУП ПО `Севмаш`, ФГУП МП `Звездочка`, ОАО `Амурский судостроительный завод`, ФГУП `ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова`, ФГУП `ЦНИИ КМ `Прометей` и другим всемирно известным отечественным предприятиям в государственной поддержке разработок нового отечественного оборудования для континентального шельфа Арктики. [5]
Парадоксальность ситуации состоит в том, что когда Правительство страны к российским высокотехнологичным отраслям теряет интерес, его начинают поддерживать (не только финансово, но и морально) зарубежные партнеры по совместному бизнесу. Так крупнейшая норвежская нефтегазовая компания `Статойл` (Statoil) подписала соглашения с машиностроительными предприятиями `Звездочка` и `Севмаш` о расширении производственно-технического сотрудничества. Компания готова оказать финансовое содействие вузам Северодвинска и Архангельска для организации специальных программ по обучению специалистов для работы в нефтегазовой отрасли и проведения научных разработок.
В декабре этого года другая норвежская корпорация `Норшк Гидро` (Norsk Hydro) открывает в Мурманске Центр развития поставщиков нефтегазовой промышленности. Вскоре такой центр будет открыт и в Архангельске. Как отметил Старший Вице-президент нефтяного и энергетического подразделения компании Бенгт Ли Хансен: `Гидро` активизирует работу по подготовке потенциальных российских поставщиков на Северо-Западе России для будущего освоения морских нефтегазовых месторождений в регионе`.
Программа развития сети поставщиков была инициирована компанией `Норшк Гидро` в 2002 г. после встречи Президента России Путина и Премьер-министра Норвегии Бундевика, на которой лидеры двух стран обсуждали важность более тесного сотрудничества на Северо-Западе России. На сегодняшний день `Норшк Гидро` выявила более 450 потенциальных поставщиков, из которых 60 предприятий были изучены детально. Одиннадцать российских компаний были пре-квалифицированы для поставок на месторождения Норвежского и Датского континентальных шельфов.
Сегодня можно констатировать, что основными и перспективными направлениями развития предприятий судостроительного комплекса Северодвинска являются: 1) постройка, ремонт и модернизация подводных и надводных кораблей военного флота; 2) международное военно-техническое сотрудничество; 3) строительство морских ледостойких стационарных и самоподъемных платформ для добычи нефти и газа на континентальном шельфе Арктики. Предприятия, в целом, адаптировались к непростым современным экономическим условиям. Главной проблемой в достижении целей становится противоречивость и непредсказуемость государственной экономической политики в отношении отрасли.
Такая отрасль как судостроение, показатели ее функционирования представляют собой один из ключевых индикаторов общего развития национальной экономики, т.к. она интегрирует многие другие отрасли промышленного сектора. На наш взгляд, именно здесь решаются важнейшие задачи социально-экономического развития страны, а не в бюджетной, денежно-кредитной или внешнеторговой сферах, которым правительство уделяет внимания намного больше.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия