Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ядрова И. В.
докторант кафедры экономики и менеджмента недвижимости Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета
кандидат экономических наук


Проблемы и развитие управления имущественным комплексом Мурманской области

Экономика Мурманской области базируется на богатой минерально-сырьевой базе Кольского полуострова, биологических ресурсах Баренцева моря, а также открытом для круглогодичной навигации выходе в Мировой океан. Эти факторы предопределили характер развития региона, его стратегическое значение для России.
Здесь сформирован крупный индустриальный комплекс, который производит и обеспечивает потребности страны: на 100 % - в апатитовом концентрате, в значительной мере - в никеле, меди, железорудном концентрате и других полезных ископаемых. Область относится к числу наиболее энерговооруженных территорий страны и дает каждую шестую тонну товарной пищевой рыбной продукции, вырабатываемой в России.
Благоприятная для крупных производителей области конъюнктура цен на их продукцию, сложившаяся за последние годы, (железорудный и апатитовый концентраты, цветные металлы) позволила существенно увеличить доходы и прибыль предприятий. Это в первую очередь относится к гигантам горнопромышленного комплекса, обеспечивающим фактически половину объема промышленного производства Мурманской области: входящие в российские финансово-промышленные группы Кольская ГМК (`Норильский никель`), комбинат `Апатит` (`ФосАгро`), Ковдорский ГОК (`ЕвроХим`), `КАЗ-СУАЛ` (`СУАЛ-холдинг`).
C конца 2002 года спрос на металлы на мировом рынке начал расти, что обеспечило рост производства в базовых отраслях экономики региона и значительное увеличение собственных доходов консолидированного бюджета Мурманской области. (рис. 1).
Рис. 1. Доходы консолидированного бюджета Мурманской области [8]
Однако экономический всплеск не привел к существенному приливу инвестиций, а качество жизни населения за последние полтора года заметно ухудшилось. Обобщающим показателем, характеризующим уровень экономического развития региона, является валовой региональный продукт (ВРП), который рассчитывается органами статистики как сумма валовых добавленных стоимостей, созданных в отраслях экономики за отчетный период. В табл. 1 приведены данные о динамике относительных показателей ВРП на душу населения Мурманской области в 2003-2005 гг.
Таблица 1
Динамика ВРП на душу населения Мурманской области [8]
Подъем экономики региона может быть обеспечен ростом доходной части бюджета на основе, с одной стороны, активизации производственно-хозяйственной деятельности на подведомственной территории, а с другой, - повышения эффективности использования имущественных ресурсов, закрепленных за регионом. Последнее направление позволяет диверсифицировать источники налоговых поступлений в бюджет.
Анализ консолидиpованногo бюджета Мурманской области показал, что в его доходах основную часть занимают налоговые поступления (табл. 2).
Таблица 2
Основные показатели консолидированного бюджета Мурманской области (без закрытых автономных территориальных образований (ЗАТО), без внутренних оборотов), руб. [8]
Они составляют 80-90% общих доходов, но с тенденцией сокращения. Одной из причин этого стало изъятие в 2002 г. НДС из числа региональных регулирующих налогов. Сжатие налоговых поступлений приводит к увеличению доли безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Так, в 2005 г. эта доля увеличилась на 11,1%. Подобная тенденция может привести к усилению зависимости от так называемой `дотационной иглы` и дальнейшему снижению уровня жизни в регионе.
Сегодня доходы (налоговые и неналоговые) от использования недвижимого имущества Мурманской области, включая платежи за пользование природными ресурсами и доходы от продажи материальных и нематериальных активов, составляют всего 17% (табл. 3).
Таблица 3
Структура доходов бюджета Мурманской области на 2005 г. [8]
При этом бюджетная сфера области испытывает недостаток ресурсов для финансирования первоочередных текущих потребностей, не говоря уже о направленности на развитие. Сложившаяся в последнее десятилетие проблемная ситуация в Мурманской области заставила специалистов Кольского научного центра РАН разработать стратегию экономического развития области на период до 2015 г., которая корреспондируется со стратегией социально-экономического развития СЗФО РФ на тот же период (табл. 4).
Таблица 4
Прогноз макроэкономических показателей экономического развития Мурманской области на период до 2015 г. [3]
Стратегия основана на пяти базовых отраслевых комплексах - горнопромышленном, топливно-энергетическом, рыбопромышленном, агропромышленном и транспортно-коммуникационном, занимающих в структуре всего хозяйственного комплекса области по объему производства и услуг более 97%.
Весь спектр рассмотренных в основных положениях экономического развития Мурманской области проблем является фактором долгосрочного действия, на основе которого сформировались три основных стратегических направления социально-экономического развития Мурманской области:
-структурные преобразования промышленного потенциала области с целью сохранения места в общенациональном разделении труда;
-усиление роли Мурманской области как контактного центра и северных ворот России во внешнеэкономической деятельности через развитие Северного морского пути;
-улучшение условий жизнедеятельности и качества жизни населения области.
Однако данные направления носят декларативный характер и должны быть подкреплены организационно-экономическим механизмом их решения.
С нашей точки зрения, в Мурманской области имеется значительный потенциал для развития на основе повышения эффективности использования имущественного комплекса региона.
Стратегия управления областным имуществом основывается на концепции, одобренной правительством региона и осуществляется исходя из текущих планов развития области и государственных организаций. Кроме того, комитет по управлению государственным имуществом Мурманской области осуществляет полномочия по управлению федеральным имуществом не территории области в соответствии с соглашением от 08.07.1998 `Об обязательствах Министерства государственного имущества Российской Федерации и администрации Мурманской области при наделении комитета по управлению государственным имуществом Мурманской области полномочиями территориального органа Министерства государственного имущества Российской Федерации`.
В Мурманской области ведется реестр государственного имущества, в котором по состоянию на начало 2004 г. учтено 178 организаций (табл. 5).
Таблица 5
Состав реестра государственного имущества Мурманской области по состоянию на начало 2004 г. [5]
В реестре федерального имущества учтено: всего организаций - 462, всего объектов недвижимого имущества - 16195. Доходы консолидированного бюджета Мурманской области от управления и распоряжения государственной собственностью по состоянию на начало 2004 г. представлены в табл. 6 и на рис. 2.
Очевидно, что подавляющую часть доходов от использования имущества региона составляют доходы от сдачи в аренду земельных участков - 67,1%, что свидетельствует об экстенсивном характере управления имуществом.
Таблица 6
Доходы консолидированного бюджета Мурманской области от управления и распоряжения государственной собственностью по состоянию начало 2004 г. [5]
Рис. 2. Соотношение видов доходов консолидированного бюджета Мурманской области от управления и распоряжения государственной собственностью по состоянию на начало 2004 г., %
Кроме того, проводимая в последние годы работа по разграничению государственной собственности на землю показывает, что значительная часть земель на территории Мурманской области, прежде всего, наиболее доходных (земли поселений и земли промышленности, транспорта, связи), должна перейти в федеральную собственность. При этом произойдет и перераспределение доходов от их использования. Выпадающие доходы консолидированного бюджета, по мнению специалистов, составят 395 млн. руб. [18].
Прочие доходы, к которым относятся доходы от производственно-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий (ГУП) и от приватизации объектов госсобственности, составляют лишь 4,2%.
Необходимо отметить, что процессы трансформации типов собственности в Мурманской области носят специфический характер, обусловленный высокой долей объектов государственной собственности, имеющей стратегический или оборонный характер. В связи с этим удельный вес частной собственности в общем количестве предприятий и организаций региона ниже, чем в целом по России (табл. 7).
Таблица 7.
Распределение предприятий и организаций по формам собственности на начало 2004 г. [6]
Динамика темпов приватизации государственной собственности Мурманской области, начиная с 1993 г. в целом совпадает с динамикой по РФ и СЗФО, однако, с 1997 по 2000гг. в регионе приватизация не осуществлялась, что связано с общим экономическим спадом в этот период и низкой инвестиционной привлекательностью недвижимости на территории области (табл. 8).
Таблица 8
Число приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий, объектов [6]
Среди способов приватизации ГУП лидировала продажа имущественных комплексов по конкурсу.
По данным департамента имущественных отношений Мурманской области, с 2004г. приватизация областного имущества осуществляется на основе прогнозных планов приватизации на очередной финансовый год.
В 2006 г. запланировано преобразование имущественных комплексов "Апатитводоканал" и Кольского мостового предприятия в открытые акционерные общества. Предполагается, что в 2007 г. будут акционироваться Мурманское теплоэнергетическое предприятие "ТЭКОС" и "Мурманский водоканал".
В соответствии с постановлением правительства Мурманской области от 9 марта 2004 г. N 64-ПП `О концепции управления государственной собственностью Мурманской области`, в государственной собственности области должно находиться только то имущество, которое необходимо для выполнения государственных полномочий региона. При этом областные ГУП должны быть ликвидированы - преобразованы в казенные, либо приватизированы.
Сегодня в Мурманской области преобладают ГУП в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды, а также в сфере транспорта и связи. Перечень областных ГУП Мурманской области, включенных в план развития государственного сектора экономики на 2006 г. включает 28 государственных областных унитарных предприятий [7].
Несмотря на то, отмечается рост численности и средней заработной платы специалистов ГУП в имущественной сфере области, выручка от их деятельности сократилась в 2005 г. по сравнению с 2004 г. на 4,1%, а финансовый результат (сумма прибыли) - на 45,9%, что свидетельствует о низкой эффективности управления недвижимым имуществом региона.
Однако нельзя не учитывать и объективные факторы возникновения экономических проблем в некоторых ГУП Мурманской области, в частности, судоремонтных предприятий ВМФ. Снижение объемов работ по государственному оборонному заказу привело к образованию у этих предприятий огромных долгов в бюджеты всех уровней, во внебюджетные фонды, поставщикам энергоресурсов. Таким образом, заводы, собственниками и учредителями которых являются Минобороны и Росимущество, фактически являются банкротами. Сложным является положение дел и в ФГУП "Атомфлот". Федеральное предприятие в течение нескольких лет находится в кризисном состоянии.
В силу специфичности производства, связанного с обращением отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов целесообразно перевести "Атомфлот" из ведомственного подчинения Министерства транспорта Федеральному агентству по атомной энергии (Росатому), с последующей передачей части имущества, связанного с техническим обслуживанием и ремонтом судов атомно-ледокольного флота, в аренду ОАО "Мурманское морское пароходство", как единственному заказчику этих услуг.
Таким образом, процесс приватизации государственного и муниципального имущества Мурманской области продолжается, и в соответствии с генеральной целью Концепции управления имуществом региона необходимо завершение приватизации государственного имущества, которое не будет использовано для реализации государственных функций Мурманской области.
Кроме того, как показал анализ, необходимо решение следующих основных задач в имущественной сфере региона:
- существенное повышение доходности имущества, которое остается в собственности Мурманской области;
- завершение формирования системы управления государственным имуществом;
- поэтапное сокращение избыточной части государственного сектора, которая не обеспечивает выполнение государственных функций;
- внедрение новой модели управления государственной собственностью Мурманской области, основанной на принципе строгого соответствия состава государственного имущества государственным функциям на уровне области;
- увеличение доходов от использования имущества, утратившего значение для обеспечения государственных функций и предусмотренного к приватизации.
Новая модель управления государственной собственностью, одобренная Правительством Российской Федерации, базируется на следующих основополагающих принципах:
- соответствие состава государственного имущества функциям государства;
- владение, пользование и распоряжение государственной собственностью на плановой основе.
В этой связи на базе Новой модели целесообразно предусматривать разработку и ежегодное утверждение Программы управления государственным имуществом региона, которая должна состоять из трех частей: планов приобретения, использования и выбытия имущества региона.
Таким образом, управление государственной собственностью такого специфического региона как Мурманская область заключается:
- в сознательной и целенаправленной реализации правомочий Мурманской области как собственника имущества;
- в осуществлении функций управления расположенными на территории области объектами государственной собственности для реализации генеральной цели - обеспечения устойчивого эффективного функционирования базовых отраслей, что позволит повысить качество жизни населения Мурманской области и существенно улучшить состояние окружающей среды на Кольском полуострове и в акваториях Белого и Баренцева морей.


Литература:

1. Дидык В.В., Рябова Л.А. Тенденции экономического и социального развития Мурманской области в период рыночных реформ //Темпы и пропорции социально-экономических процессов в регионах Севера. - Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2003.
2. Мотлохов В.Н. Краткий анализ и пути ускорения темпов экономического развития Мурманской области // Темпы и пропорции социально-экономических процессов в регионах Севера. - Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2003.
3. Основные положения стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года. - Мурманск: Изд-во `Север`, 2002.
4. Пачина Т.М., Горлевская Н.С. Бюджетное пространство Мурманской области: параметры, тенденции, оценки //Темпы и пропорции социально-экономических процессов в регионах Севера. - Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2003.
5. Постановление правительства Мурманской области от 9 марта 2004 г. N 64-ПП `О концепции управления государственной собственностью Мурманской области`.
6. Регионы России. Социально-экономические показатели. М.: Изд-во Госкомстата РФ, 2004
7. www.murman.ru/
8. www.b-port.com.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия