Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006
ЭКОНОМИКА НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ
Симонов В. С.
доцент Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук


Проблемы формирования и регулирования рынка рекреационных услуг

Традиционно в экономической науке проблемы функционирования сферы услуг в рыночных условиях являлись второстепенным объектом исследования. Особенно это заметно при изучении литературных источников, посвященных категории `товар - услуга` в сфере рекреации, где практически отсутствуют исследования системы товарного обмена и соответствующих ему форм и процессов.
Отдельно стоят работы, посвященные вопросам менеджмента санаторно-курортных систем и проблемы разработки технологии маркетинга рекреационного продукта и связанных с ним основ ценовой политики в санаторно-курортном секторе рекреационной сферы [1, 2, 3].
Практически все современные теории социально-экономического развития общества во главу угла ставят проблему человека с его потребностями в благах и услугах. Более того, именно культурологическая, невещественная составляющая жизни человека становится главным фактором общественного развития, в том числе и экономической сферы.
Дихотомия `труд - отдых` предполагает потребление рекреационных услуг как постоянный процесс жизнедеятельности человека в его биологическом, антропологическом и социумном аспектах. Данная дихотомия снимает противоречие между трудом (работой) и свободным временем (досугом), если предположить, что их наличная совокупность является необходимым условием жизни человека, а сами они находятся в диалектическом единстве.
Экономическую сущность соотношения времени работы и досуга (а рекреация - это значительная часть досуга) раскрыл в своей работе `Теория распределения времени` Гэри Беккер [4]. В ней изложена теория распределения времени между различными видами деятельности. Автор утверждает, что с точки зрения роста экономического благосостояния проблема рациональности использования времени досуга, или нерабочего времени, в настоящее время более важна, чем распределение и использование рабочего времени.
Гэри Беккер исходит из того, что стоимость времени досуга, которое он функционально обозначил как время потребления, определяется величиной потерянных заработков. Таким образом, он делает вывод, что относительная стоимость какой-либо услуги равна не ее рыночной цене, а величине недополученного денежного дохода при производительном использовании времени на получение услуги (досуга). При этом денежный доход складывается из заработка и прочих доходов.
Дифференциация дохода обусловлена тем, что по оценкам другого исследователя стоимости времени, Дж. Минцера [5], спрос на различные товары и услуги во многом зависит от источника доходов. Дж. Минцер доказал, что интенсивность потребления различных услуг в сфере досуга прямо пропорциональна доле заработной платы в общем доходе семьи, включающем поступления от дивидендов, облигаций, предпринимательской деятельности, продажи сельскохозяйственной продукции подсобных участков и т. п.
Следует также отметить, что на потребительское поведение рекреанта влияет также общий уровень семейного дохода. При среднедушевом доходе ниже 7,3 тыс. руб. на одного члена семьи преобладает эффект замещения, когда определяющим фактором при поиске места отдыха является экономия средств. При более высоком среднедушевом доходе выбор осуществляется исходя из уровня сервиса рекреационного обслуживания, т. е. начинает `работать` эффект дохода.
Стоимостной подход к оценке времени определяет труд (работу) как `доходоемкий` товар, характеризующийся величиной эквивалента стоимости результата производства, а досуг (в нашем случае - рекреацию) - как `времяемкий` товар, поскольку его эквивалент определяется интенсивностью потребления. Сумма обоих товаров, оцениваемая по затраченному времени, дает нам величину совокупной полезности, а их соотношение будет зависеть от величины предельной полезности труда и досуга.
Заметим, что время работы (`доходоемкий` товар) включает в себя и часть `времяемкого` товара (свободного времени): простои, потери, межоперационные паузы и т. п. можно оценивать как полезность `времяемкого` товара при повременной оплате труда или неизменном заработке.
Введя понятие продуктивного использования свободного времени, когда во время отдыха (рекреации) проходят деловые встречи, заключение контрактов, получение информации и т. п., мы получаем частичное совмещение обоих товаров: `доходоемкого` и `времяемкого`. Таким образом, мы получаем иную, третью категорию товара, характеризующую рекреационное потребление как особенное. Анализ продуктивного потребления `времяемкого` товара (рекреации) дает возможность раскрыть суть рекреационных услуг как производства частной, или единичной, категории товара.
Стоимость рекреационного потребления, таким образом, будет определяться не рыночными ценами соответствующих услуг, а величиной эквивалентного результата отдыха, который включает приросты человеческого, социального и организационного капиталов.
Экономическое поведение в сфере рекреационных услуг обусловлено рядом специфических особенностей данного вида деятельности:
- низкой динамичностью, связанной с тем, что процесс потребления рекреационных услуг задействует многие свойства человека, причем на протяжении определенного времени, а качества человека изменяются медленно;
- территориальной сегментацией, поскольку формы предоставления услуг и размещение предприятий рекреационной индустрии во многом определяются географией и наличием природных ресурсов;
- локальным характером, так как предложение многих рекреационных услуг привязано к местностям, обладающим рекреационным потенциалом;
- спецификой организации производства, определяемой величиной предприятий-продуцентов рекреационных услуг. Как правило, это малые и средние предприятия, степень мобильности которых по отношению к рыночной конъюнктуре обусловлена, по преимуществу, их сервисными возможностями;
- неопределенностью результата деятельности по оказанию услуги, обусловленной высокой асимметрией информации о технологиях и качестве предоставления рекреационных услуг;
- неполнотой возможностей рыночного механизма. Попытка осуществить реализацию идеи здорового образа жизни в обществе, рационального досуга исключительно в рамках институтов конкурентного рынка, по нашему мнению, противоречит основным положениям социальной политики.
Это обусловлено следующими обстоятельствами:
- сильная дифференциация доходов не позволяет рыночным способом распределить услуги рекреационной сферы в соответствии с потребностями населения и фирм. Следовательно, оптимальный объем услуг будет занижен, так как их производство и потребление будут регулироваться платежеспособным спросом;
- часть населения, следуя традициям, предъявляет заниженный спрос на рекреационные услуги вследствие отсутствия информации, опыта, низкого уровня общей культуры и т.п. Это влияет на развитие индустрии рекреации. Потребность фирм в данном виде услуг обусловливается уровнем организационной культуры, который в условиях нестабильности остается низким;
- большая асимметричность информации о содержании и качестве рекреационных услуг делает необходимым участие в процессе выбора внерыночных организаций;
- в ряде случаев рекреационные услуги должны включаться в `социальный пакет`, компенсируя вредные или экстремальные условия труда, и соответствовать государственным стандартам.
Таким образом, собственно рынок рекреационных услуг необходимо дополнить государственным регулированием потребительского поведения на основе:
- бесплатного предоставления рекреационных услуг с добровольным потреблением;
- бесплатного предоставления рекреационных услуг с обязательным потреблением;
- платного распределения рекреационных услуг на основе регулируемых государством цен.
Для решения этой проблемы необходимо введение государственных гарантий по соблюдению социальных нормативов минимального обеспечения спроса на рекреационные услуги.
Необходимость государственного регулирования рекреационной сферы обусловлена тем, что последняя является производителем частичных общественных благ: искусственных ландшафтов, парков, лесопарков, оборудованных склонов гор и т. п. Рекреационная деятельность приводит и к появлению `внешних эффектов` или `переливов`. К ним относятся издержки или выгоды для третьих лиц, которые не участвуют в рыночной сделке. Например, рекреационная деятельность приводит к улучшению качественных характеристик населения, что сказывается на экономическом потенциале общества.
Определение границ государственного регулирования рекреационной сферы во многом зависит от типа социальной политики в соответствующий период жизни общества.
Общее определение социальной политики государства как системы целенаправленных мероприятий, осуществляемых, в том числе, при помощи финансовых ресурсов, приводит нас к конкретным организационным формам и методам государственного финансового регулирования, зависящим от экономического строя, общественных, социальных и других целей. При определении роли государства в решении социальных проблем можно утверждать, что задачами государственных институтов являются простое расши ренное воспроизводство населения, постоянная поддержка граждан, повышение качества жизни, обеспечение экономического роста и улучшение условий жизни. Регулирующая роль государства направлена на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики, уменьшение дифференциации доходов и обеспечение доступности социальных благ.
Анализ теоретических исследований в области развития общественных отношений показывает, что многие экономически развитые страны, определяя приоритеты и темпы развития, в известной степени используют положения финансово-экономической теории, в частности, концепцию `общественных услуг`, или `общественных благ`. Согласно данной концепции, бюджету отводится роль одного из универсальных механизмов, с помощью которых государство участвует в решении проблем общества, содействует развитию образования, здравоохранения, культуры, науки, физической культуры и других социальных отраслей. Услуги этих отрас лей потребляются всеми гражданами страны и с позиций совокупных интересов относятся к разряду общественных благ, т. е. тех благ, оплата которых индиви дуально каждым пользователем невозможна или нерациональна. Такие блага по ставляются государством через систему общественного сектора экономики и оплачиваются полностью или частично за счет бюджета. Рассмотрению бюджета как источника оплаты общественных благ были посвящены труды многих зарубежных и отечественных специалистов, которые указывают на неразрывную связь экономики общественного сектора с бюджетными проблемами [6, 7, 8].
В переходный к рыночным отношениям период значительно возросли по требности населения в конкретных общественных благах, что привело к акти визации не только социальной политики, но и породило необходимость внесения кор ректив в бюджетную политику государства, потребовало выработки особой страте гии оплаты общественных расходов. В этой связи особенно актуальными стали вопросы возможностей частичного замещения бесплатных для населения услуг платны ми.
Крайне актуальна данная проблема и для рекреации как одной из сфер влияния социальной политики. Она выполняет в обществе множество функций и охватывает все группы населения, объединяя все сферы жизнедеятельности человека, социальных групп, общества, являясь наиболее актуальным и универсальным средством реализации государственных задач социальной политики на средне- и долгосрочную перспективу.
Развитие рекреационной деятельности имеет четко выраженную позитивную направленность на общественное благосостояние в целом, что позволяет отнести рекреационные услуги к группе `смешанных благ`. Ту часть рекреационных услуг, которая конституционно гарантирована государством и подлежит бюджетному финан сированию в пределах государственного заказа и государственных стандартов, це лесообразно относить к чистым общественным благам. Услуги, оплачиваемые за счет внебюджетных источников, в том числе за счет личных средств населения, являются частным делом граждан.
С точки зрения экономических критериев, общественные блага про изводятся, предоставляются и оплачиваются как государством, так и частным сектором. Какова допустимая степень участия государства в фи нансировании смешанных и частных общественных благ? Несмотря на то что между классификационными группами благ нет четкой грани, очевидно, что главными ориентирами должны выступать представления о том, какие имен но социальные гарантии населению и в каких объемах могут быть реализованы посредством бюджета и каковы альтернативные возможности замены бесплатных (льготных) услуг платными.
В рамках новой институциональной концепции популярной является экономическая теория прав собственности [9]. Ее положения заключаются в том, что рынок способен без участия государства устранять внешние эффекты. Это означает, что заинтересованные стороны могут самостоятельно прийти к более рациональному решению социальных проблем, если права собственности четко определены и трансакционные издержки (издержки сбора и обработки информации, проведения переговоров и принятия решений, контроля и юридической защиты выполнения контракта) незначи тельны. Иначе говоря, следуя логике вышеназванной теории, нет необходимости укреплять государственную составляющую управления рекреацией; более того, необходимо как можно шире развивать рыночные процессы и в данной сфере.
Однако в современной ситуации в любых государствах независимо от об щественного строя проблемы устранения внешних эффектов становятся все более острыми, а возможности их учета и смягчения - все более актуальными. Рассматриваемая нами отрасль не является исключением. В современных условиях она не может развиваться без помощи госу дарства, поэтому результативность развития рекреации должна обеспечиваться государством при помощи системы регулирующих меро приятий. Важную роль при этом должны играть органы государственного управления и местного самоуправления, способные выполнять возложенные на них функции.
В ряде экономически развитых стран эта проблема решается в рамках новой институциональной экономической теории, которая представляет собой синтез некоторых неоклассических взглядов и элементов теории институтов.
Из неоклассической теории была взята концепция выбора и стимулов для развития экономической системы, из институционализма - концепция институтов и их развитие как важнейшее условие функционирования любой экономической системы.
Анализ реформирования организационных структур управления рекреационной сферой в России в период поэтапной конституционной реформы показал, что в стране происходили противоречивые, разнонаправленные процессы формирования новых структур управления рекреационной деятельностью.
Почти все модификации организационно-управленческой модели СССР осуществлялись под влиянием теории плановой экономики. Так же, как и здравоохранение, вся сфера производства рекреационных услуг была отнесена к непроизводственному сектору в общей схеме планирования народного хозяйства.
В тот период считалось, что рекреация населения, как непроизводственная деятельность, не образует валового национального продукта, а является постоянной составляющей надстроечных отношений в социалистическом обществе, участвующей только в потреблении национального дохода. При подобном подходе реализуется принцип остаточного финансирования при распределении бюджетных ресурсов на развитие рекреационной сферы. К середине 1960-х гг. государство уже не имело возможности для достаточного финансирования из бюджета широко развившейся индустрии рекреационных услуг [3].
Эта ситуация привела к тому, что объекты рекреационной отрасли были перераспределены между союзными министерствами и общественными организациями СССР. Таким образом, к началу 1970-х гг. значительная часть рекреационных учреждений финансировалась ВЦСПС. В частности, количество профсоюзных здравниц на территории страны составляло 64,5%, остальные - 22,8% - числились на балансе различных министерств и ведомств, 12,7% числились в ведении Министерства здравоохранения СССР, и их финансирование производилось из бюджетных ассигнований [9].
В постсоветский период структуры федеральной исполнительной власти, осуществляющие общее руководство сферой рекреации, подверглись значительным преобразованиям.
Так, в 1992 г. был образован единый орган государственного управления туризмом: министерство культуры и туризма. Позднее в структуре федеральных органов исполнительной власти был создан Комитет по туризму, функции которого впоследствии были переданы Комитету РФ по делам молодежи, физической культуре и туризму, в составе которого было образовано Главное управление санаторно-курортного дела.
В настоящее время отрасль физической культуры и спорта находится в составе Федерального Агентства по физической культуре и спорту, которое входит в состав правительства в качестве самостоятельной структуры.
В настоящее время к основным функциям центральных органов власти в области управления рекреационной деятельностью относятся:
- разработка и совершенствование законодательства в области рекреации;
- разработка и реализация программ перспективного развития рекреационной сферы в России;
- создание механизма стимулирования рекреационной деятельности;
- организация и поддержание за счет средств госбюджета информационной инфраструктуры;
- финансирование НИОКР и подготовки кадров для отраслей рекреационной сферы.
Перечисленные функции должны способствовать реализации политики развития и реформирования рекреационной деятельности как одной из составляющих социально-экономической политики на уровне государства и отдельных регионов. Традиционно политика государства в отношении регионов направлена на сохранение территориального единства и целостности, недопущение его распада на суверенные территории. Для выполнения этой задачи необходим ряд мер по реформированию экономики различных отраслей и, в частности, рекреационной индустрии.
В последние десятилетия регионализация экономических и социальных процессов наблюдается во многих государствах. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Это приводит к повышению роли региональных рычагов в развитии рыночных отношений в области рекреации на конкретных территориях.
Реализация бизнеса отдыха как сферы хозяйственной деятельности в условиях отдельно взятого региона может быть осуществлена при наличии основных составляющих: природных рекреационных ресурсов, капитала, технологии, кадров, государственной поддержки.
Политика развития рекреационной деятельности разрабатывается в целом на всей территории России с учетом специализации регионов, а реализуется в соответствии со спецификой рекреационных услуг на уровне отдельных субъектов Федерации (регионов). Ее целью является преодоление противоречий между отраслевой специализацией региона и развитием индустрии рекреации.
Социально-экономическая политика в регионах представляет собой совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на функционирование народно хозяйственного комплекса, в частности, для сохранения сферы рекреации как важнейшего элемента воспроизводства рабочего потенциала общества [10]. Реализация этой политики имеет следующие цели:
- разработку концепций развития рекреационных систем различного территориального уровня;
- составление целевых программ по развитию рекреации как на уровне федерации в целом, так и на уровне отдельного субъекта федерации;
- определение принципов и методов государственного регулирования региональной рекреационной деятельности.
К задачам государственного регулирования можно отнести:
- формирование программ развития рекреационной деятельности;
- установление правил землепользования и охраны природных рекреационных ресурсов;
- установление стандартов сервисного обслуживания рекреантов и контроль за качеством данной деятельности;
- разработку системы льгот для стимулирования притока инвестиций в индустрию рекреации;
- участие в совершенствовании системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, желающих работать в сфере рекреации.
Последнее представляется крайне важным, так как развивать отрасль без специалистов практически невозможно. При этом роль местных органов власти возрастает по следующим направлениям:
- поиск оптимальной налоговой системы для наполнения местного бюджета;
- организация контроля за состоянием окружающей среды;
- проведение экологической сертификации предприятий и территории региона;
- совершенствование системы экологических ограничений, платежей, налогов и субсидий;
- сохранение ландшафта и окружающей среды;
- обеспечение безопасности пребывания рекреантов на подведомственной территории;
- содействие развитию объектов, обеспечивающих функционирование индустрии рекреации и т. п.
Организация рекреационной индустрия в форме территориального комплекса или системы обусловливает специфические функции государственного регулирования. Дело в том, что в условиях рыночной экономики рекреационная индустрия выступает как самостоятельный территориальный хозяйственный объект, остающийся пока вне сферы внимания современной экономической науки, что предопределило выбор направления нашего исследования. Назрела настоятельная необходимость изучения экономики рекреационной индустрии как особого сектора национальной экономики.
С одной стороны, экономика рекреации развивается как определенная самостоятельная система. С другой стороны, на ее развитие влияют ключевые отрасли национальной экономики (энергетика, транспорт, связь, жилищно-коммунальное хозяйство), на состояние которых сама рекреационная система никак не может воздействовать. В обеспечении бесперебойной работы этих отраслей, на наш взгляд, заключается первый элемент государственной поддержки рекреационной деятельности. Второй элемент связан с порядком размещения производств и других народнохозяйственных объектов, т. е. с экологической безопасностью. Главный недостаток здесь видится в несовершенстве законодательной базы. В Законе РФ `О федеральных курортах` отсутствует статья о запрещении строительства в рекреационных зонах портов, АЭС, ТЭС, нефтеперерабатывающих и химических заводов, а также иных вредных производств. Третий элемент государственной поддержки заключается в финансовой поддержке и государственном протекционизме российской рекреационной индустрии в условиях конкуренции между отечественными и зарубежными производителями услуг. Четвертый элемент предполагает обеспечение социальной защищенности, создание рабочих мест и подготовку кадров из числа постоянного населения территориального образования, учитывая высокий процент сезонной безработицы и низкий уровень оплаты труда.
Ниже приводится принципиальная схема рынка рекреационных услуг (рис. 1).
Рис. 1. Принципиальная схема рынка рекреационных услуг


Литература

1. Менеджмент в санаторно-курортных организациях / М.А. Боков, А.М. Ветитнев, В.П. Попков, Е.С. Угрюмов, В.И. Шаповалов; Под ред. М.А. Бокова. В 3-х ч. Ч. 1: Учеб пособ. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. 230 с.
2. Валько Т.Н., Ветитнев А.М., Винокуров Б.Л. Основы ценовой политики современных здравниц. СПб., 2001.
3. Ветитнев А.М. Технологии маркетинга и менеджмента в системе управления курортными организациями. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
4. Беккер Г. Теория распределения времени // США: Экономика, политика, идеология. 1996. N 1, 2.
5. Mincer J. Market Prices, Opportunity Costs and Income Effects. Stanford, 1963.
6. Гордин В.Э. Социальное программирование. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1996.
7. Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М.: МГУ, 1995.
8. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. М., 2000.
9. Литовка О.П. Приоритетные направления региональных экономических исследований // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2000. N 2.
10. Бачурин А.В. Экономические методы в системе управления. М.: Мысль, 1993. 109 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия