Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006
ЭКОНОМИКА НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ
Ялунер Е. В.
докторант Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики,
кандидат экономических наук


Взаимодействие видов планирования социально-экономического развития хозяйствующих субъектов сферы услуг

Перспективное (средне- и долгосрочное) планирование, находясь в тесной взаимозависимости с текущим планово-расчетным обоснованием деятельности предприятий сферы услуг, реализуемое в течение 2-5 и более лет на основе результатов текущего планирования, своим функциональным предназначением тем не менее, отличается от текущего планирования, так как направлено на планово-расчетное обоснование динамики изменения (роста) экономического результата и эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов хозяйствующих субъектов сферы услуг.
Экономические результаты (балансовая прибыль, объем оказанных услуг, произведенной продукции), как и эффективность использования трудовых, финансовых, информационных и материально-технических ресурсов, в процессе перспективного планирования могут быть выражены в количественной и качественной формах в определенных интервалах, достижение которых с экономической и вероятностной позиции может быть субъектом управления предприятием сферы услуг признано приемлемым.
Кроме того, перспективное планирование социально-экономического развития предприятий сферы услуг призвано на индикативной основе представлять субъекту управления в количественной и качественной форме ориентиры достижения ресурсообеспеченных экономических, финансовых и социальных результатов, эффективности производства и оказания услуг, размеров трудовых, информационных ресурсов, стоимость основных фондов и оборотных средств.
Планово-расчетное обоснование достижения субъектом хозяйствования в перспективном периоде времени экономических и иных результатов в укрупненной форме предоставляет органам управления предприятием сферы услуг возможность определять не только динамику количественных и качественных изменений экономических и иных результатов и эффективности ресурсопотребления, но и тенденции развития, выражая их прогнозными оценками в соединении с дополнительными, более в ресурсном отношении расширенными мерами финансово-инвестиционного, инновационного, структурно-организационного, маркетингового, экономического, социального и иного характера.
Уровень объективизации перспективного планирования несколько ниже, чем у текущих планово-расчетных обоснований достижения результатов и эффективности производства продукции, оказания услуг хозяйствующего субъекта сферы услуг. Это связано с тем, что основу перспективного планирования результатов и затрат, эффективности, как правило, составляют прогнозные оценки - характеристики тенденций социально-экономического развития структурной составляющей сферы услуг, ее отдельных учреждений, организаций, предприятий. При этом точность прогнозируемых экономических и иных показателей зависит от уровня представительности (репрезентативности) динамического или статического ряда, от используемых методов прогнозирования: экономико-математических - при наличии репрезентативного динамического или статического ряда; экспертных - в отсутствии количественных и качественных данных о ретроспективном развитии хозяйствующего субъекта сферы услуг.
Значимость прогнозных оценок, как и прогностического уравнения, в существенной мере связана с периодом переноса экономических, финансовых и иных тенденций из прошлого в будущее, с графической зависимостью, описывающей расположение членов динамического или статического ряда, на основе которой создается прогностическое уравнение. Точность и значимость прогностических показателей результативности и эффективности использования ресурсов хозяйствующего субъекта сферы услуг также неизбежно уменьшается в прогнозах социально-экономического развития при экстраполяционных переносах тенденций от среднесрочного к долгосрочному периоду времени. Возрастающие в этих случаях ошибки прогноза могут служить одной из причин снижения уровня точности перспективного планирования.
Значимость планово-расчетного обоснования динамики изменений результативности и эффективности перспективного развития отдельных составляющих и предприятий сферы услуг может в значительной степени зависеть от последовательности действий субъекта перспективного планирования по корректировке тенденций, переносимых им из ретроспективного периода в будущее (средне-, долгосрочный период времени). При этом возникающие в процессе осуществления перспективного планирования отклонения в объемах потребления ресурсов могут значительно изменять результативность предпринимаемых мер, направленных на достижение установленных или необходимых экономических, финансовых и иных результатов развития предприятий сферы услуг.
Несмотря на отличия перспективного вида планирования от текущего, обусловленные различиями их функций, каждый из них может быть значимым для субъекта управления. Перспективное планово-расчетное обоснование опирается как на ретроспективные экономические и иные данные, так и на фактические результаты выполнения текущего плана. Текущее же планирование в своей точности достижения экономических и финансовых результатов основывается на укрупненных показателях средне- и долгосрочного развития [1].
Перспективное планирование сходно с текущим своей целевой ориентацией, так как направлено на достижение конкретных и при этом ресурсообеспеченных экономических, финансовых и иных результатов, а также на достижение эффективности использования ресурсов. В то же время перспективное планирование направлено на обеспечение экономического роста, эффективности производства, оказания услуг в интервалах количественных и качественных оценок, экономически приемлемых для субъекта управления предприятиями сферы услуг. В зависимости от условий функционирования национальной экономики перспективное планирование может включать и другие экономические показатели. Например, в условиях выхода экономики из депрессии целевой ориентацией может выступать достижение стоимостного результативного показателя базового года, наиболее успешного в данном периоде развития.
Информационной основой перспективного планирования социально-экономического развития сферы услуг выступают экстраполяция тенденций, предвидение и реализация комплекса мер по формированию необходимых условий для достижения экономических, финансовых и социальных показателей в средне- и долгосрочном периодах времени.
Экстраполяционное планирование сферы услуг предполагает последовательное перенесение (с использованием экономическо-математического или экспертного инструментария) в средне- и долгосрочный периоды социально-экономического развития, достигнутых результатов, эффективности использования всех видов ресурсов, участвующих в процессе оказания услуг и производства продукции. При этом точность количественных оценок определяется как статистическими требованиями, так и уровнем объективности планирования и прогнозирования. Наряду с этим, успешное использование экстраполяционных методов в процессе формирования перспективного плана зависит от достоверности и представительности (в количественном и качественном отношении) исходных данных, а также от изменения фазы экономического развития народного хозяйства, от уровня глобализации национальной экономики (вхождение во Всемирную торговую организацию, выплаты внешнего и внутреннего долга, участие в антитеррористических операциях).
Возможность экстраполяции тенденций экономического, финансового, социального характера предполагает отсутствие существенных изменений макро- и микросреды, то есть эволюционное развитие социально-экономических систем различного уровня (народного хозяйства, сферы услуг в целом, ее структурных составляющих, хозяйствующего субъекта). В этом случае степень точности и объективности показателей перспективного планирования может быть достаточно высокой.
Следует отметить, что текущее и перспективное планирование социально-экономического развития хозяйствующего субъекта сферы услуг, несмотря на отличия в функциональном предназначении и целевой ориентации, в использовании информационных сведений и ретроспективных данных, взаимодополняют друг друга и в последовательном осуществлении средне- и долгосрочного планирования посредством реализации годовых (текущих) планов. Можно также утверждать, что текущее планирование осуществляется в рамках перспективного плана на основе принципа эволюционности развития, не учитывающего возможного и наиболее вероятного влияния факторов нестабильной внешней среды в неопределенное время.
Поэтому в условиях транзитивной (переходной к рынку) экономики, когда имеют место реальные признаки развития рыночных отношений производителей товаров, услуг и их потребителей, но стадия становления существенно отличается от зрелого рынка промышленно развитых стран, планово-расчетные обоснования достижения необходимых экономических, финансовых и социальных результатов в перспективном периоде времени должны дополняться стратегическим планированием. Функциональное предназначение последнего состоит в обосновании: а) достижения максимальных результатов экономического и социального характера, эффективности процесса оказания услуг и производства продукции; б) возможности занятия приоритетного (лидирующего) места на соответствующем сегменте рынка в условиях влияния негативных факторов внешней и внутренней сред, существенно нарушающих принцип эволюционности перспективного планирования.
Функциональное предназначение стратегического планирования развития сферы услуг состоит и в том, что на смену планово-расчетным обоснованиям, характеризующимся эволюционностью и экстраполяционностью достижения экономических, финансовых и социальных результатов на ресурсообеспеченной основе, приходят комплексные меры в рамках обобщающих и частных (функциональных) стратегий. Осуществление данных стратегий в условиях нестабильного состояния внешней и внутренней сред направлено на преодоление, нивелирование и нейтрализацию негативного воздействия факторов в неопределенном времени и на достижение необходимых результатов в долгосрочном периоде времени. В этом и заключается особенность стратегического планирования, характеризующаяся не переносом ретроспективных тенденций деятельности хозяйствующего субъекта, структурной составляющей и в целом сферы услуг в период средне- и долгосрочного социально-экономического развития, а реализацией комплекса технологических процедур и предпринимаемых мер различного характера в рамках стратегий для достижения поставленной цели [2].
Стратегическое планирование социально-экономического развития сферы услуг играет завершающую роль в обеспечении интегрального единства с текущим и перспективным планированием. Стратегическое планирование является продолжением перспективного и текущего планово-расчетного обоснования достижения наибольшей результативности, эффективности развития предприятия, структурной составляющей сферы услуг, так как предполагает учет влияния негативных факторов макросреды в неопределенном времени с целью их нейтрализации и корректировки эволюционного развития, основанного на экстраполяции ретроспективных и текущих тенденций [3].
Целевая ориентация стратегического планирования на повышение достигнутых экономических и социальных результатов и темпов экономического роста, сохранение занимаемого места на соответствующем сегменте рынка услуг и товаров, на наш взгляд, должна лежать в основе таких составляющих стратегического плана, как стратегическое видение, предназначение (миссия), стратегическая цель. При этом следует не только соблюдать требования ресурсообеспеченности, рациональной организации труда и процесса оказания услуг, производства товаров, способствующих экономическому росту и эффективности использования всех видов ресурсов, но и способствовать нейтрализации и нивелированию негативных воздействий факторов внешней среды, возникающих в неопределенном времени.
По своему логико-вербальному содержанию формулирование целевой ориентации плана долгосрочного развития должно отличаться как от предназначения (миссии), так и стратегической цели, определяя лишь те направления, которые призваны в наибольшей степени содействовать сохранению и повышению имеющихся темпов экономического роста, повышению эффективности ресурсопотребления в условиях нестабильной внешней среды.
Информационной основой для составления стратегического плана, формулирования логико-вербального содержания его технологических процедур и стратегий, в соответствии с нашими представлениями, могут слу жить данные наблюдений о состоянии внешней и внутренней сред, об усло виях развития отраслевых составляющих и хозяйствующих субъектов сферы услуг. Целесообразно, чтобы формулирование стратегического виде ния, предназначения (миссии), стратегической ориентации и цели предпри ятия сферы услуг осуществлялось ведущими менеджерами на основе опыта и знания тенденций развития данной отрасли и предприятия сферы услуг с учетом перспектив увеличения объемов финансовых, информационных, трудовых и материально-техниче ских ресурсов, эффективности их использования. В качестве информационной основы могут выступать статистические данные о ретроспективном развитии разных уровней: структурной (отраслевой) составляющей сферы услуг и национальной экономики в целом для установления обобщающих идентификаторов, характеризующих состояние внешней среды. Важны также и те информационные источники, которые отражают сложившуюся конъюнктуру на рынках услуг и товаров, уровень конкуренции, экономическое и финансовое состояние конкурентов, содержат отчетные данные об их экономических результатах, финансовой устойчивости, эффективности использования ресурсов.
Таким образом, исходя из функционального предназначения, целевой ориентации на достижение наибольших экономических, финансовых и социальных результатов текущей деятельности, наличия информационной основы, учета условий и сложившихся тенденций развития сферы услуг, текущее, перспективное и стратегическое виды планирования взаимодействуют и дополняют друг друга в рамках интегрального (объединяющего текущее, перспективное и стратегическое) планирования.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия