Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006
ЭКОНОМИКА НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ
Николаева Л. А.
доцент кафедры мировой экономики и экономической теории Владивостокского государственного университета экономики и сервиса,
кандидат экономических наук

Лайчук О. В.
старший преподаватель кафедры мировой экономики и экономической теории Владивостокского государственного университета экономики и сервиса

Роль интеллектуально-информационной сферы деятельности в развитии сервисной экономики (на примере библиотечных услуг)

В 40-е годы ХХ века в научной литературе впервые была высказана догадка о значении информации для цивилизации. На современном этапе трансформационные процессы общества исследуются специалистами различных областей знаний: маркетологами и экономистами, социологами и философами, программистами и государственными деятелями. Многие современные ученые считают, что информационный фактор в целом, в глобально-историческом масштабе, является решающим для понимания человеческой истории и перспективы развития общества. По их мнению, именно информацией, ее объемом и качеством, определяется тип и уровень цивилизованности и культуры общества, а информационные ресурсы ограничивают цивилизацию больше, чем физические. В основании разных цивилизаций лежат мощные информационные сдвиги, информационные взрывы. Объем информации, которой располагает определенная цивилизация, показывает, какие задачи она может решать. Информация стимулирует цивилизацию и устанавливает ей предел. Каждый информационный взрыв, сопровождающий переход к новой цивилизации, более или менее радикально меняет образ жизни, культуру и т.д.
Возникает ряд закономерных вопросов о том, как меняется современная экономика, в каких понятиях отражается ее сущность, какова сопряженность этих понятий? В настоящее время в различных источниках можно встретить понятия "информационная экономика", "сервисная экономика", "глобальная экономика", "новая экономика", "экономика услуг", которые в той или иной мере характеризуют экономику постиндустриального общества.
Доминирующая роль сферы услуг в постиндустриальном обществе позволяет применить термины "сервисная экономика", "экономика услуг". Основное внимание здесь уделяется эффективности функционирования материально-сервисных систем, в то время как в индустриальной экономике обращается внимание на преобразование сырья в готовую продукцию. Вместе с тем мы не отрицаем высказывания экономистов о том, что в экономике постиндустриального общества, где решающая роль принадлежит информации, рассматривается результат синтеза промышленного производства и сферы услуг.
Опыт развитых стран, в частности США, Великобритании, Японии, Германии и Франции в 80-90-е годы показывает, что прирост ВВП обеспечивался уровнем спроса внутреннего рынка, который в свою очередь был вызван ростом доходов населения этих стран. При этом произошло смещение потребностей в сторону тех отраслей, результат которых имеет очень высокий удельный вес человеческого интеллекта (информатика, телекоммуникации и т.д.); достаточно бурное развитие получает сфера услуг, определяя новое качество экономического роста стран.
При общей поступательной динамике развития сферы услуг в целом наблюдаются и четко выраженные отраслевые различия в ее структуре. По темпам роста во многих странах лидирует комплекс деловых услуг: службы маркетинга, рекламы, научно-исследовательские фирмы, инженерно-строительные услуги, бухгалтерские, аудиторские операции, компьютерные услуги, консультационный бизнес и т.д. Отмеченное обстоятельство свидетельствуют о росте потребности общества (как общественного производства, так и домашних хозяйств) в услугах способствующих удовлетворению потребности в разнообразной информации. Это проявляется в росте услуг консультационного бизнеса, функцией которого является разработка и предоставление клиентам возможности добиться научных решений самых разнообразных хозяйственных проблем в виде информации, консультаций, экспертиз. А успешно развивающиеся услуги в области финансов и страхования являются не только производителями информации, но одновременно и ее активными потребителями.
В рамках теории информационного общества информация выступает одним из ресурсов экономического развития, и мы не берем на себя смелость опровергать или оспаривать это утверждение, поскольку взаимосвязь промышленного производства и сервисной деятельности свидетельствует о том, что информация в современной жизни пронизывает все сферы общественной деятельности и обусловливает высокую динамичность развития экономики. Именно она задает первоначальный импульс любой деятельности, особенно в той ее части, которая связана с управлением, распределением, обменом и потреблением, а также является составляющей результата этой деятельности, позволяя в случае необходимости вносить необходимые корректировки.
Сегодня российская экономика приближается к середине экономического цикла развития, который характеризуется ростом требований к основному ресурсу - человеку, его уровню образования, воспитания, качества жизни [1]. Постоянное обучение, переобучение, самосовершенствование человека и как личности, и как работника все больше становятся естественной потребностью. Не только в экономике зарубежных стран, но и в России происходит снижение физической составляющей труда современного работника в пользу роста умственной деятельности. Наряду с динамичностью развития науки и техники, насыщенностью информацией, это обусловливает рост требований к работнику, уровню его квалификации и эрудиции. Многочисленные реформы (увеличение срока среднего образования до 12 лет, развитие магистратуры и бакалавриата и главное - системы постоянного образования в течение всего срока трудовой активности человека) лишь подтверждают это.
Отмеченные тенденции в системе образования объясняются тем, что в постиндустриальном обществе научно-технический прогресс превращает науку в решающий фактор производства, а научные знания выступают главной движущей силой экономики сервисного типа с комплексом взаимосвязанных услуг, затрагивающих производственную сферу деятельности в области обслуживания новых технических образований и технологических комплексов.
"Интеллектуализация" постиндустриальной экономики становится ее наиболее примечательной чертой, поскольку, во-первых, знание, информация представляют собой уникальные и одновременно неуничтожимые в процессе их потребления блага. Во-вторых, знание может получить цену, если оно защищено какой-либо монополией. В-третьих, знания трудно увязать с законом спроса и предложения, так как информация в принципе неделима, и покупатели не могут до конца понять, как оценить товар, пока не купят его. В-четвертых, природа знаний такова, что крайне трудно, если не невозможно, поддерживать монополию на информацию и существует объективная тенденция "ускользания" ее из частных рук или монопольного владения. В-пятых, научное знание, информация, становясь предметами общественного достояния, не отчуждаются вместе с тем ни от их создателей, ни от того, кто ими пользуется, даже если они являются объектами купли-продажи [2].
Вместе с этим следует отметить, что сама информация - основополагающий ресурс развития общества, важная часть культурного наследия. Огромный накопленный российской культурой потенциал - это потенциал в значительной степени книжный, информационный, материализованный как на традиционных (бумажных), так и на новых (электронных) носителях, и заключающий в себе знания, опыт и мудрость, приобретенные многими поколениями россиян на протяжении всей истории страны. Сгустки этого потенциала находятся в библиотеках, там он наращивается или обедняется, в зависимости от того, находится общество в состоянии подъема или спада. Сознательное наращивание этого потенциала означает преодоление разрыва культурного взаимодействия между поколениями и между территориями, обогащение всех участников этого необходимого взаимодействия [3].
Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" (1995 г.) библиотечные фонды и информационные продукты библиотек включены в состав государственных общедоступных информационных ресурсов, что возлагает на библиотеки ответственность за полноту удовлетворения общественного спроса на информацию [4].
Федеральный закон РФ "О библиотечном деле", принятый Государственной Думой 23 ноября 1994 г., определяет библиотеку как "информационное, культурное образовательное учреждение, располагающие организационным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам". Таким образом, российское общество видит в библиотеках сложную социально-культурную систему, основные задачи которой состоят в удовлетворении трех важнейших общественных потребностей - в информации, культуре и образовании [5].
Библиотеки находятся на пересечении потребностей и интересов самых разных социальных, возрастных и профессиональных групп населения, которые прямо или опосредованно, через своих представителей в разнообразных органах власти, многочисленных социальных и политических институтах и проводимую ими политику оказывают различные по силе и характеру воздействия на них. Результирующая этих воздействий и определяет для библиотек вообще и для каждой библиотеки, в частности, их место в обществе, статус, уровень благополучия, перспективы развития и т.д. Деятельность библиотек чрезвычайно многогранна, настолько многогранна, что в ней, так или иначе, отражены едва ли не все аспекты жизни общества.
К сожалению, серьезных публикаций, где культурная политика во всем многообразии ее истории, содержания, целей, задач и методов анализировалась бы в ракурсе библиотечного дела, обнаружить не удалось. Практически во всех публикациях, так или иначе посвященных современной культурной политике в России, библиотекам если и отводится какое-то место, то, в основном, в периферийном, как правило, озабоченно-сочувственном контексте и не более того. Инфраструктура культуры, науки, образования и вообще всей социальной сферы, где библиотеки являются важным институтом информационного общества, до конца оценена и осмыслена не была. Поэтому в становлении и функционировании экономики сервисного типа возрастает значимость оценки библиотечных услуг. Гармоничная же включенность социальных проблем в теорию постиндустриального общества, их исследование может достойно ответить на многочисленные вопросы сегодняшней жизни, что является важным для России, особенно в условиях кризисных проявлений системы государственного регулирования и рыночных отношений.
На фоне растущих потребностей российского общества в информации и знаниях, и усиливающейся полярности населения по уровню доходов, это вызывает определенное недоумение, так как именно библиотеки способны сегодня обеспечить равный доступ к знаниям, идеям, культуре и информации всем гражданам России, независимо от уровня дохода, образования, социального положения, возраста, места проживания. Их действенное участие в жизни общества способствует развитию демократии, составляя одну из главнейших предпосылок непрерывного образования, самостоятельного принятия решений и культурного развития и отдельной личности, и социальных групп.
В пользу сказанного свидетельствует тот факт, что сокращение числа библиотек не вызвало значительного сокращения числа их пользователей. Напротив, в 2000 году их численность по РФ превысила уровень 1996 года на 130 тысяч человек, составив 59664,8 тыс. человек [6]. Ежегодное число посещений библиотек более чем в три раза превышает посещаемость музеев, театров, клубов, цирков, концертов, вместе взятых. Учитывая, что библиотечная сеть входит в число четырех основных государственных информационных систем страны наряду с Архивным фондом России, государственной системой статистики, государственной системой научно-технической информации, библиотеки можно охарактеризовать как массовые и востребованные учреждения культуры, информации, образования.
Нельзя не отметить, что по мере перехода человечества к информационному обществу культура все больше и больше пронизывает все стороны жизни человека, выдвигается в центр общественных процессов. Этот процесс Д. Белл зафиксировал как "прогрессивный переход от этапа цивилизации, на котором "Многомерный человек" постиндустриального общества, вытесняющий со сцены истории "экономического человека" индустриальной эпохи, по сути своей, как считает М. Маффезоли, является "эстетическим человеком". Неспроста в ведущих японских фирмах на курсах повышения квалификации рабочих изучаются музыка И. С. Баха и живопись К. Монэ, а школах менеджмента - драматургия У. Шекспира и творчество Ф. Достоевского. И дело здесь не в таинственной альтруистической заботе японских предпринимателей о высокой духовности рабочих и служащих, а в самом обычном прагматизме - четком понимании того, что только высококультурный, духовно богатый человек способен к самостоятельному творчеству и высококачественной работе. Все это создает духовное богатство, которое может быть воплощено через совершенствование знаний посредством библиотечных услуг в успехах развития страны и как конечный смысл, цель и результат преобразований находить выражение в приросте человеческого капитала - "самого главного и устойчивого условия успеха" [7].
В постиндустриальном обществе сфера культуры в ее основном состоянии, включая семью, образование, науку, информатику, художественную деятельность, приобретает качественно новую роль, становясь ведущим сектором производства, его "базисом" и движущей силой. В культуре, как в политике и производстве, стал ведущим принцип децентрализация структурных и индустриальных связей. Так, культурные столицы (Париж, Рим, Лондон, Афины и др.), пользуясь высоким престижем, сосредотачивают в себе самые известные музеи, библиотеки, картинные галереи, издательства, университеты, новейшие сетевые и космические системы информатики и обеспечивают распространение знаний, образов и символов по всему духовному полю общества. Это приводит к формированию информационных, а затем и духовных связей, по-иному структурирующих общество с целью более полного удовлетворения потребностей человека в знаниях.
Некоторые статистические данные, характеризующие интеллектуально-информационную сферу деятельности, говорят о противоречивости взаимосвязи важнейших социальных институтов - образования, культурной сферы, библиотек и других видов услуг, направленных на человека и формирование человеческого капитала, что требует нового понимания места общедоступной библиотеки в условиях информатизации общества.
Таблица 1. Структура сферы услуг по признаку `направление действия`

Согласно данной таблице, наблюдается тенденция роста услуг, оказываемых в системе образования, культуры, науки. Вместе с тем, наряду с увеличением количества оказываемых услуг в объектах культурного назначения за период перехода к рыночным отношениям, доля услуг библиотечной деятельности сократилась на 11,5 % (см. табл. 2).
Численность организаций культуры в России
Составлено по: Россия в цифрах и фактах: Крат. стат. сб. /Госкомстат России. - М., 2004 .

Статистические данные подтверждают тот факт, что наряду с увеличением количества театров и музеев сокращается численность библиотек. Уменьшение их числа вызвано упорядочением сети муниципальных библиотек с целью оптимизации библиотечного обслуживания населения (в результате реструктуризации большого числа предприятий значительно сократилось число ведомственных библиотек). Процесс оптимизации связан с несколькими объективными причинами.
Во-первых, недостаток бюджетного финансирования заставляет искать более рациональную структуру сети библиотек, соответствующую имеющимся ресурсам и реальным потребностям населения в библиотечном обслуживании.
Во-вторых, миграция и естественная убыль населения значительно изменили число и состав пользователей в сельской местности (плотность населения).
В результате в РФ и ее регионах имеет место устойчивая тенденция к сокращению обеспечения населения по количеству библиотек. Такое противоречие нельзя рассматривать как положительную динамику развития сервисной сферы деятельности в рамках всеобщей информатизации общества, однако в структуре сферы сервиса российской экономики наблюдается увеличение удельного веса услуг с высокой степенью информационной наполняемости, что соответствует требованиям современности.
Диаграмма 1

Современные библиотеки представляют собой одну из немногих сохранившихся и работающих инфраструктур, пронизывающих все общество и имеющихся практически в каждом, даже самом маленьком населенном пункте. Из-за неразвитости российского книжного и информационного рынка, особенно в регионах, а также низкой покупательной способности, большинство населения имеет возможность доступа к новой информации и новым знаниям в основном лишь в библиотеках. Это самые посещаемые учреждения социальной сферы, оказывающие огромное влияние (в ту или иную сторону) на ход общественных процессов - в зависимости от того, какая литература в библиотеки поступает и какая информация читателям библиотеки доступна. Понимание того, что место, роль и престиж общественного института во многом зависят от его способности отвечать реалиям сегодняшнего времени, толкало и толкает библиотеки к постоянному развитию и изменению с учетом потребностей постиндустриального общества. Дается это достаточно трудно, так как возникают различного рода проблемы и противоречия. С одной стороны, безграничные информационные возможности предоставляет Интернет, а с другой - у многих библиотек отсутствуют материальные средства для реализации этой услуги. С одной стороны, получение текстов из библиотек других континентов, с другой, из-за недофинансирования, невозможность предоставления пользователям книг, которые продаются в соседнем магазине, и популярных периодических изданий. Еще одно противоречие состоит в том, что библиотеки провозглашают свободный доступ к информации, но предлагают пользователям платные услуги.
Инвестиционный процесс в сфере библиотечных услуг, в основном, сводится к инвестированию в формирование информационной компетентности и креативных способностей, то есть к инвестированию в образование. Немалую долю таких услуг осуществляют сегодня домашние хозяйства. В постиндустриальном обществе лишь образование дает необходимую гарантию, что семья не окажется в нищете [8]. Формирование нового типа человека как носителя постиндустриальной культуры требует огромных затрат: на воспитание детей в семье, на образование, прогрессивные типы социализации и формирования личности. Для этого необходим весь огромный мир культуры - прошлый и современный, как предпосылка и средство постоянно идущего духовного производства, основным продуктом которого становится `многомерный человек`, способный овладеть миром современных проблем, и в этом обществу призваны помочь библиотеки.
В контексте происходящих сегодня социальных, культурных процессов библиотеки подвергаются сильной трансформации, особенно в селах и районных центрах, где многие клубы, дома культуры закрываются или уже закрылись, а там, где чудом остались, идет процесс их объединения с библиотеками и возникает новый институциональный тип: библиотека-музей, библиотека-дом культуры, библиотека-театр, самодеятельный, но библиотека-театр. В библиотеки обращаются, чтобы просто получить некую неформализованную помощь и поддержку. При библиотеках создаются, например, службы психологической поддержки населения или службы занятости, которые помогают людям устроиться на работу. В стенах библиотек можно увидеть любителей всего на свете: как ходить босиком по снегу или объединение участников женского движения. Происходит процесс сращивания и интеграции библиотечного дела с информационным, а информационно-библиотечного - с издательским и полиграфическим производством. Так складывается народно-хозяйственный комплекс, объединяющий издательства, типографии, информационные центры, библиотеки и вес больше становящийся транснациональным. Это обстоятельство срабатывает в пользу возрастания роли интеллектуально-информационной сферы в функционировании сервисной экономики, где увеличивается оборачиваемость капитала за счет расширения сферы услуг, а капитал, в свою очередь, направляется в производственную сферу с высоким технологическим уровнем.
В настоящее время библиотечные услуги, удовлетворяя потребности в информации, образовании и культуре, становятся также каналом социальной коммуникации, а происходящие трансформационные изменения в библиотеке  лишь подтверждение подвижности библиотечной структуры.
Современная библиотека - это не только хранилище, но и своеобразный `электронный архив`, где предоставляется доступ к информации на любом носителе. Она должна составлять достойную конкуренцию СМИ и СМК, в противном случае обществу грозит изъятие из информационных ресурсов огромных духовных, культурных и информационных ценностей. Информация как порождение интеллекта, имеющая разные формы материального и нематериального выражения, обладает колоссальным потенциалом воздействия на сознание человека. Выражаемая в определенных формах потребления и восприятия, информация используется обществом, его структурами как средство формирования общественного мнения, как средство воспитания, организации, с одной стороны, и как средство разложения морального, разрушения личности - с другой. Иными словами, информация обладает и позитивным и негативным зарядом в зависимости от целей и средств ее использования. Отсюда - проблемы: информации как социального оружия, информационной безопасности, которые либо стимулируют научно-технический прогресс, либо ограничивают его в отдельных сферах, где наблюдается утечка информации.
На фоне усиливающейся децентрализации и регионализации всех сфер российской жизни, включая СМИ и книгоиздание, именно библиотеки, выдвигаются в число тех немногих институтов, которые в состоянии и должны взять на себя ответственность за обеспечение информационного и культурного единства регионов огромной страны, единства периферии и центра.
В современных условиях необходимо рассматривать библиотеки как важнейшие центры информации, дополнительного и инновационного образования, широкого культурного и межличностного общения, что является важнейшим показателем их востребованности в обществе. Это позволяет надеяться на то, что услуги библиотек как средство информационного сервиса могут способствовать преодолению чувства ущербности и неполноценности личности в условиях отдаленности и неравномерности развития.
Общедоступные библиотеки, чаще именуемые публичными, пройдя долгий путь развития, сегодня представляют собой достаточно устойчивый тип. Их выход на рынок информационных услуг расширяет взгляды профессионалов на экономическое поведение. В специальной печати все чаще стали появляться работы, исследующие поведение потребителей информации, библиотеки в целом и ее функциональных структур [9]. Отмечаются и специфических проблемы, например, отсутствие критериев и показателей, позволяющих оценивать эффективность деятельности библиотеки, степень ее социального и экономического воздействия на общественное производство, диспропорции в экстенсивном и интенсивном развитии информационных и библиотечных потребностей у населения [10].
Осознавая значимость библиотечной деятельности для общества, в рамках государственная информационная политика рассматривает библиотеки как одну из составляющих информационных ресурсов России [11], что возлагает на них огромную ответственность за полноту удовлетворения потребности всех членов общества в информации. Это обусловлено тем, что информационно-интеллектуальная сфера деятельности способствует воспроизводству личностного фактора производительных сил человека - `самого главного и устойчивого условия успеха` [12] развития общества. Удовлетворяя потребности в информации, знании и образовании, библиотеки содействуют, прежде всего, росту духовных и интеллектуальных производительных сил человека, способствует удовлетворению профессиональных информационных потребностей, что находит выражение в росте квалификации, повышении производительности труда, правильном определении целей, средств и путей производственной деятельности. Возникающее таким образом новое знание увеличивает интеллектуальный потенциал общества. Услуги библиотек, неся в себе новое знание, способствуют удовлетворению не только духовных, но и материальных потребностей членов общества, что отражается в создании дополнительного общественного продукта.
Сегодня многие, испытывая потребность в разносторонних знаниях, получают не одно высшее образование, совершенствуя свои профессиональные навыки. Однако среди них немало таких, которые имеют финансовые ограничения или считают нецелесообразным постоянное обучение в образовательных учреждениях, но испытывают острую потребность в повышении своего образовательного уровня, а также информированности по различным вопросам. Часть населения, которая в силу определенных обстоятельств (отсутствие работы, декрет, уход на пенсию и т.п.) не занята в общественном производстве, также испытывает потребность в разнообразной информации повседневного характера.
Несмотря на доступность современных видов информационных услуг для конечного потребителя, значительная их часть все еще попадает к непосредственным пользователям через традиционные каналы информационного обслуживания - библиотеки [13], так как. находясь на пересечении потребностей интересов самых разных возрастных и профессиональных групп населения, они в своей деятельности отражают едва ли не все аспекты жизни человека. Кроме того, в современных условиях библиотеки являются, возможно, одним из основных элементов государственной информационной деятельности, унаследованным от СССР и предоставляющим бесплатный доступ всему населению к знаниям и информации.[14] Библиотеки  один из немногих сохранившихся и работающих видов инфраструктуры, призванный удовлетворять потребности населения в знаниях и информации, пронизывающий все общество и имеющийся практически в каждом населенном пункте.
Библиотеки, обладая объемной объективной информацией по проблемам правовой, социально-экономической, культурной, политической жизни, увеличивают возможности личности. Они обеспечивают передачу накопленного социального опыта, развитие творческих способностей, повышают статус человека, усвоившего знания, обеспечивают переход его от роли `исполнителя` к роли `изобретателя.
Вместе с тем нельзя не учитывать интенсивность развития информации, предъявляющей высокие требования к грамотному ее выбору и использованию. В связи с этим сложно переоценить ценность накопленного многолетнего опыта библиотек по обработке, хранению и предоставлению информации. Результатом использования Библиотеки могут оказывать услуги, связанные не только се услуги. Именно библиотека - один из немногих институтов, который в состоянии обеспечить информационное и культурное единство в стране и тем самым  увеличение интеллектуального потенциала общества, что воплотится в росте квалификации, повышении производительности труда, в создании дополнительного общественного продукта и росте показателей ВВП страны.
Следует также учитывать проблему, возникшую в результате трансформационных процессов российского рынка труда. Это нарушение справедливого вознаграждения за труд, которое в обычном сознании людей оценивается как связь между оплатой данного и всех других видов труда. Для решения этой проблемы одного лишь увеличения оплаты явно недостаточно, так как это не может изменить отношение человека к трудовой деятельности. Мировая практика, располагая широким арсеналом методов решения такого рода проблем, в основном базируется на концепции `качества жизни`, согласно которой необходимо создать условия для полого раскрытия возможностей человека, систематического профессионального и карьерного роста. Этому в значительной мере может способствовать не только развитие трудовой демократии, но и обеспечение правовой защищенности работника [15] благодаря услугам библиотечной деятельности, так как они построены на одном из фундаментальных принципов демократии - свободном доступе к информации.
Фундаментальная роль информации в жизни человека сегодня достаточно очевидна; она становится одной из основных ценностей в жизни людей современного общества. В какой бы точке культурного или географического пространства человек ни находился, нужно дать ему свободу выбора и в удовлетворении его информационных потребностей. Последнее и составляет основную цель деятельности библиотеки, а критерием эффективности ее выполнения можно считать организацию наиболее полного и оперативного доступа пользователей к необходимым им документам. Все это обуславливает переосмысление роли библиотеки в экономике и в быту, меняя и представление об ее социальной значимости.
Современный рынок информации и знаний, на котором представлены разнообразные информационные услуги, не только обслуживает воспроизводственный процесс, но и имеет все больший удельный вес непосредственно в структуре общественного производства. Информационные услуги и средства их передачи перешли в разряд услуг первой необходимости и претендуют войти в `потребительскую корзину`, что говорит о их большой социальной значимости.
Возросшее значение информации и информационной технологии свидетельствует о невозможности приобретения и накопления информации только эмпирическим путем  в виде навыков, получаемых от умудренных опытом работников старших поколений. Еще более остра потребность в получении академических знаний определенного уровня, позволяющих сегодня выполнять сколько-нибудь сложные виды работы. Подчеркивая большой прогресс, достигнутый в последние десятилетия в области информационных и телекоммуникационных технологий, значимость образования и знаний вообще [16] приобретает стратегическое значение.
Заимствуя многое из мирового опыта, российские библиотеки должны стремиться сохранить своеобразие - этническое и духовное. Придавая приоритетное значение духовному, культурному потенциалу страны, в том числе способности противостоять тому нашествию бескультурья и бездуховности, которому Россия подверглась в 90-е годы, библиотечная деятельность должна способствовать не только удовлетворения потребности в информации, но и сохранению нравственных ценностей, традиций и социальных приоритетов России. Необходимо направить усилия на формирование объективной самооценки россиян, осознание национальной гордости за то, что мы - представители великой страны. Добавим: и великой библиотечной страны с ценнейшим классическим фондом. Это связано с вкладом, внесенным Россией в мировую цивилизацию, с определенным образом мыслей, совокупностью традиционных духовных установок российского народа, с его менталитетом и спецификой российской души, для которой характерны коллективизм, доброта и милосердие, общинный способ решения проблем, называемый соборностью. Это находит отражение и в деятельности библиотек. Так, например, публичные библиотеки берутся помогать работникам других сфер, принимая гостей; делятся секретами своего успеха; самостоятельно оплачивая содержание специальных работников - методистов, помогают и другим. И все это в большей части бескорыстно (плата если и взимается, то небольшая, подчас символическая), вразрез с канонами Запада - брать деньги за любое обучение и информацию.
Состояние и развитие библиотек напрямую зависит от состояния страны и уровня экономики. Финансирование библиотек сегодня обусловлено реальными возможностями страны, что определяется размером ВВП, долей ассигнований в бюджете страны на социально-духовную сферу. Несмотря на то, что в бюджете РФ на 2001г. было предусмотрено увеличение ассигнований на развитие культуры по сравнению с 2000 г. на 26%, дальнейшее увеличение сделано в бюджете на 2002 год, но всего этого недостаточно. По этой причине рассмотренные выше противоречия имеют место в деятельности российских библиотек. Нельзя не учитывать и тот фактор, что библиотечное дело обходится нашей стране намного дороже, чем другой стране мира. Это во многом обусловлено огромными размерами территории, далеко не всегда простыми климатическими условиями (необходимы затраты на содержание библиотек, включая освещение и тепло), наличием огромного количества наций (право читать на родном языке ясно осознают все народы) и ряда других причин. Вместе с тем отрасли, в которую они входят, выделяется мало средств, а им самим часто достаются незначительные материальные ресурсы, поэтому необходимо деньги выделять целевым назначением и то, что полагается в рамках культурной политики государства.
Годы российских реформ и преобразований - это не только великие испытания, пережитые народом, но и годы его обогащения. В большинстве своем многие россияне, переоценивая культурные ценности, научились дорожить ими. Как один из элементов целостной системы общества, библиотеки, будучи неотделимыми от растущих и изменяющихся потребностей отдельного человека и общества в целом, также переживают многочисленные преобразования и изменения и поэтому обладают большой чуткостью к новым социальным проблемам. Их деятельность призвана способствовать сохранению и приумножению культурных ценностей, что во многом обеспечит стабилизацию экономики, позволит преодолеть негативные последствия перехода страны от административно-командной к рыночной экономике. Все это будет способствовать преобразованию российской экономики в направлении развития и функционирования сервисной и информационной экономики.
В последние годы становится более разнообразным отношение к назначению библиотек, происходит дальнейшая их дифференциация: появляются деловые библиотеки, библиотеки духовной литературы, семейного чтения, экологической направленности и др. Расширение доступности информации для различных категорий населения повышает роль библиотек как стабилизирующего социального фактора, обеспечивающего социальную безопасность, социальную устойчивость. Это, в свою очередь, повышает значимость интеллектуально-информационной сферы деятельности в постиндустриальном обществе, в котором все активнее используются новые технологии, обеспечивающие рост и эффективность функционирования экономики сервисного типа. Библиотека как социальный институт с тысячелетней историей способна отвечать требованиям современного информационного общества, призвана обеспечивать приобщение людей к ценностям и нормам социальной жизни. Будучи неотъемлемым и важным элементом в системе образования, в своем единении с культурой, библиотеки способствуют формированию социального базиса будущего общества. Вкладываемые в развитие библиотек средства - это рост знаний специалистов, успехи экономики, политики, культуры, в целом, вложения в завтрашний день. Поэтому их деятельность приобретает особую значимость в свете общегосударственных экономических задач, и Россия не может позволить себе отставание от других стран в вопросах дальнейшего развития и совершенствования библиотечных услуг
Таким образом, процесс становления информационного общества и развития сервисной деятельности ставит задачи развития интеллектуального потенциала всех членов общества, возрождения и приумножения культурных ценностей государства, формирования и воспроизводства человеческого капитала. Их решение важно соединить с историческим опытом, культурой и традициями России. В этом процессе способны и призваны помочь библиотеки как хранители информации о ценностях всего человеческого опыта.


Литература

1 Абалкин Л. Назревшие перемены.// Вопросы экономики. - 1998 . - N 6, - с.5.
2 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования./ Пер. с анг. - М.:Academia,1999 . -152.
3 Библиотеки России на пороге ХХI века: цифры и факты: сборник статистических и аналитических материалов о состоянии библиотечной сферы / Под ред. Е.И. Кузьмина и др. - М.: `Издательство ЛИБЕРЕЯ`, 2002 . - 224с.
4 Бреев Б. Труд в условиях рыночной трансформации // Общество и экономика. - 2003. - N - с.101.
5 Гильбо Е.В. Россия в постиндустриальном контексте.//www.economics.ru.
6 Иноземцев В.Л. Экономическая общественная формация: границы понятия и значения теории.//Полис. - 1991г., - N4. - с.42.
7 Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. - М.: ЗАО `Издательство ``Экономика``, 2002. - 767с.
8 Кожевникова Л.А., Павлова Л.П., Соколова И.Г. Библиотечная услуга и ее экономическая оценка: Препринт 93-2 / ГПНТБ СО РАН. - Новосибирск, 1994. - 20 с. - Библиогр.: с.19-20.
9 Кузьмин Е.И. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий. Государственная политика и управление библиотечным делом: смена парадигмы. - М.: Либерия,1999. - с.187.
10 Надель С. Вероятность и перспективы будущей индустриальной революции //МЭ и МО. 2002. - N 9,- с.30.
11 Рынок информационных услуг и продуктов / И.И. Родионов и др. - М.: МК - Периодика, 2002. - с.190
12 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2002. Россия в цифрах и фактах: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2004..
13 Россия - 2015: оптимистический сценарий./ Под ред. Абалкина Л.И. - М.: ММВБ,1998. - N10. - с.36. Рынок информационных услуг и продуктов/ И.И. Родионов и др. - М.: МК - Периодика, 2002 г., - с.190
14 Рынок информационных услуг и продуктов/ И.И. Родионов и др. - М.: МК - Периодика, 2002. - с.190
15 Федеральный закон `Об информации, информатизации и защите информации`.-1995 г.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия