Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006
АГРОЭКОНОМИКА
Осинцев Д. В.
старший преподаватель кафедры социально-экономических наук Тюменской государственной сельскохозяйственной академии,
кандидат экономических наук


Система государственных мер по планированию воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве

Среди причин кризисного состояния аграрного сектора отечественной экономики одной из основных является отсутствие должной государственной политики по стабилизации ситуации и определению условий для осуществления позитивных сдвигов в этой сфере.
Механизм государственной политики должен учитывать возможности государственной поддержки в деле обновления производственных фондов и устранения диспаритета цен (на договорной основе) по отношению ко всем сельскохозяйственным предприятиям. Фундаментальной основой решения данной проблемы должны стать финансовая поддержка АПК и развитие агрокооперации и интеграции.
Решение проблемы в целом требует:
-определения конкретных задач по формированию агропромышленных корпоративных формирований (АКФ);
-изучения структуры финансово-инвестиционной системы АПК;
-обоснования форм взаимодействия власти и руководства АКФ и возможностей его оптимизации.
Обеспечение простого, а затем и расширенного воспроизводства в сельскохозяйственной отрасли возможно лишь при политике, направленной на создание агропромышленных корпоративных формирований, которые в настоящее время не имеют необходимой самостоятельности в распоряжении получаемыми от государства финансовыми ресурсами. Поэтому особую актуальность приобретают не только вопросы финансирования отрасли, но и вопросы интеграции и кооперации. Эффективность использования инвестиций напрямую зависит от эффективности функционирования АКФ и оптимизации управленческих функций, особенно тех из них, которые непосредственно связаны с воспроизводственным процессом (приобретением материально-технических ресурсов, выбором каналов реализации продукции и т.д.). Взаимодействие АКФ и власти необходимо строить на основе взаимной заинтересованности властных структур и руководителей структурных подразделений АКФ в конечных результатах хозяйственной деятельности.
Одним из главных параметров, которые необходимо учитывать при формировании АКФ, являются финансовые возможности основного "интегратора". При недостаточной его финансовой устойчивости риск с созданием такого формирования возрастает. Соответственно целесообразно в АКФ (агрохолдинге) иметь двух интеграторов, а между ними поддерживать организационные и экономические связи. Ими могут быть, например, комбикормовый завод и птицефабрика, свиноводческий комплекс и комбикормовый завод с высокотехнологичным оборудованием. Обязательно должны быть урегулированы отношения дирекции холдинга (управляющего центра) и всех его структурных подразделений, механизм ответственности за исполнение своих обязательств со стороны головной структуры, наемных менеджеров, основных рабочих и акционеров. Функциями исполнительного органа могут быть: заключение коллективных договоров и соглашений; внесение корректив в различного рода сделки, особенно сделки с недвижимостью; вопросы взаимодействия головной компании с дочерними структурами с целью оптимального использования ресурсов; внесение корректив в правила трудового распорядка и должностные инструкции, положения о материальном стимулировании и ответственности руководителей за нанесенный ущерб.
Условие успеха в управленческой деятельности в АКФ - совместимость функций наемного менеджера и собственника, учет интересов как акционеров, так и наемных работников. Менеджер-собственник должен руководствоваться заключаемым трудовым соглашением и нести ответственность за его нарушение.
Отсутствие в АПК и в создаваемых АКФ квалифицированных менеджеров, делает необходимым их подготовку и повышение квалификации, применение и дистанционных методов обучения с использованием соответствующих компьютерных программ. В рамках договоров между головной и дочерними структурами квалифицированные менеджеры должны решать вопросы и социального, и производственно-экономического характера, учитывать интересы всех структурных подразделений АКФ и его стратегические задачи, в том числе в области финансирования.
В процессе создания АКФ, естественно, следует принимать во внимание производственно-экономический потенциал, трудовые, финансовые, организационные, материально-технические и прочие возможности отдельных их структурных подразделений, возможности их сбалансированного развития при определенной финансово-инвестиционной политике, предусматривающей те или иные размеры финансирования предприятий или агроформирований. Особая сложность возникает при этом с определением величины процентов по кредитам, поскольку имеет место риск, обусловленный воздействием на производственный процесс природно-климатических факторов. Специфика рассматриваемой отрасли предполагает оценку не только рисков, присущих всем отраслям экономики, но и рисов природного и техногенного характера.
Финансово-инвестиционная система относится к числу функциональных систем и в этом смысле функционирует как самоорганизующееся образование, подчиненное своим закономерностям. В то же время по отношению к реальному сектору экономики ее можно отнести к инфраструктуре, поскольку она обслуживает этот сектор, насыщает его своими ресурсами и - в зависимости от степени ее эффективности - ускоряет или замедляет его развитие. Данное образование имеет, прежде всего, организационную функцию. Через нее реализуется общественное назначение финансово-инвестиционной системы - предоставлять для каждого предприятия (субъекта хозяйствования) необходимые ему финансовые ресурсы в форме денежных средств специального целевого назначения. С помощью данной функции вновь созданная в обществе стоимость (прибыль, амортизация, налоги и т.д.) вновь поступает в реальный сектор, осуществляется движение инвестиционных ресурсов через фондовый рынок, авансированная форма сменяется производительной, качественно совершенствуются ресурсы, возмещение стоимости потребленных средств и образование доходов совершается в ритме, позволяющем предприятиям поддерживать конкурентоспособную форму.
Другая - регулирующая функция системы, финансово-инвестиционная система, взаимодействуя с организационной, позволяет предприятиям создавать и реконструируемые основные фонды производственного и непроизводственного назначения, материально стимулировать работников, предупреждать материальные потери, связанные с хозяйственными рисками, выделять средства для производства новой научно-технической продукции, эффективно осуществлять инвестиционный процесс.
Особенностью финансово-инвестиционной системы является и ее контрольная функция. Поскольку инвестиционный процесс обслуживает и организует воспроизводственную деятельность предприятий, постольку он и сам выполняет роль универсального контролера (со стороны и инвесторов, и предпринимателей) за производством и реализацией продукции, за возвратом средств инвестору, что отражается и на динамике инвестиционных рисков. Благодаря же контрольной функции финансово-инвестиционной системы общество узнает об обеспеченности производства инвестиционными ресурсами, о потребности в кредитах, о размерах доходов кредиторов и акционеров, а также степени рискованности вложения капитала в ту или иную сферу деятельности. При контрольной функции используется информация, заключенная в финансовых показателях бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Важное значение имеет и информация фондовых бирж, банковских документов, бизнес-планов. Все эти показатели отражают разные стороны инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов и позволяют увидеть и оценить ее результаты, уровень риска и принять соответствующие меры по ее улучшению или своевременному устранению недостатков.
К сожалению, в настоящее время в АПК России финансово-инвестиционная система в аграрной отрасли, по существу, парализована. Большинство промышленных предприятий в АПК приватизированы, но при этом многие из них (особенно специализированные цеха) перепрофилированы, другие фактически прекратили выпуск сельхозтехники. Состояние тракторного и сельскохозяйственного машиностроения ныне оценивается как критическое в результате искусственного "сжатия" платежеспособного спроса на сельскохозяйственную технику: около 85% предприятий сельскохозяйственного машиностроения в настоящее время имеют просроченную задолженность. Кредиторская задолженность составляет 22,3 млрд. руб., втрое превышая дебиторскую. Имеющиеся производственные мощности используются всего на 20-30%, что приводит к потере производства, потере квалифицированных кадров, снижению качества машин и оборудования и в то же время к их непрерывному удорожанию. [1] Нормальному функционированию финансово-инвестиционной системы препятствует многократное сокращение ежегодных государственных ассигнований на капитальные вложения. В 2002 году инвестиции в сельскохозяйственное производство уменьшились по сравнению с 1990 годом более чем в 18 раз. Статистические данные об увеличении инвестиционной активности в аграрном секторе в после кризисный период не отражают реальной ситуации. Так, хотя объем вложений в основной капитал в 2001 году увеличился по сравнению с 2000 годом (в сопоставимых ценах) на 6,8%, но их доля в общем объеме инвестиций в экономику России составила 2,7% против 3% в 1998 году.
Во всех странах с развитой рыночной экономикой государство оказывает поддержку сельскому хозяйству ежегодно. В странах-членах ЕС дотации в расчете на 1 гектар составляют 943 долл., в Канаде, где почвенно-климатические условия производства сельскохозяйственной продукции близки российским - 83 долл., в США - от 70 до 400 долл. в последний год. В экстремальных же условиях агропроизводства в России выделяется немногим более 6 долл. на 1 гектар. [2]
Такие объемы финансирования не могут обеспечить эффективность функционирования финансово-инвестиционной системы, а значит невозможно и обновление технической базы, внедрение прогрессивных технологий и производство конкурентоспособной продукции.
Более того, несовершенство и неотлаженность механизма финансово-инвестиционной системы сельского хозяйства привели к тому, что собственные средства сельхозпредприятий уменьшились из-за четырехкратного диспаритета цен между сельским хозяйством и другими отраслями промышленности, а также вследствие опережающего роста цен на тракторы, комбайны и другие сельскохозяйственные машины. Выбытие основных производственных фондов отрасли, особенно их активной части, в четыре раза превышает их ввод. Ныне только около 10% хозяйств могут приобретать высокопроизводительные и качественные машины и оборудование, в том числе и импортные.
Тогда, когда данная система хорошо организована и действует ради достижения своей главной цели, формируют эффективный инвестиционный портфель, собственники АКФ преобразуют привлекаемые ресурсы в капитальные вложения, обновляют все факторы производства и обеспечивают прирост капитальной стоимости. Властные структуры различных уровней при этом должны определять конкретные меры государственной политики, учитывая особенности финансово-инвестиционной системы, которая в сельском хозяйстве неоднородна и предполагает самофинансирование и внешнее финансирование (см. рис. 1).
Рис.1. Структура финансово-инвестиционной системы сельского хозяйства
На уровне отдельных АКФ, фермерских хозяйств и других производственных образований действует подсистема самофинансирования - внутреннего финансирования за счет использования собственных средств. Эта подсистема охватывает массу отдельных индивидуальных инвестиционных процессов объединенных хозяйственными связями субъектов, организующих расширенное воспроизводство.
Внешнее инвестирование за счет привлеченных средств совладельцев (акционеров), средств кредитно-финансовых учреждений, бюджетов, государства, физических и юридических лиц - также своеобразная инвестиционная подсистема с наличием финансового рынка.
Лизинг - еще одна подсистема инвестиционного процесса, предусматривающая кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей и в неденежной форме, путем предоставления в аренду техники, оборудования, посадочного материала и т.д.
Взаимодействие руководителей АКФ и властных структур через финансово-инвестиционную систему зависит от рациональности самой финансово-инвестиционной системы, от эффективности управления инвестиционными процессами на разных предприятиях и на разных уровнях финансирования, от роли государства в инвестиционном и воспроизводственном процессе (см. рис. 2).
Рис.2. Взаимодействие руководства АКФ и властных структур
через финансово-инвестиционную систему
Разумеется, сама по себе финансово-инвестиционная система не сможет обеспечить полноценного воспроизводственного процесса в сельскохозяйственной отрасли. Необходима государственная политика, способная сформировать конструктивное взаимодействие руководителей АКФ и властных структур. Только комплексный (`гибридный`) подход позволит наладить процесс восстановления аграрного ресурсного потенциала, стабилизировать сельскохозяйственное производство, обеспечить расширенное воспроизводство в аграрной сфере экономики России.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2018
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия