Raskov D. E. Assistant professor, Chair of Economic Theory, Department of Economics, St.Petersburg State University; Candidate of Science (Economics)
СТАРООБРЯДЧЕСТВО: КАРТИНА МИРА И ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СТИЛЬ
1 См. подробнее Расков Д.Е. Старообрядческое предпринимательство в экономике России (на примере московской промышленности XIX века) // Экономическая история России: проблемы, поиски, решения. Ежегодник. Вып. 3. Москва; Волгоград: Изд-во ВолГУ. 2001. С. 404-428.
2 Бубнов Н.Ю. Старообрядческая книга в России во втор. половине XVII в. СПб. 1995. С. 75-88.
3 См. подробное, но компактное разъяснение у современного представителя беспоповской старообрядческой мысли: Шахов М.О. Старообрядчество, общество, государство. М. 1998. С. 10-14.
4 Там же. С.78-80. В отделе редких книг Публичной библиотеки можно ознакомиться и непосредственно с этим памятником средневековой литературы : Книга о вере. М. 1648.
5 Зеньковский С. Русское старообрядчество: духовные движения семнадцатого века. М. 1995. С. 97-98.
6 См. к примеру Мельников Ф.Е. Блуждающее богословие. М. 1911.
8 Зеньковский В.В. История русской философии. Париж. 1989. Т. I. С. 53-54.
9 На эсхатологию и обрядоверие обращали внимание почти все исследователи старообрядчества. На особой важности сотериологии, как учении о спасении, настаивал исследователь старообрядческой книги А.В. Вознесенский (см. Старообрядческие издания XVIII-начала XIX века. СПб. 1996. С. 80-82.).
10 Зеньковский С. Русское старообрядчество: духовные движения семнадцатого века. М. 1995. С. 341.
11 Записано автором в с. Усть-Цильма в июле 1998 г.
12 Книга Иова, 42-10.
13 Торговое и промышленное дело Рябушинских. М. 1912. С.12.
14 Вот что писал И.П. Липранди, изучавший раскол для формирования правительственной политики: "Православный завидует довольствию, в котором живет сосед его раскольник. Он не рассуждает, что раскольник не отнесет и гроша в кабак, куда этот последний заглядывает часто. Раскольник всегда трезв, всякий день на работе... У раскольника жена не требует украшений, когда едет в город, а православный должен рядить ее, чем только может, как во время поездки в город, так и в гости к соседям, на свадьбу, на крестины, в церковь, жене раскольника этого ничего не нужно..." ( Липранди И.П. Краткое обозрение существующих в России расколов, ересей и сект. СПб. 1893. С.69.)
15 Усов П. Павел Иванович Мельников, его жизнь и литературная деятельность.// Мельников П.И. Полное собрание сочинений. Т.1. СПб. М. 1897. С. 153-154.
16 Там же.
17 В этом контексте необходимо отметить, что третье поколение на рубеже 70-80 гг. уже меняет русский кафтан на европейский костюм, постепенно приобретает потребительские привычки купеческого и дворянского сословий.
18 Титов А.А. Дневные записи правительственного дозора о московских раскольниках.// Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских. 1885. Кн.4. (7 декабря 1885 г.) С. 83.
19 См. Старообрядчество: лица, события, предметы и символы. М. 1996.