Logo PROBLEMS
OF MODERN
ECONOMICS
Start Page
News
Information About the Journal
Magazine Subscription
Advertising
Contacts
EURASIAN INTERNATIONAL SCIENTIFIC-ANALYTICAL EDITION Russian
Thematic profile of the Journal
The latest
Issue
Announcement
Issues List
Find
Editorial Council
Editorial Board
Magazine Representatives
Article Submission Guidelines
PROBLEMS OF MODERN ECONOMICS, N 3/4 (7/8), 2003
ECONOMICS AND RELIGION
Bekkin R. I.
Senior research fellow, Institute of Africa (Russian Academy of Science) (Moscow), PhD (Economics), Professor; PhD (Jurisprudence)

РАННИЕ ФОРМЫ СТРАХОВАНИЯ В МУСУЛЬМАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ (на примере институтов "дийа" и "закят")



1 Мусульманские правоведы не отрицают деликтного характера института "дийа", равно, как и тот факт, что закят является, прежде всего, налогом в пользу неимущих. Однако, это, по их мнению, не мешало дийе и закяту выполнять дополнительную функцию взаимного страхования.
2 При этом сходная с позицией мусульманских правоведов точка зрения на плату за кровь как раннюю форму страхования существует и в российской правовой литературе: "Появление страхования на Руси связывается исследователями с памятником древнерусского права "Русская правда" (X-XI вв.), где впервые была предусмотрена возможность возмещения вреда общиной в случае убийства". (Рыбников С.А. Очерки истории страхования в России// Вестник государственного страхования. - 1927. - N 19-20// Цит. по: Финансовое право./ Под ред. Н.И. Химичевой. - М., 1998. - С. 378). В отличие от Рыбникова, В.К. Райхер считает, что дикая вира, уплачиваемая всей общиной при необнаружении убийцы, не имеет ничего общего со страхованием. По его мнению, в случае, когда убийца не был обнаружен, дикая вира вытекала из закона (или обычая) и составляла общую обязанность всех членов верви. При неумышленном же убийстве дикая вира являлась результатом предварительного "страхового договора" и была обязательна лишь для тех и в пользу тех, кто путем этого договора вступил в своего рода взаимное страховое общество. То есть, термин "страхование" может применяться исключительно к отношениям, вытекающим из непреднамеренного убийства// Райхер В.К. Докапиталистическое страхование// Страховое право. - 1999. - N 4. - С. 87-88.
3 Например, в известной работе Абу Йусуфа "Китаб ал-Харадж", посвященной системе мусульманского налогообложения, один из разделов называется "О людях порочных и занимающихся воровством, о преступлениях и о том, какие в надлежащих случаях надлежит налагать наказания", где неоднократно фигурирует дийа.
4 При цитировании нижеприведенного отрывка сохранены пунктуация и орфография автора (в т.ч. при написании мусульманских правовых терминов).
5 Д`Оссон Мурджа - армянин на шведской службе, автор фундаментального труда "Tableau de l`Empire Ottoman" (прим. авт.).
6 Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения [Репринтное издание 1850 г.]. - Санкт-Петербург, 1991. - С. V-VI.
7 Цит. по: Беккин Р.И. Проблема соответствия сущности коммерческого страхования нормам мусульманского права// Востоковедный сборник. - Вып. 2. - М., 2001. - С. 100.
8 Что касается убийств, ранений и увечий, причиненных неумышленно, то наказание по принципу талиона здесь полностью исключается, и дийа, наряду с санкцией со стороны властей, остается единственным видом ответственности преступника. Родственники убитого или сам пострадавший, если он остался жив, могут простить виновника, что является, с точки зрения ислама, наилучшим решением (Коран, 2:178).
9 См., например: Pre-Islamic Arab Custom of Blood-Money// www.insurance.com.my
10 См., например: Rashid S.K. Takaful Financed by Zakah Fund for Muslim Social Security (a paper presented at the Labuan International Summit on Takaful (Islamic Insurance) held in Sheraton Hotel, Labuan, on 19-20 June (1997)).
11 В средние века закят использовался для выкупа из тюрьмы несостоятельных должников. Существует даже особая формула: "несостоятельный должник находится под покровительством Аллаха" - см.: Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения [Репринтное издание 1850 г.]. - М., 1991. - С. 320.
12 См., например: Йусуф ал-Карадави. Ал-Халал ва-л-харам фи-л-ислам (Дозволенное и запретное в исламе)// www.qaradawi.net
13 От этого же корня происходит одно из значений слова "страхование" в арабском языке - "сикуртах".
14 Мустафа Ахмад аз-Зарка. Система страхования. Ее сущность и взгляд шариата на нее. - Казань, 1999. - С. 8-9.
15 Там же. - С. 56.
16 Иногда в работах мусульманских исследователей термины "взаимное" ("табадулий") и "кооперативное" ("та`авуний") по отношению к страхованию употребляются в качестве синонимов. В таком контексте кооперативное страхование противопоставляется коммерческому, направленному на извлечение прибыли. Однако ряд мусульманских правоведов разделяет понятия "кооперативное" и "взаимное", когда речь идет об исламском страховании. По их мнению, кооперативное страхование отнюдь не исключает ориентированность такой компании на получение прибыли. Например, в учредительных документах практически всех исламских страховых компаний обязательно содержится оговорка о кооперативной основе деятельности компании. Так, все исламские страховые компании в Саудовской Аравии считаются кооперативными (National Company for Co-operative Insurance (NCCI), Saudi Insurance Company (Methaq) и др.), однако их деятельность фактически имеет мало общего с взаимным страхованием.
17 См., например, резолюцию, принятую Исламской Академией Фикха при Организации Исламская конференция по итогам 2 сессии, проходившей в Джидде (Саудовская Аравия) в период с 22 по 28 декабря 1985 г. о соответствии взаимного (кооперативного) страхования и перестрахования нормам и принципам шариата (см.: Resolution N 9 (9/2) concerning insurance and reinsurance//www.islamibankbd.com).

Article in russian

Back to the issue content

Copyright © Problems of Modern Economics 2002 - 2020