Logo PROBLEMS
OF MODERN
ECONOMICS
Start Page
News
Information About the Journal
About the Editor-in-chief
Advertising
Contacts
EURASIAN INTERNATIONAL SCIENTIFIC-ANALYTICAL EDITION Russian
Thematic profile of the Journal
The latest
Issue
Announcement
Issues List
Find
Editorial Council
Editorial Board
Magazine Representatives
Article Submission Guidelines
PROBLEMS OF MODERN ECONOMICS, N 2 (50), 2014
ECONOMICS, MANAGEMENT, AND ACCOUNTING AT THE ENTERPRICE
Kanaeva O. A.
Head of the Chair of economic theory and social politics, St. Petersburg State University, PhD (Economics)

Social politics of Russian companies 2:0: new version for sustainable development (Part 1) (Russia, St. Petersburg)
The article focuses on the necessity and the main changes of perspectives upon the notion of corporate social politics (CSP), including its content and aims. The discussion is based on research results of corporate social practices of Russian companies, conducted by Russian and international research centers in 2004-2012, as well as the author’s own project of 2008-2013. The author stresses the importance of re-conceptualization of approaches to CSP, of reviewing its content and aims to match contemporary challenges and risks, and of implementation of the new CSP model into practice in Russia
Key words: corporate social responsibility, corporate social activity, corporate social politics, re-conceptualization of corporate social politics
Pages: 132 - 137



Вторая часть статьи

Литература
1. Аганбегян А. О приоритетах социальной политики // SPERO. — 2010. — № 12, весна-лето. — С.13–30.
2. Бартон Д. Капитализм, нацеленный в будущее // Harvard Business Rev. — Россия. — 2011, июнь-июль. — С. 79–86.
3. Бляхман Л. Постиндустриальный капитализм: вызовы модернизации и уроки для России // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 5: Экономика. — 2011. — Вып. 3. С. 22.
4. Бляхман Л. Социальная политика как предмет новой политэкономии // Проблемы современной экономики. — 2012. — №  3. — С. 37–46.
5. Гонтмахер Е. Российская социальная политика как сфера взаимной ответственности государства, бизнеса и гражданского общества // SPERO. — 2004. — № 1. C. 6. URL: http//spero.socpol.ru/
6. Данилова С., Петрова Е. К вопросу о реализации социальной политики нефтегазодобывающим комплексом // Российское предпринимательство. — 2009. — № 12. С. 26–32.
7. Долгорукова И. Теоретико-методологические подходы к изучению корпоративной социальной политики // Социальная политика и социология. — 2009. — № 4. — С.62–72.
8. Долгорукова И. Сущность корпоративной социальной политики: социологический подход // Ученые записки Российской академии предпринимательства. –2010. — Вып. XXII. — С. 261–274.
9. Канаева О. Корпоративная социальная политика: теория и практика управленческих решений. — Изд. дом СПбГУ, 2013. — 364 с.
10. Плотникова Е. Социальная политика современных российских предприятий: традиции и инновации» // Журн. исследований социальной политики. — 2005. — Т. 3. — № 3. — С. 397–408.
11. Портер М., Креймер М. Капитализм для всех // Harvard Business Rev. — Россия. — 2011, март. С. 34–52.
12. Сидорина Т. Социальный капитал организации и социальная политика российского предприятия // Журн. исследований социальной политики. — 2007. — Т. 5. — № 3. — С. 319–334.
13. Хэмел Г. «Менеджмент 2.0: новая версия для нового века // Harvard Business Rev. — Россия. — 2009, октябрь. С. 47–56.
14. Ярская В. Социальная политика, социальное государство и социальный менеджмент: проблемы анализа // Журн. исследований социальной политики. — 2003. — Т. 1. — № 1. — С.18.
15. Ясин Е., Андрущак Г., Ивантер А. и др. Социальные итоги трансформации, или двадцать лет спустя // Вопросы экономики. — 2011. — № 8. — С.77–96.
16. Aid C. Behind the Mask: The Real Face of CSR. London, 2004. URL:http://www.st-andrews.ac.uk/media/csear/app2practice-docs/CSEAR_behind-the-mask.pdf.
17. Visser W. CSR 2.0: The New Era of Corporate Sustainability and Responsibility // CSR Inspiration Series. –2011. — No. 1.URL: http://www. csrinternational.org.
18. Visser W. CSR 2.0: From the Age of Greed to the Age of Responsibility / Reframing Corporate Social Responsibility: Lessons from the Global Financial Crisis / ed. by W. Sun et al. Bingley: Emerald, 2010.
19. Visser W. The Age of Responsibility: CSR 2.0 and the New DNA of Business. London: Wiley. 2011. — 408 p.
20. Visser W. The Futur of CSR: Towards Transformativ CSR, or CSR 2.0. // Kaleidoscope Futures Paper Series. — 2012. — № 1. P. 1–17.
21. Dyllick Th., Hockerts K. Beyond the business case for corporate sustainability. Business Strategy and the Environment. — 2002. — Vol. 11. Is. 2. P. 130.
22. Friedman M. The Social Responsibility of Business Is to Increase Its Profits // The New York Times Magazine, September 13, 1970.
23. Hollender J., and Breen B. The Responsibility Revolution: How the Next generation of Business Will Win. 2nd ed. Oxford. Oxford University Press. — 2011. — 430 p.
24. Karnani A. The case against corporate social responsibility // Wall Street Journal. — 2010, 23 August.
25. Porter М., Kramer M. Strategy and Society: The Link Between Competitive Advantage and Corporate Social Responsibility // Harvard Business Rev. — 2006. — Vol. 84, № 12. Р. 91.
26. Porter M., Kramer M. Creating Shared Value: How to Reinvent Capitalism — and Unleash a Wave of Innovation and Growth // Harvard Business Rev. — 2011. — Vol. 89, № 1/2. P. 62–77.

Сноски 
1 Под корпоративной социальной политикой (КСП), в самом общем виде, мы понимаем одну из возможных форм реализации КСО; деятельность компании, направленную на выявление социальных запросов и ожиданий заинтересованных сторон, реализацию соответствующих социальных обязательств; механизм выработки и реализации решений в социальной сфере на микроуровне — уровне отдельной компании.
2 Понятие «Corporate Social Performance» («корпоративная социальная деятельность», КСД) было введено в рамках концепции CSP еще в середине 1970-х годов и широко используется зарубежными исследователями. КСД — деятельность компании, осуществляемая в экономической, социальной и экологической сферах в соответствии с принципами КСО.
3 Свидетельством этого является рост числа компаний, осуществляющих нефинансовую отчетность и количества опубликованных нефинансовых отчетов. По данным консалтинговой компании CorporateRegister.сom, к 2013 г общее число компаний, публикующих нефинансовые отчеты достигло 11 тыс. URL:http:// http://www.corporateregister.com; Глобальный договор ООН, являясь крупнейшей в мире инициативой в области КСО и устойчивого развития, объединяет 7000 компаний из 135 стран. Российская сеть ГД ООН объединяет 30 компаний (2013). URL:http://www.undp.ru/index.php?iso=RU&lid=2&pid=73
4 5th International CSR-Conference at Humboldt-Universitдt zu Berlin. “The future of CSR”. October 4–6, 2012.
В конференции приняли участие ведущие исследователи из многих стран мира, чей вклад в развитие теории КСО трудно переоценить: А. Кэрролл (University of Georgia), Е. Фримен (University of Virginia), Р. Экклс (Harvard Business School), С. Задек и др. (всего более 500 экспертов, практиков, ученых, руководителей предприятий, консультантов, политиков и представителей неправительственных организаций из 50 стран).
5 URL:http://csr-news.net/main/2012/10/08/the-future-of-csr-5th-international-conference-in-berlin
6 «Отчетность в области устойчивого развития 2013». Материалы восьмого международного исследования в области нефинансовой отчетности. KPMG. 2013. URL:http://http://www.kpmg.com
7 Из выступления на ежегодном Гайдаровском Форуме. Москва, январь, 2014.
8 М. Портер и М. Креймер предложили две модели интеграции КСО в деятельность компании: «реагирующую» КСО (responsive CSR) и «стратегическую» КСО (strategic CSR). Данные модели отражают разные подходы к пониманию содержания и форм реализации КСО, разные модели КСД, разную степень вовлеченности компании в КСД.
9 Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка. М.: АМР, 2003. С. 8
10 Доклад о социальных инвестициях в России–2004. М.: АМР, 2005; Доклад о социальных инвестициях в России–2008: Интеграция КСО в корпоративную стратегию. М.: АМР, 2008; Из России с любовью. Национальный вклад в глобальный контекст КСО. Исследование агентства The Economist Intelligence Unit, проведенное по инициативе ОК РУСАЛ и при поддержке PricewaterhouseCoopers. 2008. URL: http://www.pwc.com
11 Результаты исследований изложены в монографии «Корпоративная социальная политика: теория и практика управленческих решений» [Канаева , 2013]
12 URL: http://www. rspp.ru
13 URL: http ://www. amr.ru.
14 Доклад о социальных инвестициях в России—2008. Интеграция КСО в корпоративную стратегию. М.: АМР, 2008. С. 8.
15 Доклад о социальных инвестициях в России — 2008: Интеграция КСО в корпоративную стратегию. М.: АМР, 2008. С. 32; Исследование «КСО: опыт компаний СПб» (2008) также показало, что только 8% компаний предпринимали попытку выявления ЗС, планировали такие исследования в будущем лишь 17% компаний, принимавших участие в исследовании [Канаева, 2013. С. 280].
16 Это подтверждается и результатами исследования «КСО: опыт компаний СПб» (2008): только 17,9% принявших в нем участие компаний признавали необходимость оценки эффективности КСП [Канаева, 2013. С. 321].
17 Материалы экспертного опроса «Вклад КСО в увеличение стоимости компании. Измерение результатов корпоративных социальных проектов и программ» // Бизнес и общество. 2010. № 3–4. URL:http://www.b-soc.ru/magazine/divider
18 Доклад о социальных инвестициях в России — 2008: Интеграция КСО в корпоративную стратегию. М.: АМР, 2008. С. 18, 32; Результаты исследования «КСО: опыт компаний Санкт-Петербурга», показали, что 21,4% респондентов понимали под социальной политикой деятельность, направленную на решение социальных проблем персонала компании, 7,1%— деятельность, имеющую своей целью решение социальных проблем местного сообщества, 10,7% — деятельность, направленную на реализацию тех или иных социальных проектов, не носящих системного характера. При этом наиболее значимыми мерами, по мнению респондентов, являются обучение персонала и предоставление социального пакета [Канаева, 2013, С. 253–255].
19 Материалы экспертного опроса «Интеграция КСО в систему корпоративного управления» // Бизнес и общество. 2013. № 72–74.
20 Исследование АМР показало, что более чем в половине компаний (59%) за реализацию социальной политики отвечают департаменты по управлению персоналом. Департаменты по социальному развитию имелись лишь в 12% компаний-респондентов. Специальное подразделение, выполняющее функции планирования, организации и координации КСД, существовало лишь в 5% компаний-респондентов. Во многих компаниях этими вопросами занимаются все подразделения организации в рамках выполняемых ими задач.
21 Проведенный нами анализ социальных проектов и программ 260 компаний, разместивших информацию в Депозитарии социальных инициатив (АМР, 2012), показал, что эти компании реализуют 453 программы и проекта, из них: 170 программ и проектов в области внутренней и 143 — в области внешней социальной политики. URL: http://www. amr.ru; Как следует из материалов, размещенных в Библиотеке корпоративных практик (РСПП, 2012), из 177 программ, представленных 96 компаниями, 99 направлены на решение внутренних социальных проблем, 30 — на решение проблем местного сообщества, остальные — программы экологической направленности. URL: http://www.rspp.ru
22 По данным исследований принципы, цели и направления КСП, формализованные социальные обязательства могут быть отражены в таких документах, как: коллективный договор, кодекс корпоративного поведения, этический кодекс. Лишь в 20% случаев — в отдельном документе, утвержденном высшим исполнительным органом.
23 См.: Аналитические обзоры РСПП по нефинансовой отчетности. URL: http://www. rspp.ru
24 Это сырьевые компании («Лукойл», «Газпром», «СУЭК», «Полюс Золото»), компании черной и цветной металлургии (UC Rusal, «ВСМПО-Ависма», Evraz Group, ММК), компании химической и нефтехимической промышленности («Фосагро», «Еврохим», «Сибур»), машиностроительные компании («Силовые машины», «КамАЗ», ОМЗ), транспортные компании («РЖД», «Аэрофлот», «Трансаэро») и другие.
25 В целях выявления особенностей социальных политик российских компаний и их типологизации в 2011 году на экономическом факультете СПбГУ было проведено исследование социальных практик более 200 компаний, входящих в список крупнейших компаний РФ по версии журнала «Эксперт» (2010). Исследование проводилось методом контент-анализа материалов, размещенных на официальных сайтах компаний, а также на основе анализа социальных отчетов этих компаний. Полученные результаты дали возможность выделить ряд критериев, позволяющих осуществить типологизацию социальной политики компаний: формализация КСП (формализованная и неформализованная СП); интеграция КСП в стратегию компании (интегрированная и неинтегрированная СП); сфера реализации КСП (внешняя и внутренняя СП); цели КСП (краткосрочные, локальные, долгосрочные, устойчивое развитие); характер КСП (проактивная, реагирующая, демократическая, авторитарная СП); комплексность (комплексная, фрагментарная СП).

Article in russian

Back to the issue content

Copyright © Problems of Modern Economics 2002 - 2024