Жостин Й. Л. президент Китайского центра экономических исследований
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В КИТАЕ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1 Статистические данные - по материалам China Statistical Yearbook ("Китайского статистического ежегодника").
2 Вместо того, чтобы деформировать систему цен, государство теоретически могло бы применять дотации в качестве средства облегчения развития капиталоемкой тяжелой промышленности в стране, испытывающей дефицит капитала. Можно показать, что политика дотаций более эффективна экономически, чем политика искажения цен. Однако в случае проведения политики дотаций тяжелая промышленность несла бы громадные внешние расходы, и государство вынуждено было бы облагать высоким налогом другие отрасли, чтобы компенсировать эти потери. В такой ситуации государство было бы тяжело реализовать свои планы по ускорению развития тяжелой индустрии. Более того, правительство в стране с развивающейся экономикой не имеет возможностей собирать высокие налоги. Этим как раз и объясняется, почему правительства - и не только в социалистических странах, но и капиталистических - применяют искажение цен вместо субсидий для активизации развития приоритетных отраслей.
3 Государственные предприятия получили некоторую самостоятельность только в конце 1970-х гг. Результатом этого стал быстрый рост заработной платы, премий и дополнительных льгот работникам за счет прибыли.
Литература
1. Wei L. The Impact of Economic Reform on the Performance of Chinese State Enterprises, 1980-89 //Journal of Political Economy. - 1997. - N 5. - 1080-1106.
2. Lin, Justin Yifu. Rural Reforms and Agricultural Growth in China //American Economic Review. - 1992 (март). - С. 34-51.
3. Lin Justin Yifu. Development Strategy, Viability and Economic Convergence //Economic Development and Cultural Change. - 2003. - N 2 (январь). - С. 277-308.
4. Lin, Justin Yifu, Guofu Tan. Policy Bardens Accountability and the Soft Budget Constraint // American Economic Review: Papers and Proceedings. - 1999. - N 2 . - С. 426-431.
5. Lin, Justin Yifu, Fang Cai and Zhou Li. Competition, Policy Burdens, and the State - owned Enterprise Reform // American Economic review: Papers and Proceedings. - 1999. - N 2. - С. 422-427.
6. Lin, Justin Yifu, Cai, Fang, Li, Zhou. State - owned Enterprise reforms in China. - Гонконг: Издание Китайского университета, 2001.
7. Lin, Justin Yifu, Cui Fang, and Li Zhou. China`s Miracle: Development Strategy and Economic Reform (revised edition). - Гонконг: Издание Китайского университета, 2003; Экономическая реформа и развитие в Китае. -М.: Изд. ин-та Дальнего Востока, РАН, 2001.
8. Murphy, Kevin, Andrei Schleifer, and Robert Vishny. The Tradition to a Market Economy: Pitfall of Partial Reform //Quarterly Journal of Economics. - 1992. - N3 (Август). - C. 889-906.
9. Национальное статистическое бюро. Китайский статистический ежегодник, Пекин.
10. Percins, D.H. Reforming China`s Economic System // Журнал экономической литературы. - 1988. - N 2. -
С. 601-645.
11. Китай: Способствовать росту с помощью собственного капитала. (China: Promoting Crowth With Equity) // Экономический меморандум Кантри. - Вашингтон: Мировой банк, 2003.