Bekkin R. I. Senior research fellow, Institute of Africa (Russian Academy of Science) (Moscow), PhD (Economics), Professor; PhD (Jurisprudence)
ИСЛАМСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ В МУСУЛЬМАНСКОМ МИРЕ: НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ
1 В скобках даны наиболее распространенные значения приведенных терминов. 2 Термином "мукус" (мн. ч. от слова "макс") обозначались также все торговые сборы с мусульман сверх закята. В качестве синонима слова "макс" выступал `ушр (чаще употреблялся во мн. ч. - `ушур). 3 Как известно, вино запрещено к употреблению шариатом, и потому оно (как и другие спиртные напитки) не может рассматриваться в качестве товара и объекта налогообложения. 4 Мец А. Мусульманский ренессанс. - М., 1996. - С. 126. 5 Слово "харадж" заимствовано из позднесреднеперсидского языка. Для раннеисламской правовой литературы характерно неоднозначное понимание термина "харадж". Так, в классическом сочинении Абу Йусуфа "Китаб ал-харадж" под "хараджем" понимается любой вид налога, а также земельный налог или подушная подать. 6 Абу Йусуф. Китаб ал-Харадж. - СПб., 2001. - С. XXVII. 7 Мец А. Мусульманский ренессанс. - М., 1996. - С. 126. 8 Там же. - С. 121. 9 Schacht I. An Introduction to Islamic Law. - Oxford, 1959. - P. 78. 10 Мец А. Мусульманский ренессанс. - М., 1996. - С. 123. 11 Там же. - С. 133. 12 Там же. - С. 133. 13 Hurgronje C.S. Selected Works. - Leiden, 1957. - P. 148. 14 Ahmed H. Role of Zakah and Awqaf in Poverty Alleviation. Occasional Paper No. 8. - Jeddah, 2004. - P. 31. 15 Ibid. - P. 31. 16 H. Ahmed, Ibn Kathir, и др. 17 Ahmed H. Role of Zakah and Awqaf in Poverty Alleviation. Occasional Paper No. 8. - Jeddah, 2004. - P. 41. 18 Weiss H. Attempts to Establish an Islamic Economy: a Survey on Zakвt in Some Nineteenth-Century Muslim States of the Bilвd as-Sыdвn// www.valt.helsinki.fi 19 Ahmed H. Role of Zakah and Awqaf in Poverty Alleviation. Occasional Paper No. 8. - Jeddah, 2004. - P. 41. 20 Weiss H. Attempts to Establish an Islamic Economy: a Survey on Zakвt in Some Nineteenth-Century Muslim States of the Bilвd as-Sыdвn// www.valt.helsinki.fi 21 В соответствии с требованиями шариата, закят должны выплачивать свободные дееспособные мусульмане, однако, например, в государстве Масина, существовавшем в период с 1818 по 1862 г. на западе Африки, умудрялись взимать закят с рабов и полурабов, живших в специальных "рабских деревнях" (римайбе). Обитатели таких деревень были обязаны отдавать 2/3 урожая своим господам, а с оставшейся 1/3 платить закят (см.: Weiss H. Attempts to Establish an Islamic Economy: a Survey on Zakвt in Some Nineteenth-Century Muslim States of the Bilвd as-Sыdвn// www.valt.helsinki.fi). 22 Массэ А. Ислам. Очерк истории. - М., 1982. - С. 57. 23 Подробнее об этом см.: Мец А. Мусульманский ренессанс. - М., 1996. - С. 126-129. 24Закят ал-фитр - налог-милостыня, взимаемый с каждого взрослого мусульманина в день окончания поста в месяце рамадан и подлежащий распределению среди нуждающихся. 25Мухаджиры - сподвижники Пророка Мухаммада, переселившиеся вместе с ним из Мекки в Медину. 26Ансары - сподвижники Мухаммада из жителей Медины, поддержавшие Пророка и мухаджиров после хиджры. 27 Ислам: Энциклопедический словарь/ Г.В. Милославский и др. - М.: Наука, 1991. - С. 37. 28 Ray N.D. The Medieval Islamic System of Credit and Banking: Legal and Historical Considerations // Arab Law Quarterly. - 1997. - V. 12. No. 1. - P. 67. 29 Мец А. Мусульманский ренессанс. - М., 1996. - С. 123. 30 Там же. - С. 123-124. 31 Как известно, при Буидах (935-1055) произошло окончательное разделение государственной власти в мусульманской империи на духовную и светскую. Первую осуществлял халиф, ранее обладавший и духовной, и светской властью, а последнюю - султан. 32 Вакф - имущество, переданное его учредителем (вакифом) на религиозные или благотворительные нужды под управление государства или частного лица, выступавших в роли мутавалли (управляющего вакфом). 33 Вместе с тем в работах средневековых мусульманских правоведов термин "хизанат байт ал-мал" означал учреждение, призванное распоряжаться доходами, предназначенными на богоугодные и благотворительные расходы. Это подтверждает, что байт ал-мал не рассматривался как финансовое учреждение или институт управления финансами. Следует отметить, что классическое мусульманское право не предусматривает общего учреждения для управления и распределения всего, что составляет байт ал-мал, тем более, что это было практически невозможно, поскольку часть средств казны принималась в каждой провинции уполномоченными на то лицами и там же распределялась по назначению. 34 Ислам: Энциклопедический словарь/ Г.В. Милославский и др. - М.: Наука, 1991. - С. 37. 35 Мец А. Мусульманский ренессанс. - М., 1996. - С. 432-433. 36 Там же. - С. 432. 37 Так, канонический юрист Грациан определял ростовщичество как "то, что требуется помимо главной суммы", и требовал, чтобы ростовщик, как и вор, вернул все, что взял сверх суммы долга. Кроме того, понятие ростовщичества было распространено и на продажу товаров в кредит. Цит. по: Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. - М., 1998. - С. 240. 38 Подробнее об отношении иудаизма к проценту см.: Cohn H.H. Usury// Encyclopedia Judaica. - Jerusalem, 1971. - Pp. 17-33; Gordon B. Lending at Interest: Some Jewish, Greek and Chrisitian Approaches, 800 BCAD 100`// History of Political Economy. - 1982. - Vol. 14. - P. 406-426; Stern Rabbi J. Ribis: a Halachic Anthology // Halacha and Contemporary Society/ ed. A.S. Cohen. - N.-Y., 1984. - P. 167-190; etc. 39Дар ал-ислам - все мусульманские земли, находящиеся под властью мусульманских правителей, жизнь которых полностью регулируется шариатом. 40 Ray N.D. The Medieval Islamic System of Credit and Banking: Legal and Historical Considerations // Arab Law Quarterly. - 1997. - V. 12. N 1. - P. 75. 41 Мец А. Мусульманский ренессанс. - М., 1996. - С. 438. 42 Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. - М., 1998. - С. 240. 43 Ray N.D. The Medieval Islamic System of Credit and Banking: Legal and Historical Considerations // Arab Law Quarterly. - 1997. - V. 12. N 1. - P. 69. 44 Siddiqi M.N. Public Borrowing in Early Islamic History: a Review of Some Records // Financing Development in Islam/ ed. by M.A. Mannan. - Seminar Proceedings Series. - N 30. - P. 356. 45 "Какие обстоятельства, - удивляется авторитетный мусульманский экономист Мухаммад Неджатулла Сиддики, - заставили набожного человека и квалифицированного финансового менеджера, который сократил государственные расходы... прибегнуть к выплате процента по кредиту, и как он мог оправдать это перед лицом своей совести, остается загадкой, по крайней мере до тех пор, пока не выяснятся дальнейшие подробности" (Siddiqi M.N. Public Borrowing in Early Islamic History: a Review of Some Records// Financing Development in Islam/ ed. by M.A. Mannan. - Seminar Proceedings Series. - No. 30. - P. 356). Однако существуют вполне достоверные свидетельства мусульманских авторов, подтверждающих, что везир `Али б `Иса был, мягко сказать, нечист в финансовых делах (подробнее об этом см.: Мец А. Мусульманский ренессанс. - М., 1996. - С. 102-103). 46 Cardahi C. Le prкt а intйrкt et l`usure au regard des lиgislations antiques, de la morale catholique, du droit moderne, et de la loi islamique // Revue Internationale de Droit Compare. - 1955. - VII. - P. 532-533. Цит. по: Ray N.D. The Medieval Islamic System of Credit and Banking: Legal and Historical Considerations// Arab Law Quarterly. - 1997. - V. 12. - N 1. - P. 58. 47 Kafadar C. Between Two Worlds: the Construction of the Ottoman State; Lowry H.W. The Nature of the Early Ottoman State; Quatert D. The Ottoman Empire, 1700-1922. 48 Pamuk ?. The Evolution of Financial Institutions in the Ottoman Empire// Financial History Review. - 2004. - N 11.1. - P. 11. 49 Подробнее о наличном вакфе см.: Зizakca M. The Relevance of the Ottoman Cash Waqfs for Modern Islamic Economics// Financing Development in Islam. - 1996. - N 30. - P. 393-415. 50Шейх ал-ислам - зд.: второй по важности чиновник в Османском империи, главный религиозный авторитет государства. 51 Mandaville J.E. Usurious piety: the Cash Waqf Controversy in the Ottoman Empire// International Journal of Middle East Studies. - 1979. - V. 10. Цит. по: Pamuk ?. The Evolution of Financial Institutions in the Ottoman Empire// Financial History Review. - 2004. - N 11.1. - P. 12. 52 Ray N.D. The Medieval Islamic System of Credit and Banking: Legal and Historical Considerations // Arab Law Quarterly. - 1997. - V. 12. N 1. - P. 48. 53 Гениза (древнеевр. - сокрытие, тайник) - хранилище в древних синагогах, а также размещенные там книги и рукописи. 54 Ray N.D. The Medieval Islamic System of Credit and Banking: Legal and Historical Considerations // Arab Law Quarterly. - 1997. - V. 12. N 1. - P. 58. 55Суфтаджа была распространена преимущественно в восточной части мусульманского мира. 56 Подробнее о современной хавале см.: Журавлев А.Ю. Western Union для бедных // www.ruspred.ru 57 К слову сказать, некоторые мусульманские правоведы рассматривают суфтаджу и хавалю как две разновидности кредитных писем (см.: Pamuk ?. The Evolution of Financial Institutions in the Ottoman Empire// Financial History Review. - 2004. - N 11.1. - P. 13). 58 Ibn Qudamah. Al Mughni (Circa 620). - Beirut, 1994. Цит. по: Ahmed H. Role of Zakah and Awqaf in Poverty Alleviation. Occasional Paper N 8. - Jeddah, 2004. - P. 32. 59 Ibid. - P. 34. 60 Ibid. - P. 33. 61 Barnes J.R. An Introduction to Religious Foundations in the Ottoman Empire. - Leiden, 1986. - P. 38-46. 62 Ibid. - P. 44. 63 Как известно, долгое время в Западном мире и на Востоке потребительский кредит превалировал над кредитом на развитие бизнеса. 64 Фадеева И.Л. Концепция власти на Ближнем Востоке. - М., 2001. - С. 167.