Logo PROBLEMS
OF MODERN
ECONOMICS
Start Page
News
Information About the Journal
Magazine Subscription
Advertising
Contacts
EURASIAN INTERNATIONAL SCIENTIFIC-ANALYTICAL EDITION Russian
Thematic profile of the Journal
The latest
Issue
Announcement
Issues List
Find
Editorial Council
Editorial Board
Magazine Representatives
Article Submission Guidelines
PROBLEMS OF MODERN ECONOMICS, N 4 (72), 2019
EURASIAN ECONOMIC PERSPECTIVE: PROBLEMS AND DECISIONS
Pilipenko I. V.
Director, Institute of Competitiveness and Integration (Moscow), PhD (Geography), MPA (State Administration)

Impact of the Eurasian Economic Union upon the institutional structure of its member governments (Russia, Moscow)
The article focuses on the institutional structure of executive power bodies in EEU member countries. The author discusses directions and intensity of interaction among ministries and offices of five such countries with the European Economic committee and distinguishes major tendencies in taking place in the institutional structure of their central bodies of executive power.
Key words: Eurasian Economic Union, institutions, institutional structure, Eurasian Economic Committee, Russian Federation, EEU member states, counseling committee
Pages: 14 - 22



Литература
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.).
2. Конституция Республики Армения (с изменениями, в т.ч. принятыми 06.12.2015). URL: http://www.parliament.am/law_docs5/06122015.pdf (дата обращения: 05.11.2018).
3. Конституция Республики Беларусь 1994 года(с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). URL: http://www.pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/ (дата обращения: 06.11.2018).
4. Конституция Республики Казахстан. URL: https://www.akorda.kz/ru/official_documents/constitution (дата обращения: 05.11.2018).
5. Конституция Кыргызской Республики (принята референдумом (всенародным голосованием) 27 июня 2010 года) (с изменениями от 28.12.2016 г.). URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30778565 (дата обращения: 06.11.2018).
6. Конституция Российской Федерации. URL: http://www.constitution.ru/ (дата обращения: 05.11.2018).
7. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Институциональные механизмы снижения мультифакторных рисков для валютно-финансовой системы России и ЕАЭС в условиях нелинейной экономической динамики. — М.: Институт экономических стратегий, 2017. — 104 с.
8. Аппарат Премьер-министра Республики Армения / Правительство Республики Армении. URL: https://www.gov.am/ru/staff-structure/ (дата обращения: 12.09.2019).
9. Базарбаева Р.Ш. Проблема институционального обеспечения в условиях неравномерности экономического развития стран ЕАЭС // Экономика / Институт экономики им. академика Дж. Алышбаева Национальной академии наук Кыргызской Республики. — 2016. — № 1(26). — С. 8–14.
10. Байльдинов Е.Т. Особенности современного евразийского интеграционного правопорядка // Евразийский юридический журнал. — 2012. — № 10(53). С. 18–23.
11. Буторина О.В., Захаров А.В. О научной основе Евразийского экономического союза // Евразийская экономическая интеграция. — 2015. — № 2. — С. 52–68.
12. Воронова Н.С., Львова Н.А., Покровская Н.В. Детерминанты финансового развития в условиях евразийской интеграции // Проблемы современной экономики. — 2018. — № 1(65). — С. 6–11.
13. Глазьев С.Ю. Формирование новой институциональной системы в условиях смены доминирующих технологических укладов // Научные труды Вольного экономического общества России. — 2015. — Т.190. — № 1. — С. 37–45.
14. Евразийский экономический союз / Е.Ю. Винокуров, Д.А. Коршунов, В.С. Перебоев, Т.В. Цукарев; Под ред. Е.Ю. Винокурова — Санкт-Петербург: ЦИИ ЕАБР, 2017. — 296 с.
15. Информация о Национальном Банке Республики Казахстан // Национальный банк Казахстана — официальный Интернет-ресурс. URL: https://www.nationalbank.kz/?docid=311&switch=russian (дата обращения: 25.07.2019).
16. Консультативные органы / Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Pages/consultative.aspx (дата обращения: 20.07.2019).
17. Кошанов А. Евразийский экономический союз: возможности и ограничения // Общество и экономика. — 2017. — № 9. — С. 40–57.
18. Лученок А.И., Моторина О.И. Реформирование институтов в рамках интеграционного объединения: теория и практика для Беларуси // Экономическая наука сегодня. — 2018. — № 8. — С. 155–165.
19. Министерства и ведомства // Правительство Российской Федерации. URL: http://government.ru/ministries/ (дата обращения: 24.07.2019).
20. Общие сведения // Национальный банк Республики Беларусь. URL: https://www.nbrb.by/today/about/general (дата обращения: 24.07.2019).
21. Переход к рыночной экономике и структурные реформы в государствах-членах Евразийского экономического союза / Под ред. И.В. Пилипенко. — СПб: Наукоемкие технологии, 2019. — 976 с.
22. Пилипенко И.В. Влияние Евразийской интеграции на институциональную структуру экономики России // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2019. — № 2. Т.11(86). — C. 3–45.
23. Пилипенко И.В. Евразийский экономический союз: quo vadis? // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2019. — № 1. Т.4(85). — C. 4–44.
24. Пилипенко И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. — Москва-Смоленск: Ойкумена, 2005. — 496 с.
25. Пилипенко И.В. Сравнительный анализ особенностей социально-экономического и институционального развития государств-членов Евразийского экономического союза // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2018. — № 11. Т.4(83). — С. 43–76.
26. Пискунов А.А., Ивасечко М.А., Шпонарский И.В. Модель и метрики пространственного развития ЕАЭС (от эффективности к состоятельности развития ЕАЭС) // Право интеллектуальной собственности. — 2018. — № 4. — С. 33–38.
27. Правительство // Правительство Кыргызской Республики. URL: http://www.gov.kg/?page_id=49&lang=ru (дата обращения: 25.07.2019).
28. Правовой статус и функции Банка России // Центральный банк Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru/today/bankstatus/ (дата обращения: 24.07.2019).
29. Развитие финансовой системы Армении // Центральный банк Республики Армения. URL: https://www.cba.am/ru/SitePages/achfinancialbankingsystem.aspx (дата обращения: 24.07.2019).
30. Республиканские органы госуправления // Совет Министров Республики Беларусь. URL: http://www.government.by/ru/local-government-structures/ (дата обращения: 24.07.2019).
31. Состав Правительства // Официальный информационный ресурс Премьер-Министра Республики Казахстан. URL: https://www.government.kz/ru/government/composition (дата обращения: 25.07.2019).
32. Структура // Правительство Республики Армения. URL: https://www.gov.am/ru/structure/ (дата обращения: 24.07.2019).
33. Цветков В.А., Зоидов К.Х., Медков А.А., Ионичева В.Н. Институционально-организационные проблемы таможенного регулирования экспортно-импортных и транзитных перевозок грузов в Евразийском экономическом союзе. Часть 1. // Экономическая наука современной России. — 2015. — № 3(70). — С. 81–95.
34. Цели, задачи и функции Национального банка // Национальный банк Кыргызской Республики. https://www.nbkr.kg/index1.jsp?item=2&lang=RUS (дата обращения: 25.07.2019).
35. Eurasian Economic Integration: Law, Policy and Politics /Edited by R. Dragneva, K. Wolczuk. Edward Elgar Publishing, 2013, 256 p.
36. Haas E.B. The Uniting of Europe. Political, Social, and Economic Forces. 1950–1957. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1958, 552 p.
37. Hartwell Ch.A. Improving competitiveness in the member states of the Eurasian Economic Union: a blueprint for the next decade // Post-Communist Economies. Volume 28, Issue 1, 2016, pp. 49–71.
38. HoffmannS. Obstinate or Obsolete? The Fate of the Nation-State and the Case of Western Europe // Daedalus, Vol. 95, No. 3, Tradition and Change (Summer, 1966), pp. 862–891.
39. Hu B., Liu Q., Yan J. Promoting the Belt and Road Initiative by Strengthening “5 + 1” Cooperation // In “China’s New Sources of Economic Growth. Vol. 2. Human Capital, Innovation and Technological Change” / Edited by L. Song, R. Garnaut, C. Fang, L. Johnston, Australian National University Press, Social Sciences Academic Press (China), 2017, pp. 409–429.
40. Kaczmarski M. Non-western visions of regionalism: China’s New Silk Road and Russia’s Eurasian Economic Union International Affairs. Vol. 93, Iss. 6, 2017, pp. 1357–1376;
41. Kirkham K. The formation of the Eurasian Economic Union: How successful is the Russian regional hegemony? // Journal of Eurasian Studies, No.7, 2016, pp. 111–128.
42. Koczan Z., Plekhanov A., Zavacka V. Regional Trade Integration and Eurasian Economic Union // In “Transition Report 2012. Integration Across Borders” / Edited by J. Zettelmeyer, F. Ricka, P. Sanfey / Under gen. direction of E. Berglof. London: European Bank for Reconstruction and Development, 2012, pp. 62–79.
43. Roberts S.P., Moshes A. The Eurasian Economic Union: a case of reproductive integration? // Post-Soviet Affairs, Vol. 32, Issue 6, 2016, pp. 542–565.
44. Tarr D. The Eurasian Economic Union of Russia, Belarus, Kazakhstan, Armenia, and the Kyrgyz Republic: Can It Succeed Where Its Predecessor Failed? // Eastern European Economics. Volume 54, Issue 1, 2016, pp. 1–22.
45. Vieira A. A Tale of Two Unions: Russia–Belarus Integration Experience and its Lessons for the Eurasian Economic Union // Journal of Borderlands Studies. Vol. 32, No. 1, 2017, pp. 41–53.
46. Официальные сайты 31-го министерства и ведомства Армении, 32-х министерств и ведомств Белоруссии, 19-ти министерств и ведомств Казахстана, 42-х министерств и ведомств Киргизии, 38-ми министерств и ведомств Российской Федерации.

Сноски 
1 Согласно Договору о ЕАЭС в компетенции ЕЭК находятся 19 сфер государственного регулирования: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, техническое регулирование, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин, установление торговых режимов в отношении третьих сторон, статистика внешней и взаимной торговли, макроэкономическая и конкурентная политика, промышленные и сельскохозяйственные субсидии, энергетическая политика и естественные монополии, государственные и муниципальные закупки, взаимная торговля услугами и инвестициями, транспорт и перевозки, валютная политика, интеллектуальная собственность, трудовая миграция, финансовые рынки, включая банковскую сферу, сферу страхования, валютный рынок и рынок ценных бумаг [1].
2 В подчинении Совета министров находятся такие государственные организации как Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром» (концерн «Белгоспищепром»), Белорусский государственный концерн по нефти и химии (концерн «Белнефтехим»), Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности (концерн «Беллегпром»), Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (концерн «Беллесбумпром»), Белорусский республиканский союз потребительских обществ («Белкоопсоюз») и Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения [30].
3 Анализ проведен автором по данным раздела «Консультативные органы» на официальном сайте ЕЭК (составы консультативных комитетов – по состоянию на июнь 2019 г.) [16]. 22 консультативных комитета ЕЭК: (1)Консультативный комитет по макроэкономической политике; (2) по статистике; (3) по налоговой политике и администрированию; (4) по финансовым рынкам; (5) по вопросам предпринимательства; (6) по миграционной политике; (7) по интеллектуальной собственности; (8) по промышленности; (9) по агропромышленному комплексу; (10) по торговле; (11) по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер; (12) по таможенному регулированию; (13) по транспорту и инфраструктуре; (14) по электроэнергетике; (15) по нефти и газу; (16) по естественным монополиям; (17) по конкурентной политике, антимонопольному регулированию и государственному ценовому регулированию; (18) по взаимодействию контролирующих органов на таможенной границе Таможенного союза; (19) по вопросам социального обеспечения, соблюдения пенсионных прав, оказания медицинской помощи и профессиональной деятельности трудящихся государств – членов ЕАЭС; (20) по вопросам защиты прав потребителей государств – членов ЕАЭС; (21) по информатизации, информационно-коммуникационным технологиям и защите информации; (22) Консультативный комитет по функционированию внутренних рынков.
4 Следует отметить, что помимо вопросов, связанных с интеграцией Армении в ЕАЭС, указанное министерство также занималось и вопросами подготовки и реализации Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве Армения – ЕС, подписанном в ноябре 2017 г.
5 При этом в Министерстве экономики РА также имеется Департамент экономического сотрудничества с Европейским Союзом. Можно также отметить, что, например, в Министерстве территориального управления и инфраструктур РА, представленном в 5-ти комитетах ЕЭК нет профильного структурного подразделения по вопросам ЕАЭС, но зато есть управление кредитных и грантовых программ.
6 Тем не менее, примечательно, что в структуре Министерства экономики РБ был создан Отдел международной технической помощи, в рамках которого имеется специализация на «вопросах КНР».

Article in russian

Back to the issue content

Copyright © Problems of Modern Economics 2002 - 2020