Logo PROBLEMS
OF MODERN
ECONOMICS
Start Page
News
Information About the Journal
Magazine Subscription
Advertising
Contacts
EURASIAN INTERNATIONAL SCIENTIFIC-ANALYTICAL EDITION Russian
Thematic profile of the Journal
The latest
Issue
Announcement
Issues List
Find
Editorial Council
Editorial Board
Magazine Representatives
Article Submission Guidelines
PROBLEMS OF MODERN ECONOMICS, N 1 (73), 2020
EURASIAN ECONOMIC PERSPECTIVE: PROBLEMS AND DECISIONS
Pilipenko I. V.
Director, Institute of Competitiveness and Integration (Moscow), PhD (Geography), MPA (State Administration)

Multi-faceted development banks created in the countries of Eurasian Economic Union in 2000–2010: specificities of operation (Part 1) (Russia, Moscow)
In the first part, the article discusses the major functions and advantages of cooperation with multi-faceted development banks for the countries that receive their resources. Based on the new methodology and a broad range of Russian and foreign research on the topic, the author analyzes the major aims for the creation and parameters of operation with regard to four new multi-faceted development banks in the Eurasian Economic Union: Eurasian Development Bank, including the Eurasian Fund for Stabilization and Development that it administers; Russian-Kyrgyz Development Fund, the New Development Bank and the Asian Bank for Infrastructural Investment, created over the past 15 years. The second part of the article will focus on the dynamics and priority development of the operational activity of the multi-faceted development banks under discussion, as well as measures to improve the performance of the Eurasian Development Bank as the major development bank within the frames of the Eurasian Economic Union.
Key words: Eurasian Economic Union, international financial organizations, Eurasian Development Bank, Eurasian Fund for Stabilization and Development, Russian-Kyrgyz Development Fund, New Development Bank, Asian Bank for Infrastructural Investment, Russian Federation, member-countries of the Eurasian Economic Union
Pages: 12 - 17



Литература
1. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 16.10.2015 г. № 28 «Об Основных направлениях экономического развития Евразийского экономического союза».
2. Соглашение об учреждении Евразийского банка развития (г. Астана, 12 января 2006 г.). — URL: https://eabr.org/upload/iblock/893/soglashenie-ob-uchrejdenii-banka.pdf (дата обращения — 22.11.2019).
3. Договор об учреждении Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества (г. Москва, 09 июня 2009 г.). — URL: https://efsd.eabr.org/upload/iblock/22c/22c8a544d7c91803573f88cf45e9beb0.pdf (дата обращения — 22.11.2019).
4. Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Российской Федерации о развитии экономического сотрудничества в условиях евразийской экономической интеграции (г. Астана, 29 мая 2014 г.). — URL: http://www.rkdf.org/sys/media/download/3956/ (дата обращения — 27. 12.2019).
5. Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Российской Федерации о Российско-Кыргызском Фонде развития (г. Бишкек, 24 ноября 2014 г.). — URL: http://www.rkdf.org/sys/media/download/3958/ (дата обращения — 27.12.2019).
6. Абалкина А.А. Роль многосторонних банков развития в содействии экономической интеграции // Континент партнерства. — 2007. — № 4. — С. 29–38.
7. Андронова И.В., Шелепов А.В. Возможности усиления влияния НБР и АБИИ в глобальной финансовой системе // Вестник международных организаций. — 2019. — Т. 14. — № 1. — С. 39–54.
8. Бардин А.Л. Роль международных политических институтов в глобальном политическом управлении (на примере Международного валютного фонда и Всемирного банка): дисс. … канд. пол. наук: 23.00.04. — М., 2015. — 192 с.
9. Годовая отчетность Евразийского фонда стабилизации и развития за 2010-2017 гг. / Официальный сайт Евразийского фонда стабилизации и развития. — URL: https://efsd.eabr.org/about/documents/annual_accounts/ (дата обращения — 13.12.2019).
10. Годовые отчеты Евразийского банка развития за 2006-2018 гг. /Официальный сайт Евразийского банка развития. — URL: https://eabr.org/investors/information-disclosure/annual-report/index.php?sphrase_id=65492 (дата обращения — 11.12.2019).
11. Годовые отчеты Российско-Кыргызского Фонда развития за 2015-2018 гг. /Официальный сайт Российско-Кыргызского Фонда развития. — URL: http://www.rkdf.org/ru/o_nas/otchety/godovoy_otchet (дата обращения — 12.12.2019).
12. Евразийская политическая экономия: Учебник /Под ред. И.А. Максимцева, Д.Ю. Миропольского, Л.С. Тарасевича. — СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2016. — 684 с.
13. Евразийский фонд стабилизации и развития: презентация, ЕФСР, 2019. — URL: https://efsd.eabr.org/upload/docs/EFSD_RU_prez.pdf (дата обращения — 20.12.2019).
14. Ермолаев К.Н., Марушина К.К. О синергетическом подходе к построению международных институтов регулирования глобального финансового рынка //Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2016. — № 11 (145). — С. 11-18.
15. Изимов Р.Ю., Мураталиева З.Т. Центральноазиатский трек инициативы «Пояс и путь»: возможности и риски //Вестник международных организаций. — 2018 — Т. 13. — № 3. — С. 128–142.
16. Ишханов А.В., Долгов А.П. Проблемы и пути реформирования международных финансовых институтов // Финансы и кредит. — 2009. — № 13 (349). — С. 14–18.
17. Кузнецов А.В. Международные финансовые институты и вызовы многополярности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. — 2017. — Т. 17. — № 1. — С. 9–21.
18. Кучерявый П.В. Региональные и субрегиональные банки развития: эффекты и индикаторы эволюционного воздействия // Евразийская экономическая интеграция. — ноябрь 2011. — № 4(13). — С. 45–63.
19. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Л..Н. Красавиной. — 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Финансы и статистика, 2005. — 576 с.
20. Переход к рыночной экономике и структурные реформы в государствах-членах Евразийского экономического союза / под ред. И.В. Пилипенко. — СПб.: Наукоемкие технологии, 2019. — 976 с.
21. Пилипенко И.В. Влияние Евразийской интеграции на институциональную структуру экономики России // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2019. — № 2. — Т.11 (86). — C. 3–45.
22. Пилипенко И.В. Евразийский экономический союз: quo vadis? // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2019. — № 1. — Т.4 (85). — C. 4–44.
23. «Приватизация» мировой политики: локальные действия — глобальные результаты / Под ред. М.М. Лебедевой. — М.: Изд-во «Голден-Би», 2008. — 279 с.
24. Проблемы эффективности и реформы системы международных многосторонних институтов / Отв. ред. М.В. Ларионова. — М.: ТЕИС. 2007. — 269 с.
25. Свод по системе коммерческих банков. Национальный банк Кыргызской Республики. — URL: https://www.nbkr.kg/index1.jsp?item=1484&lang=RUS (дата обращения — 28.12.2019).
26. Спивачевский П.М. Банки развития и их роль в формировании единого Евразийского экономического пространства : автореферат дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10. — Санкт-Петербург, 2012. — 17 с.
27. Сторчак С.А. Условные обязательства. — М.: АСТ, 2009. — 443 с.
28. Сторчак С.А. Условные обязательства-2, или Очерки финансовой дипломатии. — М.: Зебра Е, 2012. — 767 с.
29. Стратегия Евразийского банка развития на период 2013-2017 годов (уточненная редакция). Евразийский банк развития, 2016. — 37 с. — URL: https://eabr.org/upload/strategy_new.pdf (дата обращения — 16.12.2019).
30. Стратегия Евразийского банка развития на период с 2018 по 2022 г. Евразийский банк развития, 2018. — 56 с. — URL: https://eabr.org/upload/iblock/298/UTVERZHDENNAYA-STRATEGIYA-EABR-NA-PERIOD-S-2018-PO-2022-GOD.PDF (дата обращения — 16.12.2019).
31. Телеканал «Хабар». Евразийский банк развития становится мощным интеграционным инструментом на постсоветском пространстве, 11 марта 2008 г. — URL: https://eabr.org/press/news/telekanal-khabar-evraziyskiy-bank-razvitiya-stanovitsya-moshchnym-integratsionnym-instrumentom-na-po/ (дата обращения — 26.12.2019).
32. Участники ЕФСР /Евразийский фонд стабилизации и развития. — URL: https://efsd.eabr.org/members/ (дата обращения — 27.12. 2019).
33. Шелепов А.В. Подходы МБР к привлечению частных инвестиций для реализации ЦУР: возможности и риски //Вестник международных организаций. — 2018. — Т. 13. — № 4. — С. 144–159.
34. Шелепов А.В. Формирование новых банков развития и рост влияния стран с формирующимися рынками в системе многосторонних финансовых институтов: автореферат дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14. — М., 2019. — 28 с.
35. Школяр Н.А. Региональные банки развития в системе международных финансовых организаций // Вестник РУДН, серия Экономика. — 2003. — № 1 (9). — С. 130–140.
36. Ярыгина И.З. Роль банков развития в обеспечении экономических интересов БРИКС //Экономика. Налоги. Право. — 2015. — № 3. — С. 102–108.
37. Agreement on the New Development Bank (Fortaleza, 15 July 2015). — URL: https://www.ndb.int/wp-content/themes/ndb/pdf/Agreement-on-the-New-Development-Bank.pdf (дата обращения — 12.12.2019).
38. Articles of Agreement. Asian Infrastructure Investment Bank. — URL: https://www.aiib.org/en/about-aiib/basic-documents/_download/articles-of-agreement/basic_document_english-bank_articles_of_agreement.pdf (дата обращения — 12.12.2019).
39. Abbott K.W., Snidal D. Hard and Soft Law in International Governance // International Organization, Volume 54, Issue 3, Summer 2000, pp. 421–456.
40. AIIB Annual Report and Financials 2016-2018. / Asian Infrastructure Investment Bank. — URL: https://www.aiib.org/en/news-events/annual-report/2018/home/index.html (дата обращения: 13.12.2019).
41. Bhattacharya A., Kharas H., Plant M., Prizzon A. The New Global Agenda and the Future of the Multilateral Development Bank System. Brookings Institution, Center for Global Development, Overseas Development Institute, February 2018, 24 p. URL: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2018/02/epg_paper_on_future_of_mdb_system_jan301.pdf (дата обращения: 01.11.2019).
42. Delegation and agency in international organizations /Edited by D.G. Hawkins, D.A. Lake, D.L. Nielson and M.J. Tierney. New York: Cambridge University Press, 2006, 426 p.
43. EBRD statement on operational approach in Russia, European Bank for Reconstruction and Development, 23 July 2014. — URL: https://www.ebrd.com/news/2014/ebrd-statement-on-operational-approach-in-russia.html (дата обращения: 06.11.2019).
44. Financed projects, European Investment Bank, 2019. — URL: https://www.eib.org/en/projects/loans/index.htm (дата обращения: 06.11.2019).
45. Governance without Government: Order and Change in World Politics /Edited by J.N. Rosenau and E.-O. Czempiel. Cambridge: Cambridge Univeristy Press, 1992, 323 p.
46. International Organization and Global Governance. 2nd Edition / Edited by Th.G. Weiss and R. Wilkinson. London and New York: Routledge, 2018, 806 p.
47. Keohane R.O. After hegemony: Cooperation and discord in the world political economy. Princeton: Princeton University Press, 1984, 290 p.
48. Keohane R.O., Nye J.S. Power and Interdependence: World Politics in Transition. The Book Service Ltd. 1977, 300 p.
49. Koremenos, B., Lipson, C., Snidal, D. The Rational Design of International Institutions // International Organization, Volume 55, Issue 4, Autumn 2001, pp. 761–800.
50. Legalization and World Politics. Special Issue of International Organization / Edited by J.L. Goldstein, M. Kahler, R.O. Keohane and A.-M. Slaughter. The MIT Press, 2001, 333 p.
51. NDB Annual Reports Overview. Annual Reports 2016-2018. /New Development Bank. — URL: https://www.ndb.int/data-and-documents/annual-reports/ (дата обращения: 12.12.2019).
52. Pease K.-K.S. International Organizations: Perspectives on Global Governance. 6th Edition. New York and London: Routledge, 2018, 358 p.
53. Peet R. Geography of Power: Making Global Economic Policy. London — New York: Zed Books, 2007, 192 p.
54. Public Debt Limits in IMF-Supported Programs. International Monetary Fund, Last updated: July 2015. — URL: https://www.imf.org/external/np/spr/2015/conc/index.htm (дата обращения: 27.12.2019).
55. Rittberger V., Zangl B., Kruck A., Dijkstra H. International Organization. 3rd Edition. London: Red Globe Press, 2019, 286 p.
56. Schiavone G. International Organizations: A Dictionary and Directory. 7th Edition. Basingstoke and New York: Palgrave Macmillan, 2016, 411 p.
57. Stiglitz J.E. Globalization and Its Discontents Revisited: Anti-Globalization in the Era of Trump. New York: W. W. Norton & Company, 2017, 528 p.
58. Stiglitz J.E. Globalization and Its Discontents. New York: W. W. Norton & Company, 2003, 304 p.
59. Stone R.W. Controlling Institutions: International Organizations and the Global Economy. Cambridge: Cambridge University Press, 2011, 274 p.
60. Stone R.W. Informal governance in international organizations: Introduction to the special issue // The Review of International Organizations. Volume 8, 2013, pp. 121–136.
61. The BRICS countries just launched a rival to the IMF and World Bank // Business Insider, 21 July 2015. — URL: https://www.businessinsider.com/the-brics-countries-just-launched-a-rival-to-the-imf-and-world-bank-2015-7 (дата обращения: 12.12.2019).
62. Vreeland J.R. The International Monetary Fund (IMF): Politics of Conditional Lending. London and New York: Routledge, 2006, 189 p.

Сноски 
1 Члены МБР делятся на страны, в которых МБР осуществляют свои операции (страны операций), и страны (обычно развитые и высокоразвитые государства), где операции не ведутся (страны-доноры).
2 Грантовый (т.е. невозвратный) компонент вычисляется как разница между приведенной стоимостью и номинальной стоимостью кредита и образуется в случае предоставления кредита по ставке ниже ставки дисконтирования, которая, например, в Международном валютном фонде с октября 2013 г. установлена на уровне 5% годовых. Кредит классифицируется как льготный, если грантовый компонент составляет не менее 35% от номинальной стоимости кредита [54].
3 Республики Центральной Азии и Азербайджан к тому времени также являлись членами Исламского банка развития, который осуществляет финансовую деятельность на принципах шариата.
4 Россия являлась крупнейшей страной операций ЕБРР, где банк ежегодно инвестировал до 3 млрд евро. Объем финансирования ЕИБ в Российской Федерации по итогам 2013 г. составил 713 млн евро [44].
5 Доля Белоруссии — 0,99%, доля Таджикистана — 0,03%, доля Армении и Киргизии — по 0,007%.
6 Взносы других участников ЕФСР составляют: Белоруссии — 10 млн долл.; Армении, Киргизии и Таджикистана — по 1 млн долл. [32].
7 Представитель от России также получил место вице-президента по административным вопросам в правлении НБР в составе президента и четырех вице-президентов (по одному представителю от каждой страны-учредителя).
8 Китай является самым крупным акционером АБИИ с пакетом 29,8% акций и может блокировать любое решение Совета управляющих, включая назначение президента организации, приостановку членства страны в АБИИ др. Индия имеет 8,4% акций, Германия находится на 4-м месте с пакетом в 4,5%; далее идут Республика Корея и Австралия (по 3,7%), Франция и Индонезия (по 3,4%), Бразилия (3,2%), Великобритания (3,1%), Турция (2,6%) и Саудовская Аравия (2,5%) [38].
9 Президентом АБИИ является представитель Китая, вице-президентами были назначены представители Великобритании, Индии, Индонезии и Германии.

Article in russian

Back to the issue content

Copyright © Problems of Modern Economics 2002 - 2020