«Проблемы современной экономики» Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
Подписка на журнал
Реклама в журнале
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Открытие Форума
Заседание
в Минске
Заседание
в Казани
Другие
площадки
Заседания
II форума
Заседания
III форума
Заседание
в Астане
К Большой Евразии
Заседания
IV форума
Обозрения, дискуссии
Списки литературы
Нигматуллин Н. З.
Председатель Мажилиса Парламента Республики Казахстан

Экономические приоритеты евразийской интеграции
В статье раскрыты основополагающие принципы движения евразийской экономической интеграции — экономический прагматизм, добровольность участников, открытость интеграционных объединений
Ключевые слова: Евразийская экономическая перспектива, Казахстан, евразийская экономическая интеграция, СНГ, ЕврАзЭС, Таможенный союз, единое экономическое пространство, Евразийский экономический союз, экономический прагматизм
ББК У9(2)80,3



Нынешняя конференция «Евразийская экономическая перспектива» дает парламентариям, ученым, экспертам наших стран уникальную возможность для обмена мнениями по наиболее актуальным вопросам евразийской интеграции, которая в настоящее время выходит на качественно новый уровень.
В целом в современном мире интеграция становится одним из основных экономических трендов. В этой связи тема, вынесенная на обсуждение (евразийская экономическая перспектива), на наш взгляд, является чрезвычайно важной и актуальной как непосредственно для стран-участниц интеграционных процессов на евразийском пространстве, так и для стран, заинтересованных в данных процессах.
Сегодня все мы являемся не просто свидетелями, а в определенной части и участниками формирования и укрепления Таможенного союза и Единого экономического пространства.
В выступлении уважаемого Сергея Евгеньевича [Нарышкина] отмечалось, что сама идея евразийской интеграции была впервые инициирована и предложена Президентом Казахстана Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым в 1994 году в стенах Московского государственного университета имени Ломоносова. В представленном им проекте о формировании Евразийского союза государств была изложена оптимальная модель поэтапного продвижения Зоны свободной торговли через механизм Таможенного союза к Единому экономическому пространству и Евразийскому союзу на территории стран СНГ.
Время показало не только прозорливость, но и своевременность инициативы Президента Казахстана по созданию Евразийского союза.
Она выдвинута, откровенно говоря, в трудное для наших государств время, в трудный для наших государств период, когда порой даже партнеры по интеграционным процессам не разделяли и не поддерживали эту точку зрения.
Самое главное, что совместными усилиями нам удалось преодолеть все преграды. Сегодня реалии жизни доказывают, что эта казахстанская инициатива во многом сформировала парадигму сотрудничества наших стран.
ЕврАзЭС, Таможенный союз и Единое экономическое пространство мы рассматриваем именно как результат реализации идеи о евразийской экономической интеграции.
За период функционирования ЕврАзЭС в наших странах сформировались механизмы по укреплению системных экономических контактов и связей. Данный опыт позволил нам подойти к созданию более масштабных интеграционных форм в виде Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Как известно, уже в начале 2010 года для Казахстана, Беларуси и России начал действовать единый таможенный тариф, а с середины 2011 года Таможенный союз работает в полноформатном режиме.
В январе прошлого года вступил в силу и новый пакет документов по запуску более глубокой формы интеграции — Единого экономического пространства. Работа по формированию ЕЭП значительно активизировалась. В соответствии с утвержденным планом, для обеспечения его полномасштабного функционирования нам потребуется в период до 2015 года принять еще 52 международных документа.
При успешном завершении в предстоящие годы всех запланированных мероприятий, ЕЭП сможет выйти на эффективный режим работы уже к 2015 году. Это будет, без преувеличения, одним из крупнейших интеграционных объединений, о потенциале и перспективах которого говорил Сергей Евгеньевич Нарышкин.
Действительно, только общая территория рынка будет превышать 20 миллионов квадратных километров, где проживает свыше 170 миллионов человек. При этом общий ВВП составит 2,8 триллиона долларов США. Думается, что мощность такого потенциала не нуждается в комментариях.
Несомненно, все интеграционные инициативы, реализуемые нашими странами, имеют единую конечную цель — создание более благоприятных условий для жизни и повышение общего благосостояния граждан наших стран. Это главная цель интеграции.
Формирование Таможенного союза существенно облегчило трансграничные связи. Людям сегодня не приходится заполнять множество таможенных документов, тратить лишнее время и силы на границе наших стран.
Участие в Таможенном союзе в целом обеспечило принципиально новые возможности для дальнейшего роста взаимной торговли и развития экономик Казахстана, Беларуси и России.
Приведу лишь одну цифру. На начало года (2013 — ред.) рост взаимной торговли Казахстана со странами Таможенного союза составил более 1,6 миллиарда долларов. Это почти на 8,5% больше аналогичного периода прошлого года.
Общий рынок товаров и услуг, капитала и рабочей силы в рамках ЕЭП позволил эффективно развивать производственные силы между предприятиями, субъектами малого и среднего бизнеса. Он повысил степень конкурентоспособности нашей продукции. А также, конечно, способствовал созданию новых рабочих мест.
Активное и тесное взаимодействие в рамках Единого экономического пространства позволило нам также выработать единые подходы по вопросам международной повестки дня. Они позволяют нам совместными усилиями противостоять глобальным вызовам современности. Все мы это ощутили во время первой волны мирового финансового кризиса.
Сегодня мы можем с полным основанием говорить о том, что интеграция, проводимая в рамках Таможенного союза и ЕЭП, оказывает благоприятное влияние на социально-экономическое благосостояние наших граждан.
Конечно, в предстоящие годы еще много предстоит сделать в этом направлении. Уверен, в этой области парламенты наших стран и впредь будут вместе активно сотрудничать на пути достижения совместных целей.
Рассуждая сегодня об интеграции на Евразийском пространстве, важно всем четко понимать ее основополагающие принципы. Как вы знаете, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своей известной статье «Евразийский союз: от идеи к истории будущего» изложил видение казахстанской стороны по этому вопросу.
Эти принципы включают в себя, прежде всего, экономический прагматизм. Евразийская интеграция, на наш взгляд, должна базироваться на взаимовыгодных экономических интересах, исключая абстрактные геополитические идеи и лозунги. На этом пути нам нужно сосредоточиться на первой фазе, на основной цели экономических интересов.
Прежде всего, экономика должна быть в основе этих важных интеграционных процессов.
В нашей истории уже был период, когда решение политических вопросов ставилось впереди экономических проблем. Этот процесс и период назывался «Перестройка». Чем он закончился — всем известно.
Еще один важный принцип формирования заключается в том, что евразийская интеграция должна строиться на добровольности ее участников. Каждая страна должна самостоятельно прийти к пониманию однозначной выгоды от участия в этих процессах.
Конечно, в рамках интеграционных структур страны-участницы должны объединяться на основе равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, уважения суверенитета и неприкосновенности государственных границ. В данном контексте соответствующие органы интеграционных объединений должны действовать на основе консенсуса стран-участниц.
Очень важным, на наш взгляд, является также обеспечение открытости наших интеграционных объединений. Наши партнеры по ЕврАзЭС, наши ближайшие соседи должны иметь возможность присоединиться как к Таможенному союзу, так и ЕЭП.
Именно реализация данных принципов является одним из главных составляющих успеха как Таможенного союза, так и активно формирующегося сегодня Единого экономического пространства.
Очень важно также, чтобы эти принципы и в дальнейшем были главным ориентиром нашей совместной деятельности уже в рамках подготовительной работы по созданию Евразийского экономического союза.
Формирование Единого экономического пространства будет также способствовать укреплению и развитию роли государств Таможенного союза как перспективного транзитного экономического пространства. Единое экономическое пространство является одним из крупнейших интеграционных объединений на пространстве Евразии с территорией, превышающей 20 тысяч квадратных километров. Геополитическое расположение, выгодное географическое положение государств, входящих в это интеграционное объединение тоже дает определенные преимущества.
Примером тому может служить повышение транспортного потенциала посредствам строительства дороги Западная Европа — Западный Китай, которая проходит по нашим странам. Протяженность ее свыше 20 тысяч километров. Это своего рода новый Шелковый путь. Он нам дает уникальный шанс выступить в качестве связующего звена между Китаем и Европой. Я думаю, что нам нужно воспользоваться этой возможностью.
Что касается Казахстана, вся протяженность дороги, которая проходит по территории Республики Казахстан, будет завершена уже в 2013 году. В 2014 году будет дан полный проезд. Мы знаем, что активно реализуется строительство и на участке Российской Федерации.
В этих условиях, после того, как мы сделаем этот большой транспортно-транзитный коридор, будет важен следующий этап по доступу стран-участниц ЕЭП к услугам естественных монополий. Прежде всего, в области автомобильного, железнодорожного и трубопроводного транспорта.
Все это значительно повысит наш потенциал. Как мы понимаем, развитие транспортно-логистического коридора будет иметь очень мощный мультипликативный эффект и позволит развить и другие сектора экономики.

Несомненно, одним из ключевых условий успешного и эффективного развития процесса евразийской интеграции является создание соответствующей правовой базы. Дальнейшее продвижение трудно будет осуществить без сближения законодательных основ экономической деятельности. Это прямая задача и прямая ответственность парламентов наших стран.
У казахстанских парламентариев сегодня сложились тесные и конструктивные отношения с коллегами из других стран ЕврАзЭС, Таможенного союза и ЕЭП. Важнейшим органом, укрепляющим сотрудничество между парламентариями наших стран, сегодня выступает Межпарламентская ассамблея ЕврАзЭС.
За последние годы Ассамблеей был разработан и принят ряд типовых проектов законодательных актов и рекомендаций, касающихся актуальных вопросов экономической интеграции. Многие из них легли в основу национального законодательства наших стран.
Сегодня очень важно использовать и развивать существующие межпарламентские институты. Выводить их деятельность на новый уровень.
Все это должно стать мощным импульсом для плодотворной деятельности законодательных органов наших государств, направленной на сближение и гармонизацию национальных законодательств, развитие соответствующей правовой базы для дальнейшего углубления интеграции в формате Единого экономического пространства. Думаю, что эти и другие вопросы участники конференции активно и заинтересованно обсудят на этой авторитетной диалоговой площадке.
В завершение хочется привести слова великого ученого Льва Гумилева. С его именем во второй половине XX века была неразрывно связана идея евразийства. Лев Николаевич справедливо отметил, что у евразийства не просто большое будущее — ему в ближайшей и отдаленной перспективе нет альтернативы ни в теоретическом, ни в практическом плане. Евразийство — это путь сотрудничества. Евразийство — это путь взаимопонимания.
Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2015