«Проблемы современной экономики» Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
Подписка на журнал
Реклама в журнале
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Открытие Форума
Заседание
в Минске
Заседание
в Казани
Другие
площадки
Заседания
II форума
Заседания
III форума
Заседание
в Астане
К Большой Евразии
Заседания
IV форума
Обозрения, дискуссии
Списки литературы
Нарышкин С. Е.
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,
доктор экономических наук


Евразийская экономическая интеграция:
перспективы и преимущества
В статье выделены основные вопросы и задачи евразийской интеграции в 2014 г. В их числе: о роли парламентов в формировании Евразийского экономического союза; о востребованности вовлечения широких слоев общественности, в том числе молодежи в процессы евразийской интеграции, об углублении взаимодействия Украины и государств Таможенного союза и Единого экономического пространства; о геополитическом значении Евразийского экономического союза, призванного соединить Западную Европу с Азиатско-Тихоокеанским регионом
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Таможенный союз, единое экономическое пространство, Армения, Кыргызстан, Украина, Евразийская экономическая комиссия, Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
ББК Х062.05я73



Рад приветствовать всех участников заседания, проводимого в Казани в рамках форума «Евразийская экономическая перспектива». Этот форум организован по совместной инициативе парламентов России, Белоруссии, Казахстана и других стран СНГ. Его мероприятия, прошедшие в этом году в Санкт-Петербурге, Минске, а сегодня и в Казани показывают востребованность вовлечения широких слоев общественности в процессы евразийской интеграции. В ходе свободных дискуссий парламентариев, членов правительств, представителей научных и деловых кругов стран СНГ осуществляется общественная экспертиза евразийских проектов и формируется международная общественная платформа сторонников евразийской интеграции.
Очень важно, что среди участников форума всё большую роль играет молодёжь. Так, буквально недавно, 14 ноября 2013 года на Международном Московском парламентском форуме с большим успехом прошла конференция, посвященная роли молодежи в евразийских процессах. Именно она будет одной из главных движущих сил интеграции.
Наш форум проходит в преддверии 2014 года. Этот год будет решающим годом евразийской интеграции. Именно в следующем году в соответствии с октябрьскими решениями Высшего евразийского экономического совета будет подписан и ратифицирован Договор о Евразийском экономическом союзе, обеспечено поэтапное устранение изъятий и ограничений в целях достижения полной свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Подписание Договора о Евразийском экономическом союзе наделит евразийскую интеграцию необходимой международной правосубъектностью. При этом Евразийская экономическая комиссия, а также Евразийский суд будут важнейшими органами новой международной организации — Евразийского экономического союза.
В стадии дискуссии находится вопрос о парламентском измерении создаваемого союза. Думается, что он будет обязательно решен по согласованию сторон договора в соответствии с международной практикой и особенностями евразийской интеграции.
Пока же основная нагрузка по гармонизации и унификации законодательства государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства ложится на парламенты Белоруссии, Казахстана и России. Так, сегодня особенно важно имплементировать положения Модельного закона «О конкуренции» в национальные законодательства. Это очень большая работа, требующая унификации не только законодательства о конкуренции, но и смежных с ним сфер права.
Чрезвычайно важно в законотворческой деятельности национальных парламентов максимально полно учитывать решения Высшего Евразийского экономического совета и Евразийской экономической комиссии. В этих целях можно было бы в качестве регламентной нормы предусмотреть проведение обязательной экспертизы поступающих законопроектов на их соответствие евразийской нормативно-правовой базе.
Идея евразийской интеграции привлекает всё большее число сторонников. Армения и Кыргызстан официально встали на путь присоединения к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству, а в перспективе — и к полноправному членству в Евразийском экономическом союзе.
Государственная Дума придает самое приоритетное значение развитию евразийской интеграции. В апреле этого года мы провели специальные парламентские слушания по этому вопросу, выработав конкретные рекомендации министерствам и ведомствам Российской Федерации, Евразийской экономической комиссии. По моему предложению Государственная Дума зафиксировала и в названии, и в задачах нашего профильного комитета содействие евразийской интеграции. Это — Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками.
В этом месяце в Бишкеке и Ереване успешно прошли совместные заседания Комитета с профильными комитетами парламентов Киргизии и Армении. В центре внимания заседаний были как раз вопросы разработки «дорожных карт» по вступлению этих стран в Таможенный союз. Мы и дальше будем оказывать парламентское содействие Армении и Киргизии на их евразийском пути.
Напомню, что в мае этого года был подписан Меморандум «Об углублении взаимодействия Украины и Евразийской экономической комиссии». Напомню также, что Украина до сих пор является участником соглашения «О формировании Единого экономического пространства». Это соглашение в 2004 году было в один день, синхронно ратифицировано Государственной Думой и Верховной Радой Украины и имеет высшую юридическую силу относительно национального законодательства каждой из стран.
Но дело, конечно, не только в международных обязательствах Украины, а в очевидных экономических, социальных, культурных преимуществах для населения и экономики братской для нас страны — от участия в Евразийском проекте. Например, в отмене пограничного и таможенного контроля заинтересовано большинство населения России и Украины, особенно три миллиона украинцев, постоянно работающих в России, и десятки миллионов граждан наших стран, имеющих родственные связи. Поэтому недавнее решение Кабинета Министров Украины о принятии широкого комплекса мер по существенному улучшению экономических связей Украины с Россией и другими членами Таможенного союза — можно только приветствовать.
Наше заседание совпало с Вильнюсским саммитом Восточного партнерства, на котором предполагалось подписать соглашение об ассоциации Украины с Европейским союзом, работа над которым, как известно, была приостановлена Кабинетом Министров Украины.
Мы с вами наблюдали беспрецедентное давление на Украину со стороны западных стран и институтов. Еврочиновники самого высокого ранга фактически постоянно присутствовали не только на заседаниях Верховной Рады, но и на заседаниях ее комитетов и даже рабочих групп, требуя выполнения условий по евроинтеграции. При этом ставились ультимативные сроки, которые затем, кстати, неоднократно переносились. Менялась и аргументация этих «евроинтеграторов»; если еще в начале этого года украинцам обещали от Ассоциации быстрое улучшение всех сторон уровня жизни, то теперь их призывают потерпеть 8–10 лет, затянуть пояса, пережить закрытие предприятий, массовую безработицу, после чего только наступит эра некоего «евроcчастья».
И совсем недопустимо и унизительно по отношению к независимой и суверенной Украине выглядит акция спикера Сейма председательствующей в ЕС Литвы Л. Граужинене, которая на митинге оппозиции выступала против решения официальных властей Украины.
В отличие от западных деятелей представители стран Таможенного союза, в том числе и парламентарии, всегда подчеркивали, что евразийский или европейский выбор — это суверенное право любого государства. Более того, мы никогда не противопоставляли европейский и евразийский векторы интеграции. Я неоднократно говорил о том, что европейская интеграция — лишь часть глобальных интеграционных процессов на Евразийском континенте, подчеркивал тем самым важность создания общеевропейского пространства от Лиссабона до Владивостока.
Никакие конъюнктурные политические решения, принятые под внешним давлением, не смогут разделить наши народы, имеющие общую историю, тесные экономические связи, культурные и духовные корни, поэтому двери для полноценного участия Украины в Евразийской интеграции всегда будут открыты, а парламентарии России, Белоруссии и Казахстана будут делать все для укрепления нашего сотрудничества.
В целом, звучащие извне угрозы в адрес участников Евразийской интеграции, откровенные попытки помешать геополитическому выбору наших государств — свидетельствуют о безусловном успехе Таможенного союза и Единого экономического пространства. В мире действительно формируется новый и серьезный геополитический игрок — Евразийский экономический союз — который в перспективе соединит переживающую семилетнюю рецессию Западную Европу с быстроразвивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом. Это обеспечит в будущем общеконтинентальный процесс евразийской экономической интеграции, в котором стратегически заинтересованы народы и Европы, и Азии. Поэтому на государствах-участниках Таможенного союза и Единого экономического пространства лежит особая, подчеркну — историческая ответственность. Мы обязаны создать эффективный взаимовыгодный Евразийский экономический союз. И здесь, повторю, большой вклад может и должна внести общественность наших государств.
Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2018