«Проблемы современной экономики» Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
Подписка на журнал
Реклама в журнале
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Открытие Форума
Заседание
в Минске
Заседание
в Казани
Другие
площадки
Заседания
II форума
Заседания
III форума
Заседание
в Астане
К Большой Евразии
Заседания
IV форума
Обозрения, дискуссии
Списки литературы

Выступление Председателя Мажилиса парламента Республики Казахстан К.К. Жакыпова



Уважаемые участники и гости форума! В эти дни весь просвещенный мир обсуждает перипетии прошедшей 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в том числе выступления глав наших государств.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с идеями глобального диалога между народами и странами, интеграции глобальных экономических интересов, новой стратегии и трендов развития будущего на основе международного права.
Наш Глава государства предложил актуальные и интересные для многих стран интеграционные проекты, которые поднимут на новый уровень международное сотрудничество. Он предостерег об опасности эрозии международного права и ослабления роли глобальных институтов. «...И любое нарушение его статей, в частности, обеспечения суверенитета и территориальной целостности государств ведет человечество к повторению трагических ошибок прошлого» — сказал наш Лидер.
Он призвал страны мира совместно противостоять кризисным явлениям. Фактически он свое фундаментальное кредо о приоритетности экономики над политикой предложил распространить на мировое экономическое сотрудничество и призвал сделать его глобальной всеобъемлющей основой международных отношений.
Именно такие принципы Глава нашего государства предлагал заложить в основу Евразийского экономического союза, идею которого он озвучил еще в 1994 году в Московском государственном университете. Непосредственным очевидцем этого исторического события являлся присутствующий сегодня здесь ректор МГУ уважаемый Виктор Антонович.
По прошествии более двадцати лет, Президент Казахстана последовательно реализует эти принципы в работе ЕАЭС. Анализируя другие масштабные его предложения и по другим мировым проблемам, многие эксперты с сожалением отмечают, что только спустя десятилетия все убеждаются в правоте нашего Лидера.
И сегодня на данном форуме, обсуждая вопросы перспективы евразийской экономической интеграции, мы должны главным образом исходить из принципов и целей союза, которые закладывали в них выдающиеся политики.
Уважаемые дамы и господа! В условиях турбулентности мировой экономики, негативных кризисных явлений Евразийский экономический союз, начавший свою работу девять месяцев назад, уже сегодня доказал свою состоятельность и перспективность. В этом году к союзу присоединились новые члены — Армения и Кыргызстан.
За девять месяцев деятельности союза Евразийской экономической комиссией проделана большая работа, направленная на создание единого экономического пространства со свободным движением товаров, капиталов, услуг и рабочей силы.
Принят ряд важных документов, направленных на реализацию концептуальных аспектов Договора о создании Евразийского экономического союза.
И очень важно продолжать работу по снятию нетарифных барьеров, включающую стандартизацию, принятие общих экологических норм и других вопросов технического регулирования на пространстве Евразийского экономического союза.
Как отметил Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев на Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана, прошедшем в сентябре текущего года в Сочи, «необходимо теснее работать в рамках Евразийского экономического союза, успешно пройти кризис и уже сейчас начинать готовиться к новому рывку».
Сегодня мы видим, что многие страны выражают заинтересованность в создании зоны свободной торговли с союзом. И как первый результат этого — в конце мая текущего года в Астане было подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Вьетнамом.
В целом сегодня есть все основания утверждать, что Евразийский экономический союз последовательно превращается в масштабный проект, имеющий все шансы стать органичной частью новой мировой экономической архитектуры.
И очень важно, что союз сформирован как открытое экономическое сообщество и создает стимулы для экономической кооперации всех стран евразийского региона со странами Европы, а также с государствами Азии.
В этой связи Китай является одним из главных торговых партнеров наших стран.
Сегодня Китай — это один из главных драйверов мировой экономики. Это страна, которая во многом определяет мировое развитие. Одной из последних инициатив Китая является проект «Экономический пояс Шелкового пути», впервые озвученный Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпинем в Астане в сентябре 2013 года.
Данный проект направлен на формирование единого евроазиатского торгово-экономического пространства и трансконтинентального транспортного коридора, укрепление межрегиональных контактов и углубление взаимодействия в отраслях экономики, связанных с транспортом, торговлей, туризмом, инвестициями и другими сферами сотрудничества стран вдоль зоны Экономического пояса Шелкового пути.
Выступая на саммите по устойчивому развитию Организации Объединенных Наций в конце сентября текущего года, Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев отметил, что «важным для стран Евразии является возрождение экономики Великого Шелкового пути на современном уровне. Это принесет благо многим странам, сокращая транзит из азиатско-тихоокеанского региона в Европу». Это план соразвития Евразии, несущий экономические выгоды всем странам региона.
Прогнозируется, что участие в этом проекте более 60 стран евразийского континента позволит охватить более четырех миллиардов человек, активизировать экономики десятков стран, сделать взаимовыгодным и сбалансированным экономическое сотрудничество на значительной части земного шара. По сути, это новая идеология экономического подъема всех, кто находится в зоне Шелкового пути.
Мы уверены, что у подобного взаимодействия есть огромный потенциал. Поиск точек соприкосновения, взаимодополняемости и взаимодействия, безусловно, усилит синергетический эффект этих проектов. И, конечно же, такое сотрудничество может стать одним из главных факторов глобального развития в XXI веке.
Уважаемые участники форума! Уважаемые коллеги! Сегодня в своем выступлении я хотел бы остановиться на трех главных компонентах, которые, на наш взгляд, будут составлять базовую основу экономического взаимодействия между странами Евразийского экономического союза с Китаем в рамках реализации проекта Экономического пояса Шелкового пути.
Во-первых, это развитие транспортной инфраструктуры, соединяющей все наши страны, и ее интеграция в международные транспортно-коммуникационные коридоры.
Стратегическая инициатива Китая и стран Евразийского экономического союза позволит построить целую сеть транспортных магистралей, проходящих через весь Евразийский континент, и обеспечить постоянный транзит грузопотока из Азии в Европу и обратно. Поэтому важно объединить наши совокупные возможности, чтобы стать важной частью континентальных и трансконтинентальных транзитных путей и логистических центров. В частности, Казахстан уже сегодня готов стать важным звеном транспортно-транзитной магистрали, соединяющей рынки Китая, Европы, Ближнего Востока и Южной Азии. С этой целью реализуется План инфраструктурного развития страны «Нұрлы Жол», направленный на развитие сети автомобильных и железных дорог, портов и терминалов, индустриальных производств.
Через территорию Казахстана проходят такие транснациональные коридоры, как «Север — Юг», Трансазиатская железнодорожная магистраль.
Введенная в эксплуатацию в декабре 2014 года железнодорожная ветка «Казахстан — Туркменистан — Иран» обеспечила кратчайший путь между Персидским заливом и Центральной Азией.
В следующем году мы завершаем строительство казахстанского участка в 2700 километров автомобильной дороги «Западная Европа — Западный Китай», которая позволит в 3,5 раза сократить сроки доставки грузов в Европу.
В целях объединения транспортно-инфраструктурного потенциала наших стран в рамках Евразийской экономической комиссии можно было бы подготовить Программу транспортно-коммуникационного взаимодействия государств-членов Евразийского экономического союза и Китая.
Во-вторых, уважаемые коллеги, можно было бы рассмотреть возможность принятия комплекса мер по укреплению торгово-экономического, индустриального и инвестиционного сотрудничества государств-участников Евразийского экономического союза и Китая.
Используя имеющийся производственный и научный потенциал, мы могли бы объединить усилия по созданию новых производств и таким образом поддерживать индустриальное развитие реального сектора экономики наших стран, одновременно стимулируя занятость, малый и средний бизнес.
Перспективными направлениями являются индустриальные сферы энергетики, нефтепереработки, машиностроения.
В частности, в Казахстане в настоящее время совместно с китайской стороной ведется строительство газохимического комплекса по производству полипропилена в Атырауской области, комплекса по глубокой переработке нефти и производству ароматических углеводородов.
Кроме того, прорабатывается вопрос переноса промышленных мощностей Китая в Казахстан — это строительство десятков совместных предприятий.
Подобные совместные проекты есть во всех странах Евразийского экономического союза. Очень важно, чтобы эта тенденция укрепилась, получила дальнейшее развитие и имела постоянный характер.
Уверен, что рациональное использование экономического потенциала наших стран позволит нам создать новые центры экономического роста и сбалансированно развивать приоритетные отрасли экономики.
В этой связи Евразийской комиссии совместно с отраслевыми министерствами государств-членов можно было бы подготовить Программу промышленного развития стран Евразийского экономического союза в свете взаимодействия с Китаем.
Для этого мы могли бы использовать не только финансовые средства наших государств, а также Евразийского банка развития, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, Фонда Шелкового пути и других международных финансовых институтов.
Третий не менее важный компонент сотрудничества Евразийского экономического союза с Китаем в рамках Экономического пояса Шелкового пути — это сфера инноваций и технологий.
Сотни лет Великий Шелковый путь служил проводником распространения новых знаний. И сегодня Китай является одним из мировых центров разработки инновационных технологий. Ежегодно Китай тратит более 200 миллиардов долларов США на научно-исследовательскую и конструкторскую работу.
Полагаю, нам необходимо проработать вопрос развития сотрудничества научно-исследовательских институтов и вузов.
К примеру, студенты «Назарбаев Университет», в стенах которого, кстати, Председатель КНР Си Цзиньпин озвучил инициативу создания Экономического пояса Шелкового пути в 2013 году, могли бы изучать опыт и сотрудничать с ведущими университетами и научно-исследовательскими центрами России и Китая по направлениям инновационного развития.
Важно было бы также создавать возможности для использования ресурсосберегающих, альтернативных и возобновляемых источников энергии. Мы знаем, что Китай является одним из мировых лидеров по развитию альтернативной энергетики. Для нас очень важен этот опыт.
Это становится актуальным в преддверии проведения в Астане Международной выставки ЭКСПО-2017, тема которой «Энергия будущего».
Уверен, что обмен технологиями, инновациями в рамках Евразийского экономического союза и проекта Экономического пояса Шелкового пути окажет мощное влияние на индустриальное развитие и в целом повышение конкурентоспособности экономик государств-участников.
В этой связи профильные министерства государств-членов могли бы подготовить Концепцию инновационного сотрудничества между государствами-членами Евразийского экономического союза и Китаем.
Уважаемые коллеги, таким образом, сегодня инициатива Китая по возрождению маршрутов Великого Шелкового пути находит естественную сочетаемость с концепцией развития Евразийского экономического союза в вопросах развития транспортного, промышленного и энергетического секторов, а также сферы инноваций.
Уверен, что системное взаимодействие двух стратегических проектов позволит во многом формировать мировое развитие в XXI веке.
Уважаемые участники и гости форума! В рамках новой экономической политики Казахстана «Нұрлы жол» и Государ­ственной программы форсированного индустриально-инновационного развития в Казахстане набирает обороты полномасштабная реформа ключевых секторов экономики.
Хочу Вас проинформировать, что в Казахстане проводится большая работа по реализации пяти институциональных реформ и Плана Нации «100 конкретных шагов».
Парламентом Казахстана сейчас ведется масштабная работа по законодательному обеспечению указанных реформ. Мы принимаем около 70 законов по самым различным аспектам модернизации институциональной среды.
Успешная реализация этих реформ позволит увеличить рост казахстанской экономики, сформировать профессиональный государственный аппарат, сделать судебную систему беспристрастной, а нацию — сплоченной.
В этой связи в центре нашего внимания была и остается задача постоянного улучшения благоприятного инвестиционного климата. И мы очень надеемся на совместную реализацию инвестиционных проектов с государствами-членами Евразийского экономического союза и Китаем.
В стране действуют такие диалоговые площадки государства с инвесторами, как Совет иностранных инвесторов при Президенте, Совет по улучшению инвестиционного климата при Премьер-Министре.
В настоящее время проводится работа по созданию специальной экономической зоны в Астане «Международный финансовый центр». Для инвесторов будет предусмотрено освобождение на десять лет от уплаты корпоративного и индивидуального подоходного налога, льготное привлечение иностранных специалистов.
Кроме того, планируется создание в Астане международного арбитражного центра на примере опыта Дубайского международного арбитражного центра с внедрением отдельного законодательства на основе английского права.
Все эти меры создают условия для активного привлечения инвестиций и реализации совместных проектов со странами Евразийского экономического союза и Китая.
Уважаемые участники форума! Уважаемые коллеги! Сегодня у всех государств-членов Евразийского экономиче­ского союза и Китая есть четкое понимание того, что наше стратегическое сотрудничество является взаимовыгодным и перспективным.
И Евразийский экономический союз, и проект Экономического пояса Шелкового пути, прежде всего, направлены на процветание наших стран.
В этой связи нашим министерствам совместно с Евразийской экономической комиссией можно было бы подготовить и внести на рассмотрение главам государств Дорожную карту по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути.
Уверен, что это даст мощный импульс сбалансированному развитию Евразийского континента и в целом всей мировой экономической системы.
Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев в своем выступлении на саммите по устойчивому развитию Организации Объединенных Наций подчеркнул важность сплочения вокруг идеи Большой Евразии, которая объединит в единый интеграционный проект XXI века Евразийский экономический союз, Экономический пояс Шелкового пути и Европейский союз.
Объединив экономические возможности государств-членов Евразийского экономического союза с Китаем, мы можем связать трансконтинентальным мостом экономики стран Востока и Запада, Европы и Азии и стать связующим звеном, сближающим страны и народы. Спасибо за внимание.
Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2018