Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ
Михайлушкин А. И.
ректор Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
доктор экономических наук, профессор,
заслуженный деятель науки РФ

Гусева П. А.
исполнительный директор ЗАО «Адекта-Капитал» (г. Санкт-Петербург)

Проект основ концепции управления активами негосударственных пенсионных фондов и развития негосударственного пенсионного обеспечения в РФ

1. Общие положения
Разработка данного проекта исходит из необходимости обеспечения: более высокого качества управления активами негосударственных пенсионных фондов (НПФ); социальной ориентации российской экономики; экономической безопасности страны; защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации в отношении справедливого размера пенсионных выплат.
При этом под управлением активами НПФ понимается текущее управление разрешенными объектами инвестирования пенсионных резервов НПФ и стратегические преобразования их структуры с целью ее оптимизации, под передачей управления средствами НПФ частной управляющей компании по договору - возмездная передача в доверительное управление пенсионных резервов, находящихся в ведении НПФ для получения инвестиционного дохода, под активами НПФ - совокупность пенсионных резервов и пенсионных накоплений.
Структура активов НПФ
Управление активами НПФ предполагает структуризацию разрешенных объектов инвестирования с целью выделения наиболее перспективных их групп, исходя из следующей структуры формирования активов таких фондов (рис.1).
Рис.1.Структура формирования активов НПФ
По степени значимости и функциональному назначению активы НПФ разделяются на три группы:
- добровольные пенсионные взносы (денежные средства, поступающие от юридических лиц - работодателей и физических лиц).
- инвестиционные доходы от размещения пенсионных резервов и пенсионных накоплений в различные объекты инвестирования;
- накопительная часть государственной пенсии физических лиц, доверяющих управление НПФ.
Дополнительно могут рассматриваться способы разделения источников формирования инвестиционного дохода в зависимости от территориального расположения объектов инвестирования (в том числе за границей), а также выделяться объекты в реальном секторе экономики.

Основным критерием формирования оптимальной структуры активов НПФ является обеспечение гарантированной доходности и изменение степени и (или) формы участия государства в их управлении. [1]

II. Способы управления активами НПФ

Основным принципом управленческих решений является принцип измеримости планируемого результата, реализация которого требует использования системы количественных оценок результата, разработки методического и программного обеспечения и использования разных способов управления активами НПФ.
Нами предлагаются следующие способы управления.
1.Пенсионные резервы размещаются на банковском депозите и вкладчик получает связанный кредит. (Если у компании положительная кредитная история, стоимость обслуживания кредита будет минимальной).
2.Негосударственный пенсионный фонд, через который компания реализует свою пенсионную программу, приобретает вексель компании с минимально гарантированной в `Правилах` фонда доходностью.
3.Негосударственный пенсионный фонд приобретает вексель той лизинговой компании, с которой существуют договорные отношения по приобретению оборудования по лизингу.
4.Негосударственный пенсионный фонд страхует в корпоративной страховой компании рисковые пенсии (по инвалидности и в связи со смертью кормильца) и ответственность по выплате пенсий. Страховая компания перестраховывает риски. В результате развивается система страхования и повышается надежность вложения пенсионных резервов.
5.Негосударственный пенсионный фонд приобретает на пенсионные резервы недвижимость и сдает ее в аренду компании - вкладчику по согласованной цене.
6.Негосударственный пенсионный фонд по поручению компании - вкладчика на пенсионные резервы строит или покупает жилье и в рассрочку продает будущим пенсионерам (при наличии собственных пенсионных взносов работников - будущих пенсионеров).
7.Негосударственный пенсионный фонд использует пенсионные резервы для участия в инвестиционном конкурсе или выкупает долги нужной компании.
8.Компания, внедряя пенсионную программу, привлекает дополнительные пенсионные резервы за счет взносов своих работников.
9.Пенсионная программа строиться на паритетных началах: размер взносов работодателя и работника определяется соответствующими условиями программы.
10.Для инвестирования разрабатываются специальные инвестиционные проекты, (ориентированные на решение социальных задач, задач развития производств и инфраструктуры) с финансовыми гарантиями (поддержкой) со стороны не только одной конкретной компании, но группы компаний.
11.В рамках пенсионной программы выпускаются облигационные займы, ориентированные на привлечение финансовых средств от других вкладчиков негосударственного пенсионного фонда.
Учреждаются новые общества, в уставном капитале которых доля собственности, принадлежащая НПФ определяется через эмиссию ценных бумаг.

III. Фискальная политика и управление активами НПФ

Особое значение имеет рациональная фискальная политика при управлении активами НПФ (Рис.2).
Рис.2. Структура налоговых льгот при работе с НПФ
Фискальная политика при этом должна предусматривать:
- льготный режим налогообложения активов НПФ в реальном секторе экономики;
- использование соответствующих налоговых льгот при управлении активами НПФ и в некоммерческом секторе;
- отказ от практики двойного налогообложения имущества НПФ, находящегося за границей (на основе соответствующих соглашений с иностранными государствами).

IV. Защита национальных интересов и формы участия государства в управлении активами НПФ

Оптимизация структуры собственности НПФ создает предпосылки для оптимальной реализации интересов государства, хозяйствующих субъектов, различных социальных групп, отдельных граждан, а следовательно и для бескризисного и динамичного социально-экономического развития.
Защита национальных интересов в процессе управления активами НПФ предполагает:
- ограничение доступа иностранного капитала в отрасли отечественной экономики, обладающие конкурентными преимуществами;
- ужесточение условий природопользования для стимулирования применения ресурсосберегающих технологий и сохранения национального богатства;
- концентрацию средств НПФ в отраслях, реализующих стратегические инновации;
- участие государства в формировании НПФ, имеющих конкурентные преимущества.
Государство в связи с этим должно активно воздействовать на инвестиционный процесс через нормы хозяйственного законодательства. фискальную политику, поддержку приоритетных направлений развития в отдельных отраслях (путем кредитования за счет бюджетных ресурсов, воздействия на учетную ставку. гарантирования платежеспособности заемщиков перед отечественными и иностранными кредиторами путем государственных заказов и закупок, выдаче и изъятия лицензий, антимонопольных ограничений).
Функцией государства должна оставаться регламентация права собственности для эффективного управления использованием природных ресурсов на основе закрепления их за объектами различных форм собственности - на условиях аренды, передачи в доверительное управление, заключения договоров концессии.

V. Организация негосударственного пенсионного обеспечения

Выбор НПФ для организации негосударственного пенсионного обеспечения должен предусматривать:
- принятие советом директоров (правлением) компании решения о заключении договора с НПФ о негосударственном пенсионном обеспечении;
- выбор категории работников которые будут участвовать в негосударственном пенсионном обеспечении (НПО) с учетом минимально необходимого стажа работы в компании, дающего право на НПО при достижении пенсионного возраста;
- выбор пенсионной схемы;
- подготовку `Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников компании` и его утверждение до начала выплат негосударственных пенсий;
- предоставление НПФ информации по категориям работников и условиям НПО в компании;
- заключение договора о негосударственном пенсионном обеспечении с выбранным НПФ.

Физические лица могут заключать индивидуальные договора о НПО с НПФ, получая право на получение пенсии при наступлении пенсионных оснований в соответствии с действующим законодательством (наступлении пенсионного возраста, потери кормильца или по инвалидности). Выплата пенсий осуществляется за счет денежных средств, аккумулированных на именных пенсионных счетах.
Все пенсионные накопления могут наследоваться, кроме случаев, когда избирается пожизненная пенсия. В этом случае наследуются только пенсионные накопления.

VI. Принципы и направления совершенствования и дальнейшего развития нормативно-правовой базы

К важнейшим принципам совершенствования и развития нормативно-правовой базы управления активами НПФ можно отнести: комплексный подход к ее формированию с учетом национальных и исторических особенностей страны; преемственность ее развития; приоритет государственных интересов, предполагающий и государственный контроль за этим развитием; четкую регламентацию функций институциональных структур, участвующих в управлении активами НПФ; эффективное использование различных институтов и субъектов рынка; стимулирования конкуренции НПФ; совершенствование методологии управления активами НПФ.

VII. Информационное обеспечение управления активами НПФ

Эффективное управление активами НПФ требует достоверной информации для принятия управленческих решений.
Особенности и структура собственности российских НПФ, сложность системы управления ими делают необходимым создание унифицированных информационных систем по управлению активами НПФ (с использованием современных компьютерных технологий и средств телекоммуникации).
При этом должны быть обеспечены:
- доступность информации о состоянии пенсионных резервов НПФ и процессах управления ими для каждого вкладчика, участника и застрахованного лица (наряду с информацией о состоянии пенсионных счетов один раз в год. [2] );
- защищенность конфиденциальных сведений об участниках НПФ;
- селективность доступа различных институциональных структур к конфиденциальным сведениям.
Для эффективного управления активами НПФ, вместе с тем, необходимы создание классификатора объектов реинвестирования пенсионных резервов, разработка кадастров типов природных ресурсов, методического и программного обеспечения оценок объектов реинвестирования пенсионных резервов и эффекта от принимаемых решений, доступ к базам данных МЭРТ, ФСФР, Фондовой биржи и других организаций РФ.

VIII. Общие выводы по использованию пенсионных резервов

К главным проблемам, препятствующим эффективному управлению активами НПФ, можно отнести:
- несовершенство законодательства по ипотечным ценным бумагам;
- отсутствие единой методики расчета доходности активов НПФ и соответствующих стандартов (фонды и управляющие компании рассчитывают доходность по разному - способом, который им представляется наиболее целесообразным);
- в целом относительно небольшую доходность активов НПФ;
- невысокий темп прироста числа участников НПФ.
Для решения этих проблем должен использоваться положительный опыт отдельных российских НПФ.

На рис.3. представлена структура инвестиционного портфеля одного из крупнейших негосударственных пенсионных фондов Санкт-Петербурга - `Пенсионного фонда `Промышленно-строительного банка`.
Рис. 3. Структура инвестиционного портфеля НПФ `Пенсионный фонд Промышленно-строительного банка`
Этот фонд размещает пенсионные резервы по 8 направлениям, но самая большая их часть (31.29%) вложена в акции и облигации компаний. Инвестиционный портфель достаточно сбалансирован по уровню доходности и рисковости вложений. Вместе с тем, существенная доля в портфеле приходится на векселя компаний (8,92 %), что свидетельствует о том, что фонд активно поддерживает развитие своих компаний-вкладчиков.
Использование положительного опыта инвестирования средств НПФ приобретает особую значимость в связи со значительными колебаниями в доходности такого инвестирования (Рис. 4).
Рис. 4. Средняя доходность инвестирования пенсионных резервов (по всем НПФ в Санкт-Петербурге)
В целом развитие в России негосударственных пенсионных фондов как стратегических и портфельных инвесторов означает стабилизацию финансового рынка. Формирование гражданами долгосрочных пенсионных накоплений может рассматриваться и как антиинфляционный фактор, и как одно из условий формирования новых рабочих мест.
Взаимодействие негосударственных пенсионных фондов и бизнес-структур обеспечивает предпосылки для более эффективного функционирования последних, для Рациональной координации всего инвестиционного процесса в стране.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия