Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Харрасова Г. З.
соискатель кафедры экономической теории и права
Казанского государственного технического университета
(КАИ) им. А.Н.Туполева


О тенденциях развития структуры лизингового рынка

Хотя анализ рынка лизинга содержится в ряде публикаций [1, 2, 3, 4], однако он относится в основном к финансовой аренде. Реестр лицензированных лизинговых компаний [5] также недостаточен для анализа тенденций развития рынка. Такой анализ применительно к инвестициям и лизингу в странах СНГ содержится в работе В.П. Комарова [6], применительно к международному лизингу - в работе Д.Р. Вахитова [7] и в ряде зарубежных публикаций.
Для анализа тенденций развития структуры лизингового рынка целесообразно использовать четыре группы показателей:
- динамика общего объема рынка в абсолютном выражении и в % к сумме производственных инвестиций;
- динамика числа лизинговых компаний и их распределение по видам хозяйственных субъектов (организационно-правовой форме, форме собственности, секторам народного хозяйства);
- изменение структуры объектов лизинга и статуса лизингополучателей;
- динамика соотношения различных видов и разновидностей лизинга.
Динамику объема лизингового рынка следует изучать, начиная с конца XIX века, когда он стал организационно-экономической формой инвестиций. В ряде публикаций лизинг неоправданно смешивается с имущественным наймом (арендой) и любыми имущественными отношениями, не основанными на праве вещной собственности. При таком подходе к лизингу относятся отношения, зафиксированные в законах Хаммурапи (1760 г. до нашей эры), `Риторике` Аристотеля, использованные при аренде амуниции крестоносцами (1242 г.) или аренде кораблей Вильгельмом Завоевателем у нормандских судовладельцев для вторжения на Британские острова. Для такой внеисторической трактовки лизинга нет оснований. Первой лизинговой операцией можно считать решение корпорации `Bell` (1877 г.) о сбыте телефонных аппаратов на условиях аренды.
В XX веке лизинг получил распространение уже как институт, регулирующий инвестирование финансовых ресурсов. Появились специальные лизинговые компании, для которых лизинг стал основным предметом деятельности. Первое такое общество было создано в 1952 году в Сан-Франциско (United States leasing Corp.). Несколько позднее в лизинговых операциях стали принимать участие коммерческие банки, которые получили от Федеральной резервной системы США разрешение создавать дочерние фирмы для лизинговых операций. В Европе первая лизинговая компания - `Дойче лизинг ГМбН` появилась в 1962 г. в Дюссельдорфе. Европейский рынок лизинга сформировался в 70-х гг. ХХ века.
Одним из факторов широкого распространения лизинга в США стало развитие железнодорожного транспорта: компании, чтобы снизить первоначальные инвестиции, приобретали локомотивы, вагоны и т.д. не в собственность, а лишь в пользование. Транспортные средства первоначально приобретались трастовыми фирмами с последующей их передачей в пользование железнодорожным компаниям. Затем заинтересованность компаний - производителей транспортных средств в реализации произведенной ими продукции, а финансовых компаний - в выгодном вложении капитала привела к изменению системы инвестирования: финансовые компании стали приобретать транспортные средства и иное оборудование у определенного производителя по просьбе эксплуатирующих организаций с передачей их последним в лизинг. Затем на основе лизинга стали сдаваться технологическое оборудование, автомашины, морские суда, самолеты, а в конце 20 века - целые предприятия, технические комплексы, нематериальные активы. В годы II-й мировой войны США поставляли в лизинг своим союзникам вооружение и автомобили.
В 2000-2003 гг. мировой рынок лизинга превысил 500 млрд долл. по данным Европейской ассоциации лизинговых компаний. В 70-90-х гг. доля лизинга в общем объеме инвестиций в оборудование выросла с 12,5 до 31-32%, в ФРГ - с 5 до 18%, в Великобритании - с 8 до 24%.
В советские годы внешнеторговое объединение `Совтрансавто`, приобретало за рубежом на условиях лизинга с последующей покупкой различные виды грузовых транспортных средств: тягачи, рефрижераторные и тентовые полуприцепы, кузова, контейнерные шасси.
В 1991 г. была создана советско-немецкая лизинговая компания `Евролизинг`. Ее учредителями стали Внешэкономбанк, Совморфлот и Госснаб СССР, один из крупнейших банков Европы Bank National de Paris одна из крупнейших лизинговых компаний ФРГ - `Митфинанц ГмбН`.
Российские лизинговые компании начали образовываться с1990 г.
Объединение `Россия`, учрежденное Промстройбанком, Агропромбанком и местным филиалом Главснаба, сдавало в аренду оборудование, транспортные средства, контрольно-измерительную аппаратуру. Петербургский `Балтлиз`, учрежденный Промстройбанком, Госстрахом, Балтийским морским пароходством, сдавал в аренду суда - сухогрузы, а затем также оборудование, строительную и авиационную технику и т.д.
Первый этап развития рынка лизинга в России в 1990-1994 гг. оказался кратковременным, т. к. правовая база лизинга не была создана, государственные организации - учредители, прежде всего Госснаб, прекратили свое существование, а частные лизинговые фирмы потеряли рынок из-за резкого спада производства и высокой инфляции.
На втором этапе (1995-1998 гг.) лизинг в России постепенно принимает более четкие организационные и правовые формы. Импульсом этому послужило постановление правительства от 29 июня 1995 г. N 633 `О развитии лизинга в инвестиционной деятельности`. В том же году Минфин утвердил `Указания об отражении в бухгалтерском учете лизинговых операций`, по которым имущество, переданное в лизинг и в течение всего срока действия договора лизинга являющееся собственностью лизингодателя, находится на балансе лизингодателя, а не лизингополучателя, как было раньше. При этом лизингодатель начисляет по нему амортизационные отчисления. Таким образом, был приведен в соответствие с международной практикой порядок бухгалтерского учета лизингового имущества.
В 1994 г. была создана Российская ассоциация лизинговых компаний `Рослизинг`, вступившая в Европейскую федерацию ассоциаций лизинговых компаний `LEASEUROPE`.
Однако в условиях продолжающегося инвестиционного кризиса лизинг не получил широкого развития. Часто он использовался лишь для уклонения от уплаты налогов. Бюджетные средства использовались неэффективно, поскольку лизингополучатели, особенно в аграрном секторе, были неконкурентоспособны и срывали лизинговые платежи.
Третий этап развития лизингового рынка России начался с 1999 г., когда в результате девальвации рубля, роста цен на экспортное сырье, а также снижения налоговой нагрузки, резкого сокращения доли государственных ценных бумаг на рынке капиталов и некоторых других улучшений в экономической политике выросла потребность в инвестициях и снизилась инфляция.
Характерными чертами этого периода является увеличение объема рынка лизинга, его доли в общей сумме производственных инвестиций (до 6-7%), хотя она по-прежнему намного ниже, чем в странах ЕС, США и особенно в странах Юго-Восточной Азии и Австралии, где она превышает 30%. Увеличилось число лизинговых компаний, изменился их состав, выросла доля международного лизинга. Намного расширился ассортимент предметов лизинга и лизинговых услуг. Намного более разнообразными и сложными стали разновидности лизинга, формы его сочетания с финансовыми, инжиниринговыми и маркетинговыми услугами.
На российском лизинговом рынке действуют следующие группы лизингодателей:
1. Дочерние компании банковских холдингов: РГ-лизинг, БИСТ, Лизинком, Руст (Сбербанк), Промстройлизинг (ПСБ), Лизингбизнес (Мосбизнесбанк), Инкомлизинг, Балтийский лизинг (ПСБ), Балтинвест (Балтийский банк), ММТ-лизинг (Международный московский банк), Петролизинг (Банк Петровский) и др.
2. Отраслевые лизинговые компании: Аэролизинг, Лизингуголь, Лизингстроймаш, Гостелеком-лизинг, Энергогазлизинг и др., учрежденные ФПГ и крупными производственными корпорациями.
3. Лизинговые компании с участием государства: Агропромлизинг, Госинкорлизинг, Росагроснаб, РТ-лизинг, Московская и Нижегородская лизинговые компании, Тюменская агропромышленная лизинговая компания, Россахализинг и др.
4. Лизинговые компании, созданные торговыми корпорациями: Плитпромлизинг, Сибирская лизинговая компания и др.
5. Компании, созданные ТНК - Ксерокс, Хьюлетт Паккард, РКН Лизинг-центр и др.
Одним из стратегических направлений использования лизинга стало создание специализированных компаний в составе крупных производственных холдингов. Лизинговая компания в составе холдинга становится действенным рычагом оптимизации централизованного управления ресурсами, укрепления дисциплины взаиморасчетов внутри холдинга, контроля за движением активов и проведением централизованной инвестиционной политики. Внедряются гибкие схемы взаиморасчетов, в том числе компенсационного характера (встречные услуги, оплата лизинговых платежей произведенной продукцией).
Лизинговые компании, за которыми стоят банки, имеют лучший доступ к кредитам и эффективнее контролируются учредителем. Так, ЗАО `Объединенная лизинговая компания `Центр-Капитал` (создана в 2001 г.) является управляющей компанией лизингового холдинга, в состав которого входят лизинговые операторы - `Юнивест-Холдинг`, `ФЛК`, `Лизинг-Сервис` и `Техноформ-Лизинг`. Учредители компании - ОАО `Татнефть` и Банк `Зенит`. Основной вид деятельности - лизинг промышленного и технологического оборудования, автотранспорта и техники специального назначения. Компания работает как с российскими, так и с зарубежными поставщиками.
Для финансирования лизинговых сделок используются в основном средства Банка `Зенит` и западные кредитные ресурсы. Головной офис компании расположен в Москве, открыты филиалы в Санкт-Петербурге, Казани и Альметьевске. Планируется открытие новых филиалов в ряде регионов страны. `Центр-Капитал` - универсальный лизинговый оператор и обслуживает предприятия различных отраслей - машиностроения, металлообработки, легкой промышленности, пищевой промышленности, сельского хозяйства, строительной индустрии, нефтедобывающей, газодобывающей промышленности и многих других. Компания занимает лидирующие позиции на рынке лизинговых услуг России. В 2004 г. лизинговый портфель компании превысил 280 млн. долл. США.


Литература

1. Боукетт Г. Обзор рынка финансовой аренды в России. По результатам исследований Группы МФК по развитию лизинга за 1998-1999 годы. М., 2000.
2. Гараджа М. Краткий обзор рынка финансовой аренды в России. М.: Лизинг-курьер, 1999. N 1.
3. Лизинговая деятельность в Российской Федерации. М.: Вестник, 1998.
4. Статистика `Рослизинга` // Банки, инвестиции, лизинг. 1998. N 16-17.
5. Вестник Государственной регистрационной платы. Сер. `Организации, получившие лицензии на осуществление лизинговой деятельности в Российской Федерации и внесенные в сводный государственный реестр`, 1999-2004 гг.
6. Комаров В.В. Инвестиции и лизинг в СНГ. М.: Финансы и статистика, 2001. 423 с.
7. Вахитов Д.Р. Развитие лизинга в Российской Федерации в условиях рыночной экономки. Казань, 2002. 188 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия