Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Колос Е. А.
доцент кафедры инновационного менеджмента
Восточно-Казахстанского государственного технического университета им. Д. Серикбаева,
кандидат экономических наук


Интегрированная система социальной защиты населения: матричный подход к принципам управления и реформирования

В настоящее время накоплен достаточно богатый опыт управления системой социальной защиты (СЗН), но до сих пор нет целостных теоретико-методологических обоснований ее развития, что связано, прежде всего, с эклектическим характером самой этой системы. Имеет место и значительное давление рынка на такие нерыночные структуры.
Теоретические обоснования необходимо начинать с уточнения понятийного аппарата, чтобы в обобщенной форме отразить особенности, присущие СЗН, и анализа принципов управления ею - основополагающих идей управленческой деятельности, обусловленных законами и закономерностями управления и необходимых для реализации таких законов [4, с. 168; 5, с. 80; 6, с. 51]. При этом Ф.Энгельс, например, подчеркивал, что `принципы - не исходный пункт исследования, а его заключительный результат; эти принципы не применяют к природе и человеческой истории, а абстрагируют из них; не природа и человечество сообразуются с принципами, а наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории [12]`.
Анализируя подходы к определению принципов управления СЗН, необходимо отметить, что исследователями нередко недооценивается или даже игнорируется ряд моментов. В результате, эти принципы не классифицированы и не систематизированы. И хотя при анализе управления они рассматриваются многими современными авторами [2 - 6, 8], но этот анализ обнаруживает настолько различные подходы к характеристике и классификации принципов управления, что затрудняет уяснение и соотношения объективного и субъективного начал в управлении, и понимание принципов вообще - как основного исходного положения теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации [8, с. 968].
Наибольшее значение с точки зрения управления системой СЗН имеет понимание конструктивного характера принципов которые материализуются в виде законодательных актов (конституций, законов) и в дальнейшем превращаются в формулу управленческой деятельности, определяя характер связей в системе, структуру органов управления, характер и реализацию управленческих решений.
По мнению ряда авторов [9, с. 33], в новых условиях главными принципами социальных реформ, в частности, в Казахстане должны стать: реалистичность государственных обязательств; гарантированность их выполнения; эффективность и адресность использования имеющихся ресурсов; социальная справедливость; доступность благ; равные права государственного и негосударственного сектора социальной сферы в получении государственного социального заказа; расширение числа уровней (до регионального, муниципального) и форм предоставления социальной поддержки; максимальная свобода граждан в выборе социальных услуг.
Реализация данных принципов в Казахстане предполагает: восстановление социальных отраслей в экономике страны; активное развитие негосударственных организаций социальной сферы; расширение источников финансирования, в том числе за счет привлечения ресурсов частных благотворительных структур; развитие волонтерства в сфере оказания социальных услуг; стимулирование социальных инвестиций независимо от их источника.
Все это возможно только при использовании интегральной модели социальной защиты населения, которая во всех странах должна строиться по единым принципам субсидарности, солидарности, эффективности, адекватности, непрерывности.
Бекренев Л.Л. [1] в этой связи предлагает отнести к принципам СЗН: адресность мероприятий по СЗН, дифференцированный подход, комплексность социальной помощи, динамичность оказания социальной защиты, ориентацию на активный и опережающий тип развития СЗН, недопущение социального иждивенчества, доступность и бесплатность информации о порядке и условиях предоставления всех видов социальной помощи, всеобщность СЗН, социальное партнерство и солидарность всех слоев населения, широкое участие благотворительных и общественных организаций в развитии СЗН, взаимодействие органов местного самоуправления и негосударственных организаций с органами государственной власти в сфере социальной защиты населения.
По нашему мнению, в основе управления системой СЗН должны лежать принципы, имеющие определенную иерархию и не противоречащие друг другу, а именно: во-первых, общие (наиболее абстрактные) надсистемные принципы управления, а в основании их `пирамиды` - специфические принципы, характеризующие логику взаимодействия элементов системы основных системообразующих функций. (Первые характерны для макросистем, присущи системам данного класса, вторые - специфические характерны для подсистем, которые и образуют единую целостную систему).
Надсистемные принципы являются фундаментальными, вытекая из всеобщих законов развития, и универсальными, характерными для любых видов деятельности, любой системы (в том числе СЗН). Суслов И.П. [11] к таким принципам относит принцип взаимосвязи экономических явлений (или системности), а также принцип историзма (или развития экономических явлений). По утверждению Малеевой Т.В. [7, с. 120], с которой мы солидарны, эти принципы необходимо дополнить и принципом коэволюции, гармоничного развития природы и общества, а также, на наш взгляд, принципами системности и комплексности, целенаправленности, научности, эффективности, сочетания централизации и децентрализации, коллегиальной выработки решений и единоличной ответственности за итоги их реализации, обеспечения эффекта положительной синергетики, единства функционирования и развития, согласования целей и интересов, эффективного использования ресурсов, адаптивности, сбалансированности.
Надсистемные принципы позволяют очертить общую стратегию развития социальных институтов в сфере СЗН. Но при этом необходимо оценивать взаимодействие таких принципов.
Для системного взаимодействия может быть построена квадратная матрица взаимосвязи принципов, которая, по существу, образует не линейную, а матричную структуру: обеспечивающие принципы могут быть использованы для реализации одного или нескольких обеспечиваемых.
Что касается общественных принципов управления СЗН, то к ним можно отнести: гуманизм и социальную справедливость, системность, комплексность, превентивность мер социальной защиты, адресность, адаптивность, многосубъектность, равную возможность получения определенных видов социальных выплати услуг, дифференциацию, гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом, адекватность уровня обеспечения удовлетворению основных потребностей человека. Эти принципы фундаментальные, базовые идеи социальной защиты населения.
Специфические принципы, подчиненные надсистемным и общесистемным, характеризуются, прежде всего, тем, что определяют конкретные виды деятельности в области социальной защиты (социальную работу, социальное обеспечение, социальное обслуживание, социальное страхование и т. д.). В частности, по мнению некоторых исследователей [10, с. 32-33], принципы социальной работы необходимо относить именно к специфическим принципам социальной защиты населения. Это относится и к принципам социального обслуживания, закрепленным в законе РФ `Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации` (1995 г.): адресности, доступности, добровольности, гуманности, приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальности, а также профилактической направленности мер социальной защиты.
Матричный метод формирования системы принципов управления СЗН исходит из иерархии принципов, определенной их субординации и системного и комплексного их взаимодействия.
Соблюдение этих принципов позволит не только повысить ресурсный потенциал системы СЗН, но и повысить эффективность ее функционирования и развития. Управление системой СЗН обязательно должно осуществляться с учетом надсистемных принципов и основываться на общесистемных принципах управления данной системой. Естественно, при управлении СЗН необходимо использовать и специфические принципы, учитывающие специфику СЗН как объекта управления.
Только при таком подходе можно последовательно продвигаться к достижению стратегической цели функционирования и развития системы СЗН - повышению качества жизни населения.


Литература

1. Бекренев Л.Л. Формирование и развитие интегрированной системы социальной защиты населения: региональный аспект. СПб.: СПбГИЭУ, 2002.
2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. З. М.: Русский язык, 1990.
3. Ершова С.А. Проблемы управления собственностью жилищного сектора социальной сферы городов. СПб.: СПБГИЭА, 1999.
4. Кноринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по спец. `Менеджмент`. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
5. Лебедев О.Т. Основы менеджмента: учеб. пособие. СПб.: СПбГПУ, 2001.
6. Менеджмент: Учебник для вузов /Под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. М, 1998.
7. Малеева Т.В. Земельные ресурсы крупного города: методология системного управления. - СПб.: СПбГИЭУ, 2005.
8. Новый энциклопедический словарь. М.: БРЭ, РИПОЛ КЛАССИК, 2004.
9. Рыночная экономика Казахстана: проблемы становления и развития. В 2-х т.
/Под ред. М.Б. Кенжегузина. Т. 1 Алматы: Ин-т экономика МОП РК, 2001.
10. Социальная работа: теория и практика / Под ред. Е.И. Холостовой, А.Н. Сорвина. - М.: ЮНИТИ, 2002.
11. Суслов И.П. Методология экономического исследования. 2-е изд., перераб. М.: Экономика. 1993.
12. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия