Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Warning Authors num (1) != positions number (0)
Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Тимерманис И. Е.


Принципы и методы студенческого самоуправления

Современный период развития Российской Федерации в значительной степени связывается с экономическим, политическим и социальным потенциалом молодежи. Качество этого потенциала предвосхищает в ближайшем будущем состояние экономически активного населения, включая уровень образования и профессиональную компетентность, духовность и нравственность, патриотизм и гражданскую зрелость. В то же время современные исследователи отмечают рост в молодежной среде бездуховности и социальной апатии, утрату трудовой мотивации, падение интереса к общественной жизни, усиление криминогенности.
Подобные явления в молодежной среде стали следствием того, что в нашей стране молодежь, прежде всего, студенческая, рассматривалась как объект воспитания, идеологии, в какой-то мере образования и социализации, но не как социальная группа, на которую распространяются общие и специальные принципы управления и самоуправления. С большим опозданием сложилось понимание того, что предназначение студенческой молодежи, в среде которой формируется будущая профессиональная компонента общественного развития, состоит в восприятии накопленного позитивного и негативного опыта и активного включения в систему преобразования всех без исключения социальных институтов государства. Подобная деятельность предполагает, что будущий специалист с высшим образованием обладает высоким уровнем профессионализма, инициативности, предприимчивости, инновационности, духовности, нравственности, самостоятельности в принятии стратегических и тактических решений. Однако социологические исследования свидетельствуют, скорее, об обратном. Качество образования в силу целевой неопределенности реформ в сфере образования, старения материально-технической базы вузов, утраты идеологии общественного развития и т.п. постепенно снижается. Разрыв образовательной и производственной сфер привел к снижению профессиональной компетентности выпускников вузов, удлинению сроков профессионального становления молодежи. Негативную роль сыграло и то обстоятельство, что в последние годы утратили свое значение в общественном развитии и управлении общественными процессами различного рода молодежные движения и организации.
Формирование новой социальной структуры российского общества, основанной на имущественной дифференциации, привело к соответствующей дифференциации и в студенческой среде. Коммуникации, основанные на общности интересов, социальных ожиданий и предпочтений, утратили свои позиции в молодежной среде, в то время как именно они усиливают групповую идентичность, создают предпосылки для сотрудничества в профессиональной деятельности. И здесь важную роль играет студенческое самоуправление.
Развитие студенческого самоуправления возможно с использованием трех подходов: социокультурного, профессионального самоопределения и институционализации в системе управления вузом.
Социокультурный подход, как нам представляется, с позиции социологии управления является функциональным. Одна из наиболее значимых функций - социальная адаптация.
На основе ценностей и соответствующих им символов происходит научение (социализация) целых групп людей совместимым схемам поведения и, следовательно, поведенческим ожиданиям. Адаптация здесь происходит двояким образом: с одной стороны - к совместной, социализированной жизни (что предполагает не только простое сосуществование, но приятие социальных институтов, образа мыслей, символов), с другой стороны, это адаптация общественной системы к потребностям и ценностям людей с учетом эволюции общественных институтов. Тем самым поддерживается некий общественный компромисс между студенческой молодежью, обществом и вузом.
Социализацию нельзя сводить лишь к механическому `наложению на молодежь` готовых социальных `форм`, простому взаимодействию или только сумме внешних влияний макро- и микросреды. Это процесс целостного формирования, воспитания и становления молодежи как особой социальной группы на основе того круга специфических общественных отношений, в которые она включается при помощи всех видов своей общественно-значимой деятельности.
Учитывая то обстоятельство, что социокультурный подход к организации студенческого самоуправления практически не использовался в практике управления вузом, за исключением отдельных его элементов, нами выявлено достаточно противоречивое отношение студентов к процессам самоуправления.
Так, 24,0% студентов считают, что могли бы участвовать в студенческом самоуправлении, но не хотят этим заниматься; каждому десятому оно совсем безразлично.
Давая в большинстве своем (59 %) негативную оценку состоянию самоуправления в вузе, 51% студентов считает, что его развитие сдерживается их собственной неподготовленностью, причем значительная часть и не хочет предпринимать каких-либо личных действий для изменения сложившегося положения. Крайне скептически относятся респонденты к возможности внедрения подлинного самоуправления. Свыше половины из них считают, что в вузе может быть только ограниченное самоуправление.
Необходимо отметить рост неверия в самоуправление при переходе от младших курсов к старшим. Очевидно, это тенденция связана с различиями в возрастной психологии, ибо для большинства студентов переход в старшую возрастную группу молодежи преимущественно происходит на 3-4 курсе. Однако не меньшую роль в росте скептицизма студенчества играет реальная деятельность администрации, общественных организаций факультетов и вузов. Происходит определенное сдерживание этого развития путем ограничения самоуправления только сферой быта и, частично, отдыха.
В то же время, по мнению студентов, спектр студенческого самоуправления может быть гораздо шире и охватывать организацию учебного процесса, в том числе следующие стороны: составление расписания занятий и графика экзаменационной сессии - 45,5% опрошенных учащихся высших учебных заведений; распределение мест в общежитии - 43,4%; распределение внутри студенческой группы стипендиального фонда - 44,0%; освобождение студентов от занятий по их личным просьбам - 39,0%; оценку качества проведения занятий - 30,4%; совершенствование учебных программ и планов (включение новых курсов, изменение количества часов, рекомендованных для изучения учебного предмета, изменение соотношения лекционных и семинарских часов, распределение по вопросам студенческой практики) - 29,8%; подбор кандидатур для учебы в аспирантуре - 17,4%; решение вопросов материально-технического снабжения и обслуживания общежитий - 16,7%.
Важным аспектом самоуправления студенческой молодежи является формирование трудовой мотивации и профессиональное самоопределение. В современных условиях требования работодателей к наемным работникам включают в себя общекультурную и профессиональную компетентность, терпимость к переменам и гибкость в применении своих знаний. В студенческой среде 35,0% придерживается мнения о том, что ценность человека определяется полезностью его труда для общества, а 44,0% видят смысл своих образовательных и профессиональных усилий в самореализации и достижении успеха. Почти 100% респондентов полагают, что именно высшее образование предоставляет возможности для широкого выбора видов деятельности, развивает способность адаптации к изменяющимся условиям жизни. Одновременно у 78,0% респондентов считают, что в России остро сталкиваются с проблемой труда не только малоквалифицированные рабочие, но н дипломированные специалисты.
Среди зарегистрированных безработных высшее образование имеют 30,7%, среднее профессиональное - 26,8%, начальное профессиональное - 19,8%, среднее (полное) общее - 19,3%, основное общее образование - 4,2%. Безработные в возрасте от 16 до 29 лет составляют 20,8%. Среди причин  отказ в получении работы со стороны работодателя, связанный с отсутствием опыта (47,0%), с профессиональным несоответствием (41,0%).
В среде студенческой молодежи преобладают следующие характеристики желаемой сферы приложения труда: хорошо оплачиваемая работа, интересная работа, работа с хорошими условиями труда, работа, полезная обществу, разнообразная и творческая работа, возможность профессионального роста на работе, возможность быстрой карьеры, оставляющая много свободного времени и неутомительная работа.
Понимание ситуации позволяет сформулировать следующие принципы развития студенческого самоуправления в контексте усиления трудовой мотивации и профессионального самоопределения: повышение роли студенческих общественных объединений в гуманистическом воспитании студентов, воспитание в духе толерантности и нетерпимости к проявлениям экстремизма в общественной жизни; утверждение демократического образа жизни, взаимной требовательности, чувства социальной справедливости, здорового морально-психологического климата, укрепление нравственных основ молодой студенческой семьи, утверждение на основе широкой гласности нравственных принципов, нетерпимости к антиобщественным проявлениям в быту; контроль и организация учебной и научной деятельности, повышение эффективности и успешности учебы, активизация самостоятельной творческой деятельности студентов в учебном процессе с учетом современных тенденций развития системы непрерывного образования; формирование потребности в решении актуальных научных проблем по избранной специальности через систему научно-технического творчества студенческой молодежи; развитие и углубление инициативы студенческих коллективов в организации гражданского воспитания; формирование в учебных группах, на курсах и факультетах коллективов студентов по профессиональным интересам.
Через призму самоуправления студенческой молодежи происходит формирование позиции личности в сферах: а) образования (развитие познавательного ценностно-ориентированного отношения к труду и к себе, развитие интеллектуальных способностей и формирование индивидуальной картины приобщения к труду, включающей в себя понимание сферы труда и общества в их единстве и многообразии); б) коммуникаций (стремление овладеть иностранными языками и языками науки как основы современной техники и технологии; общение с представителями других стран и народов); в) профессиональной ориентации (знакомства с наукоемкими технологиями применительно к специфике избранной профессии, научение предвидению последствий профессиональной деятельности, обеспечение осознания сущности человека как деятельного субъекта в сфере труда); г) приобщения к культуре (развитие интеллектуальных способностей человека, обеспечивающих его возможности ориентироваться в информационных потоках, раскрывающих сущностные характеристики как образовательной среды, так среды производственно-технологической).
Таким образом, профессиональное самоопределение представляет собой процесс создания субъектом потенциала личностного развития через объективацию различных форм своей активности, или сохранение имеющегося потенциала с целью его последующей реализации, если наличные условия, обстоятельства и другие факторы рассматриваются человеком как субъективно неприемлемые. Способность к самоопределению характеризуется совокупностью психических свойств, являющихся условием возможной его реализации как процесса. Продуктивность процесса самоопределения выражается в осуществлении индивидом таких форм активности, которые оптимальны по сравнению с возможными другими и в данных условиях в наибольшей степени либо отвечают его субъективности, либо позволяют ему самореализоваться как профессионалу. Личностное самоопределение, его успешность и продуктивность являются одновременно предпосылкой и условием эффективного профессионального самоопределения.
Подобное понимание социокультурного подхода и подхода профессионального самоопределения в развитии студенческого самоуправления позволяет обосновать необходимость создания в системе управления вузом института человеческой солидарности [1] .
Институт человеческой солидарности выступает разновидностью общественных коммуникаций и общественного взаимопонимания. Этот вид коммуникаций предполагает: регулярные встречи руководителей вуза со студентами; самоуправление в студенческих общежитиях; студенческие советы в институте (отчеты, наказы); активное привлечение студентов старших вузов к работе в общественной приемной комиссии, `круглые столы`.
Совместно с действующими структурами управления вузом студенческие советы участвуют в мероприятиях, где обсуждаются и утверждаются программы совершенствования учебно-воспитательного процесса; периодически заслушиваются отчеты заведующих кафедрами о качестве учебного процесса, учебных программах и современных методах обучения студентов; организуется обмен опытом работы кафедр и факультетов с привлечением специалистов из других вузов; обсуждается информация о воспитательной работе со студентами и вырабатываются меры по активизации деятельности студенческого актива; обсуждаются вопросы связи факультета с предприятиями, фирмами, учреждениями, выпускниками вуза, развития научных и гуманитарных связей со студенческими, молодежными и иными организациями и общественными объединениями в Российской Федерации и с зарубежными странами. На этой основе организуется взаимодействие с ректоратом и деканатами, кураторами учебных групп и курсов по обеспечению учебно-воспитательной работы со студентами и аспирантами; участие в международных связях вуза с использованием соответствующих организационных структур и подразделений; осуществляется выработка рекомендаций по эффективному управлению средствами, выделенными вузом на внеучебную и воспитательную работу со студентами.
В системе организационного обеспечения процессов развития студенческого самоуправления в вузе можно выделить методы экспертно-аналитического обеспечения учебного процесса, способствующего эффективному вовлечению студентов в процесс профессионального самоопределения и формирование бизнес-инкубаторов. Первый метод обусловлен пространственно-временным обновлением учебных курсов и разработкой образовательных стандартов, модульных методов обучения студентов. Отметим, что модуль (от лат. `modulies` - мера, способ) - это относительно самостоятельный, функционально ориентированный фрагмент процесса обучения, имеющий собственное программно-целевое и методическое обеспечение и реализуемый посредством четко отработанной педагогической технологии.
Модульное обучение предполагает возможность самостоятельного подбора каждым студентом содержания обучения и порядка его освоения, исходя из личных особенностей и потребностей.
Модульное построение содержания учебных программ основывается на следующих принципах: целенаправленный подбор учебного материала и его объединение в блоки; полнота учебного материала в блоке, разносторонность и интегративность; обеспечение относительной самостоятельности модуля, его логической завершенности; методическое обеспечение усвоения материала студентами и обеспечение обратной связи с преподавателем.
Содержание обучения представляется в законченных, самостоятельных комплексах-модулях, являющихся банком информации и методическим руководством по его усвоению. Взаимодействие преподавателя и студента в учебном процессе осуществляется на принципиально иной, чем при традиционной системе, основе - с помощью модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение обучающимися определенного уровня предварительной подготовленности к каждой педагогической встрече.
Подобный подход к повышению качества учебного процесса, профессионализации учебных программ, развитию профессионального самоопределения, как показывает социологический опрос, поддерживают 93 % студентов 3-5 курсов вузов. Преподаватели вузов модульный метод оценивается по-разному: как соответствующий современным образовательным тенденциям  49,0%, как увеличение эмоциональной нагрузки на преподавателей - 93,0%, как увеличение учебной нагрузки - 71,0%, как новое явление, которое еще долго не приживется в практике организации учебного процесса - 11,0%.
Студенты 1-2 курсов вузов, как правило, не имеющие навыков самостоятельной работы, считают, что `модулизация` учебного процесса снижает уровень восприятия учебных дисциплин. Так, 84% респондентов отмечают, что модулизация заводит учебный процесс в рамки формального обучения; 70,% склонны полагать, что отсутствие постоянных контактов с преподавателями приведет к снижению самоорганизации и ответственности студентов; 27,% респондентов подчеркивают, что отсутствие в условиях модулизации межличностных и межгрупповых коммуникаций в учебном процессе приведет к `халтуре`.
Ситуация, видимо, может измениться, если обеспечить привлечение студентов к проектированию учебного процесса, в том числе к аспектам: формирования рабочей группы по разработке учебного курса; структурирования учебного курса; выбора траектории обучения; определения разработчиков отдельных модулей; выбора форм организации и методов обучения; формирования системы контроля и оценки; разработки учебно-методического обеспечения.
Кроме того, в обеспечении студенческого самоуправления необходимо применять инновационные технологии развития профессионального самоопределения и роста профессиональных компетенций студентов. Опыт показывает, что только 10-20% новаций, разрабатываемых в вузах, внедряются в сферу производства. Но это при условии технологического разрыва системы `вуз - предприятие`. Студенты-выпускники вузов могут стать недостающим технологическим звеном и, как следствие, резко повысить уровень внедрения разработок в производство. Решение этого вопроса может быть осуществлено посредством формирования в структуре управления вузом студенческих бизнес-инкубаторов.
Студенческий бизнес-инкубатор - это структура вуза, осуществляющая инновационную деятельность и предполагающая профессиональное взаимодействие ученых и специалистов со студентами в решении научно-технических, экологических и социальных проблем.
В основу студенческих бизнес-инкубаторов может быть заложено коммерческое самоуправление, так как именно здесь могут производиться следующие виды работ: экспертиза инновационных проектов, включающая в себя научно-техническую экспертизу, определяющую новизну и достоверность предлагаемого проекта, а также экологическую и коммерческую экспертизы (конъюнктурная проработка, оценка будущего рынка нового товара и ожидаемая прибыль). При необходимости возможен поиск инвесторов и предоставление гарантий, предоставление на льготных условиях помещений, оборудования, опытного производства; а также оказание правовых, рекламных, информационных, консультационных и прочих услуг.
Студенческий бизнес-инкубатор, являясь самоуправляемой коммерческой структурой вуза, в результате своей деятельности решает не только проблему профессионального становления студенческой молодежи, но и обеспечивает в случае положительного результата и дополнительный доход. Одновременно в процессе инновационной деятельности выявляются и сами инноваторы, наиболее востребованные в дальнейшем в народнохозяйственном комплексе страны.
Не менее важны и межличностные, межгрупповые, межпрофессиональные и, вполне возможно, межгосударственные профессиональные коммуникации, если в студенческих бизнес-инкубаторах работают студенты иностранных государств. В дальнейшем деятельность подобных бизнес-инкубаторов может стать основой создания совместных предприятий и т.п.
Аудиторный опрос студентов 3-5 курсов СПбГПУ и СПбГУЭФ показал целесообразность создания в рамках университетов студенческих бизнес-инкубаторов. 74 студента готовы участвовать в работе студенческих бизнес-инкубаторов, 16 - смогли бы работать, если бы была сформулирована конкретная цель и определены стимулы. 10 студентов уже работают в коммерческих структурах. При этом в настоящее время подрабатывают 77,0% студентов технических факультетов, 72,0% - экономических, 83,0% - гуманитарных. На I курсе работают 40,0% студентов, на II - 54,0%, на III - 81,0%, на IV - 74,0%, на V - 77,0%, две трети из них работают постоянно.
Создание студенческих бизнес-инкубаторов в полной мере соответствует интересам большинства студентов, среди которых доминируют необходимость заработать себе на жизнь и на получение образования (72,0%) и забота о послевузовском трудоустройстве (64,0%). Студенты хотят поработать, чтобы получить опыт в определенной области, написать хорошее `резюме` и тем самым повысить свои шансы на получение желаемой работы. Понятно и их желание освоить за время учебы в вузе разные виды работ, чтобы в дальнейшем иметь возможность выбрать наиболее подходящую для себя. 62% опрошенных ощущают стремление не отставать от друзей, научиться чему-либо новому, полнее ощутить связь приложенных усилий с результатом, что далеко не всегда удается в вузе.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия