Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4, 2002
ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И БОРЬБЫ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ
Дятлов С. А.
профессор кафедры общей экономической теории Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук


ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В статье рассматриваются особенности перехода к информационной экономике и связанные с этим проблемы и задачи, требующие формирования "электронных правительств". Дается характеристика таких правительств, их функций, в том числе по регулированию электронного бизнеса. Обобщается опыт разработки и реализации национальных и международных программ и проектов формирования информационного общества.

Переход к глобальной информационной экономике объективно предполагает превращение правительств, прежде всего в развитых странах, в электронные правительства (Electronic Government), выполняющие важные функции по регулированию информационных отношений между основными субъектами экономики и общества и институциональными структурами. В основные задачи правительств входит: обеспечение равных возможностей доступа всем физическим и юридическим лицам к глобальным, национальным, местным и локальным информационным ресурсам; организация электронных государственных закупок и регулирование взаимоотношений между субъектами электронного бизнеса; развитие дистанционных фискальных функций и налогового контроля; снижение издержек управления и повышение производительности труда государственных служащих; обеспечение комплексной информационной безопасности и др.
Электронное правительство характеризуют следующие социальные и технологические параметры:
- система прямых и обратных связей между основными субъектами управления общественными процессами, осуществляемых с помощью современных информационно-коммуникационных средств в целях обеспечения конституционных прав и свобод граждан, улучшения качества предоставляемых правительством населению услуг и повышения эффективности государственного управления;
- функциональная государственная компьютерная система с обеспечивающими ее службами, предназначенная для выполнения правительством его функций через различные виды электронного сервиса (Интернет, мобильную связь, цифровое телевидение, центры обслуживания вызовов и др.) и для взаимодействия с населением, фирмами, общественными организациями, государственными учреждениями и иностранными лицами;
- внешняя правительственная информационная система, или так называемый правительственный информационно-сетевой портал;
- внутренняя правительственная информационная система, включающая в себя системы электронного документооборота и учета (бухгалтерская система, система учета кадров и др.);
- государственная система обеспечения комплексной информационной безопасности.
При развертывании процессов глобализации создается информационно-сетевая экономика (Information-Networks Economy), которая представляет собой сетевую сложно организованную многоуровневую структуру с отношениями между экономическими агентами через Интернет и другие телекоммуникационные каналы. В информационной экономике между основными субъектами устанавливаются электронные функциональные взаимоотношения (между населением, частным бизнесом, правительством и иностранным сектором), складываются определенные микро- и макропропорции.
Интернет-технологии уже сегодня довольно активно внедряются в политику, бизнес, образование, государственное управление, трансформируя правила "игры", принципы ведения бизнеса, управления компаниями, государственного управления, характер межличностных связей.
В современных условиях правительства все чаще включаются в сферу электронных взаимоотношений. При этом их деятельность предполагает предоставление правительственными организациями и учреждениями информации и услуг экономическим агентам как на безвозмездной, так и на возмездной основе.
Наряду с традиционными видами электронной коммерции B2B, B2C, развиваются новые ее виды: G2B (Government-to-Business - Правительство-Бизнес), G2C (Government-to-Citizen - Правительство-Гражданин), G2G (Government-to-Government - Правительство-Правительство), A2C (Administration-to-Consumer - Администрация-Потребитель).
Правительство Франции объявило о намерении к 2005 году реализовать первую в мире систему A2C (Administration-to-Consumer), посредством которой предполагается все административные услуги гражданам предоставлять через Интернет.
По нашему мнению, осуществление комплекса законодательно-организационных, стимулирующих, контрольно-регулирующих и мониторинговых функций необходимо возлагать на специальное созданное подразделение электронного правительства, которое можно назвать департаментом развития, мониторинга и безопасности интернет-экономики.
Такой департамент должен способствовать: организационной и законодательной поддержке электронного государственного и частного предпринимательства, регулированию отношений между основными субъектами электронного бизнеса, развитию электронной торговли между государственными организациями и частными компаниями, обеспечению условий для безопасного функционирования различных видов электронного бизнеса; проведению электронных конкурсов на поставку товаров и услуг для удовлетворения государственных нужд, проведению прямых государственных закупок через Интернет; осуществлению дистанционных фискальных функций и налогового контроля (например, оплате налогов и пошлин, заполнению гражданами налоговых деклараций через Интернет); проведению согласованной тарифной политики на Интернет-услуги; организации новых электронных рынков (например, рынка оффшорного программирования); контролю за эмиссией и оборотом электронных денег; развитию электронных систем таможенных платежей; расчетам и выдаче зарплаты (например, использованию государственными служащими смарт-карт); оказанию дистанционных услуг и консультаций по переобучению и трудоустройству работников, в том числе государственных служащих; осуществлению комплексного мониторинга и анализа макропараметров и пропорций интернет-экономики; активному вовлечению населения в обсуждение разрабатываемых законопроектов и политики правительственных органов, через электронную почту, электронное голосование и т.д.
Для успешного выполнения этих задач нужны комплексный мониторинг интернет-экономики (на микро-, мезо- и макроуровне), исследование ее свойств, функций, сегментов, структурных элементов, критериев развития, показателей и индикаторов, а также разработка электронных концепций, программ и проектов.
В ведущих странах мира в последнее время разработаны интересные международные и национальные программы перехода к информационному обществу и формирования информационной экономики. Среди них заслуживают особого внимания программы Великобритании "UK online", США "Национальная информационная инфраструктура", Франции "Government Action Program for Information Society", России "Электронная Россия", общеевропейская программа "e-Europe", программа стран большой семерки "Государство он-лайн" и ряд специальных межрегиональных программ, например, программа "Электронный шелковый путь".
В России, наряду с принятой федеральной программой "Электронная Россия", действие которой рассчитано на период 2002-2010 гг., разрабатываются соответствующие программы для крупных регионов и городов, например, комплексная программа "Электронная Сибирь", "Комплексная программа движения Москвы к информационному обществу", "Электронный Санкт-Петербург".
В Великобритании активно реализуется программа, составленная на основе положений "Белой книги по модернизации правительства" (Modernising Government White Paper). Полное название программы "Е-граждане, е-бизнес, е-правительство. Стратегическая концепция обслуживания общества в информационную эпоху" (е-citizen, e-business, e-government. A strategic framework for public service in the Information Age). Основная цель данной программы заключается в анализе и конкретизации перехода к Правительству информационного века.
В Австралии, Германии, Голландии, Канаде, Новой Зеландии, Португалии, Сингапуре, США, Швеции, Финляндии и других странах созданы официальные сайты правительственных служб, позволяющие ознакомится с повестками заседаний, стенограммами докладов, законодательными актами, различными инструкциями и комментариями.
В качестве примеров можно привести сайты правительства Австралии (www.nla.gov.au/oz/gov), информационной службы правительства Великобритании (www.open.gov.uk), информационный портал правительственных организаций и законодательных органов Великобритании (www.ukonline.gov.uk), главный сайт правительства Канады (www.canada.gc.ca/main_e.html), центра web-обслуживания правительства Сингапура (www.gov.sg), главный сайт органов государственного управления США (http://firstgov.gov), информационный сайт при правительстве США (www.info.gov), официальный сайт правительственных служб Франции (www.service-public.fr) и т.д.
Существуют проекты "электронный город", "электронная деревня":
- проект информатизации пятидесяти европейских городов (www.infocities.eu);
- хельсинский проект информатизации городов (www.hel.fi/InfoCities/eng);
- проект "малый цифровой город" (www.district-partheney.fr);
- проект "электронная деревня" в Блэксбурге (www.bey.net/project/brochures) и др.
В США предоставлением необходимой официальной информации через Интернет занимается целый ряд правительственных организаций и специальных учреждений. Большое значение имеют официальные сайты Белого Дома и Конгресса США, электронно распределительная структура Национальной технической информационной службы Министерства торговли (FedWorld), Печатное бюро правительства США (GRO Access), Офис межгосударственных решений (Office of Intergovernmental Solutions) и др.
Координация функций обеспечения комплексной информационной безопасности и защиты инфраструктурных систем, в том числе в случае угрозы безопасности федеральным компьютерным системам, возложена на созданное в ноябре 2002 года Министерство национальной безопасности (Department of Homeland Security).
Важнейшей функцией электронного правительства является сбор налогов и платежей через Интернет. Предполагается, что в 2006 г. через Интернет в США будут собирать 15% всех налогов и штрафов (на сумму 602 млрд долл.).
В России с февраля 2001 г. началось внедрение электронной системы таможенных платежей. Проект получил название "Таможенная карта". Таможенная микропроцессорная карта содержит информацию и о самом плательщике - вплоть до паспортных данных и индивидуального номера налогоплательщика. Использование этой системы призвано содействовать увеличению объемов экспортно-импортных операций и росту бюджетных доходов.
Решению задач правительства в информационно-сетевой экономике посвящен проект Governance in the Digital Economy, который реализуют представители восьми международных корпораций, в том числе Electronic Data Systems, Hewlett-Packard, IBM. В нем участвуют и представители правительственных структур 20 государств, в частности, Канады, Нидерландов, США, а также властей нескольких штатов, провинций и муниципалитетов. Идея этого проекта принадлежит научно-исследовательской организации Alliance for Converging Technology. (За участие в проекте каждая корпорация выплачивает по 250 тыс. долл., правительства - от 50 до 100 тыс. долл.).
Решение сложных проблем становления информационного общества требует интенсификации научного поиска и ускорения создания специальных институциональных структур, в чьи функции должны входить разработка нормативно-законодательных актов, формирование организационного механизма и системы эффективного регулирования и практического мониторинга глобальной информационно-сетевой экономики для обеспечения нового качества экономического роста.
В России в современных условиях к числу самых важных и ответственных стратегических решений, на наш взгляд, следует отнести разработку и реализацию концепции управляемого перехода к информационному обществу, которую можно назвать "Концепцией информационного лидерства". Важнейшую роль в механизме реализации данной концепции должно сыграть электронное правительство, призванное обеспечить в информационную эпоху достижение общественно значимых и нравственно ориентированных целей.


Работа подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект N 02-02-00240а

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия