Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ЕврАзЭС И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Грызлов Б. В.
Председатель Межпарламентской Ассамблеи государств-членов ЕврАзЭС,
Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации


О деятельности межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС по правовому обеспечению развития евразийского экономического сообщества

25 января 2006 г. в Санкт-Петербурге состоялось историческое заседание Межгосу-дарственного Совета, на котором было принято решение о приеме Республики Узбекистан в члены Евразийского экономического сообщества. В связи с этим Межпарламентская Ас-самблея пополняется парламентской делегацией Олий Мажлиса Узбекистана. В Ассамблее будет не пять, а шесть постоянных комиссий, поскольку каждый национальный парламент председательствует в одной из них. Предлагается сформировать комиссию по агропромыш-ленной политике, природопользованию и экологии, что соответствует одному из приорите-тов в деятельности Сообщества.
Вступление в ЕврАзЭС Узбекистана - исключительно важное событие. Вместе мы становимся конкурентоспособней, можем более эффективно решать как задачи националь-ного развития, так и задачи, связанные с глобальными вызовами.
Евразийское экономическое сообщество уже стало эффективной организацией, кото-рая отвечает требованиям времени. Фактически центр законодательных инициатив, обеспе-чивающих интеграцию на постсоветском пространстве, сегодня смещается в сторону МПА ЕврАзЭС. Это обусловлено в том числе и тем, что время деклараций уходит в прошлое и нужно принимать более конкретные и действенные решения.
Для разработки Основ законодательства, имеющих прямое (обязательное) действие, участие национальных парламентов в законотворческой деятельности Межпарламентской Ассамблеи должно стать более системным. В этой связи нужно ускорить проведение внутри-государственных процедур, связанных с ратификацией Договора о статусе Основ законода-тельства ЕврАзЭС, порядке их разработки, принятия и реализации. Кроме того нужно четко понимать, что Евразийское экономическое сообщество может быть конкурентоспособным лишь в том случае, если мы будет ориентироваться на новейшие технологии ХХI века.
Эту инновационную технологическую основу нужно создавать уже сейчас, в том чис-ле посредством развития адекватной правовой базы. В наших парламентах, соответственно, теперь наиболее востребованы такие модельные законы и типовые проекты, как `Об основах технического регулирования`, `Об инновациях`, `Об основах транспортной деятельности`, `О поддержке малого и среднего предпринимательства`, `Об электронном документе`, `О борьбе с терроризмом`, `О борьбе с коррупцией`, `Об образовании`, `О миграции`, `Об основах социальной политики`.
Вместе с тем, большое значение имеет тот факт, что только за последний год приняты важные, с точки зрения гармонизации национальных законодательств, Основы бюджетного законодательства, Евразийская социальная хартия, типовые проекты `О защите вкладов фи-зических лиц в кредитно-финансовых организациях`, `О социальном партнерстве`, Реко-мендации по гармонизации нормативно-правовой базы государств - членов ЕврАзЭС в ус-ловиях реформирования таможенного законодательства, и по гармонизации основных поло-жений налогового законодательства. Всего же Межпарламентской Ассамблеей подготовлено и принято уже более 80 модельных законов и типовых проектов.
Но нам предстоит серьезная работа по повышению качества принимаемых законов. Некоторые из них отражают лишь текущую проблематику, не учитывают вопросы стратеги-ческие. При подготовке типовых проектов недостаточно изучаются положения националь-ных законодательств. С другой стороны, национальные законы часто разрабатываются и принимаются без учета интеграционных интересов.
Необходима эффективная координация законотворческой деятельности, без которой нельзя говорить об углублении интеграционных процессов. К совместной работе нужно при-влекать не только депутатов, ученых и экспертов Межпарламентской Ассамблеи, но и спе-циалистов исполнительных органов государств - членов ЕврАзЭС. Сегодня Интеграцион-ный Комитет недостаточно активно подключает Межпарламентскую Ассамблею к подготов-ке и экспертизе принимаемых Межгоссоветом договоров и соглашений, что, на мой взгляд, ничем неоправдано. Убежден, что при совместной работе качество этих документов только повысится, а сроки их ратификации ускорятся. Этот упрек я отнес бы. однако, и к деятельно-сти Межпарламентской Ассамблеи. Наши рекомендации, типовые проекты законодательных актов, Основы законодательств должны разрабатываться совместно с Интеграционным Ко-митетом, а также с экспертами государственных органов стран Сообщества.
Совместно с Интеграционным Комитетом, национальными правительствами и парла-ментами необходимо более основательно заняться и мониторингом правоприменительной практики. В рамках Ассамблеи целесообразно сформировать специальную комиссию или рабочую группу, которая систематически проводила бы такую работу.
Необходимы также предложения по дальнейшему развитию норм Договора об учреж-дении ЕврАзЭС в отношении, во-первых, контроля за исполнением актов Сообщества, во-вторых, экономической ответственности сторон за неисполнение обязательств. С учетом опыта Европейского союза предлагается разработать соответствующие нормативы и внести изменения в статью 14 Договора `Исполнение решений органов ЕврАзЭС`.
Мониторинг, парламентский контроль предполагают постоянный обмен информацией и ее критический анализ. В последнее время с этой целью в практику вошли расширенные межпарламентские слушания на базе национальных парламентов. Проведено уже четыре ту-ра слушаний по таким важным вопросам, как таможенное регулирование, правовые аспекты вступления в ВТО, приграничное сотрудничество, гармонизация законодательства в области социальной политики. Но нужно подумать и о более частом проведении расширенных засе-даний постоянных комиссий Ассамблеи с участием специалистов и научных экспертов.
Нужно также учитывать, что формат Межпарламентской Ассамблеи позволяет нам согласовывать действия национальных парламентов стран ЕврАзЭС с различными междуна-родными организациями: ПАСЕ, Парламентской Ассамблеей ОБСЕ, ПАЧЭС.
Совершенствование правовой базы Евразийского экономического сообщества с уче-том норм и правил ведущих международных организаций позволит позитивно изменить и инвестиционный климат в государствах Сообщества привлечь дополнительные инвестиции. Предлагается в этой связи рассмотреть вопрос о возможности создания при Межпарламент-ской Ассамблее специального органа - Евразийского информационно-аналитического и правового центра содействия инвестициям, который способствовал бы подготовке и реали-зации международных инвестиционных проектов в государствах - членах ЕврАзЭС, а так-же проектов Сообщества на рынках дальнего зарубежья.
Говоря об инвестиционных проектах, следует обратить внимание и на перспективы, связанные с деятельностью Евразийского банка развития (соглашение об учреждении кото-рого ратифицировано, в частности, Государственной Думой Федерального Собрания Россий-ской Федерации 19 мая этого года). Имеется в виду финансирование таких проектов, как: создание железнодорожного транспортного коридора Брест - Урумчи, строительство Санг-тудинской ГЭС в Таджикистане; восстановление линий электропередач Сибирь - Казах-стан; строительство танкеров для транспортировки нефти по Каспийскому морю; создание российско-казахстанского совместного предприятия по сборке автомобилей `КамАЗ`, ос-воение уранового месторождения `Заречное` в Казахстане; завершение строительства каска-да Камбаратинской ГЭС в Кыргызии, а также инвестиционных проектов, уже включенных в долгосрочную инвестиционную программу ЕврАзЭС.
Для эффективного развития Евразийского экономического сообщества необходима стройная правовая система, в полной мере отвечающая целям и задачам Сообщества. И обеспечить интеграционные процессы соответствующей нормативной базой - наша прямая обязанность.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия