Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ СНГ и ЕврАзЭС
Некрасов В. А.
руководитель Представительства Федеральной таможенной службы России в Кыргызской Республике,
кандидат юридических наук (г. Бишкек)


Административно-правовое регулирование перемещения товаров через Российско-Казахстанскую границу для космодрома `Байконур`

В мировой экономике отсутствует опыт аренды одним государством части территории другого государства, аналогичный практике аренды Российской Федерацией комплекса `Байконур`. Анализ этого опыта, соответственно, имеет существенное значение для развития международного сотрудничества и таможенной деятельности.
В мае 1992 г. Российской Федерацией и Республикой Казахстан было заключено Соглашение о порядке использования космодрома "Байконур", а в 1994 г. Соглашение об основных принципах и условиях использования этого космодрома, предусмотревшее передачу в аренду Российской Федерации его объектов. По Соглашению от 23 декабря 1995 года на период аренды казахстанский город Байконур был наделен статусом, соответствующим статусу российского города федерального значения, но с особым режимом функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.
Данные соглашения послужили началом формирования международно-правовой базы по комплексу `Байконур`, которая сегодня представлена более чем пятьюдесятью международными соглашениями и десятками законодательных актов России и Казахстана, определяющими особенности таможенного администрирования, технологии таможенного оформления и таможенного контроля в отношении товаров, ввозимых на комплекс `Байконур` с территории Российской Федерации и вывозимых с комплекса `Байконур` в Российскую Федерацию.
Однако до сих пор в сфере таможенной деятельности юрисдикция сторон в должной мере не уточнена.
Как уже отмечалось (см. `Проблемы современной экономики` N ½ за 2006 г.) на Байконуре практически все вопросы правового регулирования на таможенной территории Республики Казахстан определяет российское законодательство и в результате товарные поставки и транспортные операции осуществляются без оформления внешнеторговой сделки. Однако российские предприятия и организации, находящиеся на комплексе, а также персонал космодрома испытывают затруднения в эффективной реализации своих прав.
В соответствии с Соглашением между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Таможенным комитетом Министерства финансов Республики Казахстан об упрощенном порядке таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств от 6 июля 1998 года, Протоколом о дополнениях и изменениях к нему от 29 апреля 2002 года и приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 22 августа 2002 года N884 утверждены Правила таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, вывозимых из Российской Федерации на комплекс "Байконур" и ввозимых с комплекса "Байконур" в Российскую Федерацию.
Во исполнение этих решений Управлению по делам Таможенного союза поручено проинформировать Таможенный комитет Министерства государственных доходов Республики Казахстан о введении в действие Правил, а Управлению спецтехники и автоматизации таможенных технологий (совместно с ГНИВЦ ГТК России и Управлением по делам Таможенного союза) - выявить возможности расширения пропускной способности существующих каналов связи для обмена информацией между ГТК России и Таможенным комитетом Министерства государственных доходов Республики Казахстан через Представительство таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе Республики Казахстан, а также разработать проект автоматизированного обмена информацией между Государственным таможенным комитетом РФ и Таможенным комитетом Министерства государственных доходов Казахстана.
Одновременно для осуществления совместного таможенного контроля товаров и транспортных средств на комплексе "Байконур" Представительство таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе Республики Казахстан обязывается организовать взаимодействие с Таможенным комитетом Министерства государственных доходов Республики Казахстан при осуществлении контроля за целевым использованием товаров и транспортных средств, их доставкой, а также при проведении совместных мероприятий, направленных на выявление и пресечение случаев оставления товаров и транспортных средств, оформленных в упрощенном порядке, на территории Республики Казахстан вне комплекса "Байконур", и вывоза таких товаров и транспортных средств с комплекса "Байконур" на территорию Республики Казахстан.
В результате при аренде комплекса статус товаров для таможенных целей подтверждается путем представления в таможенный орган Российской Федерации гарантийных обязательств, заверенных подписью уполномоченных должностных лиц Российского авиационно-космического агентства либо Министерства обороны Российской Федерации.
Таможенное оформление и таможенный контроль товаров осуществляется российскими таможенными органами в упрощенном порядке, без представления лицензий и других разрешений государственных органов, без уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов за таможенное оформление, без оформления процедуры доставки товаров под таможенным контролем, а также без обязательного помещения таких товаров на склады временного хранения. Декларирование товаров ограничивается представлением в качестве таможенной декларации транспортных и товаросопроводительных документов.
Установлены и особые условия проведения таможенного досмотра. Таможенный досмотр товаров производится в исключительных случаях - тогда, когда есть достаточные основания полагать, что конкретная партия товаров поставляется с нарушением таможенного законодательства Российской Федерации.
При проведении таможенного оформления и таможенного контроля товаров, вывозимых из Российской Федерации на комплекс "Байконур" и ввозимых в Российскую Федерацию с комплекса "Байконур" в таможенный орган Российской Федерации должны быть представлены транспортные и товаросопроводительные документы, список товаров с обязательным указанием их наименования, кодов в соответствии с ТН ВЭД России и статистической стоимости в долларах США и гарантийное обязательство.
Аналогичный порядок таможенного оформления и таможенного контроля товаров, предназначенных для комплекса `Байконур`, установлен в Республике Казахстан (приказ Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 25.12.2002 г. N 158).
Упрощенный порядок таможенного оформления в принципе значительно облегчает деятельность российских субъектов хозяйствования, зарегистрированных в г.Байконур. Но практика его применения показывает, что вопреки договоренностям российские организации, осуществляющие ввоз из России на территорию комплекса товаров, предназначенных для функционирования комплекса, уплачивают значительные таможенные платежи. Например, взысканные за 2002 год платежи составили сумму в 452700 долл. США. Таможенные платежи в полном объеме перечисляются в бюджет Республики Казахстан, а не в бюджет города, как предусмотрено международными договорами. Более того, казахстанская сторона рассматривает суммы таможенных платежей, не подлежащих уплате на основании п. 8 Договора аренды комплекса `Байконур` от 10.12.1994 г., как потери бюджета Республики Казахстан.
Часто возникают проблемы и с таможенным оформлением товаров в таможне `Байконыр` - в основном из-за ее попыток выполнить задания по взиманию таможенных платежей за счет товаров, прибывающих на комплекс из России, или осуществлять правоохранительные функции путем заведения дел об административных правонарушениях в отношении граждан Российской Федерации, проживающих на комплексе либо прибывающих в г.Байконур по служебным делам.
Казахстанская сторона, как правило, исходит из того, что оформление российским таможенным органом товаров в порядке, отличающимся от предусмотренного Соглашением от 06.07.1998 г., является достаточным основанием для отказа в упрощенном таможенном оформлении и освобождении от уплаты таможенных платежей. По нашему мнению, необходимо, однако, учитывать, что Соглашение от 06 июля 1998 года является межведомственным правовым актом и основным его предназначением является установление механизма реализации более значимых двусторонних договоренностей между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. Неисполнение отдельных положений этого Соглашения не может предусматривать автоматический отказ от упрощенного таможенного оформления, установленного иными межправительственными Соглашениями (Соглашение от 25 декабря 1993 года `О порядке перемещения через границу товаров, необходимых для выполнения работ на космодроме `Байконур` от 25.12.1993 г. (8), Договор аренды комплекса `Байконур` от 10.12.1994 г. (5) и др.).
Таможня `Байконыр` также оспаривает и не принимает документы, оформленные в соответствии с установленным порядком, если получателем товаров значится организация, осуществляющая их перемещение по договору с военной либо муниципальной организацией с оплатой произведенных работ. При этом не учитывается, что товар остается на территории комплекса и в конечном итоге используется российским заказчиком для обеспечения его функционирования. Такое толкование таможней `Байконыр` нецелевого применения ввозимых на территорию комплекса товаров в определенной мере препятствует использованию Российской Федерацией объектов комплекса. Исходя из Договора аренды комплекса `Байконур` нецелевым применением ввозимых товаров могут являться лишь случаи их продажи и использования на другие цели, не связанные с функционированием комплекса. Без согласования с российской стороной вообще осуществляется контроль за целевым использованием ввезенных товаров, т.е. проверка неотчуждения их получателем.
Для урегулирования проблем, которые приводят и к нарушению международных договоренностей по комплексу `Байконур`, представляется целесообразным во-первых, либо дополнить п. 2.1 Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, вывозимых из Российской Федерации на комплекс `Байконур` и ввозимых с комплекса `Байконур` в Российскую Федерацию, положением: `Должностное лицо российского таможенного органа в обязательном порядке запрашивает у отправителей товаров все перечисленные документы, необходимые для применения упрощенного порядка таможенного оформления`, либо обязать российские таможенные органы проставлять отметки о наличии гарантийных обязательств в товаросопроводительных и транспортных документах даже в случае таможенного оформления в общеустановленном порядке, не регистрируя при этом документы в отдельном журнале деклараций.
Во-вторых, Правила могут быть дополнены следующим положением (п. 2.5): `В случае производства таможенного оформления товаров, вывозимых из Российской Федерации на комплекс `Байконур`, в общеустановленном порядке должностное лицо таможенного органа проставляет отметку о гарантийном обязательстве, заверенную подписью и оттиском личной номерной печати, в соответствии с п. 2.2 Правил после представления гарантийного обязательства по обращению декларанта, получателя товаров или Представительства таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе Республики Казахстан. Указанная отметка может проставляться после выпуска товаров`.
Целесообразен и упрощенный порядок перемещения транспортных средств, временно ввозимых гражданами Российской Федерации, зарегистрированными на комплексе `Байконур`. Транспортные средства должны проходить в этом случае без таможенного оформления. Решение по этому вопросу может основываться на аналогичном решении ГТК РФ об освобождении от таможенного оформления временного ввоза из Республики Беларусь транспортных средств, зарегистрированных в Республике, в случае их ввоза физическими лицами, постоянно проживающими в ее территории (Письмо ГТК России от 04.06.2002 N 01-06/22062).


Основные документы

1. Межгосударственный Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 г.
2. Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о порядке использования космодрома "Байконур" от 25 мая 1992 г.
3. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома "Байконур". (Москва, 28 марта 1994 г.)/Энциклопедия российского права. Федеральный выпуск. Электронный бюллетень.1999, N5 (35).
4. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти. (Москва, 23 декабря 1995 г.) /Бюллетень международных договоров, май 1999 г., N 5
5. Договор аренды комплекса "Байконур" между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан. (Москва, 10 декабря 1994 г.)/Энциклопедия российского права. Федеральный выпуск. Электронный бюллетень.1999.N 5 (35).
6. Соглашение между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Таможенным комитетом Министерства финансов Республики Казахстан об упрощенном порядке таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств, ввозимых из Российской Федерации на комплекс "Байконур" и вывозимых с комплекса "Байконур" в Российскую Федерацию, от 6 июля 1998 года.
7. Протокол от 29 апреля 2002 года о дополнениях и изменениях к Соглашению между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Таможенным комитетом Министерства финансов Республики Казахстан об упрощенном порядке таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств, ввозимых из Российской Федерации на комплекс "Байконур" и вывозимых с комплекса "Байконур" в Российскую Федерацию, от 6 июля 1998 года.
8. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о порядке перемещения через границу товаров, необходимых для выполнения работ на космодроме "Байконур". (Алматы, 25 декабря 1993 г.)/Бюллетень международных договоров 1994 г., N 8
9. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о сотрудничестве и взаимодействии в обеспечении безопасности комплекса "Байконур", воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан, и лиц, входящих в их состав. (Москва, 29 декабря 1994 г.)//Энциклопедия российского права. Федеральный выпуск. Электронный бюллетень.1999.N5 (35).
10. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса "Байконур". (Алма-Ата, 4 октября 1997 г.).
11. Меморандум между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о дальнейшем развитии сотрудничества по вопросам обеспечения функционирования комплекса "Байконур". (Москва, 19 июня 2000 г.)/"Российская газета" от 21 июня 2000 г., N 118
12. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса "Байконур" (Астана, 9 января 2004 г.).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия