Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4, 2002
ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И БОРЬБЫ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ
Ецинь Л.
Кандидат экономических наук,
ведущий специалист Института экономики
Академии общественных наук
Китайской Народной Республики


РАЗВИТИЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КИТАЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В статье дается развернутая характеристика транснациональной деятельности предприятий и корпораций Китая, ставшей одной из приоритетных сфер государственной поддержки. Предлагаются меры, направленные на разработку научно обоснованной стратегии освоения рынков в других странах, в том числе с целью координации планов инвестиций за рубежом и совершенствования правовых основ транснациональной хозяйственной деятельности предприятий.

Вступление в ВТО знаменует для Китая начало нового этапа в проведении политики открытости внешнему миру, в процессе усиления его участия в международной экономической конкуренции.
Поощрение транснациональной деятельности китайских предприятий стало новым стратегическим курсом китайского правительства. Соответственно проводится работа по совершенствованию системы законодательства, осуществляются различные меры, обеспечивающие реализацию данного курса.
В то же время в этой деятельности существует целый ряд проблем.
С участием китайского капитала в более чем 160 странах, по данным на 1 июля 2002 года, создано 6758 предприятий (без учета предприятий в финансовой сфере). Объем инвестиций с китайской стороны по инвестиционным соглашениям составил 8 млрд 880 млн долл. США [1] .
В первое время инвестиционная деятельность китайских предприятий за рубежом в основном ограничивалась созданием торговых организаций, которые обслуживали экспортные и импортные операции Китая. Но постепенно она стала распространяться на сельскохозяйственное производство, строительство, транспорт, разработку и изготовление новых видов продукции, освоение природных ресурсов, связь, финансовое и страховое дело, общественное питание, туризм. Торговые организации в большинстве случаев создаются в форме предприятий только с китайским капиталом, производственные организации - в основном в форме совместных предприятий, предприятия по освоению природных ресурсов - в основном в форме кооперации.
Хотя освоение зарубежных рынков началось для китайских предприятий совсем недавно, ряд корпораций уже привлек к себе внимание на мировом рынке. Создаются первые китайские ТНК. С 1998 года корпорацией "Хайэр", например, создано 13 предприятий в США, Италии и других странах, занятых разработкой новых видов продукции, производством и реализацией продукции. В 2001 году корпорация достигла в США объема реализации домашних электроприборов на 150 млн долл. и заняла на американском рынке пятое место по реализации бытовой техники. Согласно оценке американского журнала "Форбс", по совокупной конкурентоспособности "Хайэр" вошла в число мировых производителей такой техники.
Несмотря на определенные достижения, транснациональная деятельность китайских предприятий вместе с тем, остается в общем на начальной стадии своего развития. Общая сумма инвестиций за границей по заключенным между предприятиями соглашениям составляет только 0,15% от нынешнего мирового объема прямых иностранных инвестиций. Прямые инвестиции китайских предприятий заграницей составляют меньше 1% объема инвестиций в основные фонды внутри Китая (средний показатель в мире превышает 5%). Соотношение между привлеченными из-за рубежа прямыми инвестициями и инвестициями за рубежом составляет 1:0, 11. (К 31 июля 2002 года в Китае было создано в общей сложности 408,5 тыс. предприятий с участием иностранного капитала. Суммарный капитал по контрактам составляет 799 млрд 645 млн долл. США).[2] Этот показатель намного ниже соответствующего показателя в развитых странах, который составляет 1:1,1, и уступает среднему показателю в развивающихся странах, находящемуся на уровне 1:0,13. Средний размер зарубежных инвестиций китайских предприятий составляет около 1 млн 300 тыс. долл. Средний размер зарубежных инвестиций из развитых стран достигает 6 млн долл.
И географическая (около 60% инвестиций приходится на Сянган, Аомэнь и Юго-Восточную Азию), и отраслевая структура китайских инвестиций за рубежом недостаточно рациональна. Больше 60% всех инвестиций приходится на торговые предприятия, на объекты производственного назначения - только 23,2%[3] . К тому же уровень управления и экономической эффективности в зарубежных предприятиях заставляет желать лучшего.
Порядок выбора объектов и инвесторов чрезмерно усложнен, процесс утверждения проходит через много инстанций, ведомств и продолжается, как правило, от 6 месяцев до 1 года и долее. Существует чрезмерно строгое валютное регулирование. Строгие ограничения существуют по источникам валютных средств, получению банковских кредитов, страхованию инвестиций за границей, реинвестированию прибыли, полученной от зарубежных инвестиций. Государственная политика по поощрению этих инвестиций распространяется лишь на небольшое количество отраслей и объектов, а размеры поощрений ограничены. Отсутствует ряд льгот, которые широко используются в мире, например, освобождение от налогов или сокращение подоходного налога. Нет прозрачности при регулировании транснациональной деятельности предприятий. Результаты обследования, проведенного Министерством внешнеэкономических связей и внешней торговли КНР на 100 ведущих китайских предприятиях, работающих на зарубежных рынках, показали, что из всех трудностей, с которыми они сталкиваются в этой деятельности, около 40% связано с валютным регулированием, процессом утверждения, отсутствием правительственной поддержки, 45% - с трудностями доступа к источникам финансирования, нехваткой квалифицированных кадров и т.д.[4]
Зачастую инвесторы плохо знают обстановку в зарубежных странах, не имеют достаточного опыта работы на международном рынке, четкой стратегии по его освоению, работают наугад и не могут наладить на предприятиях надлежащую систему управления. В 1992 году, например, крупная корпорация из города Тяньцзинь открыла большой магазин китайских товаров в Минске, но не прошло и двух лет, как он обанкротился, были потеряны миллионы долларов, поскольку инвесторы не владели необходимой информацией о местном законодательстве, налогообложении, а также о рыночной конъюнктуре. Серьезные просчеты были допущены и в отношении качества продукции, по транспортировке и маркетингу, решению кадровых вопросов.
Некоторые организации при создании предприятий в Сянгане, Аомэне и в зарубежных странах рассматривают их как способ получения хороших доходов чиновниками, уходящими на пенсию, а также для организации нелегального "бегства" капитала. Ежегодная утечка капитала из Китая оценивается суммой в 20 млрд долл. и более.
Транснациональная хозяйственная деятельность представляет собой сложную системную работу, требующую создания благоприятного инвестиционного климата, соответствующей стратегии развития и улучшения управления на предприятиях.
Необходим научно обоснованный стратегический курс по освоению зарубежных рынков, определению приоритетных отраслей и объектов для осуществления инвестиций за рубежом. Нужно поощрять не только "обработку сырья за рубежом", но и освоение зарубежных ресурсов и рынков, приобретение передовой техники, создание крупных многонациональных корпораций. Политика поощрения должна распространяться не только на государственные, но на все предприятия, имеющие потенциальную или реальную возможность работать на внешнем рынке (частные, средние и небольшие). Следует обратить особое внимание на поддержку средних и малых предприятий.
Целесообразно иметь единый национальный орган по регулированию и утверждению планов зарубежных инвестиций, чтобы обеспечить планомерное географическое их размещение, исключить чрезмерную концентрацию инвестиций в отдельных странах. Дублирование строительства однородных предприятий, увеличивает размер инвестиций в страны Восточной Европы и СНГ. Но к концу 2001 года объем инвестиций китайских предприятий в этих странах не достигал и 200 млн долл. Такая ситуация представляется нежелательной, учитывая хорошие политические отношения и взаимодополняемость экономики Китая и стран СНГ и Восточной Европы. С целью исправления этой ситуации правительство КНР выделило значительные средства, с помощью которых китайские компании в центре Москвы открыли в июне 1999 и в октябре 2000 года супермаркеты "Тянькэлун" и "Дружба". Кроме того, китайское правительство оказало содействие китайским корпорациям "Чанхун", "Чунлань" и "TCL" в деле создания в России производственных линий по изготовлению бытовой техники.
Необходимо заключить двусторонние и многосторонние соглашения о торговле и защите инвестиций и предотвращении двойного налогообложения, присоединиться к международным антимонополистическим соглашениям и договорам, активнее участвовать в создании свободной торговой зоны Китай-АСЕАН, укрепить Шанхайскую организацию сотрудничества и придать ей экономические функции. Китай уже заключил 103 двусторонних соглашения по защите инвестиций и торговли и 66 соглашений по предотвращению двойного налогообложения. Нужно в возможно короткий срок заключить аналогичные соглашения с остальными странами и регионами.
По мере расширения транснациональной хозяйственной деятельности все большую актуальность приобретает разработка "Закона КНР о китайских инвестициях за рубежом" как кодекса, который должен отвечать требованиям стратегии долгосрочного развития нашей страны и международным стандартам. Нужны также законы, регулирующие отдельные параметры инвестиционного процесса: о проверке китайских инвестиций за рубежом, о подоходном налоге с предприятий, осуществляющих зарубежные инвестиции, о банковской деятельности, валютном регулировании, страховании зарубежной инвестиционной деятельности. Необходимо сделать законодательную систему более прозрачной, снять различные ограничения по процедуре подачи заявлений и утверждения, по выезду за границу, создать систему поддержки инвестиционной деятельности за рубежом
Для поддержки предприятий с инвестициями за границей целесообразно на определенное время отменить или сократить их налоговые платежи. При уплате налогов с прибыли вычитать ту часть прибыли, по которой уже уплачены налоги за границей, и таким образом не допускать двойного налогообложения, продолжать практику возвращения налоговых платежей при экспорте оборудования и товаров, предназначенных для инвестиций за рубежом.
Следует разрешить предприятиям открывать валютные счета, предназначенные для осуществления зарубежной инвестиционной деятельности, отказаться от требования залога при возвращении прибыли, который в настоящее время определяется в размере 5% от суммы вывезенных за границу валютных средств, отменить или уменьшить ограничения для реинвестирования прибыли, полученной на зарубежных предприятиях, расширять практику международного коммерческого финансирования, предоставления гарантий для инвестиций в других странах, включая эти гарантии в сферу централизованного регулирования государственной задолженности перед иностранными кредиторами.
Недавно Государственное управление валютного регулирования КНР издало "Уведомление о новых изменениях политики по валютному регулированию экспортно-импортных операций". Этот документ упрощает процедуру организации ряда экспортно-импортных операций, продлевает сроки отчетности о возврате валютных средств при выполнении контрактов с отсрочкой платежей, упрощает процедуру административного утверждения, дает предприятиям больше свободы для получения валютных кредитов.
Со стороны финансовых институтов и страховых компаний для развития транснациональной деятельности предприятий должен быть снижен порог, установленный для получения кредитов, предназначенных для инвестиций за рубежом, повышен лимит кредитования и увеличена сумма денежных средств для уплаты процентов по кредитам. Следует увеличить капитал Экспортно-импортного банка и страховых компаний, созданных для выполнения правительственных поручений. Стоит подумать и о том, чтобы создать государственный фонд развития зарубежных инвестиций, фонд для страхования соответствующего кредитного риска, а также страхования риска при разведке природных ресурсов. Нужно поддержать решение китайских банков о создании своих филиалов в тех странах, где работает сравнительно много китайских предприятий, с тем чтобы облегчить последним расчеты и получение финансовых средств.
Эти предложения исходят из существующих в мире тенденций. Так, если в 1985 году у Экспортно-импортного банка Японии кредиты под зарубежные инвестиции составляли лишь 2% от общего объема выданных им кредитов, то в 1998 году этот процент увеличился до 41.
В январе 2002 года Экспортно-импортный банк Китая заключил с Китайской нефтехимической группой соглашение о предоставлении комплексного лимита на 8 млрд китайских юаней для кредитования экспортеров китайской продукции. Этот лимит может быть использован в течение пяти лет для объектов по разведке и освоению нефтяных и газовых месторождений в зарубежных странах, а также для выполнения подрядов на строительные работы. За первое полугодие 2002 года Экспортно-импортный банк Китая выдал льготные кредиты на сумму свыше 15 млрд, долл. США.
Работа по страхованию экспорта капитала у нас сильно отстает от реальных потребностей. За последние 12 лет, с 1989 по 2001 гг., объем экспорта, застрахованного у китайских страховых компаний от кредитного риска, составлял лишь 1-2% от общего объема годового экспорта. Это значительно ниже среднего уровня в мире, равного 10%. Из всех компаний-экспортеров лишь 2,7% компаний страхуют свои экспортные операции. А страхование инвестиций за рубежом находится только на самой начальной стадии развития. Поэтому крайне необходимо ускорить разработку "Закона о страховании" и "Закона о страховании в области инвестиций за рубежом".
Особой задачей является совершенствование информационной деятельности и подготовки кадров.
Нужны национальные и местные консультационные организации для обслуживания международного бизнеса и инвестиционной деятельности. Министерство внешнеэкономических связей и внешней торговли КНР уже создало "Банк данных по инфраструктуре в различных странах с точки зрения осуществления инвестиций за рубежом", который обеспечивает предприятиям информацию о рыночной конъюнктуре за границей, условиям инвестирования и налогообложения. Должна быть повышена роль Торговой палаты, Комитета по содействию международной торговле, отраслевых ассоциаций, а также различных неправительственных посреднических организаций. Торговые отделы посольств Китая должны более активно содействовать китайским предприятиям при осуществлении инвестиций в других странах и защищать законные интересы предприятий, созданных с участием китайского капитала.
Для совершенствования подготовки кадров Министерство внешнеэкономических связей и внешней торговли КНР уже организовало больше 10 семинаров по проблемам иностранного инвестирования и для изучения иностранных языков. Кроме того по всей стране создан ряд центров для обучения рабочих перед выездом для работы в других странах. В этих центрах уже прошли подготовку сотни тысяч рабочих.
Центральной проблемой транснациональной деятельности предприятий, естественно, является проблема повышения их конкурентоспособности.
Для решения этой проблемы требуется дальнейшее углубление реформы предприятий, предполагающее организацию их дочерних предприятий, последовательное использование общепринятых в мире принципов управления, международных стандартов, повышение уровня компетентности работников, принимающих решения об инвестициях и управлении предприятиями, усиление контроля за персоналом, работающим за границей, за финансовыми операциями китайских зарубежных предприятий, за всеми результатами их деятельности.
В последние годы некоторые китайские корпорации стали одна за другой строить в Южной Африке фабрики по сборке цветных телевизоров, а в Бразилии - производственные линии по сборке кондиционеров. Это влечет за собой бесполезную затрату финансовых ресурсов и жесткую конкуренцию между китайскими предприятиями на зарубежных рынках. Такую тенденцию надо пресечь.
6 июня 2002 года в Таиланде была учреждена "Ассоциация китайских предприятий в Таиланде", в состав которой вошли 58 китайских предприятий. Ассоциация видит свои задачи в том, чтобы способствовать обмену информацией между китайскими предприятиями и защищать интересы своих членов. Китайское правительство должно прилагать усилия к тому, чтобы подобные организации были созданы и в других странах, где уже существует большое число предприятий китайского капитала. В то же время нужно содействовать созданию за рубежом специальных зон освоения, предназначенных исключительно для китайских инвесторов. Концентрация даст преимущества в конкуренции на внешнем рынке.
Не менее важны организованные усилия по разработке новых видов продукции и новых технологий, благодаря которым предприятия смогут повысить свою конкурентоспособность по ключевым позициям, а также по поддержке предприятий в выпуске акций и приобретении акций компаний за рубежом.
В последние годы китайские предприятия стали активно использовать такие методы инвестирования, как выпуск акций на международных рынках ценных бумаг, обмен акциями с иностранными компаниями, приобретение иностранных компаний. К ноябрю 2001 года 90 китайских компаний выпустили свои акции на зарубежных рынках, в том числе 56 компаний - в Сянгане, 34 компаний - в США и других странах. Было выручено в общей сложности 47 млрд долл., (в Сянгане 38 млрд, в США более 8 млрд долл).[5] В 2001 году Китайская корпорация зарубежной нефти за 585 млн долл. купила у одной испанской компании часть пакета акций пяти крупных нефтепромыслов в Индонезии. По этим акциям корпорация получила право на ежегодную долю добычи нефти в 6 млн 370 тыс. т и стала крупнейшим предприятием в Индонезии по добыче нефти на морских промыслах. В мае 2002 года шанхайская компания "Хайсинь" приобрела две фабрики в США и Канаде и получила право использовать 46 торговых марок. С помощью этого приобретения она превратилась в крупнейшее в мире шерстопрядильное предприятие. Корпорация "Каннай" разработала и реализовала стратегию создания комплекса фирменных магазинов за рубежом, открыв 23 магазина в США, Франции и других странах, специализирующихся на продаже кожаной обуви.
Вместе с тем, мировой опыт свидетельствует о том, что страна может развернуть крупномасштабную зарубежную инвестиционную деятельность тогда, когда в ней доходы в среднем достигнуты 2000 долл. США на душу населения. В Китае этот показатель составляет лишь 900 долл. Но ускорение экономических преобразований после вступления в ВТО, а также продолжающийся в стране экономический рост позволяют рассчитывать на активный подъем китайской предпринимательской деятельности за рубежом.


1 Молодежь Пекина. 11.07.2002

2 Жиньминжибао. 02.08.2002

3 Ежегодник внешней торгово-экономической деятельности Китая. - Пекин, 2002. -С.124.

4 Управление экономикой. -2002. - N9. - С.14-19.

5 Вести исследования /Центр развития и исследования при Госсовете КНР. -2002. -N98.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия