Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4, 2002
ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И БОРЬБЫ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ
Абдурахимов Х. С.
министр безопасности
Республики Таджикистан


ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ БОРЬБЫ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ И КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИКОВ
Статья подводит некоторые итоги антитеррористической деятельности в странах СНГ, прежде всего в Таджикистане. Дается оценка роли наркобизнеса в финансировании международного терроризма. Подчеркивается особое значение создания Антитеррористического центра СНГ и унификации соответствующего национального законодательства в совместной борьбе стран Содружества с международным терроризмом и контрабандой наркотиков.

Терроризм в современных условиях - не только внутригосударственное преступление, наносящее ущерб интересам личности, общества и государства, но и угроза для межгосударственных и международных отношений. Поэтому необходимы неотложные меры по усилению борьбы с терроризмом во всех государствах, где деятельность международных террористических организаций и центров представляет особую опасность, и особенно в тех регионах, в которых она направлена на разрушение целостности формирующихся международных сообществ, на создание нестабильной общественно-политической обстановки и изменение государственного строя. Наиболее уязвимым в этом отношении является Центрально-Азиатский регион, соседствующий с Афганистаном, который долгое время оставался рассадником терроризма.
Несмотря на разгром основных вооруженных формирований движения "Талибан", международной террористической организации "Аль-Кайды", их подпольные структуры продолжают функционировать. Большая часть бандитских формирований перешла на территорию приграничных провинций Пакистана или нашла убежище в зоне "свободных пуштунских" племен.
При проведении антитеррористической операции была уничтожена и значительная часть боевиков исламского движения Узбекистана, в том числе их лидер - Ходжиев Джумабой. Однако его последователи не отказались от намерений свергнуть нынешний государственный строй в Узбекистане, дестабилизировать ситуацию в регионе, объединить все исламские радикальные организации, находящиеся на его территории.
Серьезную озабоченность вызывает и наличие в исламских государствах разветвленной сети теологических учебных центров, функционирующих при поддержке спецслужб Саудовской Аравии, ОАЭ, Пакистана и других мусульманских государств. В этих центрах на протяжении ряда лет проходили подготовку боевики афганского движения "Талибан", террористической организации "Аль-Кайды", а также несколько сот граждан стран Центральной Азии, Российской Федерации и других государств. Радикальные исламские объединения целенаправленно пытаются создать на территории стран СНГ социальную базу для исламских террористических формирований. Но в первую очередь это относится к деятельность подпольной исламской экстремистской партии "Хизб-ут-тахрир", стремящейся создать исламский халифат на территории Центральной Азии, в городах и населенных пунктах которой распространяются листовки соответствующего содержания.
Для финансирования организованной экстремистской и террористической деятельности активно используется торговля наркотиками. Активизация международного терроризма в регионе находится в прямой зависимости от увеличения производства, транзита, контрабанды, незаконного оборота наркотиков, поступающих из Пакистана и Афганистана. Принятые в 2002 году временным правительством Афганистана решения о запрете выращивания наркосодержащих культур пока не дали ожидаемых результатов.
Наркобизнес как сфера деятельности высокоорганизованных преступных групп осуществляется с разделением функций контрабанды, транспортировки и распространения наркотиков. Высокая рентабельность наркоторговли (норма прибыли составляет от 300 до 2000 %) увеличивает число лиц, вовлекаемых в этот криминальный бизнес, масштабы которого неуклонно растут. В Таджикистане, в частности, в 1991 году было изъято всего 11 кг наркотиков, а за 2001 год и семь месяцев 2002 года - 9370 кг, в том числе 4605 кг героина, 3638 кг опия-сырца, 866 кг веществ каннабисной группы. Огромные прибыли от этой незаконной деятельности позволяют преступным группам влиять на нашу внутреннюю экономическую и политическую жизнь. В республике существует и усиливается угроза массового "отмывания" денежных доходов международного наркобизнеса.
Именно поэтому Таджикистан является участником девяти международных конвенций и протоколов по борьбе с международным терроризмом, заключенным в рамках ООН. Осуществлены внутригосударственные процедуры и ратифицирован ряд международных договоров и конвенций в рамках СНГ. Спецслужбами и правоохранительными органами республики создан банк данных о международных религиозных и террористических организациях экстремистского направления, лицах, проходивших боевую подготовку и обучающихся в зарубежных спецшколах, о каналах их переброски и т.д. Налаживается работа с органами безопасности и специальными службами государств - членов ЕврАзЭС с целью обмена соответствующей информацией. Государственные органы республики принимали активное участие в разработке в рамках ЕврАзЭС и СНГ нормативно-правовых актов, имеющих отношение к данным глобальным проблемам, в реализации Программы государств - участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма в период до 2003 года.
С одобрением воспринято в Таджикистане решение глав государств о создании Антитеррористического центра СНГ, в задачи которого входит координация мер по борьбе с терроризмом. 8 ноября 2000 года нашим парламентом ратифицирован Договор между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан о совместных действиях по борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, транснациональной организованной преступностью и иными угрозами стабильности и безопасности. 28 ноября 2000 года подписан Указ Президента Республики Таджикистан "О присоединении Республики Таджикистан к Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом". Еще в ноябре 1999 года Маджлиси Оли Таджикистана принят закон "О борьбе с терроризмом". Постановлением правительства утверждена и реализуется Государственная программа по усилению борьбы с терроризмом на 2000 - 2003 годы.
Соответствующие структуры Таджикистана достаточно результативно ведут эту борьбу. За последние 5 лет раскрыто 28 террористических, 24 диверсионные акции, обезврежено 15 террористических групп.
В августе 1999 года в целях противодействия боевикам исламского движения Узбекистана был организован совместный штаб из представителей спецслужб и силовых структур Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана, который оперативно принимал согласованные решения. Благодаря совместным усилиям удалось остановить продвижение боевиков вглубь территории Кыргызской Республики и не допустить их проникновения на территорию Узбекистана.
В целях пресечения противоправной деятельности "Хизб-ут-тахрир" силовыми структурами Таджикистана в ходе оперативно-розыскных и следственных мероприятий с октября 1998 года по настоящее время установлены и задержаны 324 лидера и активиста этой партии, 9 из которых являются гражданами Узбекистана, возбуждено 116 уголовных дел, 106 человек приговорены к различным срокам заключения. На территории Республики Таджикистан были задержаны и переданы Узбекистану 12 граждан этого государства, причастных к международной террористической организации исламского движения Узбекистана, задержаны и этапированы в Россию подозреваемые в причастности к незаконным бандформированиям И.Исенгереев и М.Шейхмансуров. В результате взаимодействия правоохранительных органов Таджикистана и российских силовых структур в Екатеринбурге был задержан гражданин Республики Таджикистан, руководитель незаконной вооруженной группы особо опасный преступник А.Турсунов, а в Санкт-Петербурге арестован А.Тоиров, один из участников теракта в отношении корреспондента ОРТ в Таджикистане Юрия Никулина.
Разработана и развернута автоматизированная информационная система контроля за незаконными мигрантами и лицами, которым закрыт въезд на территории государств - членов ЕврАзЭС.
Таджикистан принимает активное участие в деятельности Антитеррористического центра государств - участников СНГ. В соответствии с планами работы центра на 2001 и 2002 годы основные усилия направлены на формирование нормативно-правовой базы, системы координации взаимодействия и сотрудничества, в том числе информационного.
Органы безопасности Таджикистана участвовали в организации и проведении совместных контртеррористических командно-штабных учений "Юг-антитеррор-2001" (24-26 апреля 2001 года, г. Ош, Кыргызстан) и совместного комплексного оперативно-тактического учения "Юг-антитеррор-2002" (15-20 апреля 2002 года), при проведении которого органами внутренних дел Таджикистана, Казахстана, Кыргызстана и России в реальном режиме времени была осуществлена комплексная совместная операция "Граница-заслон".
С началом проведения США и их союзниками международной контртеррористической операции силовыми структурами республики совместно с Группой погранвойск Федеральной пограничной службы и 201-й мотострелковой дивизией России усилено оперативное и физическое прикрытие уязвимых участков таджико-афганской границы. Одновременно приняты постановление правительства и распоряжения Национального банка Республики Таджикистан о блокировании средств лиц и организаций, подозреваемых в причастности к террористическим структурам.
Одна из актуальных задач - активизация деятельности национальных парламентов и межпарламентских объединений для повышения эффективности антитеррористической борьбы. Представляется целесообразным более тесное их взаимодействие и обмен информацией на уровне рабочих групп при подготовке законодательных актов по проблемам безопасности и борьбы с международным терроризмом для того, чтобы преодолеть разночтения в правовых оценках и оперативно реагировать на акты терроризма, вне зависимости от того, в какой стране они совершаются. Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС необходимо с участием парламентов решить вопрос об унификации национальных законов для организации совместной борьбы против международного терроризма и экстремизма, в том числе для организации и проведении совместных розыскных мероприятий, задержания и передачи террористов.
Только совместными усилиями, с участием всех стран мирового сообщества нам удастся одержать победу над главным злом нового века.


Печатается с небольшими сокращениями

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия