Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Ерасова Е. А.
доцент кафедры мировой экономики СПбГУ,
кандидат экономических наук


Проблемы и перспективы внедрения новых технических регламентов в экономику России

Объективным следствием формирования развитой рыночной экономики в различных странах мира является усложнение отношений конкуренции на внутренних и мировых товарных рынках. При этом глобальной проблемой национальной и мировой экономики становится повышение конкурентоспособности производства за счет его последовательной ориентации на международные стандарты и новейшие технические регламенты.
Для России использование международных стандартов качества и современных технических регламентов - одна из важнейших стратегических задач, от решения которой зависит степень удовлетворения и внутренних потребностей, и возможность успешного включения экономики страны в мировую систему производства и обмена, быстро изменяющуюся в условиях экономической глобализации.
Технические регламенты в рыночном хозяйстве определяют особенности продукции, процессов ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. По отношению к продукции и этим процессам должны устанавливаться современные требования и правила, в том числе требования к уровню безопасности. Технические регламенты устанавливают процедуры оценки соответствия продукции международным стандартам, позволяют выбирать приемлемые способы установления такого соответствия, используя международные стандарты в качестве доказательной базы.
Международные стандарты, прежде всего стандарты ISO серии 9000 (ИСО 9000), содержат единообразное толкование основных понятий в области качества. В `семейство` стандартов ИСО входят `руководящие указания` по качеству - ИСО 9000-1, стандарты по проектированию, разработкам, производству, монтажу и обслуживанию конкретной продукции - ИСО 9001, ИСО 9002, по контролю и испытаниям - ИСО 9003, по системам качества - ИСО 9004-1, по проверке систем качества - ИСО 10011-1, по квалификационным критериям для экспертов по проверке систем качества - ИСО 10011-2, по руководству программой проверок - ИСО 10011-3, по применению стандартов ИСО 9001 при разработке, поставке и обслуживании программного обеспечения - ИСО 9000-3, по качеству услуг в системах качества - ИСО 9004-2, по качеству перерабатываемых материалов в системах качества - ИСО 9004-3.
Вступившая в силу с 15 декабря 2000 года новая их версия - ИСО 9000:2000 уточнила принципиальные требования, прежде всего, к менеджменту качества. К таким требованиям были отнесены:
─ ориентация на потребителя, на его текущие и будущие запросы;
─ принцип лидерства, предполагающий единство целей и руководства в фирме (организации);
─ вовлечение всего персонала в работу по достижению целей фирмы (организации);
─ системный подход к менеджменту для повышения эффективности управления;
─ подход к принятию решений на основе фактов, предполагающий совершенствование анализа и системы информации;
─ принцип постоянного улучшения деятельности;
─ развитие отношений с поставщиками на основе взаимной выгоды;
─ принцип `процессного подхода`, предусматривающий четкие требования к взаимодействию отдельных процессов в фирме.
Независимо от особенностей используемого в разных странах механизма оценки соответствия продукции техническим регламентам, он, по правилам ВТО, должен отвечать принципам устранения барьеров в торговле, открытости, отсутствия дискриминации и обеспечения режима наибольшего благоприятствования в целях создания открытых рынков. В то же время должна учитываться степень опасности, которую может представлять несоответствие продукции техническим регламентам для здоровья людей, безопасности животного и растительного мира, окружающей среды в целом.
О практическом значении для национальной и мировой экономики эффективной системы государственных и международных стандартов и технических регламентов можно судить по тому, что страны ─ члены Европейского союза с этой целью ежегодно выделяют на разработку современных стандартов около 7 млрд. евро.
ВТО разработала специальные рекомендации по стандартизации и сертификации для ее участников. В ходе `Уругвайского раунда` в 1986-1994 гг. было заключено межправительственное соглашение о технических барьерах в торговле, содержащее `Кодекс добросовестной практики` для подготовки, принятия и применения стандартов. Страны-члены ВТО взяли на себя обязательства использовать международные стандарты в максимальной степени.
Для экологически безопасного развития экономики особое значение имеют международные экологические стандарты, в первую очередь, стандарты ИСО 14000. Стандарты этой серии ориентируют предприятия на внедрение экологического менеджмента. Их использование предусматривает создание системы ответственности за экологизацию производства. Они были разработаны с учетом британских стандартов BS 7750, международных стандартов по системам контроля качества продукции (ИСО 9000) [1] и рассчитаны на существенную корректировку национальных экологических нормативов, улучшение экологического регулирования деятельности предприятий и международной торговли.
До 80% мировой торговли (на сумму около 4 трлн. долл. США в год) осуществляется на основе международных (и соответствующих им национальных) стандартов и технических регламентов [2]. 84% компаний применяют европейские и международные стандарты при осуществлении своей экспортной деятельности.
В России практика использования устаревающих государственных стандартов (ГОСТов) не способствовала повышению качества товаров и услуг, технической и технологической модернизации производства, развитию экспортной деятельности. [3] В связи с этим и был принят Федеральный закон `О техническом регулировании` (вступивший в силу 1 июля 2003г.), предусматривающий принципиальное изменение сложившейся практики разработки и использования стандартов, технических регламентов и процедуры сертификации - коренную реформу технического регулирования в стране. Он исходит из необходимости оптимизации регулирования предпринимательской деятельности, минимизации ведомственного нормотворчества, уменьшения административного давления на бизнес. (Вместе с тем государство устанавливает обязательные технические регламенты, принимая во внимание национальные интересы, выгоды от использования новых технических регламентов и международных стандартов для реализации продукции и услуг на внутреннем и мировых рынках).
Реформа технического регулирования в соответствии с мировой практикой рыночной конкуренции направлена на то, чтобы перенести основную ответственность за качество, безопасность произведенного товара с государства, государственных ведомств на производителя и продавца. Предусматривается переход от всеобщей обязательной сертификации продукции на соответствие требованиям государственных стандартов к более либеральной ее форме, отвечающей принципам свободной конкуренции, - декларированию продукции и услуг (их качества, безопасности) самим производителем, а также продавцом. [4] В 2010 г. (год завершения реформы) планируется, что 60% продукции, поступающей на внутренний рынок, будет декларироваться, 30% выпускаться без обязательного соответствия требованиям государственной сертификации и лишь 10% - сертифицироваться по-прежнему. [5]
Технические регламенты принимаются федеральным законом. Разработчиком его проекта может быть любое юридическое и физическое лицо. Сведения о разработке проекта технического регламента и перечень стандартов, служащих его доказательной базой, публикуются в журнале `Вестник технического регулирования` и в информационной системе общего пользования (в электронно-цифровой форме). Без публичного обсуждения проекта в исключительных случаях вправе издать технический регламент только Президент РФ. Технический регламент может быть принят также по международному договору.
В конце 2004 года Правительством России была утверждена программа разработки технических регламентов на 2004-2006 г.г. по 74 позициям за счет федерального бюджета. По предварительной оценке, технических регламентов будет примерно 2 тыс.
В настоящее время Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов насчитывает 27294 документа Национальной системы стандартизации и 208897 международных стандартов (из них ИСО - 14056, МЭК - 4698) и стандартов ряда зарубежных стран (Германии (DIN) - 25817, Франции (AFNOR) - 19716, Великобритании (BSI) - 12745), что вполне корреспондируется с аналогичными фондами нормативных документов наиболее развитых в промышленном отношении государств. [6]
Реализация закона `О техническом регулировании` предполагает, что в течение семи лет на новые нормативы должна быть переведена вся экономика. Ведомства лишаются права принимать новые нормативные документы. По истечении 7 лет должно быть достигнуто сближение позиций по техническому регулированию с ведущими зарубежными странами, что позволит российскому бизнесу адекватно реагировать на происходящие в мировой экономике изменения и выдерживать усиливающуюся конкуренцию со стороны иностранных производителей.
Сфера государственной сертификации продукции и услуг будет сужаться за счет прогрессирующего расширения практики декларирования, более целесообразной в рыночных условиях. Вместо прежнего государственного контроля за качеством и безопасностью продукции, осуществляемого многочисленными инстанциями, действующими в системе сертификации, предусматривается обычная для рыночной экономики практика, при которой контроль за качеством и безопасностью становится важнейшей обязанностью прежде всего самих производителей товаров. Сертификатом производителя становится декларация. [7]
Принимать декларацию могут только производители и продавцы, зарегистрированные в РФ как юридические лица (в том числе и представляющие интересы иностранных фирм), несущие ответственность за все несоответствия товара установленным требованиям. По закону `О техническом регулировании` продавец имеет право принимать декларацию лишь на основе прямого договора с производителем, а не с посредником. Декларация составляется с учетом приемо-сдаточных испытаний, осуществляемых производителем в собственной или аккредитованной специальной лаборатории, а также сертификатов соответствия на комплектующие изделия, сырье и материалы, сертификатов на системы качества и других аналогичных документов.
Для совершенствования технического регулирования все большее значение приобретают: меры по пресечению поступления на отечественный рынок некачественных импортных товаров; меры по гармонизации технических регламентов всех стран-членов ЕврАзЭС и (и особенно) разработка и реализация целевых программ. Государство должно побуждать промышленность к переходу на новые технологии. В России этому способствует объединение в одну двух программ - `Национальная технологическая база` и `Основные направления развития науки`. В то же время для общего повышения конкурентоспособности российской экономики крайне необходимы комплексные целевые программы развития экспорта и использования информационных технологий, которые успешно реализуются в развитых странах и предусматривают использование международных стандартов качества. Должно быть обеспечено и более активное участие российских организации и предприятий в работе Международной ассоциации качества. (В эту работу уже вовлечены аккредитованные испытательные лаборатории и центры, органы сертификации, в том числе по сертификации систем качества).
В связи со сложностью задач ряд положений закона `О техническом регулировании` хозяйствующими субъектами в России пока не реализуется. В частности, не нашли до сих пор практического применения нормы, определяющие возврат товаров. Имеют место и задержки с принятием уже разработанных технических регламентов. Не нашли широкого практического применения системы добровольной сертификации при сокращении обязательных требований и уходе государства из сферы контроля за качеством продукции. Не решен вопрос о создании национального органа по аккредитации. По существу не начата работа по учету и анализу ущерба от нарушения обязательных требований к продукции. (Такая работа предполагает внедрение новых форм государственных статистических наблюдений, без которых отсутствуют и объективные критерии использования инструментов государственного регулирования в данной сфере). В результате фактически сосуществуют новая и старая системы регулирования, имеют место стремление к сохранению последней, попытки решить проблему путем простой замены титульного листа на старых ГОСТах и т.п. Существует и определенное недоверие к реформе, к ее целям.
Отсутствие детально обоснованной системы технического законодательства приводит к дублированию, к многократным пересечениям объектов регулирования и предъявляемых требований, к практически неограниченному умножению числа технических регламентов и в результате - к воспроизведению прежней ситуации, при которой отдельные виды деятельности регулируются чрезмерно большим и не вполне определенным числом нормативных документов.
Эти недостатки, в частности, проявились в 2003 г. в ходе подготовки Правительственной программы разработки технических регламентов под руководством бывшего Госстандарта России, выполнявшего в то время функции федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Программа представляла собой довольно механическое соединение заявок отдельных ведомств.
Поэтому целесообразна разработка отраслевых (`горизонтальных`) технических регламентов, занимающих промежуточное положение между общими и специальными техническими регламентами и включающих требования, например, к пищевой промышленности, машиностроению, нефтегазовому комплексу. Этот вопрос уже детально разработан для пищевой промышленности в рамках проекта `Координация блоков технических регламентов`, подготовленного Национальным институтом технического регулирования при поддержке компании `Вимм Билль Данн. Продукты питания`.
В этой же связи ряд российских организаций - Международный клуб `Экономист`, рабочая группа при Администрации Президента РФ, Департамент технического регулирования и метрологии Министерства промышленности и энергетики РФ, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму, Комитет Совета Федерации по промышленной политике, Союз участников потребительского рынка (СУПР), Всероссийская ассоциация приватизируемых и частных предприятий (работодателей), Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства `ОПОРА России`, Общероссийская общественная организация `Деловая Россия`, Национальный институт технического регулирования и Центр стратегических разработок - объявили о создании в рамках проекта `Бизнес и власть` независимой `переговорной площадки`. Она создается: для обеспечения открытости и гласности при подготовке проектов технических регламентов; согласования позиций всех заинтересованных лиц в процессе подготовки проектов; обеспечения соответствия ряда требований технических регламентов уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития в отдельных отраслях; достижения компромисса между интересами предпринимателей и потребителей при принятии технических регламентов и национальных стандартов; активного привлечения представителей бизнеса к участию в реализации реформы технического регулирования; выявления административных барьеров, препятствующих развитию бизнеса и организации диалога между бизнесом, властью и потребителем, - с целью нахождения компромиссных решений; обобщения уже имеющегося в России и за рубежом положительного опыта технического регулирования.
В РФ в последние годы достигнуты определенные успехи в использовании международной практики технического регулирования в пищевой промышленности, в которой активно применяется такая система управления качеством и безопасностью продукции, как НACCP (Hazard Analysis Critical Control Points).
Действующий стандарт ISO 15161:2001 содержит положения стандарта ISO 9001:2000 с дополнениями, ориентирующими предприятия пищевой промышленности на использование принципов системы HACCP. [8] Для обеспечения соответствия продукции системе HACCP экспертами Международной организации по стандартизации в сотрудничестве с Комиссией `Кодекс Алиментариус` - (Codex Alimentarius Commission - CAC) [9] в 2005г. был разработан международный стандарт ISO - 22000:2005 `Система менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования к любым организациям в цепочке поставки`, гармонизирующий принципы HACCP и требования ключевых стандартов, разработанных крупнейшими торговыми синдикатами, в соответствии с которыми организации всех типов, участвующие в поставке пищевой продукции, должны доказать свою способность контролировать риск, связанный с ее безопасностью.
НАССР как система менеджмента качества добровольно применяется во многих развитых странах, а в США, Канаде, ЕС является обязательной. Ведущие торговые организации Европы сейчас требуют наличия систем HACCP/BRC у производителей пищевых продуктов, желающих работать на мировом продовольственном рынке. В России многие предприятия пищевой промышленности уже используют принципы и основные положения этой системы для подготовки программ качества, ориентируемых на развитие экспорта продукции и обеспечение ее соответствия мировым стандартам. [10]
Система HACCP исходит из следующих основных принципов: идентификации потенциально опасных факторов (рисков), связанных с производством продуктов питания; необходимости критических контрольных точек на всех этапах производства для устранения риска либо его минимизации; разработки системы мониторинга, обеспечивающей контроль и за критическими контрольными точками; определения процедур проверки для обеспечения эффективного функционирования системы HACCP.
Использование этих принципов повышает доверие потребителей к выпускаемой продукции и возможности выхода на новые рынки сбыта, обеспечивает преимущества при участии в тендерах и заключении субподрядных договоров, повышает инвестиционную привлекательность компаний.
Уже в 2001 г. Госстандартом России была зарегистрирована Система добровольной сертификации HACCP, центральным сертификационным органом которой в РФ является ВНИИС (Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации). Действующие в России органы сертификации HACCP - в Санкт-Петербурге, Мурманске, Нижнем Новгороде, Краснодаре, начиная с этого времени разрабатывают методические документы для создания такой системы на предприятиях.
В настоящее время в России действует 79 стандартов ИСО на молоко и молочные продукты [11], 60 - на зерновые, 21 - на мясо и мясные продукты, 46 на чай, кофе, какао, 25 - на крахмал, сахар, 43 - на животные и растительные масла, 27 - на семена масличных культур, 67 - на специи и приправы.
В программе разработки национальных стандартов в РФ в соответствие с регламентом `О требованиях безопасности пищевых продуктов и процессов их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации` было утверждено более 500 стандартов, обеспечивающих гармонизацию с международными стандартами на уровне 53%.
Однако в первичных звеньях оптовой и розничной торговли закупка и приемка продукции зачастую осуществляются все еще в соответствии с прежними ГОСТами и техническими условиями, прежними сертификатами соответствия и `Удостоверениями о качестве`, в которых отсутствует количественная оценка показателей безопасности продуктов. [12] В пищевой промышленности из используемых в настоящее время в пищевых продуктах более 1,5 тыс. различных добавок 191 добавка не имеет разрешения к применению. Количество пищевых добавок в пищевых продуктах не устанавливается ввиду отсутствия методики их определения. Отечественные службы контроля качества мясных продуктов не имеют технических возможностей для определения в пищевых продуктах содержания компонентов из источников генной модификации. Гигиенические требования по содержанию гормональных препаратов в мясе и мясопродуктах отсутствуют в существующих санитарных правилах и нормах. Не контролируется на должном уровне и безопасность сельскохозяйственной импортной продукции на наличие пестицидов. [13] В результате забраковываются большие партии пищевых продуктов по показателям качества, физико-химическим показателям, из-за неполной маркировки и наличия посторонних включений. [14] .
Появляются благоприятные перспективы для развития производства на уровне мировых стандартов и расширения экспорта в российском оборонно-промышленном комплексе. [15]
В нормативно-правовой сфере ОПК для этого необходимо:
 обеспечить безусловное выполнение принятой Правительством РФ Программы разработки технических регламентов на 2004 - 2009 гг.;
 разработать План нормативного правового обеспечения Государственной программы вооружения;
 повысить ответственность руководителей предприятий ОПК за внедрение и соблюдение стандартов при выполнении заданий государственного оборонного заказа, в том числе за сертификацию систем менеджмента качества (СМК) на соответствие требованиям ГОСТ РВ 15.002 - 2003. В этих целях необходимо внести изменения в законы `О государственном оборонном заказе` и `О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд` в отношении обязательного включения в конкурсную документацию требований о преимущественном праве на размещение заданий государственного оборонного заказа в 2007 - 2008 гг. на предприятиях ОПК, имеющих эффективно действующую и подтвержденную сертификатом СМК.
Предприятия российского ОПК с 2006-2007 гг. будут получать государственный оборонный заказ только при наличии сертификата соответствия продукции международным стандартам ИСО 9000 - ИСО 14000, что будет закреплено законодательно и увеличит возможности реализации их продукции на мировом рынке. [16]
Россия имеет реальную возможность упрочить или сохранить лидирующие позиции в поставках авиационной и бронетанковой техники, зачастую по своим технико-тактическим характеристикам превосходящей зарубежные аналоги, - в частности, по продаже истребителей Су 30МКИ, тактических истребителей МиГ 29СМТ, систем ПВО С-400 и Антей-2500, боевых машин пехоты БМП-3 и боевых машин десанта БМД-3.
В то же время к качеству российской военной техники у иностранных потребителей, в том числе в странах Азии, имеются определенные претензии. [17] Даже по данным Роспрома, Минобороны и других ведомств, ОТК предприятий оборонно-промышленного комплекса, помимо прочего, фиксируют 9% брака, а и после этого еще 12% брака находят военные представители. [18]
Необходима в связи с этим и оптимизация структуры ОПК путем создания ограниченного количества интегрированных структур; [19] привлечение внебюджетных инвестиций для увеличения выпуска высокотехнологичной продукции; увеличение социальных гарантий работникам ОПК. Вместе с тем, государство должно принять на себя существенную часть рисков по реформированию комплекса. [20]
Соответствующие решения необходимы и в других отраслях экономики и отдельных их подотраслях, имеющих резервы для повышения конкурентоспособности производства.
Так, космическая промышленность Россия обладает уникальным научным и производственным потенциалом, определяющим ее неоспоримый приоритет в области создания пилотируемых космических аппаратов. По оценке Международного конгресса поставщиков коммерческих космических услуг, на запуск коммерческих спутников во всем мире до 2006 г. предусмотрено израсходовать почти 30 млрд. долл. Из этой суммы Россия рассчитывает, как минимум, на одну треть. [21] Предпосылки для этого создает и концепция построения комплексной международной системы мониторинга окружающей среды с использованием космических аппаратов, функционирующих на различных орбитах, воздушных, наземных и морских платформ с широкой сетью пунктов приема и обработки данных, обеспечивающих получение информации об объектах окружающей среды в интересах отдельных стран и всего мирового сообщества.
При обоснованных стратегических решениях могут оказаться конкурентоспособными и традиционные отрасли российской экономики, серьезно отстающие сейчас в технико-технологическом отношении от аналогичных отраслей в развитых странах. Это относится и к металлургии, и к авиа- и автомобилестроению, и к легкой промышленности, и к другим отраслям. России крайне необходима последовательная стратегия повышения конкурентоспособности.
В автомобильной промышленности, например, уже активно подготавливаются мероприятия по ее развитию, по режиму `промышленной сборки` и обеспечению экологической безопасности автомобилей с участием Объединения автопроизводителей России - отраслевой некоммерческой организации, учрежденной четырьмя ведущими российскими компаниями `АВТОВАЗ`, `КАМАЗ`, `РусПромАвто` и `Северсталь-авто` и в настоящее время включающей 7 крупнейших автомобильных компаний, более десятка компаний-производителей автомобильных компонентов, а также научно-технические организации, работающие в автомобильной промышленности. Основными задачами Объединения являются подготовка совместных решений в области технического регулирования, информационная поддержка, сотрудничество с международными организациями в автомобилестроении.
Аналогичные задачи в металлургической промышленности решает Фонд развития трубной промышленности - некоммерческая организация, основанная девятью основными производителями стальных труб в России.
Рабочей группой Фонда развития трубной промышленности, в состав которой входят `Газпром`, `ЛУКОЙЛ`, `Роснефть`, `Транснефть`, ТНК `ВР`, металлургические комбинаты `Северсталь`, `Уральская сталь`, `ММК`, ведущие отраслевые НИИ, проектные институты, определены основные положения специального технического регламента `О безопасности эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта`. Положения регламента согласованы с международными стандартами в области безопасной эксплуатации таких трубопроводов, в том числе со стандартами ISO 13623 и ISO 3183.
Вместе с тем российской металлургической промышленности возможно, в наибольшей степени придется учитывать такие последствия присоединения к Всемирной торговой организации, как: закрытие депрессивных производств, в том числе в регионах РФ, в которых они являются базовыми, [22] устранение неоправданного разрыва между внутренними и мировыми ценами, уменьшение бюджетных доходов при снижении импортных тарифов и отмене экспортных пошлин, социальные последствия перепрофилирования предприятий, связанные с проблемой занятости населения.
В химической промышленности для повышения конкурентоспособности должны быть определены: приоритеты технологической модернизации производства по основным подотраслям и продуктам; перспективные направления инвестиционной политики; комплекс мероприятий по реконструкции и техническому перевооружению предприятий, экономии и снижению расходования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Должны развиваться производства, обеспечивающие выпуск новых видов продукции в смежных отраслях, совершенствоваться практика сертификации продукции, рыночная, транспортная, институциональная и информационная инфраструктура.
По некоторым видам продукции химической промышленности Россия уже является одним из ведущих мировых производителей и экспортеров. О потенциальной конкурентоспособности химических и нефтехимических производств можно судить и по тому интересу, которые зарубежные фирмы проявляют к научным разработкам в отрасли. Уже проданы лицензии и ноу-хау американским, голландским и немецким фирмам. Развивается сотрудничество с предприятиями Китая и Южной Кореи, с датскими фирмами.
Повышению конкурентоспособности отрасли должна способствовать стратегическая государственная поддержка, рассчитанная не только на протекционистские меры, но и на прямое инвестирование государственных средств в третичные переделы и производства, на изменение ситуации, при которой большое количество перспективных разработок, новых технологий, позволяющих существенно снизить затраты на производство, [23] не находят своего применения в России.
В фармацевтической промышленности необходимо обеспечить последовательное соблюдение международных `Правил производства и контроля качества лекарственных средств (GMP), чтобы добиться развития производства фармацевтической продукции, прежде всего, лекарственных средств, на современном уровне и таким образом гарантировать высокое качество отечественных препаратов. При регистрации вновь создаваемых и импортируемых Россией лекарственных средств должен предоставляться сертификат на их соответствие требованиям GMP. Необходим также новый подход к рекламе медицинских препаратов и услуг. Государственной Думой РФ принят закон N 38 ФЗ от 13.03.2006 `О рекламе`, вступивший в силу с 1 июля 2006г.
Приоритетным направлением развития целлюлозно-бумажной промышленности является совершенствование структуры лесопромышленного производства: опережающее развитие мощностей по глубокой химико-механической переработке древесины, увеличение производства такой конкурентоспособной продукции, как древесные плиты, большеформатная фанера, пиломатериалы за счет строительства новых и расширения действующих фанерно-плитных и лесопильных предприятий, в том числе с участием иностранных фирм.
Для технического перевооружения большинства предприятий отрасли необходимо увеличение их инновационной активности с 4-5% в 2005 г. до 12-15% в 2015 г. В период с 2005 г. до 2010 г. инновационные процессы в целлюлозно-бумажной промышленности должны быть направлены, прежде всего, на внедрение ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий: [24] производства термомеханической и химико-термомеханической древесной массы; увеличение использования макулатуры до уровня ее использования в развитых странах (до 50% вторичного волокна). До 2015 года необходимо разработать и освоить новое оборудование: более эффективные дробильные машины, варочные аппараты с использованием пульсационной техники, установки по кислородной делигнификации, аппараты для биологической обработки древесной щепы и т.д. В связи с этим в лесопромышленном комплексе прогнозируется увеличение затрат к 2015 году в 4 раза. [25] Требуется и избирательная поддержка компаний и отдельных предприятий, производящих конкурентоспособную продукцию, способных добиваться успеха в реализации ее на внутреннем и внешнем рынках.
К 2015 году большинство крупных и средних перерабатывающих предприятий может превратиться в конкурентоспособные лесопромышленные корпорации, осуществляющие лесовосстановление, лесозаготовки и переработку древесного сырья. Число интегрированных и комбинированных предприятий может достичь 70% от общего числа предприятий отрасли.
Предполагается, что уровень применения машинных технологий в лесозаготовительной промышленности возрастет к 2015 году до 70-75% и достигнет уровня, существующего в развитых странах. [26]
Включение России в усложняющуюся систему конкурентных отношений предполагает ориентацию на современные инновационный модели развития производства и корпоративные модели эффективного использования интеллектуальной собственности. Особое внимание должно быть уделено созданию стратегического задела прикладных исследований, опытно-конструкторских разработок, массива новейших технологий и пилотных образцов инновационной продукции. [27] Не меньшего внимания требует освоение инноваций в сфере управления - бизнес-планирования, компьютерных систем финансового анализа, анализа маркетинговых данных.
В современной стратегии повышения конкурентоспособности все большее значение приобретает и обеспечение высоких темпов обновления продукции. Как свидетельствует мировой опыт, в машиностроении продукция должна обновляться в среднем на 60% каждые 5 лет.
Соответственно важнейшей задачей становится повышение авторитета научного труда и инновационной деятельности. Для ее решения нужны государственная поддержка приоритетных НИОКР, более определенные установки по целому ряду направлений научно-технического прогресса, на которых реально можно усилить конкурентные позиции России, а также механизмы, позволяющие воплотить имеющиеся в стране технические и технологические (часто уникальные) идеи в высококонкурентоспособные продукты. Решающим фактором при этом становится финансирование и стимулирование труда ученых и специалистов и создание современных инновационных систем.
В целом доминантой стратегических решений должна быть ориентация на создание и распространение технологических инноваций общемирового значения, производство продукции с наивысшей наукоемкостью [28] (какой является, например, авиатехническая продукция, электронно-вычислительная техника, оборудование связи, лазеры, роботы, станки с ЧПУ, некоторые изделия химической промышленности, изделия промышленности, производящей технические системы со сложной структурой). [29] Конкурентоспособность продукции, как показывает мировая практика, тем выше, чем больше она приближается к абсолютно новой и системной технической разработке.
Следует всесторонне оценивать и факторы, тормозящие в РФ развитие инновационных систем:
─ недостаточно активную позицию отраслевых научных организаций, а часто и корпораций при разработке отраслевой научно-технической политики;
─ сведение процесса отбора тематики, ориентированной на создание новой техники, преимущественно лишь к учету текущих требований внешнего рынка;
─ рассмотрение технико-экономического обоснования в качестве формального документа на стадии планирования темы, что не способствует отбору перспективной тематики;
─ тот факт, что государство при поддержке высокотехнологичных отраслей редко принимает во внимание их особенности и интересы; между тем затраты предприятий этих отраслей только на оплату специалистов в себестоимости единицы продукции могут превышать 80% (в нефтедобывающих компаниях они составляют только около 1-2 %). [30]
Для повышения конкурентоспособности экономики необходимо переходить к широко используемой в развитых странах адресной государственной поддержке экспорториентированных производств, заключению инвестиционных контрактов между государством и крупными инвесторами, совершенствовать систему государственных гарантий, в том числе для активного участия корпораций в международных тендерах, освобождать корпорации-экспортеры от уплаты налога на добавленную стоимость, снижать таможенные пошлины на импортные комплектующие. Необходимо стимулировать развитие международной производственной кооперации и переориентацию определенной части внешних государственных и региональных займов на решение проблем технико-технологической модернизации в отдельных отраслях.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия