Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4, 2002
ЕДИНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ ЕврАзЭС: ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
Пыжик А. В.
Заместитель Государственного секретаря
Союзного государства Беларуси и России

Кухаренко В. Б.
заместитель заведующего кафедрой финансов и отраслевой экономики Российской академии государственной службы (г. Москва),
доктор социологических наук, профессор


ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ И БЕЛАРУСИ
Статья содержит принципиальные оценки деятельности таможенных служб Союзного государства Беларуси и России, обобщает и анализирует проблемы формирования его единой таможенной территории. Обосновываются предложения по совершенствованию работы таможенных служб Беларуси и России, исходящие из потребности в разработке новой таможенной доктрины и создании международного центра управления качеством таможенной деятельности.

Формирование единого таможенного пространства и проведение согласованной торговой и таможенной политики в отношениях с третьими странами, международными организациями и объединениями входят в число основных задач, стоящих перед участниками Союзного государства. Решение этих задач позволит создать предпосылки и для становления единого экономического пространства Беларуси и России.
Созданный в 1995 году Таможенный союз Беларуси и России явился одним из краеугольных камней развития их экономической интеграции. Отмена таможенного контроля на общей границе и неприменение таможенно-тарифных средств регулирования значительной части взаимной торговли продемонстрировали возможности интеграционных решений.
С подписанием Президентами России и Беларуси 8 декабря 1999 года Договора о создании Союзного государства начался новый этап российско-белорусской интеграции. Договор определил основные направления интеграционной политики, исходящей из необходимости обеспечить свободное перемещение товаров, капитала, рабочей силы между двумя странами. Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации Договора предусмотрела три этапа, по завершении которых его участники смогут проводить единую торговую и таможенно-тарифную политику в отношениях с третьими странами, международными организациями и объединениями.
Вместе с тем, при реализации этого договора обнаружились сложные проблемы, связанные прежде всего с сохранением традиционных, но изживших себя форм, структур, методов деятельности, почти неконтролируемым разрастанием таможенных служб, повышающим уровень коррумпированности их работников, несовершенством таможенного законодательства.
На таможенную службу, характер ее деятельности, уровень коррумпированности воздействуют многие факторы:
- состояние экономической системы (производственная структура, теневой сектор, модель внешнеэкономических связей, механизм распределения материальных благ, уровень инфляции, налогов, занятости);
- состояние социальной системы (ее структура, ценности, нормы поведения);
- характер конституционных основ таможенной деятельности и ее политико-правовой системы (в том числе разделения полномочий в таможенной сфере);
- технологические характеристики организации таможенного обслуживания;
- группы интересов и давления со стороны государственных и негосударственных организаций, партий, их лидеров;
- средства массовой информации;
- стиль управления и способность противостоять давлению в таможенных службах;
- организация и уровень правового обеспечения управления внешнеэкономическими связями на государственном, региональном, отраслевом, межотраслевом уровнях и на уровне предприятий и организаций.
Только высокий уровень правового обеспечения позволяет четко зафиксировать законные пределы действий таможни, права и обязанности субъектов в сфере внешнеэкономической деятельности, предсказуемость правовой, экономической и административной регламентации таможенной деятельности.
Пока же в теневой бизнес ежегодно уходит две трети взаимного товарооборота России и Беларуси, что деформирует структуру межгосударственных и общественных интересов.
Идея экономической открытости союзных государств оказалась не подкрепленной адекватными преобразованиями, подготовкой механизмов, необходимых для функционирования внутреннего и внешнеэкономического секторов российской и беларуской экономики в новых условиях. В итоге в обеих странах возникла тенденция к экономическому сепаратизму, прямо противоположная общемировой - к реализации модели производственно-инвестиционного сотрудничества.
Соответственно ограничиваются возможности сотрудничества с мировыми хозяйственными, финансовыми и другими организациями и вовлечения западных предпринимателей в воспроизводственные процессы и в России, и в Беларуси. К тому же оба государства еще не научились управлять своей собственностью, оказались не способны выступать в роли крупных предпринимателей. Огромная административно- управленческая армия реструктурируется без сформировавшегося представления о предмете управления и координации. Вместо оптимизации функций управления в конечном итоге все сводится к поиску различных схем полномочий должностных лиц. Монополия внешней торговли перешла с государственного уровня на отраслевой, в связи с появлением гигантских концернов в газовой, нефтяной, угольной и других отраслях промышленности, вновь сковывающих действия предприятий.
Разорваны внешнеэкономические, внешнеполитические, внутриэкономические функции промышленной политики, закрепленные за специализированными органами государственного управления.
Все эти факторы могут негативно сказаться и на вступлении России во Всемирную торговую организацию.
Центральной задачей Союзного государства в настоящее время является поэтому реализация единых принципов государственного регулирования экономики - таких, как:
- единство внешнеэкономической и общей экономической политики;
- единство системы государственного регулирования и контроля;
- перенос центра тяжести регулирования с административных на экономические методы;
- разграничение прав и ответственности обоих государств и их субъектов;
- обеспечение равенства всех участников внешнеэкономической деятельности.
Однако решение этой задачи затруднено:
- традициями рутинного и неэффективного таможенного контроля;
- использованием нетарифных соглашений с целью искусственного ограничения легального импорта;
- отсутствием реальных условий для создания единой автоматизированной системы документооборота (ИСС, АСУ, СНС, СОС) по импортируемым и экспортируемым товарам и модели информационного баланса;
- отсутствием необходимых технологий для гармонизации процедур оформления товаров в соответствии с Киотской конвенцией ВТО;
- нежеланием (скрытым и явным) со стороны обоих государств выполнять конвенции ВТО по классификации и таможенной оценке товаров;
- непониманием роли таможенной службы как в традиционных технологиях, так и в непредставляемых пока двусторонних таможенных соглашениях;
- слабым осознанием того факта, что внешнеэкономическая деятельность представляет собой сложнейшую коммуникационную систему и что ее уровень характеризует культуру общества, государства, человека;
- отсутствием понимания того, что при более прогрессивной таможне открываются более широкие возможности для получения корпоративной пользы.
Развитие таможенной системы возможно лишь тогда, когда ее подсистемы выполняют функции стабилизации и развития более высокого порядка, что, в свою очередь, оказывается условием развития ее самой и ее подсистем.
В развитых странах степень эффективности решения этих задач во многом определяется состоянием систем коммуникации и информационных технологий. Для них проблема сбора налогов отходит на второй план, хотя и не теряет своей значимости. Стратегия состоит прежде всего в том, чтобы обеспечить высокий уровень соблюдения торгового законодательства импортерами и экспортерами. В России и Беларуси, для которых поступления от торговли играют большую роль в наполнении государственных бюджетов, стратегия нацелена на то, чтобы максимально использовать потенциал источников этих поступлений. Однако и для них соблюдение законодательства в сфере торговли является решающим фактором, тем более, что стремление обеспечить требуемую полноту таможенных сборов только за счет ужесточения правоохранительных функций таможни, как правило, дает весьма ограниченный результат (о чем свидетельствуют, в частности результаты работы российской таможни). Теневой бизнес - благоприятная среда для ухода от высоких налогов и изощренных форм нарушений таможенного законодательства (см. рис. 1).
Всемирная торговая и Всемирная таможенная организации выступают за принятие единого свода правил, регламентирующих условия создания региональных торговых группировок (РТГ), чья торговая политика должна быть совместима с нормами ВТО(ГАТТ), а соглашения - открытыми для присоединения других стран. Всемирная таможенная организация стремится к политике полной открытости в работе с институтами международной торговли, готова к выработке совместных согласованных решений, но при этом придерживается принципиальной позиции, что таможня - это прежде всего жесткий контроль. Координация усилий по ликвидации торговых барьеров путем гармонизации таможенных процедур осуществляется на основе тесного взаимодействия и сотрудничества с Всемирной торговой организацией и Конференцией ООН по торговле и развитию. Принятие и внедрение принципов обновленной Киотской конвенции способствует выходу таможенных служб на качественно новый уровень, поскольку их деятельность становится "прозрачной" для торговли с точки зрения организации взаимодействия "таможня - торговля", прежде всего в процедурном отношении, и с ее внедрением каждый участник ВЭД получает четкое представление о том, что его ожидает в данной стране.
Использование Инструкции ВТО (СТС) по экспресс - перевозкам даст возможность обеспечить ускоренный режим таможенного оформления чувствительных к временному фактору товаров.
Информация о международной торговле будет доступна в электронном виде в странах импорта и экспорта, а непосредственный досмотр пересекающих границу товаров будет затрагивать незначительное их меньшинство. Выборка будет базироваться на анализе рисков с использованием всей доступной информации.
Таможня должна превратиться в более гибкую организацию, соответствующую качественным изменениям в характере международной торговли, использовать систему аудита международных передвижений товаров и их владельцев, контроля поставщиков и покупателей товаров, участвующих в мировом товарообороте, работать по правилу "то, что выгодно таможне, должно быть выгодно и участникам внешнеэкономической деятельности". Основная ее задача в настоящее время - разработка принципов, механизмов, организационных форм, обеспечивающих согласование интересов таможни и торговли.
Для этого необходимы: концентрация ресурсов для содействия торговле; осуществление региональных программ и маневр ресурсами с учетом складывающейся в регионах ситуации; формирование эффективных горизонтальных коммуникаций; ответственность за реализацию стратегических решений; совершенствование административных связей в интересах развития внешнеторговых отношений на принципах свободы торговли; создание системы мониторинга и контроллинга потенциала и отношений таможни с внешней средой; ориентация на международные стандарты (МС) ИСО серии 9000.
Освоение МС ИСО серии 9000 в таможенной системе обоих государств сможет во многом решить проблему обеспечения согласованных, гармонизированных и синхронных действий в обслуживании участников внешнеэкономической деятельности.
Модернизация таможен союзных государств на основе управления ими по критерию "внедрение стандартов ИСО 9000" предполагает: постоянную готовность к изменениям, управлению переменами; ускорение саморазвития организационных формирований и персонала; переход к преимущественно горизонтальной структуризации и корпоративности; отказ от устаревшей ресурсной концепции; повышение роли организационной и управленческой культуры; минимизацию иерархичности и ликвидацию "верхушечного" администрирования; акцент на результат, привлечение к участию, контактность, партнерство.
Стремление к унификации и международной совместимости правовых, административных, организационно-технических норм таможенного регулирования внешней торговли требует единообразной трактовки понятий и методов регулирования, внедрения принятых в международной практике современных систем связи, обработки, передачи информации, документооборота, обеспечения предсказуемости условий деятельности предпринимателей, исходя из требований международных конвенций.
По нашему мнению, общая схема освоения МС ИСО серии 9000 должна предусматривать следующие этапы:
- разработки варианта стандарта ИСО 9001:2000, адаптированного к таможенной деятельности союзных государств, развивающейся в условиях глобализации экономики;
- разработки макета системы управления таможней на основе методических рекомендаций по поэтапному освоению МС ИСО 9001:2000 в национальных таможенных системах;
- повышения квалификации руководящего персонала национальных таможенных служб для совершенствования управления таможенной деятельностью;
- создания механизма сертификации систем управления национальными таможенными службами на соответствие их "таможенному варианту" МС ИСО 9001:2000;
- создания механизма мотивации национальных интересов для освоения "таможенного варианта" МС ИСО 9001:2000;
- создания механизма мониторинга освоения "таможенного варианта" МС ИСО 9001:2000.
Предлагаемая (и разрабатываемая нами) программа создания эффективной таможенной администрации может стать практическим ориентиром для реализации аналогичных проектов в других международных и региональных организациях.
С 1996 года в Российской таможенной академии ведется работа по созданию международного центра управления качеством таможенной деятельности, разработаны проекты основополагающих документов системы такого управления. По ее инициативе в рамках Российской академии проблем качества создано отделение проблем качества таможенной деятельности, которое может оказать практическую и методическую помощь в деятельности предлагаемого международного центра.
В таможенной деятельности должны соблюдаться принципы: служения обществу, реализация которых предполагает, что таможенные службы должны стать инновационной организацией мирового класса по оказанию услуг; служения интересам граждан, что предполагает подход к ним как клиентам, интересы которых должны быть в центре внимания; заботы об эффективности - экономической, социальной и т.д.; активного воздействия на внешний и внутренний рынки в национальных интересах.
Таможенные службы должны иметь экстравертную структуру, обеспечивающую баланс внешних и внутренних интересов, приверженность высоким стандартам морали и качества, открытости, содействия торговле.
Действую старыми методами принуждения, штрафов и судов, мы вызовем лишь негтивное отношение к таможне со стороны тех, кто пользуется ее услугами.
В настоящее время необходимо активно внедрять новые элементы в организацию работы таможни, новую таможенную доктрину. Борьба с нарушителями на таможне во многом связана с изменением критерия ценностей. Содействие торговле - это поиск, работа в "пограничных зонах", направленная на снятие конфликтов и противоречий, распространение новых отношений, поиск, выходящий за рамки отраслевых, региональных, групповых интересов.


Печатается с редакционными сокращениями

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия