Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Малыхина А. И.
доктор экономических наук, профессор,
действительный член Международной академии наук высшей школы

Щинова Р. А.
заведующий кафедрой экономики и менеджмента филиала Московского государственного индустриального университета ( г. Киров),
кандидат экономических наук


Оценка риска невостребованности продукции на товарном рынке

Анализ конъюнктуры рынка тесно связан с оценкой риска невостребованности производимой продукции. Предприятие должно знать не только какую продукцию оно выпускает и своего потребителя, но также и те факторы, которые обуславливают риск невостребованности продукции предприятия данным потребителем. Причиной может быть не только неплатежеспособность потребителя, но и структура экономических отношений производителя с потребителем. Поэтому, чтобы сделать какое-то заключение относительно рынка невостребованности продукции под воздействием фактора неплатежеспособности потребителя, необходимо изучить специфику экономических отношений, которые могут возникнуть между потребителем и производителем по поводу купли-продажи данной продукции [1, C.39]. Таких вариантов может быть много. Если моментальная оплата невозможна, то существуют, например, такие формы отношений как покупка с отсрочкой платежа (товарный кредит), лизинг, форфейтинг, покупка продукта по частям и др. Каждый вариант нуждается в оценке с точки зрения риска неплатежеспособности.
Анализ указанных вариантов отношений между покупателем и продавцом позволяет вскрыть глубинные причины возникновения явления невостребованности и оценить перспективы преодоления этих причин.
В теории выделено несколько основных видов невостребованности, которые мы рассматриваем далее.
Существует риск невостребованности, обусловленный динамикой структуры потребительских предпочтений. Под воздействием внешней и внутренней для потребителя среды он может отказаться от традиционно приобретаемого им продукта. Оценивая этот риск, необходимо ответить на вопрос о том, какова будет вероятность совпадения системы предпочтений потребителя и совокупности полезностей продукта к моменту встречи данного продукта с потребителем.
Риск невостребованности может быть обусловлен несоответствием стоимостных оценок продукции потребителем и производителем. Так, по разные стороны сделки, оценки качества, цены, условий продажи и системы гарантий на продукцию могут не совпадать. При оценке этого вида риска необходимо ответить на вопрос о том, какова вероятность того, что наши представления о качестве, цене, условиях продажи полностью совпадают с представлениями потребителя.
Следующий вид риска невостребованности продукции связан научно-техническим прогрессом. Научно-технический прогресс является причиной вытеснения одних товаров другими, предлагая потребителю более полное и дешевое удовлетворение его потребностей. Оценивая такой риск, необходимо выяснить вероятность того, что капиталовложения в разработку, производство и реализацию данного конкретного продукта дадут ожидаемую отдачу до того, как на рынке появиться технологически более новый продукт.
Риск невостребованности продукции может возникать и под воздействием сил конкуренции на соответствующем рынке. Все, что требуется для оценки такого риска - это оценить вероятность того, что наша продукция будет более почитаема нашими потребителями, чем продукция конкурентов.
И, наконец, риск невостребованности продукции может быть обусловлен покупательской неуверенностью. Покупка любого товара или услуги обычно всегда связана с покупательской неуверенностью, так как потребители обдумывают, какую пользу они могут извлечь, какие могут возникнуть проблемы, связанные с покупкой, каков риск того, что покупка не оправдывает надежд. Оценивая риск данной категории, требуется оценить вероятность того, что нам удастся преодолеть покупательскую неуверенность в отношении данного продукта.[3,С.140].
Имея оценки различных категорий риска по каждому потенциальному продукту, с помощью таксономического анализа множества оценок можно произвести разделение продуктов на два подмножества - перспективных и неперспективных [2,С.3-30]. Пример результата такой оценки приведен в таб. 1.
Предполагается, что у предприятия имеется m продуктов, описываемых n категориями риска невостребованности. Тогда каждый из m рассматриваемых продуктов можно интерпретировать как точку n-мерного пространства риска с координатами, равными значениям n категорий риска данного продукта. Таблица содержит значения Xij, где i - индекс продукта, а j - индекс категории риска невостребованности продукта.
Таблица 1. Оценки различных категорий риска невостребованности продукции на рынке
Оценки категорий риска могут быть неоднородными в силу того, что факторы риска проявляются по-разному в различных областях бизнеса. Поэтому в целях устранения искажений в ходе дальнейшего анализа необходимо провести предварительную процедуру стандартизации оценок риска. Эта процедура заключается в замене оценок Xij оценками Zij, рассчитываемыми по формуле:
Для принятия решения относительно того, существуют ли перспективы у каждого отдельного вида продукта, необходимо выбрать некую эталонную характеристику продукта, относительно которого можно с полной уверенностью утверждать, что этот продукт перспективен. Это и будет своеобразной точкой отсчета.
В качестве эталона может быть избран продукт, риск невостребованности которого на рынке минимален. Тогда cтандартизованные значения категории риска j для такого эталонного продукта 0 будут определяться как минимальные среди всех значений по данной категории риска:
Показатель перспективности Di продукта i интерпретируется следующим образом: данный продукт тем перспективнее, чем ближе значение показателя перспективности к 1. Пороговым значением для решения вопроса о том, какие продукты развивать, а от каких отказаться по причине достаточно высокого риска их невостребованности на рынке, может служить среднее арифметическое значение уровня перспективности:
Проведем анализ перспективности продукции, выпускаемой ФГУП `Завод `Сельмаш``. В таблице 2 приведены оценки различных категорий риска по каждому из продуктов, полученные экспертным путем, а также рассчитанные на их основе значения показателей перспективности продуктов. В последней графе таблицы содержатся результаты выбора перспективных с точки зрения риска невостребованности продуктов, выпускаемых ФГУП `Завод `Сельмаш`.
По результатам проведенного анализа видно, что предприятию необходимо оптимизировать ассортимент выпускаемой продукции, в частности увеличить производство следующей продукции: замков гаражных, накладных, замков усиленной конструкции, станков фрезерных, долбежных головок, полуосей и муфт.
Таблица 2. Оценки различных категорий риска выпуска продукции на ФГУП `Завод `Сельмаш`
Можно не только определить риск невостребованности выпускаемой продукции, но и спрогнозировать уровень риска выпуска новой продукции. Известно несколько методов прогнозирования риска. Это экспертные оценки (иногда, особенно в малом бизнесе, используется интуитивные оценки риска, основанные на опыте и таланте коммерсанта); оценки вероятности риска с помощью статистических и вероятностных методов, базирующихся на теории принятия решений; балльные оценки риска. Оценки риска могут быть получены на основе оценки позиции фирмы на рынке в ходе портфолио-анализа с помощью стратегических матриц.
Наиболее доступный и потому распространенный метод оценки риска осуществляется на основе анализа конъюнктуры рынка. В качестве меры риска выступают показатели колеблемости и устойчивости основных параметров рынка, а также характеристики тенденций его развития. Чем интенсивней вариация, тем, при прочих равных условиях, больше риск. Чем больше емкость рынка, чем благоприятнее тенденция, тем риск меньше.
На основе этих и других данных экспертами выставляются баллы.
Каждый риск (R) описывается определенным числом (n) i-x факторов (критериев риска), обычно не более десяти. Значения каждого из них ранжируются по степени вероятного риска и нормируются, т. е. каждому присваивается определенный балл (Bi), от 1 до 10. При этом с учетом степени рискоемкости, каждому такому фактору присваивается (экспертным путем) свой вес (W), который должен отражать долю влияния фактора в общей величине риска. Сумма весов приравнивается к 1. Отсутствие какого-либо фактора оценивается нулевой отметкой. Балл фактора умножается на соответствующий вес, а сумма результатов определяет величину данного риска:
Чем ближе R к 1,тем меньше риск, а чем он ближе к 10, тем он выше. Существует понятие зон (областей) риска (рис. 3). Зона риска - это пределы, в которых риск не превышает определенных величин. Границы риска выражаются величиной среднего уровня риска (R). В таблице приводится шкала границ зон риска.
Таблица 3. Шкала границ риска
Рассчитаем средний уровень риска ФГУП `Завод `Сельмаш` на заключительной стадии разработки нового товара (Станок сверлильный 2М112К улучшенного дизайна, Станок ПШ 30540). Возникающий здесь тип риска состоит в возникновении опасности не реализовать полностью всю партию товара и не получить намеченную сумму прибыли. Нами было отобрано десять факторов (критериев) риска. Экспертным путем, по данным, полученным в результате маркетингового исследования, определены конъюнктурные атрибутивные оценки факторов, каждому фактору присвоен балл, характеризующий степень риска за счет данного фактора, и вес, отражающий роль данного фактора в образовании рисковой ситуации. Результаты расчета приведены в таб. 4.
Таблица 4. Расчет уровня риска
Таким образом, средний уровень риска выражен коэффициентом 3,58. Это означает, что предприятие находится в зоне повышенного, но допустимого риска, на нижней его границе. В данном случае могут быть даны следующие рекомендации для продвижения нового товара:
- развернуть интенсивную рекламную компанию по продвижению нового товара на рынок;
- организовать послепродажное сервисное обслуживание.
Выполнение рекомендаций позволит укрепить конкурентоспособность предприятия на товарном рынке.


Литература:
1.Ефремов В.С. Стратегия американских школ бизнеса на рубеже 21-го века //Менеджмент в России и за рубежом. - 1998.-N1.- С.39-55
2.Ефремов В.С. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование// Менеджмент в России и за рубежом. - 2001.-N2.- С.3-30.
3.Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. - М.: Изд-во `Финпресс`, 2001. - 140с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия