Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Пименова А. Л.
профессор Международного Банковского института (г. Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук

Нагуманова Р. В.
аспирант Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

Актуальные аспекты теории эффективности в контексте жизненных циклов предприятий

Оценка эффективности деятельности является одним из главных направлений финансового анализа, однако, единого подхода к ее проведению пока не сложилось. Следует отметить, что западными экономистами экономическая эффективность рассматриваются как субъективная категория, она считается оценочной, а ее величина связывается с отношением ценности результата к ценности затрат. Такой подход можно найти, например, у П. Хейне.
В отечественной экономической литературе дано несколько определений экономической эффективности. Согласно одному из них, под эффективностью понимается достижение наибольших результатов при наименьших затратах ресурсов. При другом подходе эффективность определяется как соотношение между получаемыми результатами производства - продукцией и материальными услугами, с одной стороны, и затратами труда и средств производства - с другой. Эти и подобные им дефиниции экономической эффективности в общем и целом не вызывают сомнений. Однако, в них нет главного, а именно, ответа на вопрос о том, что понимать под результатом и что понимать под затратами. А между тем именно ответ этот вопрос дает правильное представление о данной категории.
Экономическая эффективность, на наш взгляд, включает в себя экономические аспекты эффективности технико-экономической и эффективности социально-экономической, т.е. отражает и уровень эффективности использования производительных сил общества, и степень достижения цели производства. Таким образом, повышение эффективности является решающим материальным фактором реализации высшей и конечной цели производства. Эффективность включает в себя и качественную, и количественную стороны, которые в своей совокупности определяют меру эффективности.
В условиях рыночной экономики анализ финансово-экономического состояния является одним из важнейших элементов в системе управления предприятия, поскольку он позволяет выявить проблемные стороны в деятельности предприятия и определить пути их решения. Несмотря на большое количество теоретических и практических разработок в области финансово-экономического анализа, предложенных как зарубежными, так и отечественными учеными, необходимо проводить их дальнейшее изучение и уточнение, так как механизм оценки финансово-экономического положения предприятия должен разрабатываться с учетом множества факторов и критериев, полный перечень которых определить достаточно сложно.
С целью более детального рассмотрения всех аспектов эффективности, мы предлагаем рассматривать управленческую, техническую и финансово-экономическую эффективность как составные элементы эффективности фирмы (рис.1).
Управленческая эффективность предприятия означает такую структуру управления на предприятии, при которой обеспечивается отсутствие текучести кадров, четкость и последовательность принимаемых управленческих решений, распределения ответственности, контроль за их исполнением, постоянство партнеров и поставщиков, каналов сбыта и т.д. Техническая эффективность деятельности предприятия определяется отсутствием устаревшей техники, технологий, незагруженных мощностей и стабильной величиной постоянных затрат (которые генерируют предпринимательский риск). В случае, если происходит увеличение основных средств, оно должно сопровождаться повышением качества продукции и увеличением объема продаж.
В современной экономической литературе имеется множество различных методик оценки эффективности. Их анализ может способствовать отбору оптимального количества показателей, которые наиболее точно будут отражать эффективность деятельности предприятия.
Состояние эффективно функционирующего предприятия не возникает само по себе, а, возникнув, не может существовать вечно. Это обусловлено постоянным изменением внешней и внутренней среды фирмы. Предприятие как финансово-экономический механизм имеет определенный жизненный цикл, поскольку всякая система обладает предельными возможностями, ограничивающими ее дальнейшее существование в первоначальном виде определенным периодом времени. Таким образом, задачей руководства предприятия является определение момента проведения комплекса мероприятий по увеличению его с учетом организационно-экономических особенностей этапа жизненного цикла. На наш взгляд, к этапам жизненного цикла предприятия относятся фазы зарождения, роста деловой активности, зрелости и спада.
Для рассмотрения эффективности деятельности с учетом цикличности функционирования, на наш взгляд, необходимо сформулировать понятие общей эффективности.
Общая эффективность представлена совокупностью показателей, характеризующих оценку деятельности предприятий на определенном этапе жизненного цикла.
Продолжительность жизненного цикла предприятия для различных стран и отраслей будет разной, тем не менее, характер кривой для всех предприятий одинаков. Кривая жизненного цикла состоит из отдельных участков, каждый из которых описывает зависимость предприятия от внешних и внутренних условий, возникающих в тот или иной отрезок времени. Для каждого этапа характерен определенный набор финансово-экономических показателей, позволяющих определить эффективность его функционирования.
Этап зарождения характеризуется созданием предприятия и постепенным внедрением на рынок, в это время происходит технико-экономическое становление, накопление активов предприятия. Очень важно отслеживать прогнозные показатели, характерные для фазы зарождения, сравнивать их с фактическими и корректировать их. Особое внимание следует уделять динамике структуры активов. Объемы производства и продаж на этапе зарождения растут медленными темпами. Так как каналы поставки сырья и продажи готовой продукции не отлажены, возникают трудности с производством и со сбытом. К новому предприятию относятся настороженно поставщики, кредиторы, потребители. Спрос мал, затраты на рекламу велики. На этапе зарождения предприятия особое внимание должно уделяться показателям платежеспособности и финансовой устойчивости. Так как в этот период предприятие еще не работает на полную мощность, делать какие-либо выводы по показателям рентабельности или оборачиваемости еще рано. В это время предприятие имеет довольно большую долю заемных средств, поэтому его финансовый риск довольно высок, что порождает требование стабилизировать финансовые показатели.
На этапе роста деловой активности предприятия темпы роста продаж резко возрастают, предприятие признается потребителями, поставщиками, кредиторами. Производство отлажено, затраты на него сокращаются, каналы товародвижения и реклама налажены. Производство характеризуется интенсивной модернизацией, растет качество продукции. На данном этапе доля заемных средств в активах предприятия заметно сокращается. Показатели финансовой устойчивости и платежеспособности должны быть уже стабильны. Если они не стабилизировались на предыдущем этапе, то это означает, что предприятие не добилось того уровня эффективного функционирования, который соответствует фазе роста. Следовательно, требуется пересмотреть маркетинговую стратегию и заемную политику компании.
На этапе роста важными становятся показатели оборачиваемости и рентабельности продаж. Чем выше эти показатели, тем лучше идут дела у фирмы. Уменьшение одного из коэффициентов должно анализироваться с целью своевременного принятия соответствующих мер по оздоровлению предприятия.
Для поддержания эффективности деятельности компании на данном этапе необходим анализ показателей рентабельности, особенно рентабельности продаж. В фазе зарождения рентабельность могла быть не очень высокой, так как производство еще только налаживалось. Но когда предприятие достигает этапа роста и избавляется от трудностей, связанных с необходимостью преодоления отраслевых входных барьеров, оно должно выйти на стабильный уровень работы.
Период зрелости наступает в результате напряжения всех сил предприятия. Наблюдается полная занятость всех ресурсов (рабочей силы, земель, мощностей, капитала, предпринимательской способности и т.п.). При полном объеме производства должно сформироваться эффективное использование и распределение ресурсов (использование наилучших технологий, техники и т.п.). К этому моменту можно утверждать, что компания выдержала конкурентную борьбу, и теперь важнейшими в обеспечении эффективности становятся внутренние факторы. Фирма начинает стремиться к снижению цен, созданию систем скидок, обеспечению сервиса. Для поддержания эффективного функционирования предприятия в период зрелости необходимо контролировать состояние показателей рентабельности продаж, рентабельности активов и собственного капитала, оборачиваемости. Однако, если показатели финансового и производственного рисков высоки, то необходимо стабилизировать показатели финансовой устойчивости и платежеспособности. Отклонение финансовых показателей от нормальных среднеотраслевых значений в период зрелости свидетельствует о финансово-экономической нестабильности функционирования предприятия и, если не принять меры по финансово-экономическому оздоровлению, предприятие может в скором времени оказаться в очень затруднительном положении.
Основными сигналами, свидетельствующими о снижении эффективности деятельности предприятия в период зрелости, могут быть показатели морального и физического износа основных средств, обновление которых требует привлечения дополнительных инвестиций. Тем не менее, четко спланированная стратегия реагирования на увеличение значений этих показателей позволяет перейти на качественно новый технический и технологический уровень, увеличить объем производства, повысив при этом качество товаров. Иначе говоря, компания может перейти на новую кривую жизненного цикла в период роста и избежать периода спада.
Другим сигналом снижения эффективности деятельности предприятия является омертвление оборотного капитала, т.е. скопление на складах большого количества сырья, материалов, а также готовой продукции. В результате снижается оборачиваемость оборотных активов и рентабельность продаж. В этом случае также необходим переход на качественно новый технико-технологический уровень производства, и проведение активной маркетинговой политики.
Период спада наступает, главным образом, за счет агрессивной политики конкурирующих предприятий, а также в результате усиливающегося старения ресурсов: как материальных, так и кадровых, информационных, организационных. Для этого этапа характерны слабый маркетинг, высокая доля заемных средств. Большое влияние на динамику предприятия оказывают внешние факторы, намечается дестабилизация всех его финансовых и экономических показателей. В этот период требуется разработка комплекса мероприятий по финансово-экономическому оздоровлению фирмы, таких, как стабилизация финансовых показателей, внедрение новой маркетинговой стратегии. Возможно, потребуется проведение комплекса мероприятий для своевременного снятия с производства устаревших товаров, вывода на рынок новых конкурентоспособных товаров и услуг, изменения ценовой политики, стратегии формирования спроса и стимулирования сбыта; повышения сервиса обслуживания потребителей, поиска новых сегментов рынка и т.п. Следует отметить, что, если бы все вышеуказанные мероприятия были осуществлены заблаговременно, в период зрелости предприятия, то можно было бы избежать периода спада и больших потерь.
Таким образом, важнейшим принципом поддержания эффективности функционирования предприятия является постоянный контроль финансово-экономических показателей с целью обнаружения сигналов о надвигающемся снижении эффективности и немедленной реакции на эти сигналы. Необходимо отдельно рассмотреть основные мероприятия, которые позволят повысить эффективность деятельности предприятий на каждом этапе жизненного цикла .
К мероприятиям этапа зарождения можно отнести такие, как постепенное внедрение на рынок, проведение активного маркетинга и налаживание связей с поставщиками и кредиторами.
На этапе роста следует проводить модернизацию производства, обеспечивать рост качества продукции и держать под контролем заемную политику фирм.
На этапе зрелости наступает черед мероприятий по интенсивной модернизации и диверсификации производства, осуществляется поиск новых контрагентов.
В период спада опять наступает время проводить усиленный маркетинг, а также требуется повышение квалификации работников и увеличение объема производства.
Таким образом, на каждом этапе жизненного цикла предприятия проблемными являются те или иные группы показателей, которые следует контролировать. На основании предложенных мероприятий выделим основные контрольные показатели (табл.1).
По данным показателям можно сделать вывод о степени эффективности деятельности предприятия на различных стадиях жизненного цикла. Поэтому для эффективного управления финансово-экономическим состоянием предприятия критерии оценки на разных этапах жизненного цикла различны. Это связанно с тем, что предприятие развивается во времени, и, начиная с зарождения, претерпевает коренные изменения в инвестировании, структуре активов и пассивов, в состоянии конкурентоспособности и деловой активности, основных средств и прочих факторов.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия