Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Лысенко Ю. В.
доцент Челябинского института (филиала)
Российского государственного торгово-экономического университета,
кандидат экономических наук


Управленческий учет в системе управления предприятием

Представления о принципах и формах взаимосвязи управленческого учета, экономического целеполагания и стратегических целей предприятия требуют своего уточнения и теоретического осмысления.
Рынок обусловливает необходимость экономического обновления механизма хозяйствования, а предприятие, реализуя свои цели, изменяет и рыночную среду, что определяет необходимость их исследования во взаимосвязи.
В связи с этим представляется необходимым обосновать основные принципы построения системы управленческого учета на предприятии и увязать их с предлагаемой концепцией построения системы учета для обеспечения функционирования экономического механизма хозяйствования. Указанное понятие мы вводим в оборот для того, чтобы показать, что если стратегия развития предприятия - это стратегия результативности, то стратегия формирования и развития экономического механизма хозяйствования представляет собой стратегию надежности деятельности предприятия.
Основные принципы построения системы управленческого учета на предприятии
Эффективность и надежность экономического механизма хозяйствования определяется финансовыми результатами деятельности предприятия, его способностью быстро адаптироваться к изменениям на потребительском рынке. Практика свидетельствует, что грамотное и научно обоснованное построение системы управленческого учета обеспечивает высокую степень эффективности производства и его конкурентоспособности. Поскольку реализация целей предприятия ведет к изменениям экономического механизма хозяйствования в рыночных условиях, на наш взгляд, оценка результатов деятельности предприятий должна предусматривать определение тенденций и перспектив развития хозяйствующего субъекта в целом и каждого его подразделения, прежде всего, в формировании затрат и результатов.
Любой элемент экономического механизмам хозяйствования направлен на реализацию системы управления затратами на всех этапах жизненного цикла. Следовательно, необходима разработка системы и механизма управления затратами, уточнение инструментария управленческого учета для конкретных условий хозяйствования.
Дифференциация взаимодействия внутренней и внешней среды предприятия определяет необходимость изучения адаптационного механизма, оценки силы их взаимодействия.
На каждом этапе развития предприятия проявляется разный характер взаимодействия эффективности и надежности, что требует соответствующей стратегии развития. При разработке адаптационного механизма приоритет должен быть отдан надежности деятельности предприятия.
Проблема построения единого учетного информационного пространства затрагивает каждое предприятие и его руководство, заставляет серьезнее подходить к организации системы информации предприятия, требует разработки концепции информации, соответствующей стратегии предприятия. Любое предприятие должно решить для себя вопросы о степени открытости информации; о рисках и выходах, связанных с открытостью; принять меры для повышения достоверности данных отчетности; задуматься, как будет восприниматься пользователями предоставляемая информация, обеспечить эффективный обмен информацией между своими подразделениями. Руководство российских предприятий должно пересмотреть свой взгляд на значение учета и увидеть в нем инструмент, при помощи которого можно повысить благосостояние предприятия. Важно не оставить свое предприятие за пределами единого информационного пространства.
Проблемы повышения эффективности управления предприятием, государственного управления социально-экономическим развитием общества, создания условий для эффективного функционирования рыночных механизмов находится в центре внимания широкого круга ученых и специалистов самых разных отраслей знания и видов деятельности.
Однако в целом информационное обеспечение принятия правильных решений и улучшения результатов деятельности не достигло должного уровня, не отвечает в полном объеме требованиям современной рыночной экономики, что проявляется в отсутствии соответствующего уровня открытости, доступности и достоверности информации; своевременности ее поступления; удовлетворения потребностей пользователей и др.
В настоящее время глобализация экономики, научно-технический прогресс в средствах связи, бурное развитие международных отношений создали необходимые предпосылки для построения единого информационного пространства на уровне отдельных стран и в мировом масштабе.
Учетное информационное пространство призвано обеспечить информационную поддержку пользователям в процессе принятия решения; повысить эффективность управления предприятием, государственного управления социально-экономическим развитием общества; создать условия для эффективного функционирования рыночных механизмов.
Концепция учетного информационного пространства предполагает создание условий для обеспечения учетными данными всех пользователей в постоянно меняющейся экономической ситуации. Пользователям учетной информации выступает любые субъекты, обращающиеся к ней.
Мы полностью разделяем точку зрения о необходимости сместить акценты в построении системы учета, для которой в современном постоянно усложняющемся мире на первое место выходит не критерий точности, а параметры, позволяющие использовать так называемые лингвистические переменные. Последние реализуются нечеткими множествами, позволяющими моделировать нечеткие условные высказывания и интегрировать концепции дедуктивного и индуктивного логических выводов.
Таким образом, в целях улучшения воспринимаемого пространства, мы полагаем необходимым поднять вопрос о разработке способов адаптации методов финансового учета к задачам опережающего отражения.
Управленческий учет - это информационная система, обеспечивающая управленческий аппарат организации информацией, используемой для планирования, регулирования, контроля и анализа, формирующая информационную базу для принятия эффективных управленческих решений.
С другой стороны, управленческий учет - это система управления прибылью предприятия через управление затратами. Для повышения эффективности деятельности предприятий в современных условиях внедрение управленческого учета является объективной необходимостью.
Система управленческого учета, которую можно адаптировать к условиям конкретного предприятия, должна быть выбрана или разработана исходя из целей и возможностей управления. С одной стороны, она должна фиксировать выполнение задач, поставленных на всех этапах планирования, а с другой стороны, аккумулировать данные для принятия решений, создания прогнозов и моделей развития. Сущность управленческого учета состоит в интегрировании системы учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа информации для оперативных управленческих решений и моделирования учета затрат и доходов на предприятиях с разной организационной структурой, с учетом влияния изменяющихся внешних факторов.
Необходимо отметить, что управленческий учет в качестве относительно самостоятельно существующей совокупности элементов и связей между ними, должен функционировать и регулироваться на основании определенной нормативной базы. Как правило, на высшем уровне предприятия утверждается Положение о системе управленческого учета. В его состав входят следующие составляющие элементы: положение о финансовой структуре предприятия, положение о системе планирования и контроля, принципы учетной политики и регламент взаимодействия подразделений в системе управленческого учета.
Для оценки экономической эффективности внедрения информационной системы применяются качественные и количественные критерии.
Качественные критерии фиксируют `внешний` эффект внедрения - увеличение общей инвестиционной привлекательности предприятия за счет того, что система обеспечивает прозрачность `сквозного` учета на предприятии для оценки рисков собственников, инвесторов и внешних пользователей отчетности, а также возможность осуществления оперативного компьютерного аудита и мониторинга.
Для автоматизации планирования, учета и анализа себестоимости продукции, на наш взгляд, необходимо разработать автоматизированный комплекс задач `Управление затратами производства`. В состав комплекса целесообразно включить три блока задач: `планирование себестоимости продукции`, `учет затрат и определение себестоимости продукции` и `анализ себестоимости продукции`.
Эффективность использования коммуникационной системы управленческого учета значительно увеличится при создании интегрированной автоматизированной системы планирования и бухгалтерского учета, которая использует фактические данные для контроля исполнения плановых показателей. Такая система позволяет увязать процессы планирования и бухгалтерского учета, ускорить процедуру формирования планов, повысить оперативность принятия управленческих решений, формировать единую нормативно-справочную базу для составления планов, проводить их оперативную корректировку.
Исходя из результатов анализа системы планирования на предприятиях, можно внести изменения и дополнения, сгруппированные по функциональным подсистемам.
Так, подсистема `Продажи` позволяет планировать и контролировать деятельность предприятия, связанную с реализацией товарной продукции. Контроль по подсистеме обеспечивает реализацию задач оперативного и бухгалтерского учета отдельными структурными подразделениями. Например, объем поступлений, величину дебиторской и кредиторской задолженности контролирует финансовый отдел, объем отгруженной продукции - фактурное бюро, сбытовой отдел, отдел внешнеэкономических связей, а данные о реализации услуг на сторону обеспечивают отдел главного механика и отдел капитального строительства.
Наиболее важные функции в организации управленческого учета выполняет подсистема `Затраты`. Основной функцией подсистемы управления затратами является планирование и контроль себестоимости. В качестве объектов учета затрат выделяют: прямые материальные и трудовые затраты в производстве; расходы на организацию и обслуживание производственных процессов, затраты на управление. Информация, сгруппированная по объектам учета затрат, должна отвечать требованиям управления и служить основанием для распределения затрат между незавершенным производством и готовой продукцией, а также для калькулирования как всего выпуска, так и отдельных видов продукции.
Номенклатуру объектов калькулирования разрабатывают на предприятии с учетом типа производства и ассортимента продукции. Калькуляционные объекты объединены по признаку однородности выпускаемых изделий.
Соблюдение принципов группировки изделий в единый объект калькулирования является основным условием, отвечающим требованиям управления себестоимостью. Общие принципы формирования объектов учета затрат и объектов калькулирования обусловлены единством процессов учета затрат на производство и процессов калькулирования.
Подсистема `Закупки` осуществляет планирование и контроль закупок основных видов сырья, материалов и других ресурсов, необходимых для бесперебойной работы предприятия, что позволяет регламентировать контроль объема расходования финансовых ресурсов, плана закупок, величины дебиторской и кредиторской задолженности со стороны финансовых и снабженческих служб.
Подсистема `Инвестиции` позволяет решать задачи планирования и контроля долгосрочных вложений предприятия.
Подсистема `Финансы` является ключевой в системе планов. Ее основной задачей является планирование и контроль движения финансовых ресурсов и его взаимосвязь с другими планами системы.
Анализ выявленных в ходе предпринимательской деятельности отклонений - основной инструмент оценки деятельности предприятий в целом и их структурных подразделений. Текущий контроль и анализ отклонений позволяет своевременно перенастроить систему управления предприятием. Важным моментом в процессе контроля является определение зон допустимых отклонений и разграничение ответственности за принятие решений по уровням управления. Если отклонение какого либо показателя от установленных стандартов не превышают допустимых значений, то по результатам контроля и анализа причин отклонений возможны решения административного, технологического, либо дисциплинарного характера, принимаемые в пределах полномочий руководителями на низшем уровне управления (начальниками цехов, отделов).
Если отклонения значительно превышают нормативные значения (носят аварийный характер), принятие решений переносится на более высокий уровень. Диапазон отклонений можно условно разделить на три группы, от допустимых (0 - 10%) до аварийных (свыше 30%).
Зона допустимых отклонений устанавливается отдельно для каждого показателя и подразделения. В случае, если отклонения носят систематический характер, необходимо проверить обоснованность установленных нормативов и внести соответствующие коррективы.
Информация, создаваемая управленческим учетом, ориентирована на удовлетворение потребностей как стратегического, так и текущего управления, на оптимизацию подразделений и отдельных менеджеров. Следовательно, управленческий учет является составной частью процесса управления и обеспечивает информацию, важную для стратегического планирования будущих операций организации, контролирования ее текущей деятельности, оптимизации использования ресурсов, оценки эффективности деятельности и снижения субъективности в процессе принятия решений.
Методические рекомендации по организации механизма управления предприятием
Система управления предприятием предполагает организацию управленческого учета по структурным подразделениям и функциональным подсистемам предприятия.
Вместе с тем, насущной задачей является разработка методических рекомендаций по созданию и реализации концепции системы управления, обеспечивающей эффективность и надежность предпринимательской деятельности предприятия на каждом этапе его жизненного цикла.
Функции управления предприятием можно разделить на два основных блока: обеспечивающие эффективность и обеспечивающие надежность.
По мере усложнения внешней среды предприятия возрастают и требования к системе его целеполагания, к разработке адекватных способов решения проблем. Дифференцированная оценка взаимодействия внутренней и внешней среды предприятия определяет необходимость построения системы управления изменениями. По большому счету, предполагается построение нового экономического пространства на основе системы управленческого учета затрат и результатов.
Оценка результатов предусматривает определение тенденций и перспектив каждого подразделения предприятия в формировании затрат и финансовых результатов. Обмен информацией и отчетностью различных структурных подразделений конкретизирует задачи каждого подразделения на предстоящий бюджетный период, определяет условия, в которых будет действовать руководитель подразделения, требования к нему смежных производственных подразделений.
Наличие системы контроля стратегического планирования и прогнозирования предусматривает необходимость организации службы контроллинга, что, безусловно, уточняет функции управления. Основной задачей службы контроллинга принято считать управление затратами и результатами.
Отметим в этой связи, что принципиальное значение имеет вопрос о выборе организационной формы данной службы. Необходимо определить преимущества и недостатки создания службы контроллинга в качестве самостоятельного подразделения или в виде группы планово-экономического отдела.
Стратегический анализ затрат по центрам ответственности предусматривает возможность применения к различным подразделениям предприятия принципов системы экономического целеполагания, которая наиболее эффективно и надежно способствует осуществлению финансово-хозяйственной деятельности. Реализация экономического целеполагания на предприятии становится возможной при организации управленческого учета по центрам ответственности, что позволяет количественно сопоставлять и оценивать вклад различных подразделений в управление затратами и результатами.
В реализации оперативных задач управления затратами предприятия полномочия руководителей отдельных центров ответственности различаются. Для эффективной работы предприятия целесообразно организовать такие структуры, как центр целеполагающих затрат, ответственный за выработку эффективных управленческих решений; центр нормативных затрат, призванный обеспечить достижение планового уровня затрат, в том числе при организации снабжения. Отдельно следует сказать о центре доходов, к области компетенции которого относится и служба сбыта. Хотя центр доходов и не имеет полномочий по изменению уровня своих расходов свыше установленного лимита, его благоприятный эффект на благосостояние предприятия складывается из двух составляющих: превышения объема продаж и снижения сметы контролируемых расходов. Центр прибыли отличается от предыдущего тем, что имеет право управлять затратами и результатами реализации с целью максимизации прибыли от операций. В работе центра инвестиций важным показателем является отдача на инвестированный капитал, либо прибыль за вычетом целеполагающего капитала. Полной самостоятельности в сфере инвестиций у отдельных структур предприятия не бывает практически никогда, поэтому можно говорить о том, что центры инвестиций в достаточно широких полномочиях имеют право определять политику в сфере капитальных и долгосрочных финансовых вложений.
В реальной практике предприятий встречаются подразделения, которые сочетают в себе признаки двух или нескольких классических центров ответственности.
Поскольку элементы экономического механизма хозяйствования не равноправны, находятся под воздействием разных факторов, а принципы коммерческого расчета в рыночной экономике определяют необходимость системного подхода, то мы представляем соотношение элементов экономического механизма хозяйствования в качестве `стратегического поля`, с помощью которого будут определяться стратегические направления и состав адаптационных мероприятий.
Эталон `стратегического поля` можно определить в виде нормативных показателей развития и комплекса адаптационных мер, необходимых на каждом этапе жизненного цикла для обеспечения сбалансированного воздействия внутренней и внешней среды на состояние фирмы.
Таким образом, цели стратегии формирования и развития экономического механизма хозяйствования полностью корреспондируют с приоритетными целями развития предприятия и призваны обеспечить их реализацию путем построения адекватного механизма управленческого учета на предприятии.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия