Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Хамидуллин Ф. Ф.
заведующий кафедрой финансового менеджмента Университета управления «ТИСБИ» (г. Казань),
доктор экономических наук, профессор


Развитие методологии исследования малого бизнеса

Малое предпринимательство является неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Во всем мире малое предпринимательство выступает сегодня в качестве одной из движущих сил экономического и научно-технического прогресса и главного работодателя во всех отраслях экономики.
Россия, будучи сравнима с ведущими странами по размерам своих промышленных гигантов, по относительной насыщенности экономики мельчайшими, мелкими и средними предприятиями уступает США примерно в 10 раз. В странах Европейского союза насчитывается около 16 миллионов мелких фирм, в Японии - около 6,5 миллионов [1]. Для нас эта проблема сегодня актуальна как, наверное, ни для какой другой страны в мире. Колоссальный потенциал малого предпринимательства не использован в России. Это обстоятельство  чрезвычайно опасный фактор для успешной реализации проводимых преобразований и политической стабильности в стране. Оно может повлечь весьма значительный рост безработицы в машиностроительной, легкой, пищевой и других отраслях в случае вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) [2 ].
Публикации зарубежных и отечественных исследователей по различным аспектам становления и функционирования малого бизнеса свидетельствуют об усилении внимания руководства страны к проблемам малого предпринимательства и рекомендациям известных ученых-экономистов. Однако большинство работ, посвященных проблематике малого бизнеса, сосредоточено, как правило, на исследовании лишь отдельных его аспектов - социальных, правовых, финансовых и др., а освещение некоторых вопросов носит поверхностный, общий характер, не позволяющий дать глубокую, всестороннюю характеристику малому бизнесу как важнейшему, самостоятельному сектору экономики. При этом отсутствие анализа и достаточно ясного понимания места и роли малого предпринимательства в современной модели рыночного хозяйства не позволяют четко сформулировать концепцию развития малого бизнеса в России.
На наш взгляд, методологически необходимым сегодня является преодоление сложившегося одностороннего, упрощенного подхода к исследованию сущности и закономерностей становления малого предпринимательства, осознание его в качестве сложной многофункциональной экономической системы, обладающей тенденцией саморазвития.
Любая экономика, как сложная система, немыслима без наличия в ее структуре различных составляющих подсистем, выполняющих целесообразные функциональные действия в общественно санкционированной или, иначе говоря, институциональной форме. На наш взгляд, малый бизнес правомерно рассматривать в качестве одной из подсистем в общей структуре экономики, институционально закрепленной и исполняющей общественно значимые хозяйственные действия, но не создающей достаточных условий для собственного функционирования.
Необходимо также отметить, что субъект малого предпринимательства - это сложный, целостный во времени объект исследования, поведение которого далеко не всегда диктуется экономической выгодой, а зависит от комплекса психологических, социальных, этических и генетических факторов. Следует, по нашему мнению, осознавать диалектический характер малого бизнеса, проявляющийся в единстве позитивных и негативных моментов. Решая значимые экономические, социальные и инновационные задачи, малый бизнес может также выступать источником обострения социальных, политических и даже этнических проблем [3]. Использование диалектического подхода позволило бы глубже понять природу и взаимосвязь структурных элементов исследуемой системы, определить закономерности ее развития и вместе с тем выработать научно обоснованные и жизнеспособные теоретические и практические рекомендации по формированию механизма регулирования и поддержки малого бизнеса.
Одной из важнейших проблем исследования малого предпринимательства является научное обоснование критериев необходимого качества. От этого во многом зависит эффективность правового регулирования деятельности малых предприятий, налоговая политика, государственная поддержка и др.
В современной экономической литературе и практике не наблюдается единого подхода к разработке таких критериев. Отсутствует и единое определение малого бизнеса. В основном все усилия сводятся к попыткам установить общие критерии размера малого предприятия. Очевидно, что не все характерные черты, присущие малым предприятиям, могут выступать качественными критериями малого бизнеса в целом.
Малое предприятие представляет собой особую категорию предприятия. Его нельзя считать ни `усеченной` моделью более крупной фирмы, ни промежуточной формой в процессе перехода к фирме более крупного размера. В предлагаемом нами подходе малое предприятие рассматривается лишь в качестве отдельного элемента, хотя и являющегося одним из основополагающих в системе малого предпринимательства.
Большинство ученых едины во мнении, что экономическая система - это часть системы более высокого порядка - общества как социальной системы, которая, в свою очередь, является ядром (первичной подсистемой) системы человеческого действия. Социальная система выступает интегративной подсистемой системы человеческого действия..
По словам известного ученого-экономиста В. Леонтьева, экономика каждой страны - это большая система, включающая различные виды деятельности, и каждый компонент системы может существовать только потому, что. находится во взаимосвязи и взаимозависимости с другими элементами [4].
По нашему мнению, малый бизнес как экономическая система - это своеобразная социальная форма организации экономической деятельности, сложный хозяйственный механизм, задача которого состоит в том, чтобы находить пути и методы эффективного использования ограниченных (редких) ресурсов в условиях неопределенности.
Экономическая система функционирует в условиях существования и развития таких социально-экономических институтов, как собственность, разделение труда, контроль, денежная система, рабочие организации, административные органы, корпорации, налоги, доходы и т.д. Таким образом, любая экономическая система представляет собой совокупность элементов, находящихся в связи с другими, образующими определенную целостность, создающую новые качественные характеристики, не присущие отдельным элементам.
К элементам экономической сис темы относятся субъекты и объекты экономической деятельности. Между элементами экономической системы существуют социально-экономические (воспроизводство, отношения собственности), организационно-экономические (маркетинг, менеджмент), а также технико-экономические (процессы производства новой стоимости) связи.
Малый бизнес - это сложная, вероятностная, динамическая экономическая система, охватывающая процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Если рассматривать ее в материально-производственном аспекте, то ее входом являются материально-вещественные потоки природных и производственных ресурсов, информация, выходом - материально-вещественные потоки предметов потребления, услуг, продукции, предна значенной для накопления и возмещения, товаров для экспорта, а также отходов производства. В социально-экономическом аспекте ее входом являются определенные социально-экономические отношения людей в обществе, выходом - воспроизведенные и развитые системой производственные отношения, содержа ние которых определяется регулируемым и саморегулируемым соотношением элементов собственности. По нашему мнению, малый бизнес относится к классу систем, обладающих определенной самостоятельностью и возможностями саморегулирования.
Логика проводимого нами исследования предполагает анализ внутренней структуры малого бизнеса, ядром которой является частная собственность. Необходимыми структурными элементами малого бизнеса, по нашему мнению, следует считать: а) капитал (в том числе фиктивный и теневой); б) зарегистрированных субъектов малого предпринимательства (в том числе временно не функционирующих); в) сложную совокупность функциональных хозяйственных связей различного уровня; г) человеческие (трудовые) ресурсы, создающие огромный внутренний потенциал, способный при определенных условиях обеспечить быстрый рост данного сектора экономики.
Механизм взаимоотношений производителей товаров, услуг, коммерческих посредников, контролирующих органов, потребителей представляет собой совокупность функциональных хозяйственных связей между субъектами исследуемой сферы экономики. Другими словами, это экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и иные отношения, складывающиеся в сфере малого бизнеса между производителями, поставщиками и потребителями в процессе создания и доведения товаров и услуг от производителя непосредственно до потребителя.
Анализируя характер вертикальных связей в малом бизнесе, нужно обратить внимание на существенную особенность, позволяющую отличать их внутреннюю структуру от среднего и особенно крупного бизнеса. Она проявляется, с одной стороны, в стремлении к большей независимости от государственных структур, с другой - в непосредственной зависимости от конечного потребителя.
Эффективность взаимодействия среднего и, особенно, крупного бизнеса с государством, наоборот, предполагает наличие устойчивых вертикальных связей, которые являются необходимым условием успешного существования среднего и крупного бизнеса при относительно меньшей зависимости от конечного потребителя. Это объясняется функционированием некоторого количества промежуточных звеньев при движении произведенного товара до непосредственного потребителя.
При рассмотрении внутренней структуры малого бизнеса важным моментом является понимание ее динамичности. В ходе становления рыночных отношений в ней происходят существенные количественные и качественные преобразования. Причем непосредственная и опосредованная взаимосвязь структурных элементов настолько сложна, что они не могут существовать изолированно, не взаимодействуя друг с другом.
В силу многообразия задач, для решения которых может потребоваться формальное определение понятия малого бизнеса, а также в силу различия объективных внешних условий, всегда будут появляться варианты определения данного понятия, соответствующие конкретным условиям. Для решения одних задач необходимо строгое или формальное определение, для решения других - достаточно общих, согласованных подходов к пониманию содержания, стоящего за тем или иным понятием.
По нашему мнению, определение малого бизнеса можно сформулировать посредством выделения основных, характерных особенностей его существования и развития. Такой методологический подход интересен прежде всего тем, что рассматривает малое предпринимательство не как простую совокупность малых предприятий, а как самостоятельный сектор экономики с присущими ему специфичными чертами: высокой степенью неопределенности; постоянным экономическим риском; единством отношений собственности и управления; потенциально высокой способности к внедрению инноваций (принятию нестандартных решений); саморазвитием и адаптируемостью к изменениям.
Согласно предлагаемому нами определению, малый бизнес в условиях современных трансформационных преобразований - это самостоятельный сектор экономики, обладающий значительным инновационным потенциалом, производящий товары, работы и услуги, основанный на использовании индивидуального труда, частной и личной собственности, ограниченного количества ресурсов (рабочей силы, мощностей и др.).
Важнейшими характеристиками малого бизнеса в качестве самостоятельного сектора экономики являются:
-относительно слабая зависимость результатов его функционирования от макроэкономических показателей экономики;
-функционирование в качестве саморазвивающейся и самовоспроизводящейся системы, обладающей относительной свободой организации своей внутренней и внешней деятельности;
-наличие соответствующего уровня развития отношений собственности, при которых обеспечивается относительная экономическая обособленность производителей товаров и услуг, обладающих правом владения, распоряжения и пользования средствами производства и результатами своего труда;
-поддержание относительно стабильного уровня занятости и самозанятости населения;
-рыночное ценообразование;
-нестабильная организация хозяйственного механизма;
-несопоставимость экономических интересов с интересами крупного бизнеса;
-ограниченность доступа к материальным и финансовым ресурсам и некоторым сферам деятельности;
-специфическая форма соединения факторов производства, не всегда соответствующая требованиям норм трудового законодательства.
Эти объективные составляющие, а также стремление государства контролировать денежные потоки в сфере малого бизнеса; оказывают прямое воздействие на мотивацию предпринимательской деятельности в данном секторе экономики. Мотивы создания малых предприятий, как правило, включают ограниченный состав предпринимательских задач, мотивы же создания крупных предприятий значительно сложнее.
Наиболее простой тип мотивации к созданию малого предприятия - это стремление извлекать прибыль из доступного сочетания хозяйственных ресурсов. Наиболее сложным выражением предпринимательской мотивации в данном случае может являться развитие и расширение области деятельности, увеличение размеров предпринимательского дохода, возможность создания нового, наиболее выгодного и не имеющего конкурентов (в течение некоторого периода) бизнеса.
Однако исследование процесса становления и развития малого предпринимательства как сложной и многофункциональной системы невозможно без рассмотрения таких сущностных характеристик малого бизнеса, как абсолютность, относительность и противоречивость.
Абсолютность малого бизнеса означает его непреложность, устойчивость и универсальность. Сегодня уже ни у кого не возникает сомнений в существовании данного явления, объединяющего в себе вполне определенные, установленные понятия. Малый бизнес является необходимым структурным звеном рыночной экономики, его неотъемлемой частью.
Относительность проявляется, прежде всего, в самих элементах малого предпринимательства как системы, через конкретные изменения различных элементов, носящие относительный характер, например, через ограниченную рациональность.
Ограниченная рациональность малого бизнеса отражается в неспособности экономических агентов получить полную информацию о возможных альтернативах использования капитала, оптимизации трансакционных издержек; относительность  уже в том, что любые подходы к определению критериев малого бизнеса имеют как положительные стороны, так и недостатки.
Разработка интегрального критерия, учитывающего в равной степени количественные и качественные характеристики малого бизнеса, по мнению большинства исследователей, особенно актуальна в условиях отсутствия надежного правового обеспечения, противоречивого экономического законодательства, невыполнения принятых решений. Вместе с тем, следует также заранее определить на прогнозируемые периоды количественные и качественные критерии оценки результативности деятельности соответствующих государственных структур.
Критерии оценки результативности государственных структур, в свою очередь, должны определяться целями и приоритетами развития малого бизнеса в конкретном периоде. Так, в качестве определенных количественных критериев деятельности государственных структур может быть использовано сокращение числа ликвидируемых, а также рост количества функционирующих предприятий, зарегистрированных, но так и не начавших свою деятельность. Начало деятельности указанной категории предприятий выступает индикатором создания реальных благоприятных условий для работы.
Общее количество малых предприятий, которым была оказана методическая, информационная, консультационная, правовая, финансовая помощь из фондов поддержки малого предпринимательства, размеры финансовой помощи и ее результаты, рост количества малых предприятий, привлеченных к выполнению государственных и муниципальных заказов, также могут быть использованы для оценки результативности деятельности различных органов, непосредственно связанных с малыми предприятиями.
К качественным критериям, прежде всего, можно отнести изменения в структуре малого бизнеса, отражающие положительные сдвиги в пользу отраслей материального производства. Стимулирование развития сферы материального производства и инновационной деятельности, декларируемое как государственный приоритет, должно осуществляться на основе внедрения прогрессивных технологий поддержки малого предпринимательства.
Сокращение временных, финансовых и прочих издержек, связанных с получением необходимой документации, и создание информационных систем обеспечения малого бизнеса также можно отнести к необходимым качественным критериям деятельности соответствующих государственных структур.
Кроме вышеперечисленных качественных критериев, несомненно являющихся приоритетными на текущий период развития, таковыми в ближайшей перспективе должны стать: создание условий для расширения внешнеэкономической деятельности и межрегионального сотрудничества малых предприятий, а также разработка действенных механизмов финансирования малого бизнеса и эффективных форм сотрудничества государственных и предпринимательских структур.


Литература
1. Малый бизнес // Европа. Специальный выпуск. 2004. N8. - С.1-16.
2. Абалкин Л. Новый шанс // ЭКО. 2000. N2. - С.44-56.
3. Тарануха Ю. Предприятие и предпринимательство в трансформируемой экономике. - М. Дело и Сервис, 2003. - 368 с.
4. Леонтьев В. Экономическое эссе. - М., 1990. - 543 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия