Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4, 2002
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА
Нижникова Е. С.
Директор Института счета,
сотрудник общественной дирекции
программы "Международная финансовая академия"


УНИВЕРСАЛИЗАЦИЯ ВАЛЮТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СООБЩЕСТВЕ
В статье содержится обоснование необходимости организации в ЕврАзЭС Евразийского банка развития и общего Евразийского бюджета. Долгосрочные программы интеграции стран-членов Сообщества предлагается зарегистрировать в качестве юридических лиц, создав с этой целью Евразийские корпорации развития в отдельных отраслях и для реализации совместных проектов ввести общую евразийскую валюту.

Интеграционные процессы в Сообществе развиваются в направлениях валютной унитаризации и валютной универсализации.
Валютная унитаризация нашла свое проявление в XX веке в Евровалютном союзе и привела к созданию евро и начавшемуся в Европе процессу полного замещения национальных валют единой валютой.
К интеграции, ориентированной на унитарный валютный союз, можно отнести также проекты создания единой валюты арабских государств - Саудовской Аравии, Бахрейна, Катара, Кувейта, Омана и Объединенных Арабских Эмиратов (решение об этом было принято в октябре 2001 года); проект единой валюты Африканского Союза (принятый учредительным съездом Африканского Союза летом 2002 года в Йоханнесбурге). Примером попыток применить постБреттон-Вудский сценарий при создании интеграционных валют может служить проект золотого динара стран - участниц Организации "Исламская Конфедерация" (ОИК), который планируется осуществить в 2003 году для ведения двусторонних расчетов в торговле, а затем и многосторонних расчетов между странами ОИК. К валютной унитаризации ведет (или вела) практика переходных технологий (использования переводного рубля, валюты одной страны в международных расчетах других стран).
В начале XXI века наряду с унитаризацией обнаружилась в качестве тенденции и универсализация валютных процессов в европейской, азиатской и других интеграционных группировках. Валютная универсализация ведет к формированию надстройки, предполагающей совместное решение задач развития с помощью наднациональных валют, создание универсального валютного союза с общей наднациональной валютой и сохранением национальных валют.
Такой валютный союз соответствует целям стран - участниц ЕврАзЭС, поскольку позволяет увеличить финансовый и экономический эффект от интеграции их экономики и одновременно сохранить их национальный суверенитет и культурную самостоятельность.
При этом возникает необходимость в создании специального Евразийского бюджета и Евразийского банка развития.
Валютному союзу должен предшествовать этап формирования общего Бюджета развития на основе отчислений из текущих бюджетов стран ЕврАзЭС и организации общего банка.
В качестве учредителей Евразийского банка развития могут выступить действующие банки развития стран ЕврАзЭС (Российский банк развития, Казахстанский банк развития, Белорусский банк развития). До 25 % его уставного капитала целесообразно иметь в виде финансовых ресурсов Мирового банка, Европейского банка реконструкции и развития и др.
Евразийский банк развития должен, на наш взгляд, использовать также организационный опыт Межгосударственного банка СНГ.
Евразийский бюджет развития и Евразийский банк развития призваны осуществлять бюджетное и внебюджетное финансирование проектов и программ евразийской интеграции.
Долговременные программы интеграции целесообразно зарегистрировать в виде юридических лиц - отраслевых Евразийских корпораций развития (ЕАКР). В таком случае каждая программа будет иметь определенный состав учредителей, ее бюджет - представлять собой конвертируемый финансовый формат - баланс юридического лица, а управление процессом интеграции, совместными программами иметь профильную корпорацию со своим портфелем проектов и их бюджетов. Оптимальный вариант - создание 5-7 корпораций на ключевых направлениях интеграционного развития и участия в глобальном международном разделении труда. Прежде всего необходимы:
Евразийская энергетическая корпорация - для осуществления совместных проектов в электроэнергетике и управления формируемым единым энергетическим пространством;
Евразийская военно-техническая корпорация - для развития военно-технического сотрудничества;
Евразийская агроиндустриальная корпорация - для скоординированного развития АПК и аграрных регионов стран ЕврАзЭС;
Евразийская аэрокосмическая корпорация - для совместного освоения космического пространства;
Евразийская транспортная корпорация - для совместной эксплуатации евразийских транспортных коридоров, развития логистики, создания интермодальной системы, согласованного и совместного тарифного регулирования транспортной отрасли.
В итоге может возникнуть устойчивая отраслевая и финансовая инфраструктура, определяемая Евразийским бюджетом развития, в виде евразийских корпораций развития и Евразийского банка развития.
Подобный механизм евразийской интеграции позволяет приступать к созданию Евразийского валютного союза, при котором совместный бюджет развития будет переведен на эмиссионную основу.
Евразийский валютный союз означает: введение общей евразийской валюты для реализации совместных проектов и вместе с тем функционирование национальных валют стран ЕврАзЭС для обслуживания национальной экономики.
При реализации глобальных проектов любая страна может войти по этой формуле в евразийское экономическое пространство, в частности, для решения задач по совместному развитию трансконтинентальных транспортных сообщений.
Универсальный валютный союз и внедрение евразийской валюты "еврази" создает возможность качественного прорыва в расчетно-денежных технологиях при осуществлении как внутренних программ, нацеленных на развитие евразийского экономического пространства, так и внешних, призванных обеспечить участие стран Евразийского валютного союза в международном разделении труда, формируемом всеми участниками мирового сообщества.
Эмиссия евразийской валюты под программы интеграции, оформленные в виде Евразийских корпораций развития (ЕАКР), осуществима, на наш взгляд, на зачетной основе. Способы зачета евразийской валюты варьируются от зачета ранее произведенной эмиссии суммарной ценой поставленных корпорациями продуктов и услуг до капитализации ЕАКР странами - членами ЕврАзЭС.
Эмиссия общей валюты осуществляется в размерах, соответствующих утвержденному объему Евразийского бюджета развития, который должен, в свою очередь, соответствовать требуемому объему финансирования совместно реализуемых программ (на наш взгляд, в течение первых 3-5 лет - на сумму от 1 до 5 млрд еврази). При этом первоначально предлагается установить котировку 1 еврази = 1 евро, что позволит контролировать эмиссию, обращение и котировку евразийской валюты.
Предлагаемый механизм валютной интеграции более эффективен, чем при рассматриваемом, например, Африканским Союзом сценарии введения единой африканской валюты.
Универсальный валютный союз с общей валютой под совместные программы развития вообще может стать и фактором экономического принуждения к миру воюющих сторон, поддержать мирное развитие предложением новых сценариев валютной интеграции, застраховать мировое сообщество в XXI веке от возможных кризисных ситуаций с основными валютами.
Что касается собственно Евразийского универсального валютного проекта для стран ЕврАзЭС, то он, несомненно, при успешной его реализации ускорит процесс евразийской интеграции. Возникнет финансово-экономическое институциональное ее ядро, представление о котором (на основании изложенного выше) дает следующая схема.
Универсализация валютной интеграции в Евразийском экономическом сообществе

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия