Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Чуясов С. В.
заместитель директора по правовым вопросам и реформированию,
начальник юридического отдела ОАО `Амурэнерго` `Амурэнергосбыт`


Экономико-правовые особенности совершенствования механизма управления электроэнергетикой в Дальневосточном федеральном округе РФ

Особенностями административно-правового регулирования энергетики Дальневосточного региона являются: во-первых, необходимость создания единого центра ответственности за Дальневосточный регион с финансовыми и властными ресурсами; во-вторых, необходимость создания эффективной системы управления объединенной энергосистемой Востока (далее ОЭС Востока), способной обеспечивать ее надежность; в-третьих, невозможность создания рынка энергии в ОЭС Востока в ближайшей перспективе, ввиду ограниченности предпосылок для создания конкурентной среды.
Стратегическими целями административного регулирования преобразований должны стать:
- надежное и бесперебойное энергоснабжение потребителей электрической и тепловой энергии;
- возможность консолидации средств на решение первостепенных задач и возможность формирования инвестиционного ресурса, за счет аккумуляции амортизационных отчислений в компаниях по видам деятельности (генерирующая и распределительная сетевая компании);
- финансовая устойчивость, создаваемых в ходе реформирования, компаний, за счет централизованного управления финансовым потоком;
- создание механизмов реинвестирования в отрасль за счет привлеченных средств, повышение капитализации и инвестиционной привлекательности энергосистемы;
- создание предпосылок для формирования в долгосрочной перспективе конкурентной среды и переходу к рыночным отношениям;
- до момента возникновения рыночной среды сохранение контроля государства над дальневосточной энергетикой;
- обеспечение сдерживания тарифов. В соответствии с нынешней тарифной политикой ОАО РАО "ЕЭС России" и Федеральной службы по тарифам рост тарифов для потребителей не превысит темпов реальной инфляции в стране.
Для достижения этих целей необходимо соответствующими административно-правовыми методами обеспечить:
- перевод части станций на другой вид топлива и обеспечение дополнительной нагрузки в ОЭС Дальнего Востока, которая нивелирует имеющийся избыток мощности;
- создание эффективной системы регулирования, которая бы обеспечивала: с одной стороны, понятный и четкий механизм субсидирования энергетики Дальнего Востока (оплата избыточной мощности и дорогого топлива); с другой стороны, привлекательность отрасли инвесторов и понятный механизм получения прибыли от вложенных средств в развитие энергетики;
- создание централизованной системы ответственности и управления, которая могла бы оперативно решать проблемы (в том числе по перекрестному субсидированию, поддержанию надежности, инвестиционных и ремонтных программ и т.д.) и была бы обеспечена финансовым и властным ресурсом.
Для достижения вышеуказанных целей, разработан "Проект реформирования энергокомпаний Дальнего Востока", предусматривающий в том числе:
- создание ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" (ОАО "ДЭК") путем слияния ОАО "Хабаровскэнерго", ЗАО "ЛуТЭК", ОАО "Амурэнерго", ОАО "Южное Якутскэнерго" и ОАО "Дальэнерго";
- учреждение одним из АО-энерго 100% ДЗО: ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" (ОАО "ДГК") с оплатой уставного капитала денежными средствами;
- учреждение одним из АО-энерго 100% ДЗО: ОАО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (ОАО "ДРСК") с оплатой уставного капитала денежными средствами;
- учреждение ОАО "Дальэнерго", ОАО "Хабаровскэнерго", ОАО "Амурэнерго", ОАО "Якутскэнерго" 100%-ных ДЗО: соответственно ОАО "Приморская магистральная сетевая компания", ОАО "Хабаровская магистральная сетевая компания", ОАО "Амурская магистральная сетевая компания" ОАО "Якутская магистральная сетевая компания" с оплатой уставного капитала объектами ЕНЭС соответствующих АО-энерго;
Однако, необходимо отметить, что существующая административно-правовая и финансово-экономическая база реформирования энергетики Дальнего Востока нуждается в серьезной доработке, так как многие вопросы, возникающие при реализации изложенного плана не нашли своего разрешения. В связи с этим у реформированных компаний возникают риски. Рассмотрим некоторые из них:
-Отсутствие правил оптового рынка для зоны ОЭС Востока, а также нормативной базы ценообразования. Этот фактор обладает высокой степенью влияния на успешную реализацию проекта реформирования. При отсутствии нормативной базы созданные межтерриториальные компании не смогут полноценно осуществлять свою деятельность.
Правила оптового рынка для зоны ОЭС Востока на сегодняшний день не определены и законодательно не оформлены, предстоит в кратчайшие сроки провести работу с ОАО РАО "ЕЭС России", НП "АТС" и уполномоченными Федеральными органами власти.
По вопросу ценообразования при переходе от территориальных организаций АО-энерго к межтерриториальным компаниям ОАО "ДЭК", ОАО "ДГК", ОАО "ДРСК", необходимо провести соответствующую работу с ОАО РАО "ЕЭС России", ФСТ, и РЭК Приморского и Хабаровского краев, Амурской области, Республики Якутия.
Для того, чтобы минимизировать этот риск - необходимо принять соответствующие решения до начала операционной деятельности ОАО "ДГК", ОАО "ДРСК" и ОАО "ДЭК".
-Риски, связанные с продажей электрической энергии абонентам.
1.ОАО `ДЭК` должен иметь статус гарантирующего поставщика электроэнергии, присвоенный субъектом власти. Своевременно начатая работа по получению `ДЭК` лицензии на право продажи электроэнергии, определяет и обязательства гарантирующего поставщика, а следовательно может исключить предполагаемые риски во взаимоотношениях с абонентами.
2. Отсутствие определенной направленности в тарифообразовании приведет к убыткам при формировании тарифов на электроэнергию и защите в региональных энергетических комиссиях (РЭКах) энергосбытовых затрат при определении энергосбытовой надбавки. Необходимо развитие стратегии для работы с РЭКом, подготовка предложений для рассмотрения в УФАС РФ по созданию филиала ФСТ на Дальнем Востоке.
3. Исключение теплового бизнеса из ОАО "ДЭК" (данная функция будет возложена на ОАО "ДГК") повлечет за собой исключение схемы перекрестного субсидирования между группами потребителей по виду энергии, что может привести к росту тарифов для населения, а это увеличит риск неплатежеспособности потребителей. Необходима разработка механизма компенсации роста тарифов малоимущим гражданам через субсидии, включение в федеральный и местные бюджеты необходимого финансирования предоставления субсидий в полном объеме, а также сохранение схемы предоставления субсидий через администрации территорий.
4. В соответствии с ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период" от 26.03.2003 N 36-ФЗ с 1 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электроэнергии.
Этот закон устанавливает также, что хозяйствующие субъекты, не обеспечившие выполнение установленных настоящей статьей требований в указанные сроки, подлежат принудительной реорганизации (в форме разделения или выделения) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, проект реформирования энергокомпаний Дальнего Востока предполагает завершение разделения существующих АО-энерго по видам деятельности только в 2007г. Кроме того, до настоящего времени не приняты Правила функционирования розничных рынков электроэнергии и не определен порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика (далее - ГП) энергосбытовым организациям. В связи с этим возникают следующие риски:
Несмотря на то, что проект реформирования энергетики Дальнего Востока прошел согласование на всех уровнях (администрации субъектов, ФАС, ФСТ, и проч.), с 01.04.2006г. упомянутый выше ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики" в части недопущения совмещения конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности со стороны контролирующих органов должен применяться буквально. Эти органы (в первую очередь ФАС РФ) могут начать процесс принудительного разделения энергокомпаний.
Существующие предприятия коммунальной энергетики, осуществляющие и функции энергосбыта, и функции транспортировки энергии, также должны разделиться по видам деятельности, но по факту некоторые из них не планируют делать этого, поэтому после 01.04.2006г. они теряют право законно осуществлять энергосбытовую деятельность в отношении своих абонентов. В условиях отсутствия статуса ГП у нынешних АО-энерго последние, не имея энергосбытовой инфраструктуры на территориях деятельности нынешних ОПП, не имеют возможности принять на обслуживание их абонентов.
С другой стороны, в случае выхода Правил розничных рынков и получения нынешними энергосбытовыми организациями статуса ГП, прогнозируется, что абоненты существующих ОПП в массовом порядке перейдут на прямые договоры с ГП, т.е. с АО-энерго, а в дальнейшем - с ОАО "ДЭК". Возникает риск получения большого количества неплатежеспособных потребителей на территориях, где отсутствуют структурные подразделения энергосбыта АО-энерго (в Амурской области это Сковородинский, Магдагачинский и Селемджинский районы, общей площадью более 82 тыс. км²).
В утвержденных тарифах на 2006 год отсутствуют средства для создания таких энергосбытовых подразделений. В этих условиях также возникает риск потери надежности энергоснабжения потребителей некоторых территорий субъектов Дальнего Востока и получения энергосбытовыми организациями значительных убытков, связанных с созданием соответствующей инфраструктуры и урегулированием отношений, связанных с транспортировкой энергии этим потребителям.
5. Изменение порядка расчетов физических лиц за коммунальные услуги, в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ (платежи за коммунальные услуги в большинстве случаев будут проходить через Управляющие организации), что будет являться риском снижения доходной части бюджета ОАО "ДЭК" в связи с потерей прямых поступлений денежных средств от абонентов - физических лиц. Для минимизации данного риска необходимо выработать стратегию работы в новых условиях, заключить агентские договоры с Управляющими организациями на прием платежей от граждан.
Ключевыми финансовыми рисками для энергокомпаний Дальнего Востока по-прежнему остаются распределение активов и обязательств между образуемыми компаниями, уровень долговой нагрузки и способности ОАО "ДЭК", ОАО "ДГК" и ОАО "ДРСК" исполнять долговые обязательства после реорганизации. Первоочередная задача по управлению финансовыми рисками при реорганизации энергокомпаний является урегулирование вопросов с внешней средой - с миноритарными акционерами и кредиторами. В этой связи, необходимо корпоративное структурирование, т.е. создание особого механизма, обеспечивающего доступ к финансовым ресурсам и денежным потокам с целью их максимального использования для предотвращения финансовой несостоятельности ОАО "ДЭК", как основного аккумулятора ресурсов энергетики Дальнего Востока.
В процессе реорганизации энергокомпаний в форме слияния возникают многочисленные финансовые риски, которые могут привести к частичной либо полной утрате платежеспособности:
1. Предъявление кредиторами требований о досрочном погашении обязательств, взыскание дополнительных штрафов, активизации и увеличения сводного исполнительного производства, нарушения принятых ранее договоренностей о реструктуризации, подписанных мировых соглашений и т.д.
2. Предъявление банками-кредиторами требований о досрочном погашении кредитных обязательств в результате либо ухудшения с точки зрения нормативных документов банка финансового состояния заемщика - ДЭК как правопреемника, либо фактического ухудшения обслуживания долга, а также затруднения с привлечением кредитов в виду указанного выше и отсутствия залоговой базы.
3. Потеря полученной реструктуризации по бюджету и внебюджетным фондам, а также невозможность адекватного обслуживания значительной долговой налоговой нагрузки на вновь созданное общество при недостатке денежных средств.
4. Неадекватное реагирование части акционеров на процесс реформирования, выражающийся в необходимости выкупа акций у несогласных с реформированием акционеров, а также уплата дивидендов по итогам 2006 года.
Действующее законодательство допускает следующие сроки предъявления кредиторами требований о досрочном прекращении или исполнении обязательств и возмещении убытков - 30 дней со дня направления им уведомлений или в течение 30 дней со дня опубликования сообщения о принятом решении о реорганизации. Предъявление требований после завершения реорганизации присоединяющему обществу, если кредитор несвоевременно уведомлен о реорганизации, может быть применено в качестве права кредитора по аналогии с правами кредитора, предоставленными при реорганизации в форме выделения или разделения.
В связи с возможностью для кредиторов предъявлять соответствующие требования необходимо заблаговременно до принятия решения о реорганизации предпринять следующие действия:
- изучить наиболее крупные обязательства на предмет регулирования возмещения убытков;
- составить список кредиторов, которые могут потребовать досрочного прекращения или исполнения обязательств и возмещения убытков;
- провести переговоры с крупными кредиторами, однако такие переговоры будут носить лишь "профилактический" характер, так как никакие соглашения с кредиторами об их отказе от предъявления соответствующих требований, заключенные даже в письменной форме, по российскому праву не имеют силы;
- изучить вопросы, связанные с исполнением обязательств по займам, облигациям; оценить их условия с точки зрения последствий для реорганизации.
Далее, в течение пяти дней после принятия решения о реорганизации следует направить уведомления с максимально возможным объемом информации о реорганизации и о том, как она повлияет на отношения с контрагентом (указание на правопреемника, возможность предстоящего перезаключения договоров и т. д.).
Кроме того, возникает необходимость защиты ОАО "ДЭК" от недобросовестных действий контрагентов (кредиторов), т.к. до настоящего времени этот вопрос остается открытым с точки зрения законодательства. Одномоментное предъявление всех требований по обязательствам в большинстве случаев может означать банкротство ОАО "ДЭК". В этой связи, все же возможным может быть заключение договоров о непредъявлении требований с условием выплаты штрафа, в случае нарушения, соизмеримого с суммой предъявляемых требований. Кроме того, необходимо сформировать в бюджете Обществ 2006 года резерв по возможным предъявлениям.
Работу с банками-кредиторами в предреформенный и послереформенный период предлагается построить следующим образом:
- анализ и прогнозирование превышения риска на одного заемщика у определенного банка-партнера при объединении кредитных портфелей реформируемых обществ;
- установление лимитов кредитования на 2007 год и подписание с банками договоров о сотрудничестве;
- овердрафтное кредитование (без залогов) под обороты ОАО "ДЭК";
- привлечение в качестве залогодателей и поручителей ОАО "ДГК" и ОАО "ДРСК";
- проведение оценочной кампании по непрофильным активам, в особенности недвижимости в виде офисных помещений, и приведение в соответствии правоустанавливающих документов на ДЭК с целью подготовки залоговой массы;
- проведение переадресации платежей;
- привлечение в качестве гаранта привлекаемых кредитов Субъектов Федерации, как одного из основных акционеров реформируемого общества.
В процессе реформирования, очевидно, определится список акционеров, несогласных с данным процессом и желающих продать свои акции, в связи с чем, необходимо дать оценку объему денежных средств, необходимых на проведение продажной компании и определить источники выплаты данных средств в бюджете 2006 г. (кредитование, резервы), либо определить порядок реструктуризации подобных выплат. "Непогашаемый" риск - выплата дивидендов по итогам 2006 года, которая всецело ляжет на бюджет ОАО "ДЭК". В этой связи, с целью увеличения доходной части бюджета, в том числе для аккумулирования средств на выплату дивидендов необходимо предусмотреть:
- проведение договорной кампании на 2007 г. с дополнительным переводом потребителей на авансовые платежи;
- оценить в 2006 г. возможность и разработать гибкую методику тарифообразования для различных категорий потребителей;
Формирование доходной части бюджета в 2007 г. с точки зрения финансовых рисков должно в обязательном порядке производиться через казначейскую систему формирования доходов и исполнения бюджета.
Одновременно, с целью улучшения платежной дисциплины, можно дополнительно рассматривать следующие механизмы улучшения платежеспособности:
- привлечение государственных кредитов;
- перевод долга на другое юридическое лицо - ОАО "ДГК" и ОАО "ДРСК" (однако для этой формы рефинансирования долга требуется обязательное согласие кредитора).
- реструктуризация краткосрочных кредитов в долгосрочные. Эта форма санации используется обычно только по финансовым кредитам, где кредитором выступает коммерческий банк, осуществляющий обслуживание предприятия. В процессе такой формы реструктуризации долга по долгосрочному кредиту существенно повышаются ставки процента.
Основной угрозой потери ликвидности вновь созданной компании является наличие следующих моментов:
1. Финансовые обязательства на 01.01.2007 г. значительно превышают оборотные активы.
2. Различные сроки оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженностей энергосистем не позволяют достичь позитивной маневренности денежных потоков.
3. Значительная доля неликвидной дебиторской задолженности.
4. Обязательность процедуры расчистки балансов, направленных на дополнительное списание дебиторской задолженности, ухудшающей финансовые результаты и снижающей резервы по сомнительным долгам.
5. Применение кредиторами обеспечительных мер по предъявляемым искам, угроза отчуждения имущества кредиторами, взыскание залогов.
С целью снижения рисков потери ликвидности предлагается проведение следующих первоочередных мер:
1. Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности.
2. Анализ состояния и объема передаваемой дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе:
- по структуре дебиторской задолженности (надежная, сомнительная, безнадежная);
- по структуре кредиторской задолженности: кредитные обязательства (анализ кредитного портфеля 2006 года с целью определения объемов обязательств к погашению в 2007 году и последующие периоды);
- обязательства перед поставщиками и подрядчиками.
3. Анализ инвестиционных программ АО-энерго для определения объемов и объектов незавершенного строительства с целью создания механизма взаимного расчета без отвлечения денежного потока со стороны ОАО "ДЭК".
4. В течение 2006 г. проведение `расчистки` бухгалтерских балансов, списание нереальной к взысканию ДЗ, переуступка задолженности, активизация мероприятий взыскания ДЗ в судебном порядке определение объема для формирования источника погашения, соблюдение сроков гашения в соответствии с заключенными договорами, ревизия договоров по поставкам топлива для формирования графиков платежей по данным обязательствам.
5. Составление графиков приоритетных платежей, прогнозирование взыскания с целью управления сводным исполнительным производством, устранения угрозы отчуждения имущества, в том числе взыскание залогов.
Экономические риски. Ключевой задачей экономического блока для энергокомпаний Дальнего Востока является сбалансирование доходов и расходов созданных в ходе реформирования хозяйствующих субъектов. Данная задача предусматривает определение схемы договорных отношений, схемы тарифообразования, принятие решений по всех видам перекрестного субсидирования, обеспечение правового поля в сфере тарифного регулирования и коммерческих отношений участников ОЭС Дальнего Востока.
В результате реорганизации и создания единой генерирующей компании (ОАО "ДГК"), компании по транспортировке электроэнергии (ОАО "ДРСК"), энергосбытовой и управляющей компании (ОАО `ДЭК`) изменяется схема тарифообразования, схема коммерческих и договорных отношений. Без определения схемы тарифообразования существует риск отсутствия тарифов на электрическую и тепловую энергию по видам деятельности и конечному потребителю.
Учитывая, что этот фактор существенно влияет на финансово-экономические показатели компаний и на социальную обстановку в регионе, для уменьшения риска представляется необходимым:
1. Разработать схему взаимоотношений в сфере тарифообразования с учетом действующего законодательства и специфики каждого субъекта Дальневосточного региона, определить основные направления работы по обеспечению сбалансированности доходов и расходов Обществ.
2. Проанализировать нормативную и законодательную базы по регулированию тарифов. Реформирование предполагает ликвидацию конкурентного рынка и его предпосылок на Дальнем Востоке, что кардинально изменяет схему взаимоотношений и требует изменения действующей нормативной и законодательной базы.
3. Составить схему тарифообразования с учетом данных 2005-2006 гг. Это позволит более точно определить основные направления работы по обеспечению сбалансированности доходов и расходов Обществ.
4. Внести изменения в нормативную и законодательную базу.
Разработанные мероприятия по управлению риском позволят получить согласованную всеми участниками, регулирующими органами схему взаимоотношений, тарифообразования, проекты договоров; обеспечивающих прибыльную работу Обществ и тарифы конечному потребителю, не превышающие инфляцию.
Риск перекрестного субсидирования между группами потребителей, видами энергии, субъектами Дальневосточного региона. Дисбаланс оптового рынка электрической энергии и мощности (ОРЭМ).
В настоящее время в Дальневосточном регионе присутствуют все виды перекрестного субсидирования:
-между группами потребителей. Тарифы на электрическую и тепловую энергию для промышленных и коммерческих потребителей установлены на уровне, значительно превышающем экономически обоснованные расчеты, что позволило установить льготные тарифы для населения.
-между видами энергии. При формировании тарифов на электрическую и тепловую энергию часть затрат по ОАО "Дальэнерго" и ОАО "Хабаровскэнерго" переложено с тепловой энергии на электрическую, что позволило установить льготные тарифы для потребителей тепловой энергии.
-между энергорайонами САХА Якутия. Тариф на электрическую энергию, отпускаемую от Нерюнгринской ГРЭС на ОРЭМ, установлен на уровне, превышающем экономически обоснованные расчеты, что позволило осуществить перекрестное субсидирование северного энергорайона САХА Якутии.
-дисбаланс рынка ОРЭМ. Средний тариф поставщиков ОРЭМ в настоящий момент превышает средний тариф потребителей ОРЭМ, что приводит к стоимостному дисбалансу у поставщиков ОРЭМ и субсидированию неценовой энергозоны Дальнего Востока энергозонами Запада и Сибири.
-для некоторых потребителей ОРЭМ установлены льготные тарифы на электрическую энергию.
Реорганизация энергокомпаний Дальнего Востока и изменение схемы тарифообразования без решения вопроса по перекрестному субсидированию приведет к значительному изменению тарифов и негативным социальным последствиям.
Административно-правовое разрешение данного вопроса должно: во-первых, обеспечить разработку обоснованных тарифов на энергию по видам деятельности, обеспечивающих прибыльную работу и развитие созданных в ходе реформирования Обществ, а так же обоснованный тариф для конечных потребителей, с ростом по сравнению с 2006 годом не выше инфляции; во-вторых, определить предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, увеличение выше которых приведет к социальным последствиям в регионе. Это, в свою очередь, необходимо для определения величины субсидий из федерального и местных бюджетов, определения механизмов субсидирования и расчета субвенций из бюджетов для включения в бюджеты всех уровней на 2007 г.
Итогом регуляционных мероприятий должен стать такой механизм субсидирования энергокомпаний Дальнего Востока, который будет способствовать выравниванию тарифов на электрическую и тепловую энергию, который позволит получить финансовое обеспечение данных субсидий в бюджетах.
Риск разделения энергосетей Дальнего Востока по уровням напряжения.
Существующая нормативная база, а также практика разделения энергокомпаний Европейской части РФ, Урала и Сибири предполагает функционирование в регионах двух различных сетевых компаний: подразделений ФСК (обслуживает линии напряжением от 110 кВ и выше) и местной распределительной сетевой компании (напряжением от 35 кВ и ниже).
Вместе с тем, применительно к Дальнему Востоку России необходимо отметить следующие особенности деятельности по распределению электроэнергии:
1. Огромная протяженность ЛЭП при крайне низкой плотности потребителей энергии, т.е. высокая себестоимость распределения энергии.
2. Нехватка квалифицированного персонала для работы на этих линиях.
3. Сложная транспортная схема - плечо обслуживания составляет порой 200-400 км причем в ряде случаев только по бездорожью или параллельно Транссибу или БАМу при стандартном плече в 50-60 км.
4. Низкая плотность населения, что усложняет организацию производственно-ремонтных баз. Их создание возможно в удаленных населенных пунктах, но это влечет за собой большие дополнительные затраты и увеличение тарифов.
5. Отсутствие надежных видов связи между сетевыми подразделениями.
6. Износ оборудования 35-10 кВ, которое и ранее финансировалось по остаточному принципу, составляет до 70%.
При этом обособление сетевых предприятий по уровням напряжения приведет к тому, что низкая остаточная стоимость сетевого комплекса низкого уровня напряжения не позволит формировать достаточную для его нормального функционирования инвестиционную программу. Разукрупненная структура сетевого предприятия приведет к дополнительным издержкам.
Все это со временем может привести либо к резкому повышению транспортной составляющей в тарифе, либо к банкротству и полной потере этого бизнеса. В лучшем случае ослабленные подразделения ОАО "ДРСК" станут напоминать существующие муниципальные предприятия коммунальной энергетики.
Данная модель дробления структуры противоречит преобладающей тенденции (не только в России, но и в общемировой практике) на укрупнение предприятий.
Поэтому единственным выходом представляется объединение в составе ОАО "ДРСК" и объектов ЕНЭС, и распределительных сетей низкого напряжения, что позволит избежать описанных выше негативных явлений. В соответствии с действующим законодательством, способов реализации такого объединения может быт несколько. Наиболее приемлемым представляется либо передача объектов ЕНЭС от ФСК в долгосрочную аренду ОАО "ДРСК", либо создание единой сетевой компании Дальнего Востока, в собственности которой был бы весь сетевой комплекс региона.
Развитие отраслей естественных монополий во многом определяет экономическое развитие регионов и страны в целом. Для эффективного функционирования экономики требуется стабильная правовая база, поддерживающая промышленное развитие, формирование здоровой конкуренции и прозрачных правил игры, чтобы деятельность наиболее влиятельных и крупных субъектов - от монополий до государственных органов - не подавляла средний бизнес, а находилась с ним во взаимодействии. Необходимость совершенствования нормативной базы регулирующей деятельность монополий, очевидна.
Для разрешения проблем административного регулирования реформы электроэнергетической отрасли Дальнего Востока, представляется необходимой разработка и принятие следующих основных норм:
 Внесение изменений в ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период" от 26.03.2003 N 36-ФЗ в части продления срока разделения энергокомпаний Дальнего Востока по видам деятельности до 01 января 2007 г.
 Принятие постановления Правительства РФ "Об особенностях реформирования ОЭС Востока", раскрывающее особенности преобразований Дальневосточных энергосистем от реформирования энергоситем остальной части России.
 Принятие ФЗ "О неналоговом сборе", предусматривающего введение сбора для некоторых субъектов оптового рынка электроэнергии, обеспечивающего легализацию сложившейся системы перекрестного субсидирования.
 Внесение изменений в ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", предусматривающие передачу части полномочий от РЭКов субъектов ДВФО в ФСТ РФ, с созданием на Дальнем Востоке филиала этой службы для реализации переданных полномочий.
 Закончить согласование и утвердить Правила розничных рынков электроэнергии переходного периода, устанавливающих правила функционирования института гарантирующих поставщиков и подробно регламентирующих все аспекты взаимодействия энергосбытовых организаций (в т.ч. будущего ОАО "ДЭК") с потребителями электроэнергии.
 Принятие постановления Правительства РФ по вопросам передачи магистральных сетей АО-энерго межрегиональным магистральным сетевым компаниям.
 Разработка концепции модели неценовой зоны Дальнего Востока, адаптация Методики расчета стоимости отклонений фактической поставки (покупки) от планового значения, иные подзаконные акты, опосредующие особенности ценообразования в регионе.


Литература:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; 1996. N 5. Ст. 410.
2. Жилищный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. от 03.01.05. N 1. (часть 1) Ст. 14.
3. ФЗ РФ от 26.12.95. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" // СЗ РФ. от 01.01.96. N1. ст. 1.
4. ФЗ РФ от 8.08.01. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // СЗ РФ. 2001. N 33. 4.2. Ст. 3430.
5. ФЗ РФ от 26.03.03. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" // СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177.
6. ФЗ РФ от 26.03.03. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" // СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1178.
7. Постановление Правительства РФ от 11.07.01. N 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001.N 29. Ст. 3032.
8. "Проект реформирования энергокомпаний Дальнего Востока", утвержден Советом директоров ОАО РАО "ЕЭС России" 02.09.2005 г. // http://www.amurenergo.ru/index.php?p=2.2.
9. Материалы конференции "Энергетика Дальнего Востока: тарифы, инвестиции, реформа". Хабаровск. 19.05.2006.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия