Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Черкасенко А. И.
Председатель Совета директоров ЗАО `Атомпромресурсы`

Проблема инвестиций и инноваций в атомной энергетике России

Атомная энергетика относится к числу важнейших современных отраслевых комплексов, в том числе в России. Стратегия развития российской атомной энергетики в первой половине ХХ1 века определяет основные этапы поступательного развития отрасли с учетом использования инновационных реакторных технологий и перспективных ядерных топливных циклов. Утверждена Подпрограмма `Безопасность и развитие атомной энергетики` в Федеральной целевой программе `Энергоэффективная экономика` на период до 2010 года. Эта подпрограмма занимает особое место в реализации Энергетической стратегии.
После преобразования Минатома в Федеральное агентство по атомной энергии (Росатом), роль федерального органа, регулирующего отрасль, по существу, не изменилась, хотя Росатом и потерял ряд прежних функций.
В Федеральное агентство по атомной энергии входят 4 научно-производственных комплекса, ядерно-топливный, ядерно-оружейный комплексы, комплекс атомной энергетики, 10 АЭС, с 31 энергоблоком. Напомним, что в ведение Росатома входят разработка, производство, утилизация, а также испытания и продление гарантийных сроков эксплуатации ядерного оружия, контроль за переработкой и хранением ядерного топлива. Реструктуризация и конверсия, перевод на гражданские нужды излишнего ядерного потенциала оборонного комплекса также является одной из задач сегодняшнего Федерального агентства по атомной энергии. Атомные электростанции могут использоваться для уничтожения военных ядерных боеголовок путем сжигания их радиоактивных веществ в электрогенерирующих реакторах. (К примеру, сегодня половина атомных станций США, производящих 10% электроэнергии этой страны, использует топливо, полученное после демонтажа российских ядерных боеголовок).
В соответствии с законодательством России в области использования атомной энергии функции эксплуатирующей организации выполняет концерн "Росэнергоатом", который несет всю полноту ответственности за обеспечение ядерной, технической и пожарной безопасности на всех этапах жизненного цикла АЭС, включая меры по ликвидации аварийных ситуаций. По распоряжению Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2001 года N1207-р концерн "Росэнергоатом" был преобразован в генерирующую компанию путем присоединения к нему действующих и строящихся атомных станций, а также предприятий, оказывающих услуги по эксплуатации, ремонту и научно-технической поддержке.
В состав концерна "Росэнергоатом" входят все 10 российских атомных электростанций. Инвестиционная программа "Росэнергоатома" на 2005 г. предусматривала инвестиции в размере 23,6 млрд. руб., в том числе 18,8 млрд. руб. за счет резерва на развитие и 4,8 млрд. руб. за счет средств амортизации. За 2005 год планировалось израсходовать 4,1 млрд. руб. на доводку третьего энергоблока Калининской АЭС. Еще 3,7 млрд. руб. - потратить на обеспечение безопасной и устойчивой работы действующих энергоблоков, а 6,7 млрд. руб. - на продление эксплуатационного ресурса энергоблоков первого и второго поколений. Кроме того, на обращение с облученным ядерным топливом и радиоактивными отходами атомных станций планировалось потратить 5,3 млрд. руб., 1,2 млрд. руб. - на обеспечение консервации таких объектов, как Костромская и Башкирская АЭС. В 2006 году на достройку второго блока Ростовской АЭС направляется 1 млрд. руб. собственных и 3 млрд. руб. заемных средств.
Сегодня в России корпорация "ТВЭЛ" - единственная компания, которая добывает природный уран. Добычей урана занимаются три ее дочерних предприятия: Приаргунское горно-химическое объединение в городе Краснокаменске Читинской области (добывает 3 тыс. тонн урана в год), ЗАО "Далур" в Курганской области и ОАО "Хиагда" в Бурятии. Два последних еще не вышли на проектные мощности, идет строительство и одновременно разведка прилегающих месторождений. Планируется, что каждое из них должно добывать к 2012 году по 1 тыс. тонн урана в год.
Совместно с Минприроды РФ разрабатывается проект освоения новых месторождений в Якутии. По данным ТВЭЛ, расчеты по проекту закончатся к концу 2006 года. Работы по строительству начнутся в 2008 г. и продлятся примерно 10 лет. Но первый уран здесь будет получен примерно через 7 лет. По оценке запасов хватит на 20-30 лет. Сегодня РФ поставляет топливо в страны СНГ, Балтии и Восточной Европы, а также в Финляндию, Швецию, Швейцарию, Нидерланды и государства азиатского региона.
Несмотря на существующие ограничения, в отрасли развиваются рыночные отношения, внедряются современные финансово-экономические и инвестиционные механизмы. Важными направлениями в этой связи являются:
- реализация крупных инвестиционных проектов с использованием атомной энергии;
- вхождение предприятий и организаций отрасли в современную российскую экономику с помощью механизмов государственно-частного партнерства;
- повышение эффективности отраслевой науки и ее рыночная коммерциализация;
- привлечение дополнительных финансовых средств из внебюджетных источников и использование опыта частного бизнеса в организации крупных экономических проектов;
- совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы использования рыночных механизмов с учетом специфики отрасли.
По существу, сегодняшний Росэнергоатом [*] - большая корпорация, развитие которой предполагает эффективное использование самых современных экономических схем работы (с учетом, естественно, всех факторов безопасности).
Сегодня вся произведенная АЭС электроэнергия передается на федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности (ФОРЭМ). Но растет доля продаж электроэнергии на свободном рынке. Росэнергоатом получает право заключать прямые договора с крупными потребителями и будет платить Федеральной сетевой компании за транзит.
Правда, сейчас тариф для федеральных электростанций установлен на одном уровне, а в некоторых регионах в интересах местных потребителей - на другом, более низком. В итоге создается дисбаланс в миллиарды рублей.
По мнению руководства Росэнергоатома, практика установления единого тарифа для всех атомных электростанций абсолютно оправданна. Усредненный тариф необходим для того, чтобы перераспределять средства между станциями. Объединение всех АЭС в единую генерирующую компанию открыло возможность централизации и более рационального перераспределения денежных потоков в отрасли.
Возрастает значение акционирования для ее развития, без которого атомная энергетика не сможет эффективно работать в условиях рыночной экономики, получать инвестиции, необходимые для ее модернизации, строительства новых энергоблоков. Этот процесс затягивать нельзя, поскольку лишь примерно 10 лет осталось для замены выбывающих мощностей.
Необходимо провести инвентаризацию, регистрацию прав и другие необходимые технические и юридические мероприятия с имуществом концерна, совместно со всеми заинтересованными ведомствами подготовить законодательно-правовую базу для акционирования. Все 100% акций новой компании будут принадлежать государству, но часть имущества можно будет отдавать в залог (кроме, естественно, ядерного топлива и других радиоактивных материалов, которые согласно законодательству могут быть только в госсобственности).
В мировой практике проблема приватизации атомных станций решается по-разному. Активно занимаются ядерной энергетикой такие страны как Китай, Индия, США, Россия, Япония, Южная Корея. По данным МАГАТЭ, сегодня мировая ядерная энергетика, имея 440 ядерных реакторов, продолжает обеспечивать около 16% мировой выработки электроэнергии. В Великобритании в годы правления Маргарет Тэтчер лучшие атомные станции были проданы в частную собственность, остальные остались в госсобственности (в государственной компании). Во Франции, где на долю атомных станций приходится свыше 80% производства электроэнергии, АЭС и сейчас остаются государственной собственностью. (Правда, в последнее время ощутимо заметное давление Евросоюза по вопросу акционирования и приватизации французской атомной энергетики). В России, по мнению многих специалистов отрасли, особой необходимости в приватизации атомно-энергетического комплекса нет.
Но инвестиционные проблемы в нем являются самыми острыми. По данным Росатома, дефицит инвестиций на поддержание действующих и строительство новых АЭС в 2004 г. составил около 15 % (5 млрд. рублей), в 2005 г. - около 40% (до 15 млрд. рублей). Согласно данным Энергетической стратегии РФ, суммарная потребность в инвестициях в период 2005 - 2020 годов составляет около 1 трлн. руб., в том числе, более 20% предназначенных для поддержания и повышения эффективности действующего комплекса, около 65% на строительство замещающих и новых мощностей и 15% на заделы для воспроизводства мощностей АЭС после 2020 года.
Годовая потребность в инвестициях возрастает до 60 и до 90 млрд. руб. к 2010 и 2015 годам соответственно. Прогнозное увеличение тарифа к 2020 году - до 70% от существующего уровня (но не более 5% в год).
Приоритетные направления Инвестиционной программы для реализации Стратегии должны быть обеспечены гарантированными источниками инвестиций. Чтобы увеличить ежегодный объем инвестиций к 2015 году до 55 млрд. рублей требуется:
- переоценка производственных фондов для максимально возможного увеличения амортизационных отчислений (с исключением результатов из налогооблагаемой базы),
- сохранение на достигнутом уровне средств резерва на развитие (или приравненных к нему источников),
- внедрение механизмов долгосрочного кредитования инвестиционных проектов в атомной энергетике на приемлемых условиях (государственные гарантии и субсидирование).
Необходимо привлекать средства Федерального бюджета (в основном для внедрения инновационных технологий), создать специальный государственный целевой фонд развития социально значимых и высокотехнологичных отраслей энергетики, определяющих энергетическую безопасность страны, расширять практику государственно-частного партнерства (в разных формах). В связи с этим крайне актуальны правовая оценка возможностей долгосрочной аренды, концессий, лизинга, проектного финансирования.
Стратегией развития атомной энергетики России в первой половине XXI века предусматривается:
- достижение объема выработки электроэнергии 180-200 ТВт.ч в 2010 г. и 230-300 ТВт.ч - в 2020 г.;
- рост производства тепловой энергии с 3,5 до 30 млн. Гкал/год к 2020 г.;
- увеличение установленной мощности АЭС до 33-39 ГВт за счет ввода новых мощностей и воспроизводства выбывающих после продления сроков эксплуатации энергоблоков;
- доведение объема инвестиций за счет тарифных источников до 25-35 млрд. долл. к 2020 г.
В результате реализации данных мероприятий выработка энергии должна достигнуть к 2020 г. 230 млрд. кВт.ч.
Приоритетными направлениями развития атомной энергетики являются:
- модернизация и продление сроков эксплуатации действующих энергоблоков;
- повышение эффективности эксплуатации и КПД действующих и достраиваемых энергоблоков АЭС;
- развитие рынков энергии АЭС;
- создание комплексов по переработке радиоактивных отходов (РАО) и системы обращения с облученным ядерным топливом (ОЯТ);
- создание и освоение инновационных реакторных технологий и перспективных топливных циклов для замещения и реновации выводимых из эксплуатации энергоблоков, в том числе БН-800 на уран-плутониевом топливе;
Технический прогресс и инновации во многом определят будущее лицо отрасли. В настоящее время доля инновационной продукции России составляет около 5% общего объема промышленной продукции, поэтому особое значение приобретает разработка экономической модели, необходимой для более активной инновационной и инвестиционной деятельности в атомной энергетике. Многие специалисты при этом уверены, что энергетика на тепловых нейтронах не сможет полностью обеспечить энергетическую безопасность страны, что приоритет должен быть отдан реакторам на быстрых нейтронах (БН) с замкнутым топливным циклом, что позволит освободиться и от накопившегося плутония, и от отработавшего ядерного топлива.
Недостатки существующей ядерной энергетики на тепловых нейтронах связаны также с проблемами хранения отработавшего ядерного топлива, ядерных отходов, в том числе плутония, и возрастающими затратами на эти цели. Серьезную проблему создает и непрогнозируемый опережающий рост цен на уран. К примеру, предполагалось, что в 2005 г. цена за килограмм урана составит около 35 долл., фактически же она достигла 85 долл. И, скорее всего, эта тенденция к росту сохраниться [*].
Еще 10 лет назад в России предполагалось создание почти 5,5 ГВт мощностей с реакторами на быстрых нейтронах в составе четырех блоков БН-800, одного БН-1600 и действующего БН-600. Предполагался ввод в действие так называемого "комплекса-300" по регенерации топлива для этих реакторов. Сегодня можно и нужно вернуться к этим проектам. Новые технологии, основанные на быстрых нейтронах, а также создание промышленных реакторов на быстрых нейтронах - единственная возможность придать ядерной энергетике новый импульс для развития. Тем более, что на основе совершенствования технологии реакторов на быстрых нейтронах возможно достичь технико-экономического оптимума в сочетании БН с замкнутым топливным циклом при более низких мощностях (порядка 1-1,5 млн. киловатт) - то есть при меньших начальных капитальных затратах. При этом в России уже накоплен многолетний положительный опыт устойчивой и безопасной эксплуатации БН-600 (единственного в мире блока на быстрых нейтронах подобной мощности). Реакторы БН должны работать в балансе с тепловыми реакторами. При этом исключается накопление отходов, поскольку топливный цикл реакторов на быстрых нейтронах будет обеспечиваться и природным ураном, и отработавшим ядерным топливом от тепловых АЭС. Это поможет обеспечить и независимость отрасли от зарубежного сырья. Реакторы на быстрых нейтронах по своей природе являются воспроизводителями нового топлива, кроме того, технология БН предполагает использование отвального природного урана без обогащения. Его сейчас, по данным Курчатовского института, в отвалах в России достаточное количество и по энергетической емкости этот ресурс превышает все разведанные в мире запасы углеводородов. Реакторы БН можно адаптировать под различные задачи: связанные с утилизацией уже готового, накопленного плутония, включая оружейный, и того плутония, который может быть выделен из отработавшего ядерного топлива при его утилизации от тепловых реакторов. В итоге все это обеспечивает сырьевую базу для российской ядерной энергетики не на одно столетие.
Данный проект вполне конкурентоспособен, то есть у отрасли может сохраниться высокий экспортный потенциал. Сокращаются и проблемы безопасности - сама физика реакторов на быстрых нейтронах такова, что исключает возможность радиационных аварий. Возрождение технологий реакторов на быстрых нейтронах актуально и потому, что уже скоро возникнет проблема массового выбытия из эксплуатации ныне действующих блоков. В России проблема замещения выбывающих мощностей уже сегодня требует срочной мобилизации финансовых ресурсов. Нужны средства для продления сроков эксплуатации последующих энергоблоков, реализацию мероприятий по увеличению коэффициента использования установленной мощности. Причем потребуется выводить из эксплуатации энергоблоки, начиная с 2016 г. Это значит, что уже через 10 лет необходимо вводить фактически по 1,5 ГВт мощностей ежегодно. Решить проблему можно было бы за счет внедрения коммерческих реакторов на быстрых нейтронах БН-1500 или БН-1800. Отрасль располагает опытом в этом направлении и способна создать необходимые технологии, которые будут недорогими по затратам на строительство, а также по цене отпускаемой электроэнергии по сравнению с реакторами ВВЭР аналогичной мощности. Разумеется, придется преодолевать трудности, обусловленные, в том числе и тем, что в последние годы в ядерной энергетике внедрялось очень мало инноваций.
Для реализации предлагаемых проектов необходимо и соответствующее законодательство, и поддержка правительства. По инициативе депутатов Государственной Думы уже разработан проект закона о государственной поддержке инновационного развития ядерной энергетики. Потребуется принятие госпрограммы развития инновационных технологий в ядерной энергетике. Однако эксперты считают, что в нее должны войти обязательства не только отрасли, но и государства.


Источники:
1. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ, IAEA) - http://www.iaea.org/index.html
2. Межгосударственный статистический комитет СНГ // http://www.cisstat.com
3. Правительство РФ // http:// www. government.ru
4. Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации // http://www.mte.gov.ru
5. Министерство экономического развития и торговли РФ // http://www.economy.gov.ru/wps/portal/russian
6. Министерство обороны Российской Федерации // http://www.mil.ru
7. Министерство транспорта РФ // http://www.mintrans.ru
8. Федеральное агентство по промышленности // http://www.rosprom.gov.ru
9. Федеральная служба государственной статистики // http://www.fsgs.ru
10. Торгово-промышленная палата РФ // http://www.tpprf.ru/
11. Институт экономики переходного периода // http://www. iet.ru
12. Национальная служба новостей - http://www.nns.ru/analit/bez/voenref5.html
13. Очарование быстрых нейтронов //Минатом.Ру - 15.11.2005
14. Газета `Ведомости` N 152 от 18.08.2005 г.
15. Журнал `Росэнергоатом` за 2004 -2005 гг // http://rosatom.ru/?razdel=9
16. Российская газета N215, 27 сентября 2005 г. // http:// www.rg.ru
17. Сетевые ресурсы агентства NucNet - http://www.worldnuclear.org/
18. Федеральное агентство по атомной энергии (Росатом) // http:// www.minatom.ru
19. Ежедневный "Дайджест прессы" Федерального агентства по атомной энергии // http://www.minatom.ru/presscenter/digest.php)
20. Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) "Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" ("Росэнергоатом") // http://www.rosatom.ru/

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия