Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4, 2002
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Женьгуй Л.
профессор Академии общественных наук
Китайской Народной Республики


ЭВОЛЮЦИЯ РЕФОРМ В КИТАЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
В статье с позиций конструктивизма и неоклассических концепций анализируются изменения в китайской экономике, обусловленные влиянием на экономические реформы в КНР конструктивистского и неоклассического подходов к их осуществлению. Рассматриваются особенности трансформации прежней плановой системы в связи с установкой XIV съезда Коммунистической партии Китая на создание "социалистической рыночной экономики".

Китай отличается от других развивающихся стран социальным строем, экономической системой и тем, что руководствуется не западной, а марксистской теорией экономического развития. В то же время он воспринял близкие ему идеи западной теории и выбрал путь развития, по которому прошли многие другие развивающиеся страны.
В эволюции западной теории развития экономики можно выделить три стадии: с 40-х до 60-х годов ХХ века - преобладание концепций конструктивизма; с конца 60-х до конца 70-х - возрождение неоклассицизма; после 80-х - утверждение неоклассической политической экономии.
С этой эволюцией история развития экономической теории и практики в Китае напрямую не совпадает, однако в ней можно выделить примерно те же самые стадии: развития конструктивистских, возрождения и утверждения неоклассических подходов к преобразованиям в экономике.
Конструктивисты подчеркивают, что для того, чтобы догнать развитые страны, развивающиеся страны должны повысить норму накопления капитала, ускорить развитие промышленных отраслей, увеличить удельный вес промышленности в народном хозяйстве, осуществлять индустриализацию и стимулировать экономический рост только путем развития плановой экономики и прямого государственного управления. Кроме того, из-за несправедливости международного экономического порядка они вынуждены проводить протекционистскую торговую политику и осуществлять стратегию антиимпортного развития - стратегию индустриализации на основе модели импортозамещения.
Идеология конструктивизма в определенной степени способствовала экономическому росту в развивающихся странах. Но практика выявила и недостатки конструктивистского подхода: игнорирование проблемы освоения людских ресурсов, подъема сельского хозяйства, рыночных механизмов, значения расширения связей с внешним миром. Поэтому во всех развивающихся странах, следовавших такому образу мыслей, остались нерешенными вопросы, обусловленные нерациональным размещением ресурсов, низкой эффективностью народных хозяйств, неустойчивостью экономического роста, структурной инфляцией, недостатками в снабжении сельскохозяйственной продукцией, ухудшением торговли, тяжелым бременем долгов, медленным повышением жизненного уровня населения.
Китай при проведении экономических реформ первоначально тоже принял решения, близкие к конструктивистским: 1)осуществил индустриализацию, основанную на приоритетном развитии тяжелой промышленности (что было исторически неизбежным при промышленной отсталости) и совершил в этом отношении определенный подвиг; 2) применил стратегию роста, характеризующуюся высокой нормой накопления (в течение 30 лет - от первого до пятого пятилетнего плана норма накопления находилась на уровне свыше 22%, а в период выполнения четвертого и в первые годы пятого - одно время превышала 33%), медленными темпами повышения жизненного уровня населения, ограничениями и даже остановкой развития науки, техники и образования, особенно высшего; 3) создал высококонцентрированную плановую экономику, находившуюся под полным контролем государства и характеризовавшуюся системой планирования, в значительной мере оторванной от реальной действительности, что в конце концов вызвало застой в экономике; 4) при стратегии опоры на собственные силы (импортозамещающей индустриализации) Китай оказался в состоянии самоизоляции, что не позволило своевременно привлекать иностранные научно-технические достижения, решить проблему повышения эффективности использования внутренних ресурсов, устранить "узкие места" в отраслевой структуре, диспропорции и увеличило отставание от развитых стран.
Фактическая неудача конструктивистского подхода привела в начале 70-х годов к тому, что главным направлением идеологии реформ в Китае стали идеи неоклассицизма.
Сторонники неоклассицизма признали влияние рынка на экономическое развитие, значение рыночного механизма, особую роль сельского хозяйства в развивающихся странах, необходимость открытого внешнего курса, свободной торговли, расширения экспорта, в том числе в интересах индустриализации, освоения человеческого потенциала.
В конце 70-х годов Китай приступил к преобразованию своей экономической системы с учетом роли рынка, извлекая уроки, в частности, из опыта экономических реформ в бывших социалистических странах Восточной Европы.
Начал осуществляться переход от прежней плановой системы к системе рыночной в соответствии с установкой Х1У съезда КПК на создание "системы социалистической рыночной экономики". Были преобразованы народные коммуны и госпредприятия, производство начали регулировать исходя из спроса на рынках. В народном хозяйстве возникли разрешенные индивидуальный и частный сектор, сектор, основанный на иностранном капитале, стали развиваться банковско-кредитный рынок и рынок техники. Взамен административной системы управления экономикой появилась система макрорегулирования с помощью налогообложения, кредитования, процентных ставок. Плановая экономическая система постепенно начала превращаться в "двухколейную" - с рынком и планом и, наконец, стала системой, в которой рынок занял главное место.
Развернулась реформа системы сельского хозяйства на основе развития семейного подряда, расширения производства и сбыта сельскохозяйственной и иной продукции. Были повышены цены на централизованные закупки этой продукции. Сельское хозяйство стало развиваться сверхвысокими темпами, дав толчок развитию промышленности и внешней торговли.
Китайская экономика начала открываться внешнему миру путем создания специальных зон. Вслед за четырьмя специальными экономическими зонами (Шенчжень, Джухай, Сямэнь, Шаньтоу) и 14 открытыми портовыми городами были образованы специальные зоны технико-экономического развития и открытые внутренние районы и города. Появились льготное налогообложение, беспошлинные перевод прибыли и импорт оборудования, льготы для поощрения экспорта. Рост внешней торговли и иностранных инвестиций стимулировал подъем экономики, особенно в приморских районах, повышение жизненного уровня.
Однако одновременно возник и целый ряд экономических и общественных проблем, связанных с невысокой эффективностью работы многих предприятий, увеличением безработицы, явлениями разложения, разгулом преступности и т.д.
Появилось осознание односторонности анализа лишь экономической стороны неоклассицизма без учета влияния исторических, общественных, политических, правовых, системных факторов, новых тенденций развития науки, нашедших выражение в возникновении системной экономики, теории общего выбора, правовой экономики, новой экономической истории, теории экономического роста и т.д.
С возникновением в 80-х годах теории экономического роста экономисты начали серьезно относится к изучению проблем обмена знаниями, инвестиций в человеческий капитал, разделения труда, открытой экономики, окружающей среды и др.
Переоценка неоклассической политической экономии в Китае имела своим следствием стремление к всестороннему системному анализу развития экономики, общества и окружающей среды.
В связи с этим в последние годы ускорились и преобразования в соответствии с требованиями рыночной экономики - началась системная реформа предприятий на основе акционирования. В то же время ускорилась реформа политической системы. Были достигнуты заметные успехи в борьбе с разложением, в преобразовании систем социального обеспечения, подготовки кадров и т.д. Более последовательным стал стратегический курс на модернизацию страны на основе использования достижений науки, техники, просвещения (на осуществление общего девятилетнего образования, ликвидацию неграмотности молодежи и людей среднего возраста, повышение качества образования), развитие фундаментальных и технических исследований, внедрение научно-технических достижений в производство, усиление охраны окружающей среды, в том числе водных источников и атмосферы, земли, лесов и недр.


Литература
1.Экономическое развитие: теории и политика / Сост. Гуа Шипао. - Пекин, 2000.
2. Исследование 20-летних основных опытов реформы китайской экономической системы /Сост. Гао Шанчуа. - Пекин, 1998

Печатается с некоторыми сокращениями

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия