Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Захаров А. В.
соискатель Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

Коррупция в условиях системной трансформации на постсоветском пространстве

Политическая и бюрократическая коррупция сегодня - важнейшее препятствие для политического и экономического развития государств в постсоветском пространстве. Изменения в экономике и системах управления на территории бывшего СССР способствовали росту коррупционных преступлений, которые во многом оказались результатом тотальной приватизации и связанного с ней процесса формирования новых социальных групп.
В самом общем виде коррупция - это злоупотребление служебным положением в частных целях, включающее: незаконное присвоение общественного имущества или капитала; патронаж при поступлении на государственную службу в частных противозаконных интересах, обеспечивающий и соответствующее распределение государственных доходов; `торговлю влиянием`, обеспечивающую принятие решений и заключение контрактов в интересах определенных клиентов; взятки и т. д.
По мнению эксперта Всемирного Банка Жан-Жака Детье (Jean-Jacques Dethier), степень и распространенность коррупции в любой стране зависит главным образом от четырех факторов:
- политических и экономических возможностей получения ренты (rent-seeking);
- степени эффективности мониторинга, а также механизмов ответственности в политических и административных структурах;
- уровня контролируемости полномочий государственных субъектов;
- эффективности правоприменительной деятельности полиции, прокуратуры и судебной системы (Dethier, 2003).
Эти факторы, в свою очередь, зависят от характера экономической политики, возможностей реализации качественного управления (good governance) экономикой.
Вместе с тем, политическая наука проводит различие между `крупной коррупцией` (grand corruption) и `мелкой коррупцией` (petty corruption).
Первая, называемая административной коррупцией, связана, главным образом, с взятками, которые, по мнению профессора Сьюзан Роуз-Аккерман (Rose-Ackerman, 1999), можно систематизировать, во-первых, как взятки, которые `освобождают` от избыточного спроса (в случае нормированной `карточной` системы); во-вторых, как материальные `вознаграждения` должностных лиц; в-третьих, как способ снижения затрат; в-четвертых, как средства, обеспечивающие полицейскую защиту преступных действий и формирование организованной преступности.
`Мелкая` коррупция - признак наличия серьезной дисфункции в обществе. В СССР `блат` и мелкое взяточничество были обычным делом. Однако важнее были социальные связи и социальное положение, чем наличные деньги (Ledeneva, 1998).
Крупная же коррупция - это ключевой детерминант институциональных и стратегических изменений, оказывающий прямое влияние на принятие государственных решений.
Многие исследователи коррупции в странах СНГ признают существование так называемого `частотного равновесия` (frequency equilibrium) между нормальными и коррумпированными правительствами. Первое относительно легко сохранить, второе весьма трудно заменить. При этом после достижения определенного порога коррупции она широко распространяется.
Согласно исследованиям Всемирного Банка, коррупция в большинстве стран СНГ в 90-е годы ХХ в. была обусловлена:
a) слабостью государственного аппарата и институциональным вакуумом (фактическим отсутствием институтов, которые могли бы эффективно выявлять злоупотребления служебным положением);
б) перераспределением государственного имущества в интересах частных лиц, что создало возможности для `погони за рентой`;
в) потребностью в формировании новых институтов, законов, указов и реформировании государственного политического курса.
Большинство проблем, связанных с коррупцией в странах СНГ, возникло, однако, не вследствие экономических реформ, а, как правило, либо из-за их отсутствия или неполной реализации. Приобретение государственной независимости вместе с тем привело к утрате финансовых и `квазифинансовых` субсидий. Переход от командной к рыночной экономике оказался намного более трудным, чем предполагалось, особенно в таких странах, как Молдова, Армения, Грузия, Киргизия и Таджикистан.
Большинство из 12 стран - членов СНГ и в настоящее время имеют: низкий контроль за коррупцией; невысокий уровень ответственности за ее недопущение и пресечение; довольно высокую политическую нестабильность; далеко не самые эффективные правительства; медленные темпы развития правового государства (World Bank, 2000).
Ведущий аналитик Европейской комиссии Александр Кочегура (Kotchegura, 2004) в связи с этим выделяет следующие факторы, обуславливающие развитие коррупции в СНГ: факторы, связанные с историческим наследием, экономический спад 90-х годов и вызванную им нестабильность в экономике, политическую нестабильность, отсутствие соответствующего законодательства, недостатки в применении существующих законов, отсутствие развитого гражданского общества и слабость демократических традиций.
Эти факторы способствовали развитию и организованной преступности. По оценкам МВД России, в 2000 году в Российской Федерации организованная преступность контролировала в той или иной степени 40% частных и 60% государственных предприятий, от 50 до 85% банков. В значительной степени из-за недобросовестного исполнения служебного долга чиновниками самых высоких рангов теневой бизнес, по экспертным оценкам, достиг 40% от ВВП.
В конечном счете, именно сочетание `эффекта Шумпетера` - коррупции по экономическим причинам (в результате падения производства и кризисов) и `эффекта Хантигтона` - коррупции в модернизирующемся обществе как отклонения от установленных норм поведения привело к тому, что организованная преступность стала крупномасштабным явлением.
Оценивая ситуацию в целом, можно утверждать, что реформы управления в странах СНГ не смогли достичь многих объявленных целей, поскольку обычно не предусматривали комплекса антикоррупционных мер.
Население не обеспечивает активного противодействия коррупционным явлениям. И пока активной позиции в борьбе с коррупцией не существует, антикоррупционные реформы в государствах СНГ маловероятны. То же относится к борьбе с организованной преступностью.
В то же время в странах СНГ для решительных действий в борьбе с коррупцией, с одной стороны, недостает средств (прежде всего финансовых), с другой - таким действиям препятствуют определенные акции бизнес-элиты.
Сложившаяся ситуация требует разработки стратегии, направленной на принципиальное изменение системы управления, значительных изменений и в освещении деятельности правоохранительных органов средствами массовой информации. Последнее имеет ключевое значение для формирования поддержки их деятельности со стороны гражданского общества, для создания широкой антикоррупционной коалиции. Только реформа публичного управления может привести к определенным позитивным сдвигам в обществе и обеспечить широкое участие граждан в антикоррупционных программах.


Литература
1.Dethier, Jean-Jacques (2003). CORRUPTION IN THE CIS-7 COUNTRIES
2.Discussion Paper at the Lucerne Conference of the CIS-7 Initiative. Available at http://www.zef.de.
3.Doroshenko А., Corruption: Post-Communist Menaces and European Responses//Yearbook of Polish European Studies, 5/2001.
4.Kotchegura, Alexander REDUCING CORRUPTION IN POST-COMMUNIST
5.COUNTRIES//International Public Management Review Volume 5.Issue 1. 2004.
6.Ledeneva, Alena (1998). Russia`s Economy of Favours: Blat, Networking and Informal Exchange, Cambridge University Press.
7.Rose-Ackerman, Susan (1999), Corruption and Government, Cambridge University Press.
8.World Bank (2000). Making Transition Work for Everyone. Washington.
9.World Bank. 2000, Anticorruption in Transition. A Contribution to the Policy Debate. Washington, D.C.: World Bank.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия