Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Булгаков Д. В.
соискатель кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
кандидат экономических наук


К вопросу о формировании новой системы ресурсного обеспечения силовых структур в России

На протяжении всей истории новой России предпринимаются попытки реформирования ее военной организации. В качестве целей реформирования, как правило, провозглашаются повышение качественных параметров военной организации и ее ядра - вооруженных сил и снижение расходов на национальную оборону. В соответствии с требованиями военно-экономического и системного анализа устанавливаются требования к планируемым мероприятиям и экономические ограничения, предусматривающие оптимизацию и сокращение расходов федерального бюджета.
Одним из важных направлений реформирования является реорганизация подсистемы военно-экономического обеспечения военной организации государства, поскольку бывшая некогда единой система тылового обеспечения (СТО) Вооруженных Сил СССР по объективным причинам прекратила свое существование, а сформированные на ее основе СТО `силовых` министерств и ведомств не в полной мере отвечают складывающимся в современной России условиям хозяйствования.
Научные исследования и результаты практической деятельности привели к пониманию того, что деятельность ведомственных СТО, по крайней мере, первоначально не исключает их определенной самостоятельности и автономности. Поэтому в настоящее время справедливо говорить не об объединении ведомственных СТО, а о координации, взаимном согласовании их деятельности. На новую систему военно-экономического обеспечения к тому же по-видимому, будет возложено выполнение задач не только по обеспечению военной безопасности страны. Среди них задачи по оказанию помощи населению в районах, пострадавших от наводнений, землетрясений, в зонах техногенных катастроф, по созданию и эксплуатации инфраструктуры, обеспечивающей совместное базирование военных и гражданских судов, и др. При этом анализ показывает, что наиболее предпочтителен при создании и функционировании системы территориальный принцип ее организации - создание специальных территориальных образований (СТерО). При таком подходе можно несколько дистанцироваться от ведомственных подходов к ресурсному обеспечению силовых структур государства, а также распространить полученные выводы и рекомендации на более широкий класс систем.
Формирование СТерО является закономерным результатом отказа от административно-командных моделей организации национальной экономики, проблем, связанных с автономизацией созданных в РФ "силовых" министерств и ведомств, которая была обусловлена использованием еще не до конца изученных современной наукой `встроенных` регуляторов, предусматривающих достижение неких равновесных (оптимальных) значений различных показателей общественного и государственного развития и оценку цикличности развития национальной мировой экономики и отдельных ее регионов.
Анализ под этим углом зрения позволяет предполагать, что в ближайшем будущем нас ожидают еще неоднократные `всплески` и `спады` централизации-децентрализации общественной и государственной жизни, управления национальной экономикой и развития военной организации России. Консолидация же разрозненных систем ресурсного обеспечения различных министерств и ведомств в рамках СТерО - это первый шаг в централизации управления ресурсным обеспечением военной структуры государства. Поэтому реализация соответствующих мероприятий требует тщательных экономических обоснований. Необходимо четко представлять, какие ресурсы потребуются для обеспечения стабильного финансирования намеченных мероприятий и какую экономическую выгоду они дадут, исходя, в том числе и из "Основ (концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 г."
Президент Российской Федерации уже в своем поручении от 15.01.2001 г. N 46 (по докладу Совета Безопасности Российской Федерации о внутреннем и международном положении Российской Федерации в 2000 г.) рекомендовал межведомственную систему ресурсного обеспечения силовых структур государства формировать как общую, построенную по территориальному принципу систему путем объединения складской, транспортной, медицинской и другой инфраструктуры и управлять ею, имея единые орагны управления.
Такая система предполагает и единую политику в области
- ценообразования (при закупках вооружения, военной и специальной техники общего назначения);
- формирования единых руководящих и нормативно-технических документов по тыловому обеспечению;
- координации в разработке программ вооружения и государственного оборонного заказа;
- формирования единой системы планирования заказов на вооружения, военную и специальную технику общего назначения и другие материальные средства.
СТерО должны обеспечить повышение качества ресурсного обеспечения силовых структур при одновременном снижении нагрузки на федеральный бюджет за счет исключения дублирования и параллелизма в работе ведомственных систем ресурсного обеспечения и перераспределения ресурсов. Они могут привести к существенным изменениям в реализации мероприятий по комплексному обеспечению прикрепленных на обслуживание контингентов за счет, прежде всего, централизованного планирования и контроля за расходованием бюджетных ассигнований - на основе единых нормативов. Для этого нужна и единая нормативно-правовая база.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия