Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Нечаев А. С.
декан экономического факультета Восточно-Сибирского института экономики и права (г. Иркутск),
кандидат экономических наук, доцент

Семашко Е. В.
аспирант кафедры экономического анализа Байкальского государственного университета экономики и права (г. Иркутск)

Особенности и перспективы развития операционного лизинга в России

Во многих развитых странах понятие `аренда` четко разделяется на операционную и финансовую. В России такая классификация на законодательном уровне отсутствует. "Операционный лизинг" ранее упоминался в законе о лизинге, но потом был исключен из него. Сейчас используются только понятия "долгосрочная аренда" и "финансовый лизинг".
При операционном лизинге компании по-настоящему рискуют, что определяется сложностями при оценке стоимости, продаже или аренде определенного имущества. Переход к операционному лизингу предполагает, вместе с тем, появление вторичного рынка его объектов, использование более сложных методов в маркетинге, тщательное планирование денежных потоков. По истечении срока действия договора лизинга и при выплате лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором, объект лизинга возвращается, а при операционном лизинге этот объект может быть передан в лизинг неоднократно. Поэтому данный лизинг называют также оперативным или эксплуатационным. Амортизация объекта лизинга обеспечивается за счет платежей нескольких последовательных пользователей. (Эта форма лизинга называется рентингом). Ставки лизинговых платежей обычно высокие, так как включают все затраты по сервисному обслуживанию.
Различие операционного и финансового лизинга, в частности, оборудования, можно свести к следующим позициям.
При операционном лизинге у лизингодателя нет ни возможности, ни (что важнее) необходимости осуществлять предварительный анализ финансового состояния лизингополучателя и требовать от него бизнес-план, гарантирующий эффективное использование полученного имущества. В большинстве своем - это "мокрый лизинг", при котором ремонт, обслуживание машин и оборудования обеспечиваются лизингодателем. У последнего же - довольно сложные отношения с банками. Если при финансовом лизинге банк, кредитуя сделку, в значительной степени ориентируется на финансовое состояние лизингополучателя, то при операционном ответчиком перед кредитором выступает лизингодатель.
При операционном лизинге усложняется и маркетинговая деятельность лизингодателя. При финансовом лизинге - это обязанность лизингополучателя.
Для классификации отдельных сделок как сделок либо финансового, либо операционного лизинга используются в ряде стран специальные критерии в соответствии с международным стандартом финансовой отчетности IAS 17 "Аренда". Вместе с тем практика правового и налогового регулирования лизинга в разных странах различна. Так, в Великобритании, сделки, предусматривающие переход права собственности на лизинговое имущество к лизингополучателю или право последнего на выкуп имущества, относятся к категории `аренды в виде покупки` и не считаются лизинговыми и, следовательно, не подпадают под действие IAS 17. В этой стране действует Указание по стандартной практике бухучета N21 (SSAP 21), посвященное сделкам, заключенным в форме договора аренды (лизинга) и аренды-покупки. Практика сделки как сделки финансового лизинга отличается от трактовки IAS 17. Тем не менее, под финансовым лизингом понимается сделка, в которой лизингодатель переносит на лизингополучателя практически все риски и доходы, связанные с владением имуществом. Общая сумма лизинговых платежей, дисконтированная надлежащим образом, должна быть не менее 90% сегодняшней стоимости имущества. Но признается, что в определенных ситуациях, даже при условии, что сделка удовлетворяет данному критерию, она может рассматриваться как операционный лизинг, если не все риски и доходы перенесены на лизингополучателя.
Операционный лизинг авиакомпаниям, например, позволяет оперативнее увеличивать количество самолетов в случае благоприятной конъюнктуры и сокращать его при сокращении объемов перевозок (что и наблюдается на мировом рынке). При операционном лизинге самолеты числятся на балансе лизинговой компании. Это `облегчает` баланс авиакомпании.
Повышенные затраты на обновление основных фондов окупаются, так как затраты складываются в цену продукции.
Так, в Германии практически весь автопарк находится в операционном лизинге. Возвращенная от первого лизингополучателя техника передается следующему клиенту, в частности, компании, выполняющей разовый контракт, не требующий долговременного неиспользования техники.
На российском рынке существует повышенный спрос на подержанное импортное оборудование и автомобили. Многие компании пытаются создать свои каналы сбыта оборудования, бывшего в употреблении. Используется операционный лизинг дорогостоящего оборудования и транспортных средств, позволяющий лизингополучателю переложить основную часть административно-хозяйственных решений на лизингодателя. Лизингополучателю не нужно, как правило, создавать собственную транспортную службу, нужно только выбрать, например, машины, заключить договор и своевременно уплачивать лизинговые платежи. По экспертным оценкам, прогнозируются дальнейший рост рынка подержанных автомобилей и бывшей в употреблении техники, что предопределяет развитие именно операционного лизинга.
Правда, размеры лизинговых платежей при операционном лизинге выше, чем при финансовом, так как лизингодатель исходит из того, что часть времени оборудование простаивает, обслуживание и ремонт лежит на лизингодателе. При финансовом лизинге маржа лизинговых компаний варьируется от 1 до 5% годовых, а при операционном норма прибыли зависит и от типа оборудования, затрат на обслуживание и даже от сезонных факторов. Тем не менее, у компаний, занимающихся операционным лизингом, норма прибыли значительно превышает норму прибыли компаний, использующих финансовый лизинг.
Развитие операционного лизинга неизбежно приведет и к развитию давно востребованного вторичного рынка средств производства, собственной индустрии по ремонту , восстановлению, модернизации оборудования, используемого в операционном лизинге.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия