Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4, 2002
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Водопьянова Т. П.
Председатель Федерации профсоюзов
Республики Татарстан


ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
(опыт Республики Татарстан)
Социальное партнерство рассматривается как особый тип общественных отношений в условиях рыночной экономики. Характеризуются региональные аспекты развития такого партнерства на опыте одного из субъектов Российской Федерации - Республики Татарстан: формирование правовых его основ в регионах, деятельность региональных организаций профессиональных союзов, создание объединений промышленников и предпринимателей.

Поступательное развитие демократических реформ требует прежде всего создания институтов "общественного консенсуса", позволяющих наиболее полно удовлетворять интересы всех слоев общества. Особое место при этом занимает социально-трудовая сфера, состояние которой и происходящие в ней процессы во многом определяют не только экономическую, но и политическую стабильность общества, позволяют оценить эффективность проводимых в стране социально-экономических преобразований.
Мировой опыт, практика Международной организации труда (МОТ) постепенно привели к отказу от радикальных способов решения проблем, возникающих в социально-трудовой сфере, потребовали развития социального диалога, учета интересов всех участников производственного процесса. МОТ сформировала за 80 с лишним лет своего существования признанный Международный кодекс труда (представленный более чем 180 Конвенциями и более чем 190 Рекомендациями МОТ.
В России впервые на федеральном уровне понятие "социальное партнерство" было законодательно закреплено Трудовым кодексом, введенным в действие в 2002 году. Оно отражает основные признаки социального партнерства как системы взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленной на обеспечение согласования интересов работников и работодателей.
Социальное партнерство - специфический тип общественных отношений, присущих цивилизованной рыночной экономике. Это отношения между субъектами, имеющими наряду с общими и принципиально различные, иногда противоположные, социальные, экономические и политические интересы, но стремящимися к социальному консенсусу, обеспечению оптимального баланса в реализации интересов собственников, предпринимателей и наемных работников.
Социальное партнерство предполагает полное соблюдение прав и свобод договаривающихся сторон, всех граждан, вступающих в социально-трудовые отношения.
Становление системы социального партнерства в РФ в различных регионах имеет свою специфику, обусловленную различиями в уровнях экономического и социального развития, своеобразием местных национальных традиций, природных условий и т.д. В Татарстане это было связано еще и с особенностями республиканской модели рыночного реформирования экономики. (Ее суть заключалась в поэтапных реформах на основе политики постепенного вхождения в рынок, динамичного развития базовых отраслей, социально-ориентированной экономики при активной регулирующей роли государства.)
В Татарстане социальное партнерство закреплено как конституционная норма. Так, в ст. 17 Конституции Республики Татарстан указано, что экономические отношения строятся на социальном партнерстве между гражданином и государством, потребителем и производителем, работником и работодателем.
Одним из основополагающих правовых актов является Закон РТ "О социальном партнерстве", введенный в действие постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 18 февраля 1999 г., N 2005. Он устанавливает правовые основы и порядок функционирования системы социального партнерства в Республике Татарстан с целью регулирования социально-трудовых отношений и достижения общественного согласия.
В системе социального партнерства, сложившейся в РТ, важное место занимают профессиональные союзы. Им предоставлено право осуществлять экспертизу и вносить замечания и предложения к законопроектам, затрагивающим интересы работников и работодателей в сфере социальных и трудовых отношений.
За годы реформ в Татарстане был создан ряд объединений работодателей (предпринимателей), к которым относятся: Ассоциация промышленных предприятий (1990 г.); Торгово-промышленная палата (1992 г.); Союз строителей (1998 г.), объединивший работодателей строительного комплекса республики. Главные их цели - объединение и координация усилий по стабилизации и подъему промышленного производства, развитию рыночных отношений, поддержка товаропроизводителей на основе взаимодействия с законодательными и исполнительными органами по вопросам кредитной, налоговой и инновационной политики, защита законных прав и интересов трудовых коллективов и их руководителей.
Система социального партнерства в Татарстане представлена: Генеральным соглашением между Кабинетом Министров, Федерацией профсоюзов, Ассоциацией промышленных предприятий и Торгово-промышленной палатой Республики Татарстан; 30 соглашениями республиканских отраслевых комитетов профсоюзов с отраслевыми органами хозяйственного управления республики; 45 соглашениями координационных советов председателей комитетов профсоюзов с главами администраций городов и районов республики; 173 соглашениями райкомов отраслевых профсоюзов с районными отраслевыми органами хозяйственного управления.
В 2002 году на предприятиях и в организациях республики заключено 6286 коллективных договоров, стороны которых принимают на себя обязательства по развитию производства, условиям охраны труда, его оплате, сохранению и развитию кадрового потенциала, занятости, социальному и жилищно-бытовому обслуживанию работников, гарантиям и льготам, предоставляемым работникам в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими действующими законами и соглашениями. "Процент охвата" коллективными договорами предприятий, имеющих профсоюзные организации, увеличился с 80 в 1998 г. до 85 % в 2002 г. В более чем 40 % коллективных договоров предприятий, машиностроения, строительного комплекса, энергетики, химических отраслях промышленности и ряда других тариф первого разряда установлен на уровне прожиточного минимума и выше его. На основе социального индекса и индекса потребительских цен осуществляется индексация заработной платы.
В последние годы возросла роль Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений - постоянно действующего органа социального партнерства. Наряду с вопросами, касающимися интересов работников и населения республики в целом, Комиссия проводит консультации между сторонами по вопросам, связанным с разработкой проектов законов и иных нормативно-правовых актов Республики Татарстан в области социально-трудовых отношений, занятости и социальной защиты населения, социального обеспечения; согласовывает интересы и действия сторон социального партнерства на рынке труда; содействует выработке и реализации согласованной социально-ориентированной экономической политики в республике.
В рамках развития системы социального партнерства разработаны и утверждены "Регламент подписания соглашения" (для всех уровней соглашений), "Рекомендации о порядке разработки и заключения отраслевого (тарифного) соглашения и коллективных договоров", "Положение о порядке регистрации соглашений", "Макет тарифного соглашения, заключаемого в отраслях экономики Республики Татарстан".
В нашей республике, начиная с 1991 года, накоплен значительный опыт по заключению специальных территориальных соглашений координационных советов председателей комитетов профсоюзов, объединений работодателей, глав администраций городов и районов Татарстана. Количество их возросло с 13 в 1991 году до 45 - в 2002 . Территориальные соглашения устанавливают обязательства сторон для решения социально-экономических вопросов в районах, включая обеспечение экономического роста промышленного производства, гарантии в оплате труда и занятости населения, создание безопасных условий труда, социальную поддержку малообеспеченных граждан.
Можно с удовлетворением отметить, что в Татарстане, благодаря целенаправленной работе профсоюзных органов всех уровней, эффективному взаимодействию с работодателями и органами исполнительной и законодательной власти формирование института социального партнерства находится в состоянии динамичного развития, является объектом первостепенного внимания.
Республика входит в число первых трех регионов Российской Федерации по производству зерна, мяса, молока и другой сельскохозяйственной продукции у которых в расчете на душу населения производство в среднем в 1,5 раза выше аналогичных показателей в Российской Федерации в целом.
В Татарстане выше, чем в среднем по России, и темпы роста валового регионального продукта, реальных денежных доходов, а также ВРП на душу населения.
В Республике реализуются масштабные социальные программы, не имеющие аналогов в Российской Федерации. Создана индикативная система принятия эффективных управленческих решений, принятая в качестве базовой Ассоциацией "Большая Волга".
Реализуемые меры позволили в значительной степени сохранить и закрепить позитивные тенденции социально-экономического развития республики. На протяжении последних пяти лет устойчиво рос объем валового регионального продукта, промышленного производства, инвестиций. Реализация Программы адресной социальной защиты способствовала поддержанию уровня жизни наименее защищенных слоев населения. Была решена такая острая проблема, как проблема задержек с выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы, а также пенсий и пособий. Объем валового регионального продукта вырос с 70,97 млрд рублей в 1998 году до 256,0 млрд рублей в 2001 году. Объем промышленного производства за пять лет (с 1998 по 2002 гг.) вырос с 52,5 млрд рублей до 160,04 млрд рублей.
Для дальнейшего укрепления социально-экономического положения Республики большое значение имеют также программы развития экономической, социальной, культурной и духовной сфер, как:
- Программа "Основные направления стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан на 2002-2006 годы";
- Республиканская целевая программа "Энергосбережение в РТ на 2002-2005 годы";
- Республиканская программа улучшения условий и охраны труда на 2001-2003 годы;
- Республиканская программа содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 2004 - 2006 годы и другие.
О результативности мероприятий, направленных на повышение уровня социальной защищенности работников, свидетельствуют следующие показатели. Заработная плата работников средних и крупных предприятий с начала 2002 года выросла на 18,2% и составила в конце года 3903,1 руб. За этот же период увеличились денежные доходы на душу населения на (42,5%), составив к 1 декабря 2002 года 3443,9 рублей. В январе 2002 г. по сравнению с январем 2001 г. они возросли на 47,3%.
Реальные денежные доходы в ноябре 2002 г. возросли по отношению к ноябрю 2001 г. на 10,7% (с начала 2002 г. - на 27,2%).
По мере углубления рыночных отношений все более широкий круг вопросов, касающихся социально-трудовых отношений, определяется соглашениями и договорами, качество которых находится в прямой зависимости от активности и работоспособности профсоюзных организаций на местах. В этой связи нужно указать на недостаточную настойчивость, гибкость, мобильность и профессионализм профсоюзных работников при подготовке и реализации коллективных договоров и соглашений всех уровней. Как следствие этого и сегодня еще остаются актуальными такие проблемы, как: низкий уровень оплаты труда , особенно в бюджетной сфере, сельском хозяйстве; отсутствие связи между оплатой труда его результатами; хроническая задолженность по выплате заработной платы; неполная занятость населения; проблема трудоустройства женщин, молодежи, социально-незащищенных групп населения; рост неформального рынка труда.
Отмечая эффективность взаимодействия профсоюзов, Правительства и работодателей Татарстана, можно считать, что сложившаяся в настоящее время система социального партнерства, как и другие институты рыночной экономики, находится в процессе и совершенствования.
Вместе с тем, опыт, приобретенный сторонами социального партнерства в Республике Татарстан требует дальнейшего осмысления, сопоставления его с опытом других регионов России, а также стран Евразийского экономического сообщества, СНГ. Только на этой основе может быть построена устойчивая и эффективная система социального партнерства, соответствующая целям перспективной социальной политики и социальной защиты работников.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия