Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4, 2002
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Ачмиз С. А.
старший преподаватель Адыгейского государственного университета,
соискатель кафедры экономики и управления


К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ РОССИИ
(из опыта Республики Адыгея)
В статье анализируются проблемы привлечения инвестиций в регионы России на опыте Республики Адыгея. Обращается внимание на недостаточную инвестиционную привлекательность региональной экономики, высокий уровень инвестиционных рисков, несовершенство существующей системы отношений, в том числе информационных, между федеральными и региональными органами власти. Рассматриваются перспективные направления привлечения иностранных инвестиций в экономику Адыгеи.

Структурная трансформация народного хозяйства в России не являются самоцелью. Опыт других государств, в разное время и с различной степенью успешности преодолевших этап экономических преобразований, свидетельствует, что по-настоящему позитивным результатом реформ можно считать лишь выход экономики на траекторию устойчивого роста. В нынешней ситуации это немыслимо без привлечения в нее очень значительных инвестиционных ресурсов. Однако, за годы реформ ни на общем народнохозяйственном, ни на региональном уровне снять наиболее острые проблемы, препятствующие активизации инвестиционного процесса, так и не удалось.
Инвестиционный кризис охватил большинство регионов страны, все сферы ее экономики, стал одной из главных причин замедления процесса стабилизации и экономического роста. Соответственно первостепенными задачами стали разработка эффективного механизма государственного воздействия на инвестиционную деятельность, определение возможностей и путей взаимодействия участников инвестиционного процесса, более полное использование в нем экономических стимулов.
Неравномерное развитие региональной экономики в Российской Федерации придает инвестиционной деятельности в регионах особое значение. В разных регионах она не может быть строго идентичной. Ее разнообразие (по приоритетам и масштабам инвестиций) предопределяется различием, а иногда и диаметральной противоположностью природно-географических, социально-экономических и других региональных факторов. Но группировка типовых вариантов активизации инвестиционной деятельности в регионах необходима и возможна.
Проблема привлечения инвестиционных ресурсов в регион представляет и теоретический, и практический интерес. Разработка соответствующих методических подходов необходима для оценки возможных направлений развития экономики и их последствий, подготовки предложений по координирующим и регулирующим мерам и уменьшению рисков. Риски - неотъемлемый атрибут инвестирования. Инвестиционный риск как интегральный показатель политической, социальной, экономической, экологической и криминальной ситуации характеризуется вероятностью полной или частичной потери вложенного инвестором капитала.
Реализация планов и программ социально-экономического развития в регионах требует не только государственных субсидий, дотаций, субвенций (субсидий целевого назначения), специальных фондов в целевых федеральных программах. Необходимо формировать фонд развития за счет источников регионального бюджета, других финансовых ресурсов (сбережений населения, иностранного капитала и др.).
Современное состояние инвестиционных процессов, в частности, в Республике Адыгея, характеризуется сравнительно низкими показателями. По рейтингу инвестиционного риска среди субъектов Федерации в 2000 году Адыгея находилась на 40-ом месте, по рейтингу потенциала - на 76-ом[1] (при наличии незанятого рынка товаров и услуг, дешевой рабочей силы, перспектив развития туризма, больших запасов природных ресурсов).
Несмотря на то, что в Республике сформирована законодательная база для инвестиционной деятельности, вложениям капитала в экономику препятствует низкая инвестиционная привлекательность предприятий, высокие инвестиционные риски, неплатежи, низкий уровень доходов населения, противоречивость налогового и таможенного законодательства, недифференцированный подход к налоговым льготам в этой сфере и, конечно, неспокойная обстановка в Северо-Кавказском регионе. Нужны, как никогда, четкие и надежные механизмы защиты прав, интересов и имущества инвесторов.
Обладание максимально полной информацией является одним из основных условий успешного ведения бизнеса. Оно предполагает связь с крупными консалтинговыми фирмами, современную экономическую рекламу, контакты с теми регионами, где уже имеется соответствующий положительный опыт.
Участие федеральных органов власти в предоставление инвесторам информации о регионах могло бы стать одним из факторов повышения их инвестиционной привлекательности, средством поощрения регионов, стремящихся к созданию "прозрачного" и благоприятного для экономического развития законодательства. Именно известность регионов как регионов с благоприятным законодательством может сыграть решающую роль в привлечении в них инвестиций.
Государственные гарантии позволяют привлечь средства в инвестиционные проекты с открытого рынка ресурсов, не прибегая к масштабному финансированию за счет региональных бюджетов. Привлечение же значительных инвестиционных ресурсов со стороны (иностранных инвестиций, средств крупных финансово-промышленных компаний России) требует дополнительных гарантий и более тщательных экономических обоснований проектов, позволяющих рассчитывать на высокие доходы на вложенный капитал.
Возможность использования зданий и земли (право распоряжения которыми часто принадлежат региональным или муниципальным администрациям) также являются важным фактором, способствующим привлечению иностранных инвестиций.
Практика, при которой финансовые потоки сначала аккумулируются в центре, уходя из регионов в Москву, и лишь затем в виде трансфертов вновь поступают в регионы, делая их просителями собственных средств, существенно затрудняет решение инвестиционных проблем. В связи с этим необходимо ставить и решать задачи самофинансирования и дотирования в зависимости от регионального экономического потенциала. При высоком потенциале регионы должны переводиться целиком на самофинансирование. В то же время поддержка центра должна быть такой, чтобы они были заинтересованы в лучшем использовании своих ресурсов. Региональная политика эффективна в той мере, в какой достигнут компромисс между интересами государства в регионах и интересами регионов. Что касается привлечения иностранных инвестиций, то концепция, лежащая в основе политика активного их привлечения, должна предполагать:
- направление иностранных инвестиций в русло решения задач, имеющих приоритетное значение для региона;
- сохранение, по крайней мере, приемлемого уровня занятости в регионе;
- увеличение налогооблагаемой базы в регионе;
- меры по защите окружающей среды;
- сокращение масштабов "спекулятивного" и увеличение "продуктивного" инвестирования;
- содействие структурной перестройке региональной экономики.
Необходим эффективный хозяйственный маневр, адаптированный к изменениям рынка иностранных инвестиций и экономики региона. Политика активного привлечения иностранного капитала не должна ориентироваться только на замкнутую модель регионального воспроизводства; она требует продуманной долгосрочной стратегии, основанной на системном подходе к проблемам как региональной, так и всей российской экономики.
Наиболее перспективными направлениями привлечения иностранных инвестиционных ресурсов в Республике Адыгея являются вложения капитала в агропромышленный и лесопромышленный комплексы, развитие туризма и соответствующую инфраструктуру. Данный регион имеет выгодное географическое положение: до столицы Кубани - Краснодара - 160 км, до ближайшего морского порта - Туапсе - 150 км. Имеется достаточно густая сеть асфальтированных межрегиональных и внутренних дорог, воздушное и железнодорожное сообщение, в том числе в пределах региона.
Весьма значительными являются запасы сырья для производства цемента, извести, стекла, добывается мрамор и гранит. Уникальными по своим свойствам и размерам являются ресурсы термальных и минеральных вод. Прекрасные горные, луговые, лесные ландшафты и климат, экзотические природные зоны и заповедники позволяют оценивать ситуацию в Адыгее как весьма благоприятную для развития туризма, в том числе международного, а также для организации охотничьих угодий и развития связанной с этим сферы услуг.
Исследования и практика показывают, что существует прямая зависимость между объектами, источниками, методами инвестирования и методами привлечения инвестиций. Только анализ этих зависимостей позволяет рассчитывать на эффективную инвестиционную политику. При этом важнейшее значение имеет эффективная инвестиционная программа, при которой инвестор получает ответы на самые главные вопросы об отдаче вложенных средств и гарантиях.
Управление инвестиционной деятельностью в регионе невозможно, без комплекса современных форм организации инвестирования, отвечающих рыночным условиям, без совершенствования практики регулирования и координации инвестиционных процессов. Опыт Адыгеи в этом отношении достаточно показателен.


1. Регионы России. "Эксперт", 2000, N41.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия