Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (23), 2007
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Суслова Ю. Ю.
профессор кафедры экономики и планирования
Красноярского государственного торгово-экономического института,
доктор экономических наук


Методические подходы к исследованию рыночной инфраструктуры как фактора общественного разделения труда

На современном этапе развития мирового хозяй­ства существенно повышается роль инфраструктуры как фактора, определяющего развитие всей экономики. Возросший интерес к проблемам исследуемого объекта объясняется объективными причинами. Инфраструктура занимает существенное место в структуре всего воспроизводственного процесса в результате использования значительной части капитальных вложений и трудовых ресурсов; способствует дальнейшему углублению общественного и международного разделения труда, усилению интеграционных процессов в мировом хозяйстве, что повышает нагрузку на базовые отрасли экономики. Инфраструктура призвана обеспечивать функционирование расширяющихся отраслей общественного производства, создавать необходимые условия для развития перспективных общественных и межгосударственных отношений.
Общественное разделение труда стало закономерным следствием экономического развития в связи с тем, что участники хозяйства не способны в полной мере обеспечивать себя всеми имеющимися ресурсами и экономическими благами. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности, что способствует развитию специализации и в дальнейшем интеграции производственного процесса в целом. Специализация определяется основными базовыми принципами абсолютного преимущества, т.е. способностью производить товар с наименьшими фактическими затратами, и относительного преимущества, т.е. способностью производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости, что и достигается посредством постепенного внедрения процессов интеграции производства в экономике.
Таким образом, общественное разделение труда привело к дальнейшему росту товарообмена за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, что и послужило одной из предпосылок развития инфраструктуры.
Одной из глобальных тенденций в современной производственно-экономической сфере является преобладание сферы услуг над индустриальными секторами экономики. Хозяйство постиндустриального периода будет представлять собой экономику индустриальных отношений, складывающихся не в процессе производ­ства, а в процессе и сфере его обслуживания.
Эволюция развития общественного разделения труда и инфраструктуры представлена на рис.1.
Рис. 1. Эволюция развития общественного разделения труда и инфраструктуры

В современной экономике общественное разделение труда находит свое выражение в существовании отдельных отраслей промышленности, характеризуемых высоким уровнем специализации. По мере развития экономики и общественного разделения труда происходит развитие и совершенствование, как самой инфраструктуры, так и ее объектов. Исходя из данного положения, развитие инфраструктуры как самостоятельного элемента экономической системы можно рассматривать как результат дальнейшего углубления общественного разделения труда, которое предполагает выделение двух подсистем: одна создает продукт основного производства – это экономика производственных отношений, а другая удовлетворяет потребности всей экономики – это инфраструктура. Развитие индустриальных секторов экономики на основе технологических процессов и связанное с ним постоянное повышение производительности труда объективно требует соответствующей инфраструктуры. В противном случае, производители и потребители продукции будут вынуждены прибегать к самообслуживанию, отвлекать на вспомогательные операции существенную долю трудовых ресурсов и значительные мощности основного производства.
Мировой опыт свидетельствует о зависимости индустриальных секторов экономики от развития инфраструктуры. Если развитие отраслей промышленности не сопровождается адекватным развитием инфраструктуры, то это приводит к затормаживанию всего процесса производства, ухудшению качества жизни населения, т.е. социально-ориентированной экономики. Функциональное назначение инфраструктуры заключается в удовлетворении определенной общественной потребности и является связующим звеном одной производственно-сбытовой цепочки совокупного труда.
Таким образом, инфраструктура – комплекс условий, обеспечивающих благоприятное развитие капитала в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребностям всего населения, а также – совокупность материальных, институциональных и индивидуальных видов, объектов, имеющихся в распоряжении хозяй­ственных единиц, обеспечивающих при целесообразном размещении ресурсов полную интеграцию и высокий уровень хозяйственной деятельности.
Различные подходы к определению понятия инфраструктуры позволяют сделать следующие выводы.
1. В качестве признаков инфраструктуры выделяют создание общих условий для производства продукции, обеспечивающих его продолжение в сфере обращения. При этом учитывается, что состав отраслей инфраструктуры характеризуется определенной гибкостью, зависит от уровня территориального образования, специфических особенностей.
2. Необходимо отличать понятие инфраструктуры как совокупности отраслей, обслуживающих основное производство и сфер приложения общественного труда, от понятия материально-технической базы, как совокупности материальных объектов, входящих в эти отрасли.
3. Различие понятий «инфраструктура» и «сфера услуг» заключается в том, что первое понятие охватывает сферы, создающие условия, необходимые для производства и продвижения продукции до конечного потребления, а второе понятие – сферы, обеспечивающей обслуживание производства и потребления.
Инфраструктуру как комплекс обслуживающих отраслей целесообразно рассматривать с точки зрения макроэкономической модели развития всего народнохозяйственного комплекса. В этом случае понятие инфраструктуры приближается к понятию сферы обслуживания. Инфраструктура и сфера услуг выполняют аналогичные функции – функции обслуживания, но в составе инфраструктуры имеются элементы, не входящие в сферу услуг (автодороги, коммуникации, линии электропередачи и др.). Основное же отличие инфраструктуры от сферы услуг заключается в том, что предметом сферы услуг являются все стороны деятельности отраслей, производящих услуги. Сфера услуг, как экономическая категория, охватывает всю совокупность отношений по поводу производства и потребления услуг. В ходе исследования инфраструктуры рассматриваются только производственные отношения, возникающие по поводу обеспечения общественного производства и населения комплексом условий в форме услуг. Причем указанные связи во многом обусловлены территориальной близостью производителей и потребителей услуг, за исключением транспорта и связи, призванных для преодоления территориальной разобщенности.
Таким образом, инфраструктура, на наш взгляд, характеризуется используемыми ресурсами – основными фондами и затратами труда, а сфера услуг – всеми количественными и качественными показателями деятельности, ее характеризующими. Сопоставляя инфраструктуру и сферу услуг, необходимо учитывать, что сравниваются составные части разных структур народнохозяйственного комплекса. Сфера услуг является составной частью отраслевой структуры, а инфраструктура – составной частью функциональной и территориальной структур.
Анализ многочисленных определений сущности инфраструктуры позволяет сделать вывод о том, что она является необходимым условием для размещения и функционирования всего общественного производства и нормальной жизнедеятельности людей. Однако такое определение, будучи верным в своей основе, в то же время недостаточно полно для характеристики инфраструктуры как сферы экономики. Во-первых, из многих определений трудно установить, какой круг отраслей, единых по своему функциональному назначению, включает инфраструктура; во-вторых, отнесение к инфраструктуре вспомогательных и дополнительных отраслей производства затрудняет разграничение самого производства и инфраструктуры, так как из этих определений сложно выделить вспомогательные и дополнительные отрасли. Дать определение понятию «инфраструктура» достаточно сложно еще и потому, что она зависит от конкретного объекта изучения, технологии его функционирования и степени влияния других объектов.
На основании вышеизложенного, обобщив имеющиеся трактовки и определения, дополним его с точки зрения авторского понимания инфраструктуры как комплекса со сложными вертикальными и горизонтальными связями, обеспечивающими выполнение функций по созданию условий и обслуживанию процессов воспроизводства материальных благ и услуг и социального развития индивидуума.
Современная социально-экономическая ситуация в стране формирует необходимость повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении наиболее важных проблем, совершенствования механизмов реализации социальной политики, и как следствие этих действий, – обеспечение институтов экономики соответствующей инфраструктурой. К сожалению, в настоящее время методическая база развития инфраструктуры, в частности региональные нормативы и показатели развития сферы услуг в полном объеме и ассортиментном составе практически не рассчитываются, что лишает региональное планирование тех объективных критериев, которыми оно могло бы руководствоваться в своей деятельности.
Вопросами изучения методических основ формирования рыночной инфраструктуры в разное время занимались многие отечественные исследователи: Бернвальд А.Р., Иванов М.А., Краснопольский Б.Х., Меркушева Л.А., Орешин В.П., Федько В.П., Федько Н.Г. и др.
Эволюция рыночной инфраструктуры имеет тенденцию к постепенному обобществлению, выделению в самостоятельный комплекс и становится объектом для управления им со стороны государства, а с 2000 г., в связи с созданием федеральных округов, трансформируется в одну из приоритетных сфер государственного регулирования. Исследование рыночной инфраструктуры необходимо осуществлять в соответствии с отдельно взятой концепцией (дифференцированный подход), а затем группировать аналогичные по характерным признакам концепции (интегративный подход). В некоторых работах по рыночной экономике, на наш взгляд, недостаточно внимания уделено регулированию на уровне регионов, укреплению межрегиональных связей и трансформации региональной инфраструктуры, что является сейчас весьма актуальным. Инфраструктура экономики города представляет собой комплекс отраслей, обеспечивающих условия для функционирования экономики и жизнедеятельности населения и включает в себя совокупность производственных и непроизводственных отраслей, составляющих основу экономической деятельности и обеспечивающих реализацию на территории города общественных и государственных интересов.
Исходным методологическим требованием структурно-функционального подхода к исследованию рыночной инфраструктуры является комплексный учет всех основных факторов, ее определяющих. Кроме того, создание рыночной инфраструктуры зависит от технических возможностей строительства в городе, степени развития дорожной сети, наличия транспортных средств, сложившихся схем товародвижения и товароснабжения, форм и характера межрайонных связей, количества и структуры торговых систем города.
В целях проведения единой государственной политики в области потребительского рынка, качественного улучшения его структуры, определения и реализации приоритетных направлений развития была разработана «Концепция развития потребительского рынка города Красноярска на 2006–2010 гг.»
Миссией концепции является создание условий для эффективного развития инфраструктуры потребительского рынка с целью наиболее полного удовлетворения спроса населения города на потребительские товары и услуги в широком ассортименте, по доступным ценам и в пределах территориальной доступности при соблюдении условий гарантии качества и безопасности. Концепция включает мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности потребительского рынка города, усиление его влияния в регионе и формирование конструктивного механизма взаимодействия муниципальной власти, предпринимателей и потребителей, на достижение прогнозных показателей социально-экономического развития города в области потребительского рынка.
Сеть предприятий торговли города формируется в виде единой системы, в которой отдельные предприятия функционируют как ее взаимосвязанные элементы. Она строится на взаимодействии двух групп предприятий – местного значения и городского значения, в соответствии с функциями, которые они выполняют в процессе обслуживания населения (характеру ассортимента товаров и услуг и формы обслуживания) и в зависимости от отношения потребителя к затратам времени на их получение.
Основным требованием к формированию типов и размещению предприятий местного значения является обеспечение населения основными группами товаров повседневного спроса, а также услугами общественного питания в процессе повседневной деятельности людей с минимальными затратами времени на посещение и обслуживание. Поэтому предприятия местного значения размещаются относительно равномерно в жилой зоне города (в микрорайонах, жилых районах, комплексах) с учетом остановок общественного транспорта и основных направлений пешеходных потоков и обслуживают население в пределах пешеходной доступности.
Главное требование к предприятиям городского значения – предоставление населению максимального выбора товаров и услуг, удовлетворяющих самые разнообразные потребности населения. Данные предприятия размещаются в общегородском центре, центре планировочных районов, на главных улицах и магистралях, у транспортных узлов и др. с учетом транспортной доступности.
Методика проведения исследования рыночной инфраструктуры на основе функционального подхода осуществляется по следующим этапам, представленным на рис. 2.
Рис. 2. Методика проведения исследования рыночной инфраструктуры на основе функционального подхода

На наш взгляд, необходимо создавать пакет стандартов, унифицированных моделей и методов, позволяющих в оперативной обстановке (индикативное и декомпозитное планирование) осуществлять эффективные предпринимательские программы для совершенствования и сбалансированности экономики города. Использование разработанной методики не должно ограничиваться рынками локальной отрасли (элемента) инфраструктуры. Значительные возможности для эффективного государственного регулирования рыночной инфраструктуры имеются при использовании информационного ресурса. Приоритетными направлениями в развитии постиндустриальной экономики должно быть совершенствование правовой базы государственного регулирования в аспекте развития рыночной инфраструктуры. Важнейшими из них следует считать разработку правовых и нормативных актов не только локального характера, но и комплексного, системного законодательного акта, способного в условиях жесткой регламентации осуществлять координацию, взаимодействие отдельных (декомпозитных) элементов рыночной инфраструктуры. Необходимо также разработать систему инфраструктурных стандартов, способствующих более полному удовлетворению потребительских предпочтений, на основе использования активного государственного ресурса.
Особенно важным здесь является совершен­ствование унификации рыночной инфраструктуры и разработка экономически обоснованных программ соответствия положений отдельных отраслей инфраструктуры нормативно-законодательной базе, регламентирующей их развитие, что создает реальный механизм по формированию эффективной институциональной системы.


Литература
1. Государственное регулирование экономики и социальный комплекс: Учеб. пособие /Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: Финстатинформ, 1997.
2. Государство и отрасли инфраструктуры в современной рыночной экономике. – М.: Наука, 2001.
3. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. – М.: ТАSIC, 2002.
4. Гранберг А. Темпы роста в национальном экономическом пространстве //Вопр. экономики. – 2002. – № 9. – С. 5.
5. Иванов С.А., Тишин Е.В. Стандарты качества жизни в системе социального управления. – СПб.: ИСЭП РАН, 1998.
6. Инфраструктурное обеспечение региональных товарных рынков: Учеб. пособие /В.С. Колодин, Л.В. Шемякина, А.И. Федотов. – Иркутск: БГУЭП, 2005.
7. Козельская И.Н. Инфраструктурное обеспечение функционирования рынка транзитивной экономики. – Саратов: Изд. центр СГЭА, 1997.
8. Концепция развития потребительского рынка города Красноярска на 2006 – 2010 годы: постановление администрации города Красноярска от 25.09.2006г. № 793
9. Лапушинская Г.К., Петров А.Н. Планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2003.
10. Мордовченков Н.В. Методологические основы совершенствования функционирования современной инфраструктуры (региональный аспект). – Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2002.
11. Мордовченков Н.В. Методология комплексного исследования инфраструктурных проблем в условиях глобализации экономики и финансов. – Н. Новгород: ВГИПА, 2003.
12. Чаплина А.Н. Методология и методы управления потребительским рынком для городского населения: Монография /Краснояр. гос.ун-т. – Красноярск, 2002.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия