| | Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007 | | МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ | | Рыженко И. Н. аспирант Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики
| |
| | Проведенные исследования показали, что в существующей системе управления ЖКХ отсутствует стройная система контроля качества предоставления жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ).
Жилищно-эксплуатационные организации (ЖЭО), одновременно выполняющие как функции управления, так и обслуживания жилищного фонда, совсем не заинтересованы в контроле количества и качества услуг. Самоконтроль за выполнением объемов и качеством работ, за целевым использованием средств, который они осуществляют, не дает должных результатов.
Собственник жилищного фонда не обладает необходимой полнотой информации о состоянии жилищного фонда. Он имеет в своем распоряжении ограниченный штат сотрудников, которые не в состоянии осуществлять периодический контроль работ, выполняемых жилищно-эксплуатационными организациями, ни по управлению, ни тем более по обслуживанию. Поэтому он не в состоянии корректировать оплату с учетом качества реально предоставленных услуг. Потребитель ЖКУ (население) реально не имеет возможности проконтролировать их объем и качество.
Таким образом, в современных условиях жилищно-эксплуатационные организации остаются бесконтрольными в части качества. В результате – низкий уровень обслуживания населения, низкое качество содержания жилищного фонда.
Договорные отношения в системе управления ЖКХ основываются на общих правовых и экономических принципах формирования, размещения и исполнения муниципального заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг.
Механизм договорных отношений требует соответствующей системы контроля и экономической оценки качества обслуживания потребителей. Это должно найти отражение в договорах через систему оплаты в соответствии с реально достигнутыми показателями качества.
Современная система контроля должна исполнять роль обратной связи, на основании которой будет осуществляться сравнение между принятыми при заключении договора обязанностями и их реальным выполнением. Это неизбежно отразится на качестве содержания и обслуживания жилищного фонда.
В соответствии с нормативами в ходе регулярных текущих, внеплановых и ежемесячных комплексных проверок заказчик должен оценивать уровень качества содержания здания и придомовой территории и с учетом оценки производить денежные расчеты.
Поскольку оценке подвергается результат выполнения разнообразных работ – периодических и разовых, текущих и аварийных, определяющих техническое и санитарное состояние зданий и придомовых территорий, целесообразна балльная система оценки по трем группам критериев:
– оценка технического состояния жилых зданий;
– оценка качества работ по техническому обслуживанию и санитарному содержанию жилищного фонда;
– общая оценка качества работы подрядчика.
Первая группа критериев позволяет установить, изменилось ли техническое состояние отдельных элементов жилищного фонда за время работы подрядчика.
Вторая группа критериев используется в ходе плановых и неплановых проверок качества работ подрядчика. Справедливой является оценка соответствия работы подрядчика условиям договора.
Третья группа критериев позволяет дать общую оценку работе подрядчика с учетом всех направлений деятельности и оценок по каждому виду работ. В случае, когда оценки разных работ различны, при выставлении общей оценки необходимо учитывать их значимость. Это возможно установить по доле их стоимости в общей стоимости работ по договору. Общая оценка качества работы подрядчика служит основанием для денежных расчетов с ним Управляющей компании.
Для стимулирования деятельности подрядчика рекомендуется использовать три уровня оценки его деятельности: «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Критерии определения данных оценок представлены в табл. 1. | | Таблица 1 Критерии общей оценки качества работы подрядной организации | | Кроме работ по санитарному содержанию объектов оцениваются сроки ликвидации аварийных ситуаций, выполнение заявок жителей, удовлетворенность жильцов качеством и оперативностью обслуживания.
Критериями качества выполнения работ в этом случае являются: время исполнения заявок и наличие жалоб на их выполнение либо повторных заявок. Формами оценки при этом могут быть выборочный опрос жильцов и анализ жалоб, поступивших от жителей.
Проведенные исследования показали, что если управляющая компания не будет подвергаться контролю и испытывать конкурентное давление, то неизбежно переориентируется с интересов, связанных с рационализацией жилищной сферы и обеспечением качества обслуживания, на заботы собственного укрепления и развития.
Цели систематического контроля по отношению к управляющей компании выглядят следующим образом:
– получение информации о физическом состоянии жилищного фонда и его сохранности;
– оценка эффективности управления жилищным фондом;
– оценка качества работы управляющей компании на основе предварительно согласованных в договоре критериев;
– оказание помощи управляющей компании в определении проблем и способов их решения;
– выявление тех аспектов деятельности управляющей организации, которые с точки зрения муниципального заказчика, нуждаются в улучшении;
– выявление тех направлений деятельности управляющей организации, которые наиболее эффективно способствуют достижению ее целей.
Первым шагом при создании системы контроля является разработка системы показателей и критериев оценки за деятельностью управляющей компании, а также методики их оценки. Исходя из предназначения управляющей компании, целесообразно проводить оценку по двум группам критериев:
– первая группа критериев характеризует результаты, достигнутые управляющей компанией (показатели К-1; К-2; К-3);
– вторая характеризует деятельность, направленную на достижение результатов (показатели К- 4; К-5; К-6; К-7; К-8; К-9).
Показатели и критерии оценки приведены в табл. 2. Приведенные показатели не являются окончательными и могут изменяться дополняться, исходя из функций, возложенных на управляющую компанию. | | Таблица 2 Критерии оценки результатов деятельности управляющей компании | | Таким образом, основными результатами работы управляющей компании являются техническое состояние жилищного фонда и удовлетворенность потребителей качеством жилищного обслуживания.
Механизм договорных отношений между участниками рынка жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) требует соответствующей системы контроля и экономической оценки качества обслуживания потребителей. Это должно найти отражение в договорах через систему оплаты в соответствии с реально достигнутыми показателями качества.
Контроль за качеством содержания и обслуживания жилищного фонда в новой системе управления в пределах своей компетенции должны осуществлять: государственные органы, осуществляющие функции надзора; государственная жилищная инспекция; управляющая организация; общественные организации потребителей.
Механизм контроля, заложенный в новой системе управления, для управляющих организаций проработан пока недостаточно. В новой структуре ЖКХ одной из наиболее значимых функций управляющей компании является контроль за деятельностью подрядчика.
В настоящее время имеются рекомендации лишь по отдельным элементам системы контроля за деятельностью подрядчика, отсутствует методика контроля, определяющая процедуры полного цикла процесса контроля, осуществляемого управляющей компанией.
На основе проведенных исследований предлагается система контроля качества за работой подрядных организаций, состоящая из следующих этапов:
1. Установление стандартов.
2. Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами.
В ходе регулярных текущих, внеплановых и ежемесячных комплексных проверок заказчик должен оценивать уровень качества содержания здания и придомовой территории и с учетом оценки производить денежные расчеты.
Важным критерием успешности работы управляющей компании является удовлетворенность жильцов качеством обслуживания. Оценить степень удовлетворенности жильцов возможно путем использования социологических методов, в том числе опросов жильцов. Учет оценок жильцов становится тем более важным, что в связи с ростом квартирной платы увеличивается степень их участия в расходах на содержание жилищного фонда.
Следует отметить, что до начала реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве отсутствовали методики и анкеты учета мнения жильцов, апробированные на практике. В связи с этим, представляет интерес социологическая методика, использованная для мониторинга происходящих изменений в качестве жилищного обслуживания и уровня удовлетворенности населения в эксперименте по использованию менеджерских компаний для обслуживания муниципального жилищного фонда [1,7].
Она в наибольшей степени подходит для оценки результатов деятельности управляющей компании по показателям удовлетворенности жильцов качеством жилищного обслуживания и культурой обслуживания потребителей управляющей компанией.
Для определения результативности работы обслуживающей организации необходимо качественную информацию перевести на язык количественных показателей.
Для этого целесообразна система частных оценок отдельных видов жилищных услуг и интегральная оценка деятельности жилищной организации. Основными направлениями, по которым должно оцениваться качество повседневного жилищного обслуживания являются: работа по содержанию дворовой территории (чистота двора), содержанию подъездов (чистота в подъезде, содержание лифта, чистота возле мусоропровода), обслуживание внутридомовых сетей (работа сантехников и работа электриков), а также отношение персонала управляющей компании к жильцам.
В результате проведенных исследований было выявлено, что наиболее быстрый и устойчивый результат достигается в тех сферах деятельности, которые в меньшей степени зависят от технического состояния зданий и инженерных коммуникаций. К ним относятся уборка дворовой территории и подъездов, отношение персонала компании к жильцам.
Интегральная оценка деятельности представляет собой среднее значение оценок жилищного обслуживания по всем направлениям, рассчитанное для каждой опрошенной семьи
Таким образом, уровень удовлетворенности жилищным обслуживанием в целом является обобщающей, агрегированной характеристикой восприятия происходящих изменений. Он вбирает в себя не только успешность работы управляющей компании, но и всю совокупность внешних условий: состояние жилищного фонда, ход реформ всей жилищной сферы (политика квартплаты, изменение запросов жильцов, связанных с приватизацией жилья и др.). |
| |
|
|