Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (5), 2003
ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ
Бекетов Н. В.
и.о. директора Института региональной экономики Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ,
доктор экономических наук


ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В АРКТИКЕ

Несмотря на то, что процессы, происходящие в атмосфере и океане арктической зоны, оказывают глубокое воздействие на состояние природной среды планеты, для Арктики характерны прогрессирующее загрязнение атмосферного воздуха, подземных и поверхностных вод и образование токсичных промышленных и бытовых отходов. Более того, в отдельных районах этой зоны сложилась критическая экологическая ситуация, при которой возможны трансформация ландшафта, деградация вечной мерзлоты, обезлесение огромных территорий и т.д.
Экологические проблемы Арктики в силу ее природно-географических особенностей перерастают из региональных в глобальные.
Среди отраслей промышленности, развитых в Арктике, первое место по нагрузке на окружающую среду занимает горно-металлургическая. Деятельность ее предприятий приводит к загрязнению окружающей среды окислами серы, азота, тяжелыми металлами, вызывает механическое нарушение почв и грунтов. Токсичные вещества разносятся на большую территорию и способны достигать акватории всех морей Северного Ледовитого океана. В воздушном бассейне вблизи предприятий повышена концентрация соединений азота, углерода, хлора, фенолов. Наблюдается и интенсивное загрязнение поверхностных вод взвешенными веществами, тяжелыми металлами, а также сульфатами, концентрация которых превышает предельно допустимую более, чем в 5 раз. Высокий уровень загрязнения создает сложности даже в снабжении чистой водой.
Крайне острой является проблема утилизации промышленных и бытовых отходов, миллионами тонн накапливающихся вокруг промышленных предприятий. Так, только ОАО "Апатит" ежегодно складирует около 30 млн. т отходов. Всего же в хранилищах этого предприятия скопилось около 400 млн. т. На целлюлозно-бумажных комбинатах, расположенных в арктической зоне, ежегодно образуется тысячи тонн древесных отходов.
Загрязнение окружающей среды вызывает также деятельность крупных тепловых электростанций, работающих на твердом топливе и мазуте. Они выбрасывают в воздух окислы серы и азота, тяжелые металлы, сажу, продуцируют опасное для Арктики тепловое загрязнение водных объектов и мерзлых грунтов.
Транспортные центры Арктики (Мурманск, Салехард, Тазовский, Амдерма и др.) также формируют очаги экологической напряженности различного масштаба вследствие загрязнения поверхностных вод и атмосферного воздуха нефтепродуктами, взвешенными веществами, тяжелыми металлами, соединениями азота, бензапиреном, окисью углерода и т.п. Функционирование железных дорог приводит к значительному механическому нарушению почв и грунтов, особенно в районах распространения многолетней мерзлоты.
Особым видом хозяйственного воздействия, вызывающим быстро прогрессирующее формирование экологически неблагополучных территорий, является добыча и транспортировка углеводородного сырья. В Арктике пробурены десятки тысяч скважин, и официально признано, что не менее чем на половине из них происходили аварийные утечки.
Высокая опасность радиационного загрязнения связана с деятельностью Северного флота. Суммарная активность накопленных твердых радиоактивных отходов, по некоторым оценкам, составляет около 1 тыс. кюри. Площади для хранения твердых радиоактивных отходов не защищены от атмосферных осадков, не оборудованы системами отвода атмосферных вод. Специальное оборудование для экологически безопасного кондиционирования твердых радиоактивных отходов отсутствует.
Анализ экологических проблем Арктики будет неполным, если не учесть загрязнения, переносимого воздушными потоками и морскими течениями как из стран Атлантического бассейна, так и с побережья и акваторий морей стран Арктического бассейна (США, Канады, Норвегии, Дании и Гренландии, Швеции, Финляндии). Загрязняющие вещества при этом накапливаются и в организме промысловых животных и рыб.
Источниками радиоактивного загрязнения являются заводы по переработке ядерного топлива, расположенные в Западной Европе, Чернобыльская АЭС и другие ядерные энергетические установки. Виновниками загрязнения тяжелыми металлами на 2/3 являются промышленные центры Европы и Америки, соединениями серы и азота - промышленность, транспорт и энергетический комплекс всей арктической зоны.
Для Арктики необходима структура природопользования, соответствующая экологической емкости природной среды. Меры, предпринимаемые для восстановления и охраны природной среды в Арктике, в настоящее время неадекватны объему ее нарушения.
Анализ причин неблагоприятной экологической ситуации в Арктике позволил выявить зависимость ее от таких факторов, как расположение хозяйственных объектов относительно зон и ареалов повышенной природной чувствительности, интенсивность, масштаб и продолжительность оказываемого техногенного воздействия и ряда других.
Поэтому разрабатывая программы хозяйственного развития и одновременно решая проблемы улучшения качества окружающей среды в Арктике, необходимо, прежде всего, исследовать механизмы и институциональные основы, благодаря которым намерения развивать хозяйственную деятельность приводят к неприемлемым для общества экологическим и связанным с ними социально-экономическим и даже политическим последствиям.
Изучение процесса выработки решений показало, что он совершенно не приспособлен к оценкам экологических параметров хозяйственной деятельности. Методика и практика формирования таких решений уже давно переживают острейший кризис, вызванный, в частности, и разрушением традиций, сложившихся в условиях плановой экономики и государственного заказа. Госстрой России, который ранее определял стратегию и тактику выработки решений в капитальном строительстве, в настоящее время не располагает ни информацией, ни соответствующим аппаратом и лишен возможности регулировать этот процесс.
Однако этот недостаток нельзя считать основной причиной возникших проблем. Немаловажную роль играет явное отставание нормативной базы проектирования от требований природоохранного и хозяйственного законодательства, предъявляемых к качеству, формам и содержанию предпроектной документации. То же относится к изменению форм собственности бывших государственных предприятий, появлению корпоративных и иностранных инвесторов, повышающим требования к охране окружающей среды. Присоединение России к международным договорам и конвенциям по охране окружающей среды и, прежде всего, к Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (1991 г.), делает необходимым как увеличение открытости экологической информации, так и ответственности за экологические последствия хозяйственной деятельности.
Глобальный характер экологических проблем Арктики заставил мировое сообщество разработать и принять ряд международных соглашений, которые играют большую роль в формировании политических инициатив, направленных на уменьшении ущерба, наносимого этому региону. К ним относятся и Международная конвенция 1973 г. о предотвращении загрязнения с судов, видоизмененная протоколом 1978 г. (MARPOL 73/78), и Конвенция о защите морской природной среды северо-восточной Атлантики 1992 года (ОСПАР), и др.
Предотвращение дальнейшего загрязнения Арктики и выполнение Россией международных обязательств возможно только одним путем - определением в принимаемых хозяйственных решениях важнейших экологических приоритетов, предполагающих исключение попыток федеральных властей ограничить полномочия субъектов федерации в вопросах охраны окружающей среды и природопользования, пересмотром федеральных природоохранных норм и требований, изменением структуры и ответственности региональных природоохранных органов управления и контроля, пересмотром отраслевых норм, бывших обязательными для исполнения, созданием локальных и отраслевых механизмов принятия и реализации решений.
Требуется новая модель выработки решений, в которой учитывался бы и опыт мирового сообщества.
Число субъектов процесса принятия решений должно быть увеличено. Наряду с интересами инициаторов хозяйственной деятельности должны учитываться интересы общественности, местного населения, других природопользователей. Специфические условия Арктики требуют включения в число таких субъектов коренного населения, международной общественности, лиц, представляющих интересы региона. При этом речь всегда должна идти о многоаспектных решениях.
Важнейшим условием обеспечения эффективности решений является организация их подготовки. Сейчас по традиции основное внимание уделяется этапу прединвестиционной разработки, документу "Обоснование инвестиций в строительстве". Этого недостаточно, особенно в связи с возможным дальнейшим изменением окружающей среды в арктическом регионе. Проблемы освоения Арктики - не только хозяйственные проблемы. Решение их с чисто утилитарных позиций ведет к обострению старых и возникновению новых экологических и социальных проблем.
Правильно выбрать и сформулировать решение можно только на основе стратегических предпроектных разработок (планов, программ, прогнозов) и экспертных оценок, в том числе планов развития отраслей промышленности, программ социально-экономического развития территорий, федеральных и целевых природоохранных программ, международных договоров и соглашений в области охраны окружающей среды и т.д.
Установить приоритетность той или иной проблемы и выбрать проблему, требующую неотложного решения, инициатору хозяйственной деятельности помогут экспертные оценки и обсуждение проблем с заинтересованными сторонами. Только по варианту, признанному всеми участниками обсуждения наиболее конструктивным, может быть сформирована концепция, обобщающая первоначальные представления о проблеме и вариантах ее решения и учитывающая результаты анализа экологической и социальной обстановки на территории, требования законодательства в регионе, федеральные и региональные программы структурной перестройки экономики, научно-технические, экологические комплексные программы и международные обязательства.
Для решений применительно к условиям Арктики крайне необходимо заранее определить климатические характеристики района строительства, гидрологические параметры водных объектов, состояние мерзлых грунтов, наличие экзогенных процессов, уровень существующего загрязнения и его возможные причины. Информация о существующих международных и иных обязательствах Российской Федерации особенно важна при разработке концепций развития морских нефтепромыслов, строительстве портов и терминалов, предприятий, в выбросах которых присутствуют парниковые газы, серосодержащие вещества, и т.д.
При проектировании любых хозяйственных объектов необходимо проводить полномасштабную оценку воздействия на окружающую среду, поскольку любое воздействие в Арктике рассматривается как трансграничное.
Соответствующая концепция должна основываться: на оценке существующей экологической ситуации и прогнозе ее изменений в результате реализации предлагаемого хозяйственного решения; на анализе финансовых, экономических и экологических условий и требований, необходимых для достижения желаемого результата (заключениях о таких условиях и требованиях); на знании международных обязательств Российской Федерации, относящихся к развитию хозяйственной деятельности в Арктике; на оценках способов решения проблем; на анализе экологических, социальных, экономических и иных последствий намечаемой деятельности.
Все альтернативные концепции непременно должны обсуждаться с заинтересованными сторонами, в том числе с общественностью; в случае необходимости должны привлекаться и международные эксперты. Открытые обсуждения предупреждают возможные конфликты, служат инструментом социального маркетинга, содействуют поиску партнеров в реализации инвестиционных проектов и формированию наиболее экологически сбалансированных решений в арктической зоне.


Литература
Бекетов Н.В. Проблемы хозяйственного развития и водообеспеченности урбанизированного ареала // Проблемы жизнеобеспечения больших промышленных городов. Межвузовск. науч.-практ. конф. (г. Набережные Челны, 2002 г.). Набережные Челны: Изд-во Камск. гос. политехн. ин-та, 2002. С. 157-159.
Бекетов Н.В. Экономическая политика развития топливно-энергетического комплекса региона. М.: ИНИОН РАН, 2002. 345 с.
Бекетов Н.В., Попов А.А. Циклическая динамика развития отраслевой структуры хозяйства Республики Саха (Якутия) // Арктика и Северный морской путь. Региональн. науч.-практ. конф.(п. Тикси, 24-25 августа 2000 г.). Якутск: Якут. филиал изд-ва СО РАН, 2001. С. 122-224.
Бекетов Н.В., Сергеева М.П. Условия жизнедеятельности населения в регионе предельного экологического равновесия // Ученые записки Якутского государственного университета. Якутск: Изд-во Якут. гос. ун-та, 1994. С. 115-122.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия