Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (25), 2008
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Государственно-частное партнерство в малом инновационном предпринимательстве
Стрельников А. Г.
аспирант Института проблем региональной экономики Российской академии наук (г. Санкт-Петербург)

Создание и развитие малого инновационного предприятия во многом определяется участием частного инвестора. Однако из-за относительно высокого коммерческого риска и нередко отдаленного срока окупаемости вложений частные инвесторы неохотно идут в инновационный бизнес.
Существование в экономике России барьеров, препятствующих инновационной деятельности малых предприятий, представляет серьезную научную проблему. Одним из способов преодоления этих барьеров является развитие механизма государственно-частного партнерства. Его суть состоит в согласовании интересов государства и бизнеса в доведении научных разработок, изобретений до стадии внедрения инноваций. Для успешной реализации данной задачи необходимо обеспечение согласованности интересов государства и бизнеса. В этом процессе интерес бизнеса состоит, прежде всего, в обеспечении возможности возврата венчурного капитала и получении эффективной прибыли на вложенный капитал. В свою очередь, интерес государства в России заключается не только в том, чтобы привлечь в инновационную сферу бизнес путем создания приемлемых для него экономических условий, но и в том, чтобы ориентировать малые инновационные предприятия на подъем технологического уровня приоритетных производств.
Главный инструмент решения этой проблемы находится в руках государства и заключается в предоставлении бизнесу определенных преференций для стимулирования его участия в деятельности малых инновационных предприятий. В настоящее время накоплен достаточно обширный мировой опыт стимулирования частных инвестиций в инновационный бизнес, при этом конкретные инструменты такого стимулирования различаются от страны к стране. В России механизм государственно-частного партнерства в этой сфере находится пока в стадии формирования и развития; несмотря на это, в настоящее время уже оформились два основных направления его развития, представленные мерами государственного регулирования, направленными на снижение риска частных инвестиций и мерами, ориентированными на сокращение срока окупаемости венчурного капитала.
1. Механизм снижения риска частных инвестиций
В рамках данного направления развития государственно-частного партнерства в экономике России решается задача разделения коммерческого риска между государством и частным инвестором на начальных стадиях инновационного цикла. Для реализации данной цели могут быть предприняты следующие меры государственного регулирования.
1.1. Финансирование инновационного бизнеса за счет средств бюджетного Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по следующим программам.
– «СТАРТ» («посевное» финансирование). В рамках этой программы авторы научной разработки за небольшие средства (до 750 тыс. руб.), предоставляемые им на безвозвратной основе, организуют малое инновационное предприятие, осуществляют разработку прототипа продукта, бизнес-плана и привлекают внешнего инвестора. Если внешний инвестор найден, программа софинансирования малого инновационного предприятия в случае необходимости может быть продолжена в течение второго и третьего года.
– «ТЕМП». В ходе реализации данной программы обеспечивается содействие малым инновационным предприятиям в освоении интеллектуальной собственности, приобретенной путем лицензионных соглашений с государственными научными учреждениями.
– «ПУСК». Данная программа предлагает финансирование инновационных проектов, выполняемых малыми инновационными предприятиями по разработкам и при кадровой поддержке университетов России.
– «Развитие». Эта программа предоставляет софинансирование малого инновационного предприятия в дополнение к его собственным средствам.
– «У.М.Н.И.К.». Программа ориентирована на стимулирование участия молодежи в инновационной деятельности путем организационной и финансовой поддержки инновационных проектов молодежи.
Из перечисленных программ наибольшей популярностью пользуется программа «СТАРТ», как уже зарекомендовавшая свою способность к решению проблем малого инновационного бизнеса, при ее поддержке финансируются сотни проектов, а, например, по программе «ТЕМП» – десятки. Остальные программы пока находятся в стадии становления и развития.
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере образуется за счет отчислений 1,5% от бюджетных средств на науку в стране. Опыт отбора проектов показывает, что средств фонда недостаточно. Немало проектов, имеющих коммерческую перспективу, не получает средств фонда на «посевное» финансирование.
1.2. Российский фонд фундаментальных исследований (бюджетный) с 2007 г. будет оказывать финансовую поддержку по доведению ранее полученных результатов фундаментальных исследований до лабораторного образца или прототипа, демонстрирующего ключевые преимущества новой технологии, изделия, материала.
Эта мера имеет особое значение для России, нуждающейся в условиях глобализации рынка в модернизации ряда производств на принципиально новой технологической базе.
К первому направлению – мерам государства по снижению риска для частных инвестиций – можно отнести и формирование Российской венчурной компании (Российского венчурного фонда) со 100-процентным государственным капиталом в размере 15 млрд руб. Предполагается, что такой «фонд фондов» будет финансировать региональные венчурные фонды с уставным капиталом от 1 до 3 млрд руб. При этом доля государства в создаваемых венчурных фондах будет варьироваться в пределах от 25 до 49%. Остальная часть создаваемых венчурных фондов будет образована за счет привлечения средств крупных инвестиционных компаний. Считается, что региональные венчурные фонды, созданные с использованием средств Российской венчурной компании, смогут обеспечить капиталом до 200 малых инновационных компаний.
Создание государственной Российской венчурной компании (Российского венчурного фонда) можно рассматривать как отечественный путь формирования венчурных фондов. В западных странах институциональные инвесторы (банки, страховые компании, пенсионные фонды, другие компании), а также физические лица предлагают имеющиеся у них свободные средства венчурному фонду, который через управляющую компанию вкладывает их в инновационные проекты. Инвесторы при этом рискуют: в случае неудачи они не могут предъявлять претензии венчурному фонду. В России формирование средств венчурных фондов и риск, связанный с их использованием по реализации инновационных проектов, в значительной мере берет на себя государство.
Тем не менее создание регионального венчурного фонда на базе Российской венчурной компании не полностью решает задачу стимулирования малого инновационного предпринимательства. Выделяемые государством миллионы рублей сами по себе не принесут успеха. Чтобы фонд «заработал» и обеспечил инвесторам хорошую прибыль, необходимо создать «инструмент» его управления, исключив какую-либо бюрократизацию. Прежде всего, его нужно обеспечить человеческим фактором – командой квалифицированных менеджеров по инновационным проектам. Во всем мире такие специалисты относятся к дефицитному виду трудовых ресурсов, и Россия здесь не исключение. Данная задача должна решаться на региональном уровне – необходимо сформировать команду профессионалов, специалистов-менеджеров по инновациям, найти которых не просто, и вооружить их необходимой идеологией.
Важно, чтобы специалисты управляющей компании пользовались доверием бизнеса. Об этом свидетельствует зарубежный опыт функционирования венчурных фондов, успех деятельности которых во многом определяется личными контактами и взаимным доверием участников реализации инновационного проекта: инвесторов и менеджеров управляющей компании. Поэтому принципиальное значение имеет удача первых инновационных проектов, финансируемых региональным венчурным фондом. Частный инвестор в немалой степени должен быть уверен в том, что его вложения вернутся к нему, а возможно, и дадут неплохую прибыль по сравнению с альтернативными областями вложения свободных средств.
Идеология менеджеров управляющей компании должна быть основана на принципах государственно-частного партнерства, т.е. она сводится не только к достижению прибыльности средств, вкладываемых в инновации, а быть направлена на соблюдение интересов государства, региона. Этот интерес может быть связан с технологическим подъемом отраслей промышленности, что в глобализирующейся экономике возможно лишь на основе внедрения инноваций, формируемых на базе фундаментальных исследований, доведенных до практической реализации большой промышленностью: крупными и средними предприятиями. Поэтому ответственным этапом деятельности управляющей компании является отбор инновационных проектов с фундаментальными свойствами и налаживание связей с крупными предприятиями. Реализовать принцип «обогнать не догоняя» в конкурентоспособности продукции, возможно лишь благодаря внедрению инноваций с сильной фундаментальной или продвинутой по сравнению с мировым уровнем прикладной научной компонентой.
Технология функционирования венчурного фонда предполагает периодическое формирование некоторого числа инновационных проектов для запуска их в производственное освоение через малые инновацаионные предприятия. Однако в условиях, когда научный задел дореформенного периода иссякает, суживается и возможность отбора значимых проектов. Конечно, не все они могут иметь фундаментальную научную компоненту, но к этому нужно стремиться и в этом направлении должен быть организован их поиск и отбор.
По сложившейся на Западе традиции, основной целью венчурного фонда является коммерциализация научных разработок и изобретений. В условиях России, из-за необходимости модернизации некоторых отраслей, важно привлекать к участию в сделке крупные предприятия, определяющие конкурентоспособность продукции отрасли. Таким образом, меры по организации малого инновационного предпринимательства имеют двойственную цель, состоящую в том, чтобы не только наладить коммерциализацию научных разработок, доведение их с участием частных инвестиций до новой высокотехнологичной продукции, реализуемой на рынке с достаточной для инвестора прибылью на вложенный капитал, но и участвовать в повышении технологического уровня предприятий и отраслей.
2. Сокращение срока окупаемости венчурного капитала
Данный вид участия государства в поддержке инновационного бизнеса реализуется в системе технико-внедренческих экономических зон. Они создаются в городах Санкт-Петербурге, Зеленограде (г. Москва), Дубне (Московская область), Томске. В них имеется мощный научный и инновационный потенциал по передовым направлениям научно-технического прогресса.
Так, в Санкт-Петербурге функционируют 329 научные организации, в том числе 49 институтов Российской академии наук, 2900 малых инновационных предприятий, 12 инновационно-технологических центров. Около 300 тыс. жителей города связано с деятельностью научных организаций. Санкт-Петербургская технико-внедренческая зона может быть специализирована на разработке и производстве программных продуктов, средств связи, радиоэлектронной аппаратуры, медицинской техники, аналитического приборостроения.
В Зеленограде (г. Москва) организован центр электроники, био- и медицинской техники, нанотехнологии, информационных технологий, телекоммуникаций. В Дубне (Московская область) основными направлениями деятельности зоны будут информационные и ядерно-физические технологии. В Томской зоне формируются три направления специализации: новые материалы и нанотехнологии, информационные технологии и электроника, медицина и биотехнология.
В процессе формирования технико-внедренческих зон, определения состава их резидентов будут конкретизированы предметные области научных разработок и опытного производства в русле установленных направлений. Функция резидентов зоны будет состоять в создании и реализации научно-технической продукции, доведении ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий.
Предпринимаемые государством меры по сокращению срока окупаемости венчурного капитала основаны на предоставлении льгот (косвенного финансирования) по налогообложению, другим выплатам, что снижает текущие затраты и уменьшает период окупаемости вложений. Так, в Санкт-Петербургской технико-внедренческой зоне предусмотрено снижение ставки единого социального налога с 26% до 14% на весь период функционирования зоны (20 лет). Планируется также освобождение от уплаты налога на имущество организаций (2,2%), земельного налога (1,5%) и транспортного налога в течение 5 лет, понижение ставки налога на прибыль с 24% до 20% (федеральная часть налога составит 6,5%, а региональная 13,5%). На территории устанавливается режим «свободной таможенной зоны».
Технико-внедренческая экономическая зона может рассматриваться как источник технического обновления производственного аппарата промышленности. Кроме того, технико-внедренческие зоны будут играть значительную роль в преодолении негативной ситуации, при которой львиная доля дохода от использования российского научно-технологического потенциала достается западным фирмам, организующим выпуск новой продукции с применением российских технологий под своим брендом. Кроме того, технико-внедренческие зоны предоставляют комплекс благоприятных условий для организации сотрудничества научных организаций и производственных предприятий.
Освобождая резидентов зоны, и в их числе малые инновационные предприятия от ряда платежей, государство и его региональные власти заинтересованы в том, чтобы продукция зоны участвовала в повышении уровня инновационности отечественных предприятий, развитии производства на новом технологическом уровне.
Поэтому роль управляющей компании зоны в осуществлении работы по отбору резидентов с прорывными инновационными проектами, имеющим связи с крупными и средними предприятиями по трансферу им опытных партий, представляется ключевой.
Технико-внедренческая особая экономическая зона должна стать полигоном формирования тенденции постепенного становления инновационной экономики. Ее основной функцией можно считать освоение созданных в зоне образцов новой продукции крупными и средними предприятиями и обеспечение повышения технологического уровня производства. Технико-внедренческие экономические зоны не должны стать своего рода заурядным «оффшором» по предоставлению льгот, а призваны быть фактором движения в направлении становления в регионе инновационной экономики.
Поэтому линейная модель представления технико-внедренческой экономической зоны: вложение капитала – стимулы – прибыль некорректна. Чтобы реализовать преимущества зоны, нужно исходить из того, что технико-внедренческая зона – это сложное явление, требующее особого подхода в соблюдении интересов государства, региона, бизнеса.
3. Ключевые задачи развития технико-внедренческих зон
К числу первостепенных задач относится формирование ориентации участников технико-внедренческих зон на создание прорывных, «закрывающих» технологий, обеспечивающих достойное присутствие отечественных компаний на мировом рынке. Чтобы этого достигнуть, нужно обладать технологиями и производством продуктов с сильной фундаментальной компонентой. Решение этой задачи должно стать основной идеей создания технико-внедренческих экономических зон, в которых доводились бы до стадии производства готовой продукции изобретения, результаты академической, вузовской науки, инициативные разработки отраслевых научно-исследовательских институтов, существенно опережающие мировой научный уровень. Эта характеристика должна входить в число признаков отбора резидентов технико-внедренческих экономических зон.
Кроме того, необходимо наладить устойчивый трансфер созданных в зоне образцов новой продукции в большую промышленность, способствовать тем самым повышению технологического уровня производства в регионе. Существующая на сегодняшний день неэффективность этого процесса объясняется слабым вовлечением в него промышленности. Поэтому основным и решающим в осуществлении инновационного прорыва промышленности России является не просто развитие самостоятельной отрасли хозяйствования, основанной на получении прибыли от вложения капитала в доведение инновационных проектов до стадии производства опытных партий новой продукции. Задача должна решаться более масштабно, в русле создания источника технологической базы обновления производственного аппарата промышленности, перехода ее на инновационный путь развития. Суть технико-внедренческой зоны состоит не только в том, чтобы обеспечить ее рентабельность путем поставок опытных партий новой продукции, например, зарубежным фирмам, но и в том, чтобы активно участвовать в технологическом подъеме предприятий. Уже на стадии формирования зоны важно предусмотреть и организовать сотрудничество академической и вузовской науки с производственными предприятиями под патронатом региона в области исследований, разработки и выпуска новых продуктов, технологий, услуг с конкурентоспособностью мирового уровня.
В процессе создания технологической цепочки от научных достижений до производственного их освоения требуется разработать варианты возможного трансфера опытных партий продукции зоны в серийное производство предприятий. Элементами подобной цепочки могут стать совместное предприятие, созданное малым инновационным и крупным предприятием, или участие последнего в качестве стратегического партнера малого предприятия зоны. Отметим, что в России решение этой задачи затрудняется в связи с недостатком конкурентного давления мирового рынка и нехваткой средств, необходимых для приобретения и внедрения новшеств или развертывания у себя инновационной деятельности.
Технико-экономические внедренческие зоны могут дать импульс развитию малого инновационного предпринимательства, а опыт малых инновационных предприятий свидетельствует о том, что успех их деятельности, в первую очередь, зависит от того, насколько они сотрудничают с крупными и средними предприятиями, функционируют в сферах их интересов.
Развитие механизма государственно-частного партнерства в сфере малого инновационного предпринимательства в технико-экономических внедренческих зонах является важнейшим направлением активизации инновационной деятельности с ориентацией ее на технологический подъем отраслей экономики.
Еще одна задача формирования технико-экономических внедренческих зон состоит в кадровом обеспечении новых высокотехнологичных производств. Известно, что повысить активность в области исследований и инноваций можно только тогда, когда имеются необходимые квалифицированные кадры. Поэтому будут использоваться формы софинансирования программ подготовки специалистов для работы на высокотехнологичном оборудовании, подготовки кадров для новых высокотехнологичных предприятий. Намечается поддержка программы сотрудничества промышленности с университетами, в том числе создание филиалов кафедр вузов на предприятиях, межвузовских кафедр для дефицитных специальностей, базовых кафедр, центров переподготовки специалистов. Кроме того, будет создаваться максимально привлекательная среда для высококлассных исследователей и стимулироваться карьерный рост молодых исследователей в области научно-инновационной деятельности. Осуществление прорыва в выпуске высокотехнологичной продукции путем формирования технико-внедренческих зон ведет к созданию нескольких тысяч высокооплачиваемых рабочих мест и условий для прекращения утечки умов из страны.
В заключение отметим, что значимый подъем технологического уровня производства может быть достигнут не за счет фрагментарных мер, а путем целенаправленного масштабного наступления по всем направлениям развития малого инновационного бизнеса.

Литература
1. Берр Д. Технопарки: организация и управление. Пер. с анг. Под ред. В.Е. Шукшунова. – М., 1997.
2. Васильева Т.Н. Технопарки, технополисы, наукограды. – М., 2005.
3. Высоцкий Л.Л. Источники и схемы поддержки инновационных процессов. – Новосибирск, 1998.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия