Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (25), 2008
ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Новоселова Н. Н.
доцент кафедры экономики и управления филиала Северо-Кавказского государственного технического университета (г. Кисловодск),
кандидат экономических наук


Условия формирования инфраструктуры АПК в России

Эффективность мер ценового регулирования зависит от наличия инфраструктуры продовольственного рынка, развитие которой сдерживается недостатком финансовых ресурсов, самоустранением государства от структурных преобразований, отсутствием межрегиональной политики и целым рядом других причин. При этом следует учитывать критерий конкурентоспособности, который обладает рядом базовых и обеспечивающих признаков [3].
К базовым признакам конкурентоспособности относятся природные богатства, научный потенциал и использование достижений технического прогресса. Наличие этих факторов определяют общий уровень технико-технологического обеспечения хозяйствования в определенном регионе, степень интеллекта жителей данной территории.
К обеспечивающим признакам конкурентоспособности региона относят систему хозяйствования: эффективность управления экономикой, скорость и простота протекания экономических, финансовых и товарных процессов. Сюда относится весь процесс формирования и осуществления хозяйственного механизма, который включает в себя не только экономические факторы, но и политическую, и социальную составляющую. Обеспечивающим признаком конкурентоспособности является ее институциональный характер, а именно, наличие различного рода региональных инфраструктур: от производственной до рыночной. Обеспеченность региона инфраструктурами означает превращение его в реальный конкурентоспособный субъект, что позволит реализоваться ему через конкурентные преимущества перед другими регионами. Институциональная составляющая конкурентоспособности региона необходима для упорядочения взаимоотношений между хозяйствующими субъектами региона и эффективного использования базовых составляющих этой конкурентоспособности.
Базовые и обеспечивающие характеристики конкурентоспособности постоянно взаимодействуют, создавая синергетический эффект осуществления этих характеристик в реальной действительности. Институциональная характеристика конкурентоспособности региона оформляет названное выше взаимодействие ее базовых и обеспечивающих признаков. Одновременно чрезмерная развитость институциональной составляющей конкурентоспособности региона несет в себе угрозу самодостаточности функционирования, независимости от того, реализуется конкурентоспособность региона или нет. Иначе говоря, институциональная составляющая конкурентоспособности региона представляет собой форму взаимодействия названных выше признаков конкурентоспособности.
Содержание конкурентоспособности представляет собой совокупность базовых и обеспечивающих признаков и оформление их взаимодействия в виде институциональной характеристики. Можно сказать, что конкурентоспособность региона отражает эффективность взаимодействия системы производительных сил определенной территории, хозяйственных отношений и институциональной формы протекания названных процессов, осуществляющихся как синергетический эффект такого взаимодействия.
Инфраструктура продовольственного рынка включает производственную, торговую, банковскую, страховую, транспортную и другие составляющие. Рассмотрим формирование и регулирование производственной и торговой инфраструктур как наиболее экономически и технологически связанных друг с другом. Производственная составляющая состоит из предприятий, производящих сельскохозяйственное сырье, продукты переработки и готовую пищевую продукцию. Хаотичное развитие производственной инфраструктуры привело в последние годы к возникновению мини-производств, составляющих основу теневого рынка. Наряду с этим крупные товаропроизводители снизили объемы выпуска продукции и уступили традиционные рынки сбыта мелким производителям.
Для приведения производственной инфраструктуры в состояние устойчивого развития, кроме мер ценового и кредитно-финансового регулирования, необходимо провести сертификацию и лицензирование производств, выпускающих продукты питания. Важно провести инвентаризацию производственных мощностей и разработать мероприятия, стимулирующие или ограничивающие инвестиционную активность в производстве различных групп продовольствия; отменить конкурсные торги для поставки продовольствия спецпотребителям, закрепив ее за крупными перерабатывающими предприятиями (госагентами) на постоянной основе. Назрела необходимость осуществлять квалификационный отбор по показателям, утвержденным правительством, что будет способствовать созданию вертикально-интегрированных структур с участием сельскохозяйственных, пищевых и перерабатывающих организаций, крупных оптовых предприятий торговли, банковских страховых структур.
Торговая инфраструктура состоит из оптового и розничного звеньев. Основные задачи государственного регулирования торговли связаны с формированием конкурентной среды, поддержкой отечественного производителя, защитой прав и соблюдением интересов потребителей. Важным моментом остается стимулирование обновления технологии торгового процесса, развитие нормативно-правовой базы, поддержание товаропотоков для обеспечения государственных нужд.
Другой составляющей инфраструктуры продовольственного рынка является общественное питание. Оно претерпело наиболее существенные изменения в ходе реформирования экономики. Серьезным деформациям подверглась система предоставления горячего питания на производственных предприятиях и в учебных заведениях. Существует тенденция к свертыванию лечебно-профилактического питания для некоторых категорий работающих, обостряется санитарно-эпидемиологическая обстановка на предприятиях.
Регулирование деятельности предприятий общественного питания должно происходить как на федеральном, так и на региональном уровнях. Оно предполагает приоритетное развитие общедоступной отечественной сети предприятий общественного питания, включая так называемое «быстрое питание», ориентированное на различные группы потребителей, а также восстановление и расширение сети социально-ориентированных предприятий. Следует более активно осуществлять бюджетное финансирование проектов по следующим направлениям:
– Использование бюджетных средств на поддержание высокого уровня расходов населения и государственных организаций на приобретение продуктов питания при соразмерном сокращении части прямых субвенций и субсидий непосредственным потребителям и производителям.
– Выделение средств на социальное обустройство села посредством предоставления работникам дополнительных средств для строительства современного жилья собственными силами.
– Финансирование развития промышленной и транспортной инфраструктур агропромышленного комплекса путем выделения бюджетных средств непосредственным производителям под целевое использование. Зернопроизводители, учитывая, что основные потери зерна происходят при вывозе урожая с полей и при его перевалке на обработку, смогут более рационально построить дороги и перерабатывающие мощности, чем сторонние специализированные организации. Эффект от предотвращения потерь зерна сравним с полуторным увеличением его производства.
– Создание гарантийной системы финансовой инфраструктуры на селе. В эту систему целесообразно включить кредитные и страховые институты с государственным участием, что будет способствовать финансовой самодостаточности сельских товаропроизводителей и сможет существенно диверсифицировать занятость на селе.
– Разработка и создание единой общегосударственной информационной системы о ценах по сделкам на сельхозпродукты, продукты питания и товары, предназначенные для сельского хозяйства, с обеспечением бесплатного доступа к ней всех состоящих на налоговом учете сельхозтоваропроизводителей. Это будет весомый вклад государства в непосредственное создание условий для принятия более рациональных управленческих решений на всех уровнях.
Важные шаги по формированию информационной инфраструктуры для села предусмотрены статьей 17 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» – Система государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства [1].
Данная статья предусматривает целый комплекс мероприятий.
Во-первых, создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства и обеспечение ее функционирования осуществляется федеральным органом исполнительной власти. Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во-вторых, к системе государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства относится информация о состоянии и тенденциях его развития. Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства осуществляются федеральными органами исполнительной власти, а также функции по формированию официальной статистической информации, функции по контролю и надзору в области таможенного дела, уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В-третьих, создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, которая в обязательном порядке включает следующую информацию:
1) о реализации федеральных и отраслевых целевых программ;
2) о состоянии развития отраслей растениеводства и животноводства;
3) о количестве и состоянии сельскохозяйственной техники, поступлении топлива и об энергопотреблении;
4) о химизации и мелиорации земель в сельском хозяйстве;
5) о мониторинге земель сельскохозяйственного назначения;
6) о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных организаций;
7) о фитосанитарном и эпизоотическом состоянии территории Российской Федерации и проводимых мероприятиях по выявлению, ликвидации и предупреждению распространения болезней животных и растений, возбудителей заразных болезней животных, вредителей растений;
8) о численности и штате работников сельскохозяйственных организаций;
9) о состоянии пищевой и перерабатывающей промышленности;
10) о состоянии ресурсов охотничьих угодий и об их использовании;
11) о результатах проведения на рынках проверок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Осуществление мониторинга цен на основные продовольственные товары и материально-технические ресурсы, приобретаемые сельскохозяйственными организациями.
В-четвертых, раскрытие информации не реже чем раз в квартал на официальном сайте федерального органа исполнительной власти:
1) о решениях, принятых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства;
2) об издании федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления государственной поддержки развития сельского хозяйства;
3) об уровне таможенных пошлин, объеме тарифных квот и их применении, объеме импорта и экспорта основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
4) о прогнозных и фактических показателях производства основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в целом и в субъектах РФ;
5) о средней цене на реализованные сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, на приобретенную ими промышленную продукцию и о цене на отдельные продовольственные товары;
6) об обобщении результатов Всероссийской сельскохозяйственной переписи на региональном уровне;
7) о состоянии федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции на конец года и по результатам проведения государственных закупочных и товарных интервенций;
8) об объеме запасов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на конец года в целом по РФ;
9) о проведении тендеров на поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд;
10) о выработке государственной политики и нормативно-правовом регулировании в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства.
В-пятых, информация, указанная в рассматриваемой статье, предоставляется бесплатно, а всем заинтересованным лицам гарантируются равные условия доступа к ней.
Важной составляющей является создание социальной структуры на селе. Примечательно, что на селе практически нет среднего класса (в современном мире это основная масса управленцев). По данным института социологии РАН основная часть российского среднего класса занята в госсекторе. Не более 20% занято в электроэнергетике, на транспорте и в строительстве; около 16% в образовании, в армии и правоохранительных органах – около 13%, в торговле 11%. В сельском хозяйстве всего один процент. Относительно доли среднего класса в сельском хозяйстве налицо явное смещение в сторону более низкодоходных групп населения.
Для завершения институциональных преобразований в аграрном секторе России необходимо осуществление следующих мер:
– приведение организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий в соответствие с гражданским законодательством Российской Федерации: создание условий для концентрации сельскохозяйственных земель и капитала у наиболее эффективных пользователей; развитие законодательства по холдингам в аграрном секторе;
– решение проблемы по финансированию сельской социальной инфраструктуры и освобождение сельскохозяйственных предприятий от такого рода затрат;
– обеспечение прав собственников земельных участков, развитие аренды и залога сельскохозяйственной земли; принятие законодательства, регулирующего эффективный земельный оборот;
– государственная поддержка развития информационной системы в АПК, позволяющей эффективно собирать, обрабатывать и распространять данные о состоянии сектора, агропродовольственных рынков, положении сельского населения и т.д.;
– разработка нормативно-правовых документов, определяющих особенности банкротства сельскохозяйственных предприятий и ферм, передачи их сельскохозяйственных угодий и других ресурсов более эффективным пользователям;
– формирование единой аграрной политики по отношению ко всем производителям сельхозпродукции; поддержка сельскохозяйственных производителей на основе формирования государственных программ, ориентированных не на отдельные организационно-правовые формы, а на производителей определенных размеров;
– разработка федеральных и региональных программ развития сельской местности, нацеленных на формирование альтернативной занятости; введение упрощенных процедур регистрации малого предпринимательства и получения кредита;
– государственная поддержка кооперации семейных хозяйств в области сбыта, снабжения, переработки и т.п.
Действенная политика в области формирования перспективной инфраструктуры зернового рынка означает эффективное приоритетное регулирования этого рынка в условиях усиления региональной составляющей экономической политики государства. На этом основании становится возможным решение экономических и организационно-управленческих проблем зернопроизводящих и зерноперерабатывающих предприятий Юга России [4], что положительным образом скажется на формировании прогрессивных тенденций развития российского агропромышленного комплекса.
Благодаря повышению эффективности функционирования зернового рынка сложатся условия для укрепления зерновой независимости и продовольственной безопасности страны и ее регионов [2]. Соответственно, начнут формироваться основы устойчивости и социально-экономической сбалансированности региональной экономики в современных российских условиях.


Литература
1. Федеральный Закон от 29 декабря 2006г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
2. Безопасность России (правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты). Продовольственная безопасность. В 2-х ч./А.В. Гордеев, О.А. Масленникова, А.Х. Заверюха, Е.В. Ульянов и др. – М.: МГФ «Знание», 2001.
3. Нехорошева В.И Конкурентоспособность зерновой отрасли: проблемы, перспективы //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2007. – № 2.
4. Ушачев И. Зерновому подкомплексу – приоритетное развитие //АПК: экономика и управление. – 2005. – № 8.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия