Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Минязев М. Р.
аспирант Тюменского государственного университета

Особенности формирования и реализации региональных инвестиционных проектов: проблемы и перспективы

Региональные инвестиционные проекты выступают одним из эффективных инструментов реализации региональной инвестиционной политики. Под региональной инвестиционной политикой следует понимать деятельность государственных органов управления, негосударственных структур, реализующих систему мер и механизмов, обеспечивающих стимулирование инвестиционной активности, формирование благоприятного инвестиционного климата и эффективное использование инвестиционных ресурсов в регионе.
Анализ научных публикаций по проблеме формирования инвестиционной политики позволяет сформулировать ряд основных направлений реализации инвестиционной политики на региональном уровне:
– формирование благоприятного инвестиционного климата;
– поиск источников финансирования структурных преобразований;
– повышение роли собственных источников финансирования предприятиями инвестиционных проектов;
– усиление контроля со стороны региональных властей за целевым использованием средств из регионального бюджета, направляемых на инвестирование; снижение инвестиционных рисков;
– проведение инвестиционной политики с учетом специфических условий, а также стремление регионов использовать свои сравнительные преимущества для привлечения как отечественных, так и иностранных инвесторов.
Использование вышеназванных инструментов, на наш взгляд, позволит сформировать благоприятный инвестиционный климат и реализовать инвестиционную политику, направленную на поиск наиболее эффективных источников финансирования, на поддержку предприятий и максимальное использование производственного, природного и научного потенциала.
Большое значение имеет проблема формирования инвестиционных ресурсов как на региональном, так и на местном уровне. Основными источниками формирования региональных инвестиционных проектов могут быть:
1. собственные средства региональных бюджетов;
2. средства предприятий;
3. федеральный бюджет;
4. прямые частные иностранные инвестиции;
5. долгосрочные кредиты российских коммерческих банков.
Данные источники финансирования предопределяют структуру региональных инвестиционных проектов и эффективность решения инновационных задач региональной экономики. В современных условиях внебюджетные источники инвестиций невелики и требуется переход на реальное использование форм и механизмов концентрации этих ресурсов, широко применяемых в мировой практике.
С целью разработки механизмов, позволяющих управлять формированием и реализацией региональных инвестиционных проектов, рассмотрим подходы к их классификации.
Исходя из основных сфер деятельности, в которых осуществляется проект, определяется тип проекта: экономический, социальный, технический, технологический, организационный, смешанный.
По составу и структуре проекта и его предметной области определяется класс проекта:
– монопроект – отдельный проект различного типа, вида и масштаба;
– мультипроект – комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения корпоративного управления;
– мегапроект – целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов.
По объемам финансирования, количеству участников и степени влияния на окружающее пространство выделяется размер проекта:
– крупные (более 10 млн долл. США, существенно повышающие занятость и доходы в бюджет);
– средние (до 10 млн долл. США);
– малые (до 2 млн долл. США, направленные на решение проблем муниципального характера и хозяйствующих субъектов).
По продолжительности периода реализации проекта выделяется длительность проекта: краткосрочные – до 3-х лет; среднесрочные – от 3-х до 5-ти лет; долгосрочные – свыше 5-ти лет.
По степени сложности: простые, сложные, очень сложные.
По характеру предметной области проекта выделяется вид проекта: инвестиционный, инновационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный, смешанный.
Главная цель инвестиционного проекта – создание или реновация основных фондов, а инновационного проекта – разработка и применение новых технологий, ноу-хау и других нововведений.
Кроме того, целесообразно выделить основные признаки проекта, а именно: изменение системы или предметной области реализации проекта; ограниченность цели проекта во времени; ограниченность продолжительности проекта по времени; наличие бюджета; ограниченность требуемых ресурсов; неповторимость; новизна; комплексность; правовое и организационное обеспечение; разграничения от других проектов или предприятий.
Для реализации инвестиционных проектов необходимо развитие соответствующей инфраструктуры инвестиционной сферы региона.
Инфраструктура инвестиционной сферы региона должна быть ориентирована на то, чтобы привлеченные финансовые ресурсы были своевременно инвестированы в соответствующие проекты. Невыполнение данного условия, как показывает опыт, может привести к экономическому спаду.
Инфраструктура формирования и реализации региональных инвестиционных проектов может выглядеть следующим образом. Создается уполномоченный Региональный орган по разработке и экспертизе инвестиционных проектов, который будет концентрировать весь инвестиционный потенциал региона. Комиссия при Правительстве региона по инвестициям будет заниматься координацией деятельности с органами государственной власти (к примеру, по отбору инвестиционных проектов). В целях финансирования и реализации конкретного инвестиционного проекта, прошедшего предварительные стадии рассмотрения в вышеперечисленных органах, определяется Региональный уполномоченный банк из числа существующих. Региональный информационный центр возьмет на себя важнейшие функции по обеспечению потенциальных отечественных и зарубежных инвесторов информацией о регионе; по распространению государственной общедоступной информации в области инвестиционного законодательства, о формах государственной поддержки, если такая имеется, а также о реестрах инвесторов и реализуемых инвестиционных проектах. Создание Регионального фонда развития или поддержки, который может осуществлять долевое финансирование инвестиционных программ и проектов, должно стать гарантом перед иностранными и отечественными инвесторами. Источники формирования Регионального фонда могут быть различными: бюджет, сбережения населения, внебюджетные источники, средства от реализации недвижимого имущества региона, аренды земельных участков, а также собственных средств предприятий и организаций. Региональная страховая компания, уполномоченная из числа существующих, будет продвигать различные страховые программы по обеспечению сохранности инвестиционных вложений.
Более конкретно механизм поддержки региональных инвестиционных проектов со стороны региональных органов управления может выглядеть следующим образом.
Сначала целесообразно создание в администрациях субъектов Российской Федерации самоокупаемых агентств (или иных структур), формирующих и проводящих в жизнь региональную инвестиционную политику.
Основными функциями данных агентств являются:
– информационное, консалтинговое, экспертное, организационное обеспечение участников рынка региональных инвестиционных проектов, включая регистрационные и разрешительные процедуры;
– координация действий участников проекта (областные и муниципальные подразделения по управлению государственной собственностью, коммунальные, телекоммуникационные службы, отделы регистрации предприятий, экспертные организации, местные банки, торгово-промышленные палаты, организации, оказывающие транспортные, рекламные и прочие услуги, субконтракторы, физические лица);
– контроль за исполнением региональных инвестиционных проектов с бюджетным и смешанным финансированием.
Создание такого единого координирующего органа, формирующего региональную инвестиционную политику, позволяет увеличить приток инвестиций, повысить инвестиционную привлекательность территорий.
В свою очередь, в администрациях федеральных округов необходимо создавать комиссии по инвестиционной политике, в функции которых должно входить обеспечение координации деятельности региональных агентств в сфере формирования и реализации инвестиционных проектов.
Задачу финансовой поддержки проекта можно решить путем выделения в расходной части регионального бюджета специальной строки: «средства на поддержку инвестиционных проектов». Данные средства должны выделяться на конкурсной основе для реализации региональных инвестиционных проектов хорошо зарекомендовавшим себя инвесторам. Мерилом деятельности таких организаций должна стать эффективность инвестиционных проектов в регионе.
Наконец, должен существовать набор инструментов формирования и реализации региональных инвестиционных проектов и информированности населения: публичная отчетность компаний и администраций регионов, участвующих в реализации инвестиционных проектов, финансируемых из государственного бюджета; отчет администраций регионов и муниципальных образований перед населением об изменениях рейтингов инвестиционной привлекательности территории, информация обо всех проведенных региональных инвестиционных проектах и бизнес-структурах, их осуществлявших.
Особенности формирования и реализации инвестиционных проектов в Тюменской области
Тюменская область – один из наиболее успешных регионов в формировании и реализации инвестиционных проектов и проведении инвестиционной политики. Правительство Тюменской области основной целью в данном направлении определяет:
– обеспечение устойчивого роста инвестиций в реальный сектор экономики;
– создание экономических, правовых и организационных условий для инвестиционной деятельности, обеспечивающих устойчивую динамику экономического развития региона и решение социально-экономических задач.
Основные социально-экономические задачи инвестиционной политики на современном этапе:
1. создание благоприятного и стабильного инвестиционного климата в регионе;
2. содействие инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов;
3. осуществление государственной поддержки инвестиционных проектов Тюменской области.
Для решения поставленных задач разработана областная целевая программа «Развитие инвестиционной и внешнеэкономической деятельности Тюменской области на 2006–2008 годы». Действующие нормативные документы регулируют инвестиционную деятельность в регионе, определяют условия и формы государственной поддержки. Наиболее значимыми из них являются Законы Тюменской области: «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тюменской области» № 159 от 08.07.2003 г., «О льготном налогообложении в Тюменской области» № 33 от 15.04.1996 г., «О предоставлении налоговых льгот на 2007 год отдельным категориям налогоплательщиков» № 504 от 10.11.2006 г.1. Кроме того, приняты и успешно реализуются областные целевые программы: «Основные направления развития промышленности и лесного хозяйства», «Основные направления развития малого предпринимательства».
Перед Правительством Тюменской области стоит задача диверсификации экономики и привлечения инвестиций не только в предприятия топливно-энергетического комплекса, но и в предприятия других отраслей экономики, действующих на территории области, – машиностроение, металлообработка, деревообрабатывающая промышленность, химическая, легкая и пищевая промышленность, сельское хозяйство, производство строительных материалов.
Проводя эффективную инвестиционную политику, Правительство Тюменской области рассчитывает на рост объемов отечественного и иностранного капитала в регионе.
Как уже было упомянуто выше, Правительство Тюменской области проводит политику поддержки инвестиционной активности, предоставляя держателям инвестиционных проектов Тюменской области различные преференции:
1. установление льготного порядка налогообложения в пределах сумм, зачисляемых в областной бюджет;
2. предоставление бюджетных кредитов за счет средств областного бюджета;
3. предоставление инвестиционных налоговых кредитов;
4. предоставление субвенций и субсидий за счет средств областного бюджета;
5. предоставление инвестиций, осуществляемых за счет средств областного бюджета и (или) имущества, являющегося собственностью Тюменской области (далее – государственные инвестиции);
6. организационное содействие при процедуре предоставления земельных участков и других объектов недвижимости, находящихся в собственности области;
7. предоставление государственных гарантий Тюменской области, которые могут предоставляться в качестве обеспечения обязательств держателей инвестиционных проектов Тюменской области по возврату заемных денежных средств, привлекаемых для осуществления инвестиционной деятельности.
Чтобы получить статус держателя инвестиционных проектов Тюменской области, необходимо пройти определенную процедуру, которую лучше всего описать схематически (рис. 1).
Рис. 1. Процедура принятия решения о государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тюменской области
После получения статуса держателя инвестиционного проекта Тюменской области происходит заключение инвестиционного соглашения и получение одной из форм государственной поддержки. Такая процедура формирования и реализации инвестиционных проектов позволила увеличить объем привлекаемых инвестиций в экономику Тюменской области с 2000 г. по 2005 г. в 2,6 раза. В 2006 г. объем инвестиций в основной капитал превысил 60 млрд руб., а в 2007 г. составил около 90 млрд руб. При этом следует отметить, что основной объем средств инвестируется частными компаниями. Бюджетные средства направляются на стимулирование и поддержку инновационной, производственной и инженерной инфраструктуры, развитие и укрепление материальной базы социальной сферы. В целом наблюдается положительная динамика инвестиций в основной капитал, что наглядно показано на рис. 2. В период 2008–2009 гг. ежегодный рост инвестиций в среднем ожидается в объеме 10–12 процентов.
Важно отметить, что хотя в Российской Федерации ключевую роль в общих источниках финансирования инвестиций играли и до сих пор играют собственные средства (порядка 60% всех капиталовложений), то в Тюменской области ключевую роль стали играть привлеченные средства, доля которых увеличилась с 51% в 2003 г. до 73% в 2005 г.
Рис. 2. Динамика инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, млрд руб.
Причем среди привлеченных источников финансирования наблюдается преобладающая доля бюджетных средств, что наглядно показано на рис. 3.
Рис. 3. Динамика инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций по источнику финансирования – привлеченные средства
Из крупномасштабных вложений целесообразно отметить два проекта. В обоих случаях держателям предоставлена льгота по уплате налога на прибыль организаций и освобождение от налога на имущество организаций. Во-первых, инвестиционный проект «Обеспечение развития нефтедобывающего комплекса в Тюменской области путем вовлечения в разработку трудноизвлекаемых запасов на истощенных месторождениях Тюменской области, запасов углеводородов в Уватском районе и внедрения новых технологий», который реализуется группой компаний «ТНК-ВР». По итогам реализации проекта объем добычи нефти за первое полугодие 2007 г. составил 23764,62 тыс. т, численность работников списочного состава за первое полугодие 2007 г. составила 448 человек.
Во-вторых, инвестиционный проект «Организация производства оборудования и комплектующих для нефтедобычи, развитие научно-методической, учебной и технологической инфраструктуры нефтедобывающего комплекса в Тюменской области», который реализуется ООО «Технологическая компания «Шлюмберже». По итогам реализации проекта произведено продукции на сумму 483 млн руб., численность работников составила 340 человек.
В заключение можно сказать, что реализация региональных инвестиционных проектов, ориентированная на рыночные отношения, может полноценно осуществляться при условии:
– участия государства, объединяющего интересы инвесторов, заемщиков и населения, которое в конечном итоге должно получить ожидаемую экономическую стабильность и возможность решения насущных социальных проблем;
– умения правильным образом определить координирующие функции государственных органов власти в формировании и реализации инвестиционной политики;
– развития механизмов поддержки социально-значимых региональных инвестиционных проектов со стороны региональных органов управления.


Литература
1. Батчаев А.Р., Климов С.М., Ходачек А.М. Государственное регулирование региональной экономики. – М.: Олимп Бизнес, 2005.
2. Данные официального сайта Правительства Тюменской области //http://www.admtyumen.ru/.
3. Закон Тюменской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тюменской области» № 159 от 08.07.2003 г.
4. Закон Тюменской области «О льготном налогообложении в Тюменской области» № 33 от 15.04.1996 г.
5. Закон Тюменской области «О предоставлении налоговых льгот на 2007 год отдельным категориям налогоплательщиков» № 504 от 10.11.2006 г.
6. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие /Под ред. Л.Н. Оголевой. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 238 с.
7. Информационный проект Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области «Инвестиционный паспорт Тюменской области» //www.investintyumen.ru.
8. Информация Правительства Тюменской области о реализации Закона Тюменской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тюменской области» (представлена в областную Думу Вице-губернатором Тюменской области С.М. Сарычевым 31.10.2007).
9. Информация Правительства Тюменской области о реализации Закона Тюменской области «О предоставлении налоговых льгот на 2007 год отдельным категориям налогоплательщиков» (представлена в областную Думу Вице-губернатором Тюменской области С.М. Сарычевым 31.10.2007).
10. Кортов С.В. Процессный подход к управлению инновационной деятельностью на территории // Инновации. – 2004. – N 5. – С. 15–19.
11. Областная целевая программа «Основные направления развития малого предпринимательства».
12. Областная целевая программа «Основные направления развития промышленности и лесного хозяйства».
13. Областная целевая программа «Развитие инвестиционной и внешнеэкономической деятельности Тюменской области на 2006–2008 годы».
14. «Региональная инвестиционная политика Тюменской области на 2007 год» // http://www.investintyumen.ru/.
15. Региональная экономика: инвестиции, финансовые вложения и экономический рост /Под ред. И.А. Лиман. – Тюмень: Изд-во Тюменского госуниверситета, 2007. – 336 с.
16. Стратегия развития Тюменской области до 2020 г.: основные положения. //http://www.investintyumen.ru/.
17. Указ Президента Российской Федерации от 25.01.95г. «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства Российской Федерации».
18. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» – М: Изд-во «Ось-89», 1999. – 16 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия